Учебно — методическое пособие Проектная задача как новая форма учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка

Проектная задача как новая форма учебной деятельности младших школьников.
Актуальная ситуация и её осмысление. В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:
исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью,
развивали бы каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами.
Анализируя свою деятельность, педагоги начальных классов часто сталкиваются с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
неспособность учащихся внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями;
неумение пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно- практической ситуации
Нельзя не учитывать и тот факт, что очень часто учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, направленных на формирование умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где бы они погружались в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Таким образом, урок перестает быть основной формой организации учебного процесса в школе.
Для реализации поставленной цели учителю необходимо:
Изучить теорию по проектным задачам.
Определить отличительные особенности проектной задачи.
Определить место проектной задачи в календарно - тематическом планировании.
Разработать технологические шаги по решению проектной задачи.
Разработать контрольно-оценочные инструменты для решения проектной задачи.
Конструирование деятельности учителя по освоению технологии проектной задачи





Учебно-методическое пособие «Проектная задача как новая форма учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка» разработано в следующей логике:
Место проектной задачи в календарно - тематическом планировании
Паспорт проектной задачи
Технологические шаги по решению проектной задачи
Кейсы для учителя и учащихся.
В последние десятилетия метод проектов вызывает большой интерес у учителей всех школьных дисциплин и является предметом специальных научных исследований.
Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным особенностям младших школьников и механический перенос метода проекта из основной школы в начальную неэффективен. Поэтому прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.
Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата в виде реального продукта и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и данных, требуемых для их выполнения.
Какие педагогические эффекты имеет проектная задача?
Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
Учит способу проектирования через специально разработанные задания.
Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие УУД:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки;
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы – модели, выделяя все существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Как же устроена проектная задача, где её место в образовательном процессе, как могут оцениваться её результаты?
Структура проектной задачи:
1. Квазиреальная, модельная ситуация, со скрытой задачей, описанной в проблемной ситуации;
2. Система действий, заданий, которые должны быть выполнены группой детей;
3. Большой объём и неоднородность материала;
4. Результат решения ПЗ может быть представлен в виде различных текстовых, модельных, графических средств;
Сформулируем основные этапы проектной задачи и соответствующие действия, необходимые для её реализации:
1. Анализ ситуации. Переформулирование её в проблему.
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. (Надо ли её разрешать и в чём проблема?) Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько».

2. Установление приоритетов ценностей.


3.Формулирование принципов отбора целей.
Зачем двигаться в этом направлении?


4.Постановка(принятие) цели действия.
Выработка критериев постановки и достижения цели.
( Куда придём в итоге?).

5.Поиск средств - перевод проблемы в задачу.


6.Выбор средств решения задачи.
(Что будем делать и каким будет результат?).

7.Решение задачи.

Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить.

8.Анализ полученного результата соотнесение его с проблемой.
(Разрешили ли мы проблему?) Место сборки «продукта», оформление итогового результата.


9.Представление окружающим полученного результата («продукта»).
В виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа. Важен самостоятельный выбор учащимися наиболее подходящего способа описания и представления результатов.


В данном учебно-методическом пособии представлена система работы по решению предметных проектных задач по русскому языку.
В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи дают возможность учителю наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и группы в целом. Основной метод – встроенное наблюдение. К такой работе можно привлечь, помимо ведущего учителя, других (свободных от занятий) учителей, родителей и старшеклассников. Вооружившись специальными «картами наблюдения» (экспертными листами) и подключившись к детским группам, эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в него, и фиксируют свои наблюдения. Образцы экспертных листов будут приведены ниже при описании конкретных проектных задач.
Анализ учителем всех экспертных листов после решения проектной задачи дает полную картину того, как строили свою работу школьники на всех этапах решения. Таким образом, постоянный сбор и анализ данных экспертизы позволяет учителю вести мониторинг формирования учебного сотрудничества в классе и при необходимости вводить коррективы в свои педагогические действия.
Существенное значение для становления учебного сотрудничества в классе имеют и публичные выступления экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работы групп школьников над проектной задачей, выявленные в процессе экспертного наблюдения. такие выступления должны проводиться после представления учащимися результатов своих работ над проектной задачей. Важно выяснить, в какой степени организация работы в группе способствовала качеству полученного решения.
В 4 классе ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.
Сколько проектных задач должно быть в учебном году? Количество и содержание проектных задач задаётся деятельностной технологией той образовательной системы, которая реализуется в школе. Например, на один предмет приходится минимум 4-5 проектных задач: одна задача (предметная или межпредметная) в фазе запуска, две предметные проектные задачи в фазе
решения учебных задач и одна проектная задача (предметная или межпредметная) в рефлексивной фазе.
Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в рабочей программе учителей начальной школы. Как правило, на решение предметных проектных задач требуется два урока.
Очень важно овладеть основами способа проектирования и сформировать интерес к нему ещё на этапе начальной школы. Эта цель может достигнута с помощью решения проектных задач.
Решение проектных задач не является ещё одной педагогической техникой, которая может быть просто добавлена к уже существующим учебным, практическим, исследовательским или творческим задачам. Проектные задачи меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с педагогом, отбор учебного содержания, составления расписания учебных занятий.
Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
Появление проектных задач в образовательном процессе требует от учителя пересмотра своих подходов к разработке рабочих образовательных программ (календарно – тематического планирования), определению в них места для решения проектных задач, поиску эффективных методов и форм работы, позволяющих высвободить необходимые временные ресурсы. Должна быть обеспечена кооперация и координация усилий учителей разных классов начальной школы.

Методический материал для подготовки и проведения проектных задач
В методических материалах подробно дано описание процесса подготовки и проведения проектных задач по русскому языку во 2-4 классах.
Место проектной задачи в календарно - тематическом планировании.
Класс
Тема проектной задачи
Раздел календарно- тематического планирования

2
Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм»
правописание буквосочетаний жи-ши, ща-ща, чу, щу;
правописание букв ь и ъ;
безударные гласные в корне.

4
Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм в окончаниях»

Имя существительное. Падежные окончания имен существительных
Имя прилагательное. Падежные окончания имен прилагательных.
Глагол. Спряжение глаголов.


3-4
Иллюстрированное пособие
«Схемы – помощницы для определения членов предложения».

Виды предложений. Члены предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.

3-4
Новости программы «Вокруг света».
Падежные окончания имен существительных.
Падежные окончания имен прилагательных.

3
Создание справочного материала по теме: «Главное в средствах языка и речи».
Предложение. Текст.


Паспорт проектной задачи
Название задачи
Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм»

Предмет
Русский язык

Класс
2

Тип задачи
С точки зрения предмета - рефлексивная, в педагогическом плане – обучающая.

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
1.Обучение младших школьников совместному решению задач.
2. Более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм слабых позиций.
3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.
4. Формирование коммуникативных компетентностей. 5. Формированием действий контроля и оценки.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача
1.Работа с текстом.
2.Нахождение и проверка орфограмм известными способами (проверка орфограммы слабой позиции по сильной; проверка орфограммы слабой позиции по словарю; проверка орфограммы слабой позиции по правилу)
3.Работа в парах, в малых группах: организация работы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.


Планируемый педагогический результат
- Демонстрация учащимися освоения предметного материала, охватывающего курс русского языка второго класса, и возможностей переносить известные им способы действий в условия модельной (квазиреальной) ситуации, приближенной к реальным условиям.
- Часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях.
- учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания

Способ и формат оценивания результатов работы
Оценивается:
– владение предметными знаниями и умениями;
– умение применять известные способы действий для решения конкретно-практической задачи;
- взаимодействие учеников в группе (экспертный лист);
- публичное выступление групп.
Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Технологические шаги по решению проектной задачи
Проектная задача №1 по русскому языку «Иллюстрированное пособие
«Способы проверки орфограмм»

1 шаг: Описание проектной задачи
Второклассникам предлагается изготовить в подарок для младших школьников первоклассников пособие, которое поможет малышам в проверке орфограмм. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на три группы (по способам проверки). Каждая группа получает техническое задание:
Результат, который должны получить дети: иллюстрированное пособие (на листе бумаги формата А2), в котором будут четко, наглядно, доступно описаны известные второклассникам способы проверки орфограмм.
Цель: обобщить и систематизировать знания и умения по теме
Задачи:
- продемонстрировать умение находить и проверять орфограммы известными способами;
- продолжить работу по формированию взаимодействия учеников в малой группе;
- продолжить работу над формированием действия контроля и оценки
План проектной задачи:
Установка на выполнение задачи.
Работа в малых группах.
Учащиеся сидят в малых группах (3 группы по 5 человек в каждой). У каждой группы перечень заданий, набор материалов по каждому способу, заготовки для иллюстраций. Учащиеся действуют согласно инструкции.
Совместное действие.
На доске лист ватмана с общим заголовком «Способы проверки орфограмм». Представители групп располагают свои материалы на общем листе.
Презентация наглядного пособия.
2 шаг: Подготовка обращения к учащимся
Учитель обращается к учащимся: «Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 1 класса. Скоро малыши узнают о слабых позициях, а мы с вами уже умеем некоторые из них проверять. Поэтому я хочу предложить вам сделать красивое, иллюстрированное наглядное пособие на тему: «Способы проверки орфограмм». Для того чтобы это пособие получилось красиво и грамотно, предлагаю вам выполнить ряд заданий».
3 шаг: Разработка кейса для учащихся
Каждая группа получает техническое задание:
1) распределить задания внутри группы согласно инструкции;
2) рассмотреть материалы и определить способ проверки орфограмм, который предстоит изложить в своей части пособия;
3) составить рассказ о способе проверки орфограмм;
4) проиллюстрировать конкретными примерами описанный способ проверки орфограмм: придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик освоил данный способ, а также перечислить критерии оценки усвоения способа.
Задание 1.
Распределите задания в группе, как показано на рисунке.


Петя


Алеша


Катя



Галя
Саша

Задание 2.
Вы получили материалы по одному из способов проверки орфограмм. Просмотрите эти материалы и определите этот способ.
Задание 3.
Составьте рассказ о вашем способе проверки орфограмм.
Задание 4.
Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки.
Задание 5.
Придумайте задачу, с помощью которой можно проверить у других детей, как они освоили данный способ.
Задание 6.
Укажите критерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим способом.
Задание 7.
Используя полученные материалы, составьте на отдельном листе ватмана общий иллюстрированный текст на тему Способы Проверки Орфограмм.


















Задание для группы №1

Материалы к способам проверки.


·
·V
·
·
·
·
·
·
·
·












Задание для группы №2
Где искать секрет?
Петя записал предложение: У письма свои с_креты. Перечитал написанное и вздохнул:
В самом деле, у письма так много секретов. А я их не знаю. А так хочется писать без дырок. Ну как правильно: сикрет или секрет? Я этого не знаю.
Можно в книге посмотреть, подсказала Маша.
Разве в книге найдёшь нужное слово? Их там так много!
Ты прав, Петя, вмешался в разговор Петин папа. Но для проверки орфограмм есть специальная книга. Она называется «Орфографический словарь».
Петя раскрыл словарь и стал читать:
Абажур, абрикос, авария... Но это совсем другие слова. А где мне найти секрет?
Для этого нужно знать другой секрет. Секрет словаря!

Задание для группы №3

ЧЯЩА И ЧЮДОВИЩЕ
Маркеша. Мне сегодня приснился страшный сон. Я очень хочу рассказать его Кузе, но он что-то не идет. Запишу-ка я свой сон, чтобы не забыть его

СОН МАРКЕШИ
Гулял я в лесной чяще, заслушался, как поют птици и заблудился. Цэлый день бродил по лесу. Стал пробираться через кусты шыповника. Укололся о шып и упал. Смотрю, в кустах чюдовище! Сощюрил я глаз и попросил пощады. И вдруг чюдо! Проснулся.
Но Кузя в это время тоже не терял времени даром. Он сочинял сказку для Маркеши.
Как поссорились шипящие
с некоторыми гласными буквами
(сказка)
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я, Э, Е. жили они очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я, Э. искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали.
И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я и Э как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками.
Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
4 шаг: Разработка кейса для учителя
Комментарий к заданию 1
Первое задание это распределение работы внутри группы. Интересно, каким образом ребята будут распределять работу между собой: предварительно ознакомившись со всеми заданиями и оценив возможности каждого участника или стихийно, без существенных оснований.
Комментарий к заданию 2
В этом задании ученики знакомятся с текстами, которые «подсказывают» им, о каком способе идет речь.
Комментарий к заданию 3
Здесь ученики на доступном им языке описывают свой способ проверки и принцип его работы. Это не что иное, как рефлексия полученных знаний по теме.
Комментарий к заданию 4
В этой части задания ребята приводят примеры к способу. Учитывая серьезную работу по теме, которую выполнили они в классе и дома, это задание не вызовет затруднений, и с ним вполне может справиться один ученик.
Комментарий к заданию 5
Это задание также рефлексивное, но имеет творческий характер. Интересно, какие задания и какого уровня придумают ребята (к этому периоду обучения у детей уже есть небольшой опыт выполнения заданий на трех уровнях: репродуктивном, рефлексивном, ресурсном). Скорее всего, ученику, ответственному за эту часть задания, потребуется помощь.
Комментарий к заданию 6
Вновь глубокая рефлексия способа. Для выполнения этого задания необходимо доскональное понимание действия способа поверки. Ученику, выполнявшему это задание изначально, вероятно, потребуется помощь группы. Это предмет наблюдения эксперта.
Комментарий к заданию 7
Все группы объединяются для создания общего «продукта», в который вложен труд каждого из второклассников. Это действие является кульминацией процесса создания справочника и, на наш взгляд, должно приносить моральное удовлетворение всем участникам.
Контрольно-оценочные инструменты для решения проектной задачи (универсальные для всех проектных задач)
Оценочный лист группы
Оценочный лист группы № _______
Сформулируйте, какой объект вы собираетесь проектировать:_____________________________________________
Вопросы и задания
Ваши действия (ответы)
Самооценка действий членов команды по 10-бальной шкале

Опишите то действие, с которого вы начали работу над проектной задачей





Перечислите ребят вашей группы и напишите, как вы распределили задания в группе.
Оцените, насколько верным оказался ваш выбор























Кратко опишите объект, который вы собираетесь проектировать





Кратко сформулируйте тренировочные задания:




Задание № 1







Задание № 2







Задание № 3







Задание № 4







Задание № 5







Задание № 6






5.Сформулируйте итоговое задание





6.Оцените, насколько вам удалось работать как единая команда.







Карта наблюдения (для экспертов)
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
за особенностями общения и взаимодействия учеников в процессе совместного выполнения проекта
Класс__ Группа №_________
Наличие элементов целеполагания
Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10 - 15 минут)
Отметьте ( верное утверждение.
(
0. Целеполагание отсутствует
А) уточнение темы и выбор формы представления в группе не обсуждается или
Б) результаты обсуждения не зафиксированы в листе планирования

(
1. Целеполагание единоличное
уточнение темы и выбор формы представления осуществляется лидером группы единолично, без обсуждения с остальными членами группы

(
2. Целеполагание в узком кругу участников
уточнение темы и выбор формы представления осуществляется лидером группы с привлечением одного-двух участников

(
3. Целеполагание совместное
тема и форма представления обсуждается более, чем половиной группы (от трех до пяти-шести детей); дети вместе составляют уточняют тему и выбирают форму представления

2)Заполните таблицу 1 Таблица 1. Участие и активность в целеполагании
Ученики:
поставить в каждой ячейке 0, 1, 2 или 3
0 – не участвовал(а) в выборе темы/формы работы
1 – участвовал(а) в выборе темы/формы работы, но не активно
2 – активно участвовал(а) в выборе темы/формы работы,
3 – был(а) лидером
Группа в целом:
поставить 0 или 1:
0 – были споры из-за лидерства в выборе темы/формы работы
1 – споров из-за лидерства в выборе темы/формы работы не было

№1
№2
№3
№4
№5
№6


















ПЛАНИРОВАНИЕ Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10 – 15 минут) 1)Отметьте ( верное утверждение.
(
0. Планирование отсутствует
А) план работ в группе не обсуждается или
Б) результаты обсуждения не зафиксированы в листе планирования

(
1. Планирование единоличное
план составляется лидером группы единолично, без обсуждения с остальными членами группы

(
2. Планирование узким кругом участников
план составляется лидером группы с привлечением одного-двух участников

(
3. Планирование совместное
план обсуждается более, чем половиной группы (от трех до пяти-шести детей); дети вместе составляют план

Заполните таблицу 2 Таблица 2. Участие и активность в планировании
Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1, 2 или 3
0 – не участвовал(а) в планировании
1 – участвовал(а) в планировании, но не активно
2 – активно участвовал(а) в планировании,
3 – был(а) лидером
Группа в целом: поставить 0 или 1:
0 – были споры из-за лидерства в планировании
1 – споров из-за лидерства в планировании не было

№1
№2
№3
№4
№5
№6


















РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала)
Отметьте ( верное утверждение.
(
0. Распределения функций не было, каждый действовал «сам по себе»

(
1. Часть учеников оказались вне общего дела, часть – выполняла свою часть работы

(
2. У каждого ученика было свое задание, свои обязанности


Заполните Таблицу 3 Таблица 3. Распределение функций и их выполнение
Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1, или 2
0 – в работе над проектом не участвовал(а) (независимо от того были или не были распределены функции)
1 – ставится в следующих случаях: а) распределения функций не было, делал(а), что считал(а) нужным или б) распределение функций было, имел(а) своё задание, но выполнял(а) иное задание (дублировал(а) работу одноклассников, делал(а) непредусмотренное планом работ)
2 – распределения функций было, имел(а) и выполнял(а) свою часть работы
Группа в целом:



№1
№2
№3
№4
№5
№6


















Соответствие исполнения плану Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала) Заполните Таблицу 4
Примечание. Таблица 3 не заполняется в случаях: а) если план не составлялся или б) если составленный план повторяет – полностью или частично – этапы, приведенные в памятке; распределение обязанностей отсутствует или сделано формально
Таблица 4. Соответствие исполнения плану
Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2
0 – «активность» ученика не связана с планом работы группы
1 – во время исполнения отступал(а) от выполнения своей части работы, зафиксированной в плане
2 – выполнил(а) работу в соответствии с планом
Группа в целом:



№1
№2
№3
№4
№5
№6


















КОНТРОЛЬ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ЗАДАНИЮ
Отметки в карте наблюдений ставятся ближе к концу занятия (по истечении 30-35 мин) по результатам наблюдения в ходе всего занятия 1)Отметьте ( верное утверждение.
(
0. Контроль отсутствует

(
1. Контроль индивидуальный – каждым или отдельными членами группы только за своими действиями

(
2. Контроль осуществляется лидером или организатором

(
3. Контроль осуществляется различными членами группы – как за своими действиями, так и за действиями партнеров

Заполните Таблицу 5 Таблица 5. Участие и активность в контроле
Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1, или 2
0 – не участвовал(а) в контроле
1 – контролировал(а) только свои действия
2 – контролировал(а) и свои действия, и действия партнеров по группе
Группа в целом:



№1
№2
№3
№4
№5
№6


















Представление результатов
Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 10 – 15 мин)
Заполните Таблицу 6 Таблица 6. Активность при презентации
Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2
0 – в презентации не участвовал(а)
1 – участие в презентации незначительное
2 – участие в презентации значительное
Группа в целом:



№1
№2
№3
№4
№5
№6










КОНФЛИКТЫ и их разрешение
Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдений в ходе всего занятия Заполните Таблицы 7 и 8
Если конфликтов не было, то заполняется только правая часть таблиц 8, 9.
Таблица 7. Возникновение конфликта.
Ученики: роль в возникновении конфликта
поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2
0 – инициатор конфликта
1 – участник конфликта
2 – в конфликт не вступает
Группа в целом: частота конфликтов поставить 0, 1 или 2
0 – очень часто
1 – иногда
2 – конфликтов не было, все работали дружно

№1
№2
№3
№4
№5
№6


















Таблица 8. Разрешение (завершение) конфликта
Ученики: роль в разрешении конфликта
поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2
0 – пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет
1 – готов уступить, избегает столкновений
2 – ведет переговоры, аргументирует свою позицию, слушает партнера, ищет оптимальное решение
Группа в целом: завершение конфликта
поставить 0, 1 или 2
0 – ссора, общего решения нет
1 – конфликт завершен – кто-то уступил, кто-то навязал свое решение и все подчинились
2 – конфликт завершился переговорами и общим решением

№1
№2
№3
№4
№5
№6










особенности поведения и коммуникации ученика
Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдений в ходе всего занятия Заполните Таблицы 9, 10 и 11
Таблица 9. Активность/инициативность ученика и активность группы
Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2
0 – не проявляет активности
1 – активен(активна), но инициативы не проявляет
2 – активен (активна), проявляет инициативу
Группа в целом:


№1
№2
№3
№4
№5
№6










Таблица 10. Ориентация на партнера и согласованность позиций (децентрация) группы
Ученики:
поставить в каждой ячейке 0 или 1
0 – не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера
1 –прислушивается к партнеру, старается учесть его позиции, если считает верной
Группа в целом:



№1
№2
№3
№4
№5
№6










Таблица 11. Лидерство
Ученики:поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2
0 – стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью «ведомого»
1 – проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет
2 – проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях»
Группа в целом:
поставить 0, 1 или 2
0 – в группе была борьба за лидерство, которая негативно повлияла на результат
1 – явных лидеров не было
2 – был признанный лидер/лидеры, их работа позволила группе добиться хорошего результата

№1
№2
№3
№4
№5
№6










ПРоблемы, возникшие в процессе выполнения проекта при наблюдении за учащиМИся____________________________________________________________________________

Лист самооценки (для учащихся)
Лист самооценки
Код класса ____________ Номер группы _________
Фамилия и имя ________________________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь ( вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
( А. Да, все работали одинаково.
( Б. Нет, работал только один.
( В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
( А. Работали дружно, ссор не было.
( Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
( В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
( А. Да, все получилось хорошо.
( Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
( В. Нет, не нравится.
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.








Паспорт проектной задачи
Название задачи
Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм в падежных и личных окончаниях»

Предмет
Русский язык

Участники
Ученики 4-го класса

Вид задачи
С точки зрения предмета – рефлексивная, в педагогическом плане – обучающая

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел
обучение младших школьников совместному решению задач;
более глубокое усвоение детьми способов проверки орфограмм в окончаниях;
подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы;
очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей

Знания, умения и способы действия, на которые опирается эта задача
Третьеклассники в течение года осваивали способы, с помощью которых можно проверять орфограммы в падежных и личных окончаниях. Эти способы: 1) определение набора окончаний; 2) определение спряжения; 3) нефонемное написание в падежных окончаниях

Планируемый педагогический результат
во-первых, решая данную задачу, каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год;
во-вторых, часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях, тем самым улучшить результат итоговой работы;
в-третьих, в рамках этой задачи детям предлагается опробовать один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания

Способ и формат оценивания результатов работы
педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист);
публичная сборка единого продукта (пособия) из отдельных частей, над каждой из которых работала одна из групп;
публичное выступление групп: предъявление результатов своей работы.

Технологические шаги по решению проектной задачи
Проектная задача №2 по русскому языку «Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм в окончаниях»

1 шаг: Описание проектной задачи
Третьеклассникам предлагается изготовить в подарок для младших товарищей второклассников пособие, которое поможет ученикам в проверке орфограмм. Для этого ребята делятся на четыре группы (по способам проверки). Каждая группа получает техническое задание.
Результат, которого должны достичь дети:
Иллюстрированное пособие (формат листа А3), на котором будут четко, наглядно, доступно описаны известные третьеклассникам способы проверки орфограмм.
Цель: обобщить и систематизировать знания и умения по теме
Задачи:
- продемонстрировать умение находить и проверять орфограммы известными способами;
- продолжить работу по формированию взаимодействия учеников в малой группе;
- продолжить работу над формированием действия контроля и оценки
План проектной задачи:
Установка на выполнение задачи.
Работа в малых группах.
Учащиеся сидят в малых группах (4 группы по 5 человек в каждой). У каждой группы перечень заданий, набор материалов по каждому способу, заготовки для иллюстраций. Учащиеся действуют согласно инструкции.
Совместное действие.
На доске лист ватмана с общим заголовком «Способы проверки орфограмм». Представители групп располагают свои материалы на общем листе.
Презентация наглядного пособия.
2 шаг: Подготовка обращения к учащимся
Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 2-го класса. Второклассникам предстоит освоить способы проверки окончаний, а мы с вами уже умеем их проверять. Поэтому, я хочу предложить вам сделать красивое, иллюстрированное наглядное пособие на тему: Способы проверки орфограмм в падежных и личных окончаниях. Для того, чтобы это получилось действительно красиво и грамотно, предлагаю вам план действий. Внимательно читайте задания.
3 шаг: Разработка для кейса для учащихся
Каждая группа получает техническое задание:
распределить задания внутри группы согласно инструкции;
рассмотреть материалы и определить способ, о котором предстоит рассказать в своей части пособия;
составить рассказ о способе;
проиллюстрировать конкретными примерами описанный способ проверки орфограмм: придумать задание, с помощью которого можно было бы проверить, как ученик N освоил данный способ, а также, перечислить критерии оценки освоения способа.








Задание 1. Распределите задания в группе, как показано на рисунке.
Распределите задания в группе, как показано на рисунке.


Петя


Алеша


Катя



Галя

Саша



Задание 2. Вы получили материалы по одному из способов проверки орфограмм в окончаниях слов. Просмотрите эти материалы и определите этот способ.
Задание 3. Составьте рассказ о вашем способе проверки орфограмм.
Задание 4. Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки.
Задание 5. Придумайте задание, с помощью которого можно проверить у других детей, как они освоили данный способ.
Задание 6. Укажите критерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим способом.
Задание 7. Используя полученные материалы, составьте на отдельном листе ватмана общий иллюстрированный текст на тему «Способы проверки орфограмм».
1 группа
за быстрм стрижом -
за син..й лентой -
в син..ю воду -
о ранн..м вечере -
в свеж..й зелени -
2 группа
к ёлк.. -
к лошад.. -
на верблюд.. -
слесар..м –
в варень.. –
3 группа
Оцени работу ученика. Отметь правильные варианты решения.
свеж..й воздух (признак, пустой) - свежей воздух
в серебристом ине.. ( м.р., столе) - в серебристом инее
у больш. камня (признак, у пустова) - у большова камня
в названи.. ( ср.р., в окне) - в название
4 группа
Оцени работу ученика.
сбреит усы
смотришь на лес
сбережот урожай
выметишь сор
застелят покрывалом
посеим пшеницу
склеют книжку





















































4 шаг: Разработка кейса для учителя
Комментарий к заданию 1
Предполагается, что способ распределения запомнится ребятам, и в дальнейшем они будут применять его при необходимости. Интересно для наблюдения, каким образом ребята будут распределять задания внутри группы.
Комментарий к заданию 3
Здесь ученики на доступном им языке изложат информацию об одном из способов проверки и принципе его работы. Это не что иное, как рефлексия полученных знаний по теме.
Комментарий к заданию 4
В этой части задачи ребята приводят примеры к способу. Учитывая серьезную работу по теме, которую выполнили дети в классе и дома, это задание не вызовет затруднений, и с ним вполне может справиться один ученик.
Комментарий к заданию 5
Это задание также рефлексивное, но имеет творческий характер. Интересно, задание какого уровня придумают ребята (к этому периоду обучения у детей уже есть небольшой опыт решения заданий на трех уровнях: репродуктивном, рефлексивном, ресурсном). Скорее всего, ученику, ответственному за эту часть задачи, потребуется помощь.
Комментарий к заданию 6
Вновь глубокая рефлексия способа. Для выполнения этого задания необходимо доскональное понимание действия способа поверки. Ученик, взявшийся за это задание изначально, вероятно, вынужден будет запросить помощь группы. Это предмет наблюдения эксперта.
Комментарий к заданию 7
Все группы воссоединяются для создания единого общего продукта, в который вложен труд каждого из присутствующих третьеклассников. Это визуально презентабельно, приносит моральное удовлетворение всем участникам.
Контрольно-оценочные инструменты для решения проектной задачи.
Оценочный лист группы. (Смотри проектную задачу №1).
Карта наблюдения (для экспертов). (Смотри проектную задачу №1).
Лист самооценки (для учащихся). (Смотри проектную задачу №1).

Паспорт проектной задачи
Название проектной задачи
Иллюстрированное пособие «Схемы – помощницы для определения членов предложения»

Предмет
Русский язык

Класс
4

Тип задачи
С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая

Цели и педагогические задачи
(педагогический замысел)
1. Обучение младших школьников совместному решению задач.
2. Более глубокое освоение учащимися способов нахождения главных и второстепенных членов предложения.
3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения тем.
4. Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача






Русский язык
Третьеклассники освоили синтаксический разбор предложения, знают и определяют главные и второстепенные члены предложения

Общеучебные умения
работа в группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу);


Планируемый педагогический результат
Демонстрация учащимися:
усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;
умение, работая в группе, создать конечный «продукт» схему для учащихся младших классов.

Способ и формат оценивания результатов работы
При подведении итогов работы оценивается:
владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
Оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в группе

Технологические шаги по решению проектной задачи
Проектная задача №3 по русскому языку «Иллюстрированное пособие
«Схемы – помощницы для определения членов предложения».

1 шаг: Описание проектной задачи
Учащимся предлагается изготовить для младших школьников – второклассников, пособия – схемы, которые помогут ребятам формировать умение запоминать и находить главные и второстепенные члены предложения. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на 5 групп (каждая группа ведет работу по определенному члену предложения).
Результат, который должны получить дети: иллюстрированное пособие – схему (на листе А 3), в котором будут чётко, наглядно, доступно изложены все материалы по теме «Главные и второстепенные члены предложения».
2 шаг: Подготовка обращения к учащимся
Дорогие ребята, сегодня нам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем изготавливать подарок для учащихся 3 класса. Они, так же как и мы с вами, в 3 классе будут изучать главные и второстепенные члены предложения. Я думаю, им очень помогут те схемы, которые мы сегодня изготовим для них. Но сначала, мы должны убедиться, что вы сами хорошо владеете умением выполнять синтаксический разбор предложения.
3 шаг: Разработка кейса для учащихся
Каждая из групп получает техническое задание:
распределить задания внутри группы;
рассмотреть материалы и определить, какие из них подойдут для изучения данного члена предложения;
составить рассказ по схеме о главных и второстепенных членах предложения;
проиллюстрировать конкретными примерами; придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик усвоил именно этот член предложения.
Повторение изученного материала идёт с помощью следующего алгоритма:
Что обозначает данный член предложения;
На какие вопросы отвечает;
Как подчёркивается;
Какой частью речи выражается;
Привести наглядные примеры.





Задание 1.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415




Задание 2.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415








Задание 3.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Задание 4
Изготовить иллюстрированное пособие – схему (на листе А 3), в котором будут чётко, наглядно, доступно изложены все материалы по теме «Главные и второстепенные члены предложения».
1 группа- подлежащее
2 группа - сказуемое
3 группа- определение
4 группа- дополнение
5 группа- обстоятельство
Распределите свои обязанности внутри группы по четырем направлениям: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, исследователи.
У каждой подгруппы есть свой конверт, выполните задания, которые находятся в нем.


4 шаг: Разработка кейса для учителя
Комментарий к заданию 1
Учащиеся выполняют синтаксический разбор (не полный) самостоятельно, сравнивают выполненное задание с эталоном на слайде. Затем дети делают вывод, что существительное в предложении может быть: подлежащим, дополнением и обстоятельством. Далее по описанному ранее алгоритму дают характеристику этим членам предложения, приводят свои примеры.






Слайды для сравнения с эталоном:
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415





Комментарий к заданию 2
По описанному ранее алгоритму учащиеся дают характеристику сказуемому, приводят свои примеры. Дают определение понятию грамматическая основа предложения.
Слайд для сравнения с эталоном:

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Комментарий к заданию 3
Это задание развивает речь детей, их творческие способности, поскольку в нём даются словосочетания: существительное + прилагательное и с их помощью нужно составить небольшой текст на тему «Зимние забавы». Здесь же повторяется определение понятия второстепенного члена предложения – определения, но алгоритма дети перед глазами уже не имеют.
Комментарий к заданию 4
На данном этапе решения проектной задачи учащиеся внутри групп распределяют всю предстоящую работу по 4 направлениям. (4 конверта. В них находятся задания для каждой подгруппы)
Аналитики. Намечают систему построения вспомогательной схемы.
Экспериментаторы. Работают с полученным материалом, выдвигают интересные идеи, как можно ярко и образно представить главные и второстепенные члены предложения.
Иллюстраторы. Отбирают из предложенного материала наиболее понравившиеся идеи и предлагают различные эскизы схем.
Исследователи. Берут на себя иллюстрирование схемы примерами.
1 группа- подлежащее
2 группа - сказуемое
3 группа- определение
4 группа- дополнение
5 группа- обстоятельство
Контрольно-оценочные инструменты для решения проектной задачи.
Оценочный лист группы. (Смотри проектную задачу №1).
Карта наблюдения (для экспертов). (Смотри проектную задачу №1).
Лист самооценки (для учащихся). (Смотри проектную задачу №1).

Паспорт проектной задачи

Название проектной задачи
Новости программы «Вокруг света»

Предмет
Русский язык

Класс
3, 4

Тип задачи
Предметная диагностическая по теме «Окончание- значимая часть слова»

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
Более глубокое усвоение детьми падежных окончаний и их роли в языке.
Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.
Постепенное формирование коммуникативных компетентностей.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
Учащиеся на этом этапе знакомятся с работой окончания, его функцией в языке, названиями падежей русского языка и их вопросами. Они умеют определять падеж любого слова – название предмета или признака. Для этого они используют лишь два вспомогательных слова стена и стол. По окончаниям этих слов, вставленных в контекст, дети определяют падеж нужного слова. Также они могут поставить слово в нужную форму с помощью падежных вопросов.

Планируемый педагогический результат
Еще один шаг на пути к формированию у учащихся навыков работы во взаимодействии (распределять обязанности и время, уметь договариваться, аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения других членов группы и уважительно к ним относиться).
При решении этой задачи провоцируем каждого ученика реально оценить свои знания и умения по теме и вовремя усовершенствовать их: обратиться с вопросами к однокласснику, явиться на консультацию к учителю, воспользоваться помощником, выполнить дополнительные задания самостоятельной работы, уже имеющейся в арсенале ученика.

Способ и формат оценивания результатов работы
Наблюдение за взаимодействием групп непосредственно во время выполнения работы (экспертный лист)
Публичная презентация результатов (выступление и оформление стенда)
Анкетирование после презентации.

Технологические шаги по решению проектной задачи
Проектная задача №4 по русскому языку
«Новости программы «Вокруг света».

1 шаг: Описание проектной задачи
Задача построена на сравнении языка жителей независимого острова, открытого научной экспедицией, с русским языком. Язык аборигенов чем-то напоминает русский, однако имеет ряд отличий. Каждое из пяти племен, живущих на острове, имеет определенный диалект. Это понятно из текстов их писем. Задача учащихся – установить контакт с местными жителями, так как среди ученых экспедиции не нашлось специалиста по языкам. Для этого детям предложено выполнить несколько последовательных заданий.
Цель, которую должны достичь дети: во время выполнения задачи дети, с одной стороны, выясняют, каким нескладным мог быть язык без разнообразия падежных форм, как искажается он при нарушении грамматических форм, с другой стороны, оценивают и усовершенствуют знания и умения по этой теме.
2 шаг: Подготовка обращения к учащимся
1. Здравствуйте, ребята! Мы ведем свой репортаж с борта исследовательского корабля, который бросил якорь вблизи неизвестного острова в океане Великий. На борту корабля собрались ученые. Остров оказался необитаемым! Мы видим множество людей, собравшихся на берегу. Похоже, что это представители каких-то полудиких племен. Но почему же ученые не высаживаются на берег?
Дело в том, что туземцы ведут себя несколько недружелюбно. Они кричат, топают ногами и размахивают копьями. Никто из членов экспедиции пока не решается познакомиться с ними поближе. Как же объяснить этим людям, что ученые пришли с миром? Но что это? Туземцы вооружились луками и стрелами. Они натягивают тетиву луков, стрелы летят в сторону нашего корабля и и втыкаются прямо в борт! Одна стрела упала в воду. Боцман замечает, что к стрелам прикреплены какие-то свертки. Юнга доставляет стрелы со свертками на палубу. Это письма! Что ж, посмотрим
2. Вот это да! Письма требуют срочного тщательного анализа профессионалов. Однако все члены экспедиции заняты. Они решились сойти на берег, и теперь географы осматривают окрестности, картографы зарисовывают план местности, зоологи фотографируют прибрежных птиц, этнографы пытаются определить по внешним признакам национальную принадлежность островитян. К сожалению, из присутствующих ученых нет ни одного переводчика или лингвиста.  (Лингвист специалист, изучающий особенности языков.). Однако благодаря спутниковой связи письма островитян в эфире. Экипаж корабля обращается к вам с просьбой дать комментарии к этим записям... Что ж, дорогие друзья, как видите, от вас зависит судьба научной экспедиции. Кроме того, это очень интересно изучать другие языки и знакомиться с новыми людьми! Итак, ваша задача установить контакт с жителями острова.
3 шаг: Разработка кейса для учащихся
Письмо 1
Приветом из племенем Тумпа-юмба!
В нашим племенем живут самыми ловкими и смелыми островитянами. Мы самыми удачливыми охотниками и умелыми земледельцами. У нас самыми уютными домами. У наших людям очень веселыми праздниками и вкусной едой. Нашим вождем приглашает вас к нам на обедом.
Письмо 2
Привета из племени Харамбамба!
В нашего племени живут самых ловких и смелых островитян. Мы самых удачливых охотников и умелых земледельцев. У нас самых уютных домов. В нашего племени очень веселых праздников и вкусной еды. Нашего вождя приглашает вас к нам на обеда.
Письмо 3
Привет из племя Мокко-локко!
В наш племя жить самый ловкий и смелый островитянин. Мы самый удачливый охотник и умелый земледелец. У мы самый уютный дом. В наш племя очень веселый праздник и вкусный еда. Принимать приглашение на обед от наш вождь.
Письмо 4
Привет из плем Прум-там!
В наш плем жив сам ловк и смел островитян. Мы сам удачлив охотник и умел земледелец. У мы сам уютн дом. В наш плем очень весел праздник и вкусн ед. Принима приглашений на обед от наш вождь.
Письмо 5
Привета из племя Прума-тама!
В нашей племе жила самая ловкая и смелая островитяна. Мы самая удачливая охотника и умелая земледелица. Мы строила самая уютная дома. В нашей племе очень веселая праздника и вкусная еда. Принимала приглашению на обеду от наша вождя.

Задание 1. Внимательно прочитайте все сообщения островитян и укажите особенности одного (соответственно номеру вашей группы) из туземских языков.

Задание 2. Переведите на наш язык данное сообщение.

Задание 3. Составьте и запишите ответ для иноземцев на их языке.

Задание 4. В репортаже с места событий прозвучало сообщение о том, что одно письмо упало в воду и утонуло. Можно предположить, что это письмо написано еще на одном из тарабарских языков. Если вы внимательно прочитали остальные письма, то сможете предположить, как может быть устроен язык, на котором было написано затонувшее сообщение.

4 шаг: Разработка кейса для учителя
Комментарий к заданию 1
Исследуя диалекты туземцев, на которых написаны тексты писем, третьеклассники устанавливают, что лексическая сторона языка соответствует русскому, а формы слов особые. Для исследования особенностей одного из языков группа устанавливает закономерность связи слов в высказываниях. Выясняется, что грамматические особенности языков туземцев, хотя и различаются внутри одного диалекта, однообразны:
1)в первом языке все предметы и признаки стоят только в форме творительного падежа;
2) во втором в форме родительного падежа;
3) в третьем все слова стоят в начальной форме;
4) в четвертом нет окончаний, а значит, и грамматических значений;
5) в пятом все слова стоят в женском роде.
 
Комментарий к заданию 2
При переводе окажется, что все сообщения об одном и том же. Однако в некоторых группах возникнет спор о том, кто кого приглашает на обед: вождь членов экспедиции или, наоборот, он сам намеревается прийти в гости? При обсуждении фиксируется, что эта путаница возникла по причине несовершенных грамматических связей в языках островитян.

Комментарий к заданию 3
Для того чтобы составить текст на языке островитян, детям придется держать жесткие рамки (один падеж или род, полное отсутствие словоформ). Это достаточно сложно выполнить русскому человеку, который, не задумываясь, согласовывает слова в высказывании. Однако в команде, подстраховывая и поддерживая друг друга, дети в состоянии выполнить задание.
 
Комментарий к заданию 4
Это творческая часть задачи. Ребята могут пофантазировать вволю, однако предполагается, что предложенные ими варианты туземских диалектов также будут опираться на особенности грамматических значений слов названий предметов и признаков.
Контрольно-оценочные инструменты для решения проектной задачи.
Оценочный лист группы. (Смотри проектную задачу №1).
Карта наблюдения (для экспертов). (Смотри проектную задачу №1).
Лист самооценки (для учащихся). (Смотри проектную задачу №1).

Паспорт проектной задачи

Название проектной задачи
«Создание справочного материала по теме: «Главное в средствах языка и речи».

Предмет
Русский язык

Класс
3

Тип задачи
Предметная диагностическая по теме «Главное в средствах языка и речи»

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
Обучение младших школьников совместному решению задач.


Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
Более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм, составление текста, предложений.
Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.
Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей.


Планируемый педагогический результат
Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год.
Часть учащихся сможет восстановить пробелы в знаниях.
Учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.


Способ и формат оценивания результатов работы
Наблюдение за взаимодействием групп непосредственно во время выполнения работы (экспертный лист)
Публичная презентация результатов (Создание справочного материала и выступление )
Анкетирование после презентации.

Технологические шаги по решению проектной задачи
Проектная задача №5 по русскому языку «Создание справочного материала по теме: «Главное в средствах языка и речи».

1 шаг: Описание проектной задачи
Результат, который должны получить дети: справочное пособие, в котором будут чётко, наглядно, доступно описаны третьеклассниками главные понятия, без которых нельзя решить задачи русского языка:
части слова ( это корень);
части речи и их начальная форма
грамматическая основа предложения – главные члены предложения;
тема текста, его композиция (построение).
2 шаг: Разработка кейса для учащихся
Задание для группы № 1
В какой части слова требуется вставить недостающие буквы?
Х..лодный, извес(?) ный, ултают, накика, кно, доблес(?)ный, ссна, сапоки, сол(?)нце, чудес(?)ная, бжали, проктился, свтлеет, повяка, накрмить, поз(?)ний, повстрчать, вкусн(?)ный.

Определите, на какие правила даны слова.
Выпишите их вместе с проверочными словами в такой последовательности:
1)слова с безударными гласными, проверяемыми ударением;
2) слова с парными и глухими согласными;
3) слова с непроизносимыми согласными.

Докажите графически, что проверочные слова подобраны правильно.

Задание для группы № 2

В какой части слова требуется вставить недостающие буквы?

Низк солнце ослепительно бил. в глаза. Море горел. Во всю ширину. Степь оборвалсь сразу. Крут. дорожка вел вниз на обогретый песок, который почти незаметно сходил в воду. Солнце ещё немного поднялось над горизонтом. Теперь море сиял.. длин. полосой на горизонте десятком морск. звёзд. (В. Катаев)

Какие правила нужно использовать для того, чтобы правильно написать окончания?
Запишите текст, вставляя окончания глаголов и прилагательных.

Задание для группы № 3

Какое предложение можно построить из набора слов каждой строки?
1) теплице, ученики, в, тюльпаны, школьной, вырастили
2) цветы, своим, они, наставникам, подарят
3) очень, тюльпаны, красивы
4) подарок, цветы, хороший
Подсказка! Сначала надо определить, какое из слов может назвать действующее лицо (предмет), то есть стать подлежащим. Затем – слово, которое может назвать действие лица (предмета), признак, состояние, то есть стать сказуемым. Далее нужно определить, какие слова могут пояснить подлежащее, какие – сказуемое, то есть стать в предложении второстепенными членами. Теперь можно строить предложение.

Задание для группы № 4

Запишите предложения так, чтобы получился связный текст.
Составьте предложения из слов 2ой группы каждой строчки.
Озаглавьте текст.
Миша назвал щенка Тобиком.
У Миши был день рождения.
Дедушка подарил мальчику маленького щенка.
Каждый день мальчик играл со щенком.
вырос, Тобик, совсем, большим, скоро
грибами, Мишей, вместе, Тобик, ходил, в, с, за, лес
стал, хозяев, настоящим, защитником, пёс, своих
Что нужно знать, чтобы правильно составить текст?

3 шаг: Разработка кейса для учителя
Контрольно-оценочные инструменты для решения проектной задачи.
Оценочный лист группы. (Смотри проектную задачу №1).
Карта наблюдения (для экспертов). (Смотри проектную задачу №1).
Лист самооценки (для учащихся). (Смотри проектную задачу №1).
Планируемый результат. Используя данное учебно-методическое пособие, учитель познакомится с теорией проектных задач, получит возможность создать деятельностно- организованное образовательное пространство в образовательном процессе.
Данное учебно-методическое пособие поможет педагогу овладеть технологическими шагами по подготовке и проведению проектной задачи в начальной школе на уроках русского языка; познакомит с контрольно-оценочными инструментами для решения проектной задачи.
Овладев теорией проектных задач, технологическими шагами по подготовке и проведению проектной задачи, а также контрольно-оценочными инструментами для решения проектной задачи, учитель может сам разрабатывать и конструировать проектные задачи по другим предметам в любом классе начальной школы.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 143715









задача

критерии

примеры

рассказ

название

Название способа ________________________________
__________________________________________________________________________________________________

Рассказ о способе __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Критерии оценки
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассказ об одной ошибке
Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин. Что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.
- Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет! Петька принесет, я ему написал записку. Он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках его было оружие для фехтования – длинный деревянный меч.

Почему так получилось? Какого закона письма не знает Дима?

Как проверить орфограммы по словарю

Запишите слово, пропуская орфограммы.
Найдите слово в словаре и подчеркните орфограммы.
Прочитайте слово по слогам орфографически.
Не глядя в словарь, повторите слово орфографически.
Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно.
Подчеркните в написанном слове орфограммы
Сверьте орфограммы в слове с теми орфограммами, которые вы подчеркнули в словаре.

Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.

Почти все сделали без меня.

задача

критерии

примеры

рассказ

название

Пример ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценки
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассказ о способе __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Название способа ________________________________
__________________________________________________________________________________________________

Изучение теоретических основ технологии проектной задачи

Освоение технологических шагов подготовки и проведения проектной задачи

Определение места предметной проектной задачи в календарно-тематическом планировании по предмету

Подготовка учебно-методических и контрольно-оценочных материалов для учителя и учащихся