Интеллектуальная игра Что? Где? Когда? на тему Основные компоненты готовности детей к обучению в школе


Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?
на тему «Основные компоненты готовности детей к обучению в школе»
Цель: повышение компетентности педагогов в области подготовки детей к школе;
формирование навыков позитивного общения воспитателей, умения работать в коллективе.
Методы активизации педагогов:
блицтурнир – метод мозгового штурма;
ответы на предлагаемые вопросы – метод дискуссии;
вопрос родителя, интервью с ребенком – решение педагогических ситуаций;
разгадывание тематического кроссворда, работа с карточками, перфокарты – работа с дидактическими пособиями.
Игровой реквизит: волчок со стрелочкой, игровое поле (6 делений), конверты и игровые карточки с заданиями, магнитофон с записью музыкального сопровождения передачи «Что? Где? Когда?», черный ящик; записи проблемных ситуаций; кроссворд «Физические качества личности», мольберт, магнитная доска и магниты, совы.
Ход игры
Ведущий: Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию одну из нетрадиционных форм методической работы с педагогами – интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Одной из главных задач детского сада является подготовка детей к школьному обучению. Диагностирование школьной зрелости проводит педагог-психолог, однако основная работа по подготовке ребенка к школе ложится на плечи воспитателей. Поэтому сегодня наша игра будет посвящена этой теме. Сегодня мы начинаем прямую трансляцию осенней серии игр «Что? Где? Когда, и я хочу представить знатоков:
воспитатели групп;
магистры;
капитан команды
БЛИЦТУРНИР
Ведущий: Уважаемые знатоки, предлагаю вашему вниманию «Блицтурнир»
- Перечислите компоненты психологической готовности детей к школе.
Внимание! Правильный ответ (интеллектуальная, социально-личностная, эмоционально-волевая).
- Назовите еще один компонент готовности к школе, который не относится к психологической готовности.
Внимание! Правильный ответ (физическая).
Ведущий: перед вами игровое поле и волчок, который вы раскручиваете и выбираете вопрос.
1-й раунд – крутится волчок
ВОПРОС «ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»
Ведущий: Итак, против знатоков играет медсестра детского сада.
Медсестра: Уважаемые знатоки, известно, что забота о здоровье дошкольников – главная задача взрослых. Раскройте важность физической готовности ребенка к обучению в школе»
Минута на размышление, после этого знатоки отвечают на вопрос.
Ведущий: Внимание! Правильный ответ.
Медсестра: Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки. Нередко именно из-за недостаточного физического развития некоторые дети отстают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координацию движений, гибкость. Силу. Выносливость тесно связана с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности.
Частоболеющие, физически ослабленные ученики даже при наличии у них высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Поэтому необходимо укреплять здоровье ребенка задолго до поступления в школу.
Ведущий: Уважаемые знатоки, спасибо за ответы. Надеюсь, что в нашем саду будут расти только здоровые дети.
2-й раунд – крутится волчок
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
Ведущий: Внимание! «Черный ящик» (ассистент вносит черный ящик).
Ведущий: Раньше этот предмет был свинцовым. Вся беда в том, что он пачкал руки. Он прошел стадию обновления и доработки. Им теперь пользуются все взрослые и дети.
Минута на размышление, после этого знатоки отвечают на вопрос.
Ведущий: Внимание! Правильный ответ: КАРАНДАШ.
3-й раунд – крутится волчок
ВОПРОС «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»
Ведущий: Итак, против знатоков играет мама воспитанника детского сада. Внимание на экран (звучит запись вопроса).
Мама: Уважаемые знатоки, мой сын посещает логопедическую группу детского сада. В марте ему исполнится 6 лет. Он не умеет писать и читать, знает только буквы, совсем не умеет решать математические задачки. При этом некоторые дети в группе уже бегло читают. Я хотела бы отдать сына в школу, но опасаюсь, что он не готов к обучению. Скажите, что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу? Может быть, нам еще на один год остаться в детском саду? Посоветуйте.
Минута на размышление, после этого знатоки отвечают на вопрос.
Ведущий: Внимание! Правильный ответ. Многие родители считают, что именно интеллектуальная готовность является главной составляющей готовности к школе, а ее основа – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Данное убеждение неверно. Для ребенка, поступающего в школу, наиболее важны определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые учитель сможет решать задачи обучения. Успешность школьного обучения во многом зависит и от возраста ребенка, поступающего в первый класс. Перед тем как отдать своего шестилетнего малыша в школу, подумайте, а стоит ли? Ведь далеко не все шестилетки готовы отказаться от игрушек и сидеть за партой. Бывает, что и в семь лет ребенок еще предпочитает игру учебной деятельности.
4-й раунд – крутится волчок
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА»
Участники интеллектуальной игры на мотив песни «Танцуем сидя» выполняют движения.
5-й раунд – крутится волчок
ВОПРОС «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»
Ведущий: Итак, против знатоков играет воспитательница детского сада. Внимание на экран (звучит интервью с ребенком).
Хочешь ли ты идти в школу? (Да, хочу);
Зачем тебе идти в школу? Что ты там будешь делать? (Я буду там писать буквы, считать, решать задачи);
Если играть в школу, кем ты будешь – учителем или учеником? Почему? (Учителем. Учитель задает домашнее задание, спрашивает);Как ты думаешь, понравится ли тебе в школе? Почему? (Там есть перемены, на них можно играть с ребятами);
Как ты думаешь, где лучше – в детском саду или в школе? Почему? (В школе – там не надо спать).
Ведущий: Оцените ответы ребенка, как вы думаете, готов ли он к школе? Обоснуйте ответ.
Минута на размышление, после этого знатоки отвечают на вопрос.
Ведущий: Внимание! Правильный ответ. Девочка имеет общее представление о школе (о том, зачем туда ходят, чему учат). Однако у ребенка не сформирована социальная позиция школьника (девочку в школе привлекает не обучение, а перемены), игровая деятельность преобладает над учебной. У детей должно быть сформировано положительное отношение к школе, учебной деятельности, учителю. Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений ему трудно будет учиться, если не сформирована социальная позиция школьника. Воспитатель должен рассказывать об учителях, школе, читать книги, организовывать просмотры видеофильмов, экскурсии в школу. Это создаст у них положительную установку на учебу в школе.
6-й раунд – крутится волчок
ВОПРОС «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»
Ведущий: Итак, против знатоков играет методист ИМЦ.
Методист ИМЦ: Уважаемые знатоки, я предлагаю вам рассмотреть показатели готовности ребенка к школе и выбрать те, которые соответствуют только развитию волевых качеств. Правильный ответ обозначьте галочкой (перфокарта).
Перфокарта «Эмоционально-волевая сфера»
1 Ребенок доводит начатое дело до конца 2 Внимательно слушает задание, выполняет его в соответствии с инструкцией взрослого 3 Усидчивый 4 Умеет классифицировать и обобщать предметы, считать в пределах 10 5 Ребенок способен слушать других, не перебивая 6 Отсутствует выраженная задержка в речевом развитии 7 Умеет контролировать свои эмоции 8 Ребенок позитивно настроен на обучение в школе 9 Ребенок способен самостоятельно выполнять задания Ведущий: Внимание! Правильные ответы под номерами 1, 2, 3, 5, 7, 9;
- Вопрос 4 «Умеет классифицировать и обобщать предметы, считать в пределах 10» относится к интеллектуальной готовности;
- Вопрос 5 « отсутствует выраженная задержка в речевом развитии» относится к физической готовности;
- Вопрос 8 «Ребенок позитивно настроен на обучение в школе» относится к социально-личностной готовности.
ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ
Ведущий: Уважаемые знатоки, вот и подошла к концу интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Предлагаю подвести итоги нашей встречи и выполнить заключительное задание. Представлены 4 компонента школьной зрелости, о которых шла речь на протяжении всей игры, и карточки с основными характеристиками данных готовностей. Вы должны расположить предложенные карточки в таблице на магнитной доске в соответствии с характеристиками каждой готовности.
Пример таблицы с правильными ответами
Интеллектуальная готовность Социально-личностная готовность Эмоционально-волевая готовность Физическая готовность
Любознательность Желание получать новые знания Усидчивость Работоспособность
Запас элементарных сведений об окружающем мире Позитивное отношение к школе Умение контролировать свои эмоции Физически и психически развит
Способность к обобщению и классификации Осознание себя будущим учеником Стремление доводить начатое дело до конца Достаточно развиты двигательные умения и навыки
Ведущий: Уважаемые знатоки, вы справились с заданием отлично. Надеюсь, что предложенная тема была интересной, а информация, которую вы сегодня получили, окажется для вас полезной. В заключение прошу вас встать в круг. Закройте глаза, расслабьтесь, прислушайтесь к своему внутреннему миру…. Большое спасибо всем участникам. Приглашаю вас к столу на чаепитие.