Интеллектуальная игра Что? Где? Когда? по истории и литературе на тему Великая Отечественная война
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на тему «Великая Отечественная война»
для учащихся 7-11 классов
Выполнила: учитель русского языка и литературы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа посёлка Большая Вишера»
Демидова Светлана Юрьевна
Пояснительная записка
Без любви к Родине, к ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущее. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком.
История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живет. Память об этих событиях неподвластна времени, бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживает века: это не просто свойство человеческого сознания сохранять следы минувшего, память – это связующее звено между прошлым и будущим.
Крепнет связь между Большевишерскими ветеранами Великой Отечественной войны и школьниками. Ученики школы оказывают помощь ветеранам ВОВ, изготавливают открытки и теплыми, добрыми пожеланиями поздравляют ветеранов с праздниками, особо чествуют их накануне Дня Победы (проводится ежегодный фестиваль солдатской песни «Салют, Победа!», проходят уроки Мужества). Но, пожалуй, самым интересным и увлекательным мероприятием стали интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», где против Знатоков, учащихся школы, выступают ветераны Великой Отечественной войны.
Вот уже восемь лет накануне дня Победы встречаются ветераны и знатоки. Команды знатоков традиционно создаются из победителей школьных и районных олимпиад, лучших игроков отборочных туров школьных интеллектуальных игр.
Цель игры:
Способствовать воспитанию таких качеств личности, как патриотизм, ответственность, чувство долга;
развивать интерес к военной истории Отечества.
Задачи:
1. формирование у молодежи чувства любви к Малой Родине, гордости за свою страну, уважительного отношения к людям старшего поколения;
формирование и развитие жизненно-важных компетентностей
(социальной, коммуникативной, информационной, продуктивной творческой деятельности);
повышение интеллектуального уровня учащихся;
привитие любви к работе с книгой и другими источниками знаний.
В ходе игры у Знатоков есть возможность проявить приобретённые на уроках и во внеурочной деятельности знания. Кроме того, как показывает практика, конкретные знания, полученные в ходе игры и имеющие эмоциональную окраску, являются наиболее устойчивыми.
Вопросы для игры готовятся учителем литературы, истории.
Данная игра проводится как общешкольное внеклассное мероприятие, посвящённое Победе в Великой Отечественной войне.
Ожидаемые результаты: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.
Возрастная группа: учащиеся 7 - 11 классов.
Содержательная часть.
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Правила игры «Что? Где? Когда?»
I. Общие условия:
1.Участники игры:
А) Знатоки - учащиеся школы
Б) Ветераны Великой Отечественной войны (готовят вопросы для игры
совместно с Председателем Совета ветеранов).
В) ведущий игры
Г) эксперты (независимая группа, контролирующая игру).
Д) Магистры (следят за игрой и оказывают помощь знатокам)
Во время игры должна соблюдаться дисциплина. При подсказке ответ не защитывается или заменяется другим вопросом.
Игра идет до 6 очков. Каждый выигрыш Знатоков или Ветеранов денежно оценивается по степени сложности.
Игровой стол разбит на 13 секторов. Номера вопросов расположены по указательной стрелке в очередном порядке. 12 вопросов готовят Ветераны, 13-й вопрос (сектор зеро) - учителя школы.
Волчок указывает стрелкой номер вопроса, если стрелка остановилась на черте (границе сектора), то дается вопрос по направлению стрелки. Вопрос выходит из игры после его розыгрыша.
Вопросы от ветеранов согласуются с заместителем директора по воспитательной работе и куратором по интеллектуальному направлению.
Все участники игры имеют свои права и обязанности.
II. Условия игры для знатоков.
Обязанности:
1) Знатоки обязаны выбрать до начала игры капитана команды.
2) Знатоки обязаны внимательно прослушать вопрос (можно сделать
записи) и вести обсуждение в течение минуты.
3) Капитан команды внимательно слушает обсуждение вопроса,
запоминает все предлагаемые ответы и выбирает одного Знатока из
команды, который будет отвечать на вопрос.
4) Отвечать на вопрос нужно коротко и четко.
5) Во время игры Знатоки обязаны внимательно слушать ведущего.
Права:
1) Знатоки имеют право один раз в течение игры воспользоваться
помощью Магистров.
2) Знатоки имеют право ответить досрочно на вопрос, выиграв при этом
дополнительную минуту на обсуждение последующих вопросов.
3) Знатоки имеют право просить повторить вопрос.
4) Знатоки имеют право взять музыкальную паузу во время игры.
III. Условия игры для ведущего.
Обязанности:
1) Ведущий обязан в начале игры представить всех участников (Знатоков, экспертов, Ветеранов, Магистров, гостей.)
2) Ведущий обязан коротко объяснить условия игры.
3) Ведущий обязан вскрыть конверт с вопросом, который выпал
Знатокам, и зачитать вопрос.
4) Ведущий обязан при достижении 6-ти очков у Знатоков или у
Ветеранов объявить игру законченной.
5) В конце игры ведущий обязан предоставить слово Председателю
экспертной группы для награждения лучшего игрока из Знатоков и
Ветерана (за самый интересный вопрос).
Права:
1) Ведущий имеет право по просьбе знатоков повторить вопрос.
2) Ведущий имеет право добавить 1 минуту на обсуждение, если уже
был досрочный ответ на вопрос.
3) Ведущий имеет право высказать свое мнение в ходе обсуждения
вопроса.
4) Ведущий имеет право задавать Знатокам наводящие вопросы.
5) Ведущий имеет право принять от Знатоков досрочный ответ.
6) Ведущий имеет право приостановить игру в случае нарушения правил.
IY. Условия игры для магистров.
Обязанности:
Магистры обязаны внимательно следить за ходом игры.
2) Магистры обязаны по просьбе Знатоков оказать им помощь при ответе на заданный вопрос (один раз за игру)
Права:
Магистры имеют право обсуждать вопросы и ответы, не оглашая результаты обсуждения в зале.
Магистры имеют право дать нужные рекомендации Знатокам во время перерыва (музыкальной паузы)
Y. Условия игры для экспертов.
Обязанности:
Эксперты обязаны до начала игры избрать Председателя
Внимательно следить за ходом игры.
Каждый эксперт обязан иметь свое мнение о лучшем игроке и лучшем вопросе.
Председатель экспертов обязан обобщить мнение экспертной группы и объявить в конце игры лучшего игрока от Знатоков и выбрать лучший вопрос от Ветеранов.
Права:
Эксперты имеют право делать замечания Знатокам, ведущему в соответствии с правилами игры.
Эксперты имеют право остановить игру, если нарушаются условия и дисциплина.
Вопросы к игре «Что? Где? Когда?»
Вопрос 1: Во время ВОВ уже З июля 1941 года начались налёты фашистскихстервятников на Малую Вишеру. Всего с начала войны по январь1944года на город было сброшено 2 199 бомб.
20 ноября 1941 года 111 и 259 дивизии 52-ой Армии освободили город от врагов. Малая Вишера стала первым городом, навсегда освобождённым от фашистов.
На мраморной доске высечено:
«Живым об этом помнить надо,
Чтить память павших век от века.
Здесь, на дорогах к Ленинграду,
Шёл бой во имя человека».
Где установлена в городе эта мраморная доска?
Ответ: Всех въезжающих в город Малая Вишера привлекает внимание 76-миллиметровая пушка на трёхметровом постаменте с мраморной доской.
Вопрос 2: "Чудо живого воплощения народной речи"
О каком произведении о ВОВ эти слова Б. Пастернака? Назовите
произведение и его автора.
Ответ: "Василий Тёркин" А. Т. Твардовский.
Вопрос 3: Назовите место в Новгородской области, где проходили ожесточённые бои зимой 1943 года. Это место образно называли «котлом», «мясорубкой», «коридором смерти».
Ответ: «Демянский котёл». 100000 немцев было окружено под Демянском. Немцам удалось вывести только 10т. солдат, а 90т. было уничтожено.
Вопрос 4: В городе Малая Вишера есть улица имени Николая Гавриловича Лисконоженко, который погиб, защищая Маловишерскую землю. За подвиг, совершённый впервые в истории авиации, советскому лётчику Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1941 года присвоено звание Героя Советского Союза. Какой героический поступок был совершён Н. Лисконоженко впервые в истории авиации?
Ответ: 2 ноября 1941 года советский лётчик совершил впервые в истории авиации двойной таран.
Вопрос 5: Когда в 1941 году враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: «Ребята, не Москва ль за нами?». Откуда взяты эти слова, кто их автор?
Ответ: Из стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова.
Вопрос 6: Когда были захвачены немцами город Малая Вишера и посёлок Большая Вишера? Когда их освободили?
Ответ: Малая Вишера захвачена 20 октября 1941г., освобождена 20 ноября 1941 года; Большая Вишера захвачена 22 октября 1941 года, освобождена 16 декабря 1941г.
Вопрос 7: Назовите фамилию командующего армией, в честь которого названа улица в г.Малая Вишера.
Ответ: Генерал армии (после войны присвоено звание Маршала Советского Союза) Кирилл Афанасьевич Мерецков.
Вопрос 8: Назовите дату освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков.
Ответ: 20 января 1944 года. Освобожден 59 армией К.А.Мерецкова.
Вопрос 9: Назовите улицу в г. Малая Вишера, которая носит имя одного из руководителей партизанского отряда Маловишерского района.
Ответ: Лев Васильевич Коробач.
Вопрос 10: Назовите авторов стихотворений о Великой Отечественной войне.
Переправа, переправа...
Темень, холод. Ночь как год.
Но вцепился в берег правый,
Там остался первый взвод.
2)Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
3)Помните!
Через века, через года - помните!
О тех, кто уже не придет никогда - помните!
4) «Мессершмиты» с чёрными крестами
Не висят сегодня над мостами;
С Волховских низин без остановки
По Кремлю не бьют шестидюймовки;
Не дрожит земля в предсмертном гуле –
Мальчики в почётном карауле
Замерли у Вечного огня.
5) Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
6) Враги сожгли родную хату,Сгубили всю его семью.Куда теперь идти солдату,Кому нести печаль свою?
7)Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных ...
8) С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршой
Наш потрепанный батальон.
Ответ: 1) А.Твардовский, 2) К.Симонов,3) Р.Рождественский,4) М.Матусовский, 5) А.Твардовский, 6) М.Исаковский, 7) Ольга Берггольц, 8) Юлия Друнина
Вопрос 11: Михаил Иванович Калинин написал письмо матери Героя Советского Союза, где говорил о награде и о том, что подвиг ее сына никогда не забудут. В день двадцатилетия освобождения Новгорода на центральной площади города был открыт памятник герою. О ком идет речь?
Ответ: О герое Советского Союза Лене Голикове(1926-1943). 16-летний партизан, разведчик, подорвал машину с тремя немецкими военными, у одного из них (генерал - майора) был портфель с важнейшими документами. Погиб в бою в селе Острая Лука Псковской области. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Вопрос 12: Когда советские войска освободили от фашистов Новгород, то на территории Кремля они обнаружили обломки знаменитого памятника, который немцы так и не успели вывезти. Что это за памятник?
Ответ: Памятник «Тысячелетию России», скульптор Микешин М.О.
Вопрос 13: О каком сражении писал в дневнике отчаявшийся немецкий солдат: «Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы»?
Ответ: Сталинградская битва (она проходила в 2 этапа: 17 июля-18 ноября 1942 года – оборонительные бои; 18 ноября 1942 года – 2 февраля 1943 года – контрнаступление Советских войск под Сталинградом)
Литература:
Смирнов В. Россия в бронзе. Памятник «Тысячелетию России». – М. 2002г
Тэммо А.М., Вязинин И.Н.. Золотые Звёзды новгородцев. –
Л: Лениздат, 1987г
Навсегда в памяти. 65 лет Великой Победы. Редакция В.Е.Шайковского – В.Новгород 2010 г.
Иванов В.А. Герои земли Новгородской. – Л: Лениздат, 1966г
Поклонимся великим тем годам. М.: Знание. 1995.
Шевердалкин П. Партизанская война на Новгородской земле. – Новгород, 1957г
Данилова А.А. История России, XX – начало XXI века: Уч. для 9 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2003г