«НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ СТРАНЫ В 1936 г. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СТРАНЫ В 30-е годы», конспект урока истории, 9 класс
ДАТА:
КЛАСС: 9
ТЕМА:
«НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ СТРАНЫ В 1936 г. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СТРАНЫ В 30-е годы»
ЦЕЛЬ:
Формирование представлений учащихся об основных положениях Конституции 1936 г.
ЗАДАЧИ:
Подвести учащихся к пониманию, что в 1930-е годы возникла необходимость в новой Конституции; познакомить учащихся с некоторыми положениями Конституции 1936 года; показать несоответствие жизни людей и Конституции;
Коррекция и развитие умения самостоятельности посредством самостоятельного выполнения заданий;
Формировать активную гражданскую позицию.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
1936 г. – новая Конституция СССР; построение социализма
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Сессия, репрессия
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карточки с заданиями, схема
ТИП УРОКА:
Комбинированный
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие учащихся
Проверка готовности учащихся к уроку
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
Откройте тетради и запишите дату. Назовите сегодняшнюю дату. (ОДИН УЧЕНИК НАЗЫВАЕТ). Начинаем диктант дат. (ЗАПИСЬ ПОД ДИКТОВКУ)
315 г.780 г.1100 г.1751 г.
Учитель:
Сейчас возьмите «ленту времени» и определите половину века и век.
Учащиеся:
РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Учитель:
Сейчас проверяем выполненную работу.
Учащиеся: ЧИТАЮТ ПО ЦЕПОЧКЕ
315 г. – I половина IV века
780 г. – II половина VIII века
1100 г. – II половина XI века
1751 г. – II половина XVIII века
Учитель:
Вспомните, о чем говорили на прошлом уроке?
Учащиеся:
На прошлом уроке говорили о коллективизации крестьянского хозяйства.
Учитель:
Что предусматривалось сделать в деревне?
Учащиеся:
В деревне предусматривалось проведение реформы.
Учитель:
В чем заключалась реформа в деревне?
Учащиеся:
Реформа в деревне заключалась ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ В ДЕРЕВНЕ, КОТОРЫЕ ОЗНАЧАЛИ СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ХОЗЯЙСТВ - КОЛХОЗОВ И ПРОВЕДЕНИЕ РАСКУЛАЧИВАНИЯ.
Учитель:
На каких условиях крестьяне должны были вступать в колхозы?
Учащиеся:
Крестьяне должны были вступать в колхозы принудительно.
Учитель:
Почему крестьяне не хотели вступать в колхоз?
Учащиеся:
Крестьяне не хотели вступать в колхоз потому, что все имущество, вся земля становились общим.
Учитель:
Кого считали кулаками?
Учащиеся:
Кулаками считали всех зажиточных крестьян, которые нанимали себе батраков. Также кулаком могли объявить любого крестьянина, если у него была, хоть какая-то собственность – например, если он имел хороший дом, лошадь, одну-две коровы, добротный сельскохозяйственный инструмент.
Учитель:
Выделите главную цель коллективизации:
Обеспечить продуктами питания;
Ликвидировать кулаков;
Увеличить урожаи.
Учащиеся:
Главная цель коллективизации это ликвидировать кулаков и обеспечить продуктами питания
Учитель:
Расскажите о жизни колхозников по опорным словам:
ОБРАБАТЫВАЛИ ЗЕМЛЮ
УХАЖИВАЛИ ЗА СКОТОМ
ТРУДОДНИ
ДЕНЬГИ
ВЫДАВАЛИ ЗЕРНО, МЯСО, ОВОЩИ
Учащиеся:
Крестьяне все вместе обрабатывали землю, ухаживали за скотом. За свою работу крестьяне денег не получали, а им насчитывали трудодни. Затем, после сдачи урожая государству колхозникам по трудодням выдавали зерно, мясо, овощи. Чем больше трудодней, тем больше выдавали продуктов.
Учитель:
Таким образом, в Советском Союзе была проведена коллективизация. Колхозы сдавали хлеб государству, и почти весь хлеб шел на экспорт. Средства от продажи хлеба за границу обеспечивали промышленное строительство. Нормализовалось снабжение рабочих продовольствием. К середине 30-х годов распределение продуктов по карточкам было отменено. Но в целом сельскохозяйственное производство давало гораздо меньше продукции, чем в годы НЭПа.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель:
Проведённая в стране индустриализация и коллективизация дали свои результаты. И.В. Сталин объявил, что в советском обществе построен социализм. Социалистические преобразования в СССР надо было записать в Основном законе государстве – Конституции. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми положениями этого документа. Откройте тетради и запишите тему урока.
Тема урока: «НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ СТРАНЫ В 1936 г. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СТРАНЫ В 30-е годы»
Учащиеся: (открывают тетради, записывают тему урока)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
Сегодня на уроке нам встретятся новые слова. Посмотрите на доску и прочитайте их.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
СЕССИЯ - СОВЕЩАНИЕ
РЕПРЕССИЯ - АРЕСТ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ТЮРЬМУ, ССЫЛКА БЕЗ СУДА
Учитель:
Внимательно слушайте мой рассказ, по окончании которого вам нужно будет ответить на вопросы:
Когда принят Основной закон государства?
Какое общество было построено в СССР?
Назвать виды собственности в СССР.
Сталин объявил, что в советском обществе, наконец построен социализм. Теперь все люди должны приложить все свои силы для строительства коммунизма. Социалистические преобразования в СССР надо было записать в Основном законе государства – Конституции.
В 1936 году была принята новая - вторая Конституция СССР.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:
1936 г. – ПРИНЯТ ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА - КОНСТИТУЦИЯ СССР.
Учитель:
В Конституции 1936 года было записано, что в СССР было построено социалистическое общество, в котором нет частной собственности. Действительно в ходе индустриализации и коллективизации вся частная собственность была полностью ликвидирована. Теперь существовало только два вида собственности – государственная и кооперативно-колхозная.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:
В СССР ПОСТРОЕНО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
ДВА ВИДА СОБСТВЕННОСТИ – ГОСУДАРСТВЕННАЯ И КООПЕРАТИВНО-КОЛХОЗНАЯ
Учитель:
Когда принят Основной закон государства?
Учащиеся:
Основной закон государства Конституция СССР был принят в 1936 году
Учитель:
Какое общество было построено в СССР?
Учащиеся:
В СССР было построено социалистическое общество.
Учитель:
Назвать виды собственности в СССР.
Учащиеся:
В СССР было два вида собственности – государственная и кооперативно-колхозная.
Учитель:
В Конституции 1936 года была внесена статья о Коммунистической партии. Партия объявлялась «руководящим и направляющим ядром советского общества». То есть признавалось, что партия играет главную роль в управлении государством. Теперь И.В. Сталин по закону становился и главой партии, и главой государства.
Учитель:
Какая партия объявлялась «руководящим и направляющим ядром советского общества»?
Учащиеся:
«Руководящим и направляющим ядром советского общества» объявлялась Коммунистическая партия.
Учитель:
Кто становился главой партии и государства по Конституции СССР?
Учащиеся:
По Конституции СССР главой государства и главой партии становился И.В. Сталин.
Учитель:
Сейчас мы с вами в тетради составим схему «Системы государственного управления СССР по Конституции 1936 года».
Высшим государственным руководящим органом был объявлен Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР делился на две части: Совет Союза и Совет Национальностей. В Совет Национальностей вошли представители от всех советских республик. Верховный Совет несколько раз собирался на совещания - сессии. Между сессиями руководство страной осуществлял Президиум Верховного Совета СССР.
ЦИК упразднялся. Ликвидировались областные, республиканские и всесоюзные съезды Советов. Теперь управление на местах осуществляли не съезды, а Советы. Советы избирались всем населением голосованием. На прошлых уроках мы с вами говорили о том, что раньше до принятия Конституции 1936 года в голосовании не могли участвовать священники, монахи, бывшие полицейские, нэпманы, люди которых нанимали себе рабочих. Сейчас же при принятии Конституции 1936 года в выборах могли участвовать все граждане страны.
«СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР
ПО КОНСТИТУЦИИ 1936 года»
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
СОВЕТ СОЮЗА
СОВЕТ
НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
ВЕРХОВНЫЙ СУД
СНК
Учитель:
Какой орган власти руководит между сессиями?
Учащиеся:
Между сессиями руководство страной осуществлял Президиум Верховного Совета СССР.
Учитель:
Как проходили выборы в Советы?
Учащиеся:
Советы избирались всем населением всенародным голосованием.
Учитель:
Сейчас при работе с текстом учебника на стр. 136 (8,9 абзац), вам нужно выделить права, которые провозглашались по Конституции 1936 года.
РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 136 (8,9 абзац)
Учитель:
Какие права человека провозглашались по Конституции СССР 1936 года?
Учащиеся:
По Конституции СССР 1936 года право на труд, на отдых, на получение бесплатного образования, на пенсионное обеспечение в старости, свобода выбора религии, на свободу слова, право устраивать демонстрации, собрания и митинги. Провозглашалось право на неприкосновенность жилища.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:
Права человека, провозглашённые Конституцией 1936 года
Право на труд,
На отдых,
На получение бесплатного образования,
На пенсионное обеспечение в старости,
Свобода выбора религии,
На свободу слова,
Право устраивать демонстрации, собрания и митинги.
Право на неприкосновенность жилища.
Учитель:
Это была самая демократичная Конституция в мире. Многие люди приветствовали принятие Конституции в Советской стране. После принятия Конституции многие считали, что в СССР закончилось насилие над людьми, и в стране действительно началась новая эпоха. Но это было совершенно не так. Жизнь советских была далека от прав и свобод, записанных в Конституции. Права людей постоянно нарушались. Ни о какой свободе слова не было и речи. За любое критическое высказывание в адрес партии и правительства полагалась ссылка или заключение в тюрьму. Все газеты и журналы проходили цензуру. Для этого была специальная организация. В 30-е годы начались массовые репрессии не только против членов партии, но и против всех недовольных политикой советского правительства. Тысячи невинных советских и партийных руководителей, военачальников и простых людей по малейшему подозрению были арестованы и расстреляны. Часто людей арестовывали по доносу. Родственников арестованных выгоняли с работы, а затем сажали в тюрьму и лагеря.
Конституция провозгласила для советских людей самые справедливые законы. Но на самом деле они жили в страхе и их права постоянно нарушались.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель:
Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся:
Сегодня на уроке мы говорили о Конституции СССР 1936 г.
Учитель:
Когда была провозглашен Основной закон государства - Конституция СССР?
Учащиеся:
Основной закон государства - Конституция СССР был провозглашен в 1936 году
Учитель:
Какое общество было построено в СССР?
Учащиеся:
В СССР было построено социалистическое общество.
Учитель:
Какие права провозглашала Конституция 1936 г.
Учащиеся:
Конституция 1936 года провозглашала: Право на труд, На отдых, На получение бесплатного образования, На пенсионное обеспечение в старости, Свобода выбора религии, На свободу слова, Право устраивать демонстрации, собрания и митинги. Право на неприкосновенность жилища
Учитель:
Как вы думаете, почему права граждан нарушались?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
I ГРУППА – стр.135-139, читать, ответить на вопросы стр. 138
II ГРУППА – стр.135 - 139, читать, ответить на 1,3 вопросы стр. 138
III ГРУППА – стр.135 - 138, читать, ответить на 1,2 вопросы стр. 138