Исследовательская работа на тему: Образ героев Великой Отечественной войны по рассказу М.А.Шолохова Судьба человека
Номинация «Литературоведение»
Исследовательская работа на тему:
«Образ героев Великой Отечественной войны по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»
Автор: Коровина Кристина Юрьевна
Дата рождения: 26.01.2000
393592 Тамбовская область,
Мучкапский район,
п. Красный Куст,
ул.Школьная д.10 кв.3
тел. 8(47446)5-46-94
обучающаяся 9 класса
Краснокустовского филиала МБОУ Мучкапской СОШ
Руководитель: Коровина Ольга Владимировна –
учитель русского языка и литературы
Краснокустовского филиала МБОУ Мучкапской СОШ
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Актуальность ………………………………………………………3стр.
2.Цель………………………………………………………………….3стр.
3.Задачи……………………………………………………………….3стр.
4.Гипотеза…………………………………………………………….3стр.
5.Объект и предмет исследования………………………………...4стр.
6.Методы исследования…………………………………………….4стр.
7.Введение……………………………………………………………..4стр.
8.Истоические исследования………………………………………4стр.
9.Биографические исследования………………………………….5стр.
10.Теоретико-литературные исследования……………………...6стр.
11.Вывод……………………………………………………………….8стр.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
С каждым годом от нас дальше эхо войны, всё меньше становиться ветеранов ВОв – свидетелей тех страшных военных лет, всё реже происходят встречи с ними. К сожалению, но мы всё меньше узнаём о Великой Отечественной войне от реальных участников, но есть ещё информационные свидетели – это книги художественные или документальные. В недалёком будущем только они будут сообщать нам о героизме советских солдат, да и просто людей, боровшихся с фашизмом. Необходимо читать такие произведения и знать - кто же они настоящие герои ВОв. Мы посмотрим на них глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека». Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него любить свою Отчизну также прямо, открыто и беззаветно.
Я считаю, что в преддверие празднования 70 летней годовщины со Дня Великой Победы советского народа над фашистскими захватчиками, эта тема является наиболее актуальной, так как подрастающее поколение должны знать героев Великой Отечественной войны, чем они жили, как они побеждали.
ЦЕЛЬ:
1.Воспитывать истинный патриотизм на примере жизни главного героя рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».
ЗАДАЧИ:
Изучить рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», его жанровое и композиционное своеобразие тему и идею, образы главных героев, историческую основу повествования.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
ГИПОТЕЗА:
Если человек потерял во время войны дом, семью – всё, чем он жил, то способно ли его сердце на сострадание, на любовь.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека»
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
судьба героев рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Чтение и анализ произведения.
Изучение исторических сведений о Великой отечественной войне, биографических сведений о писателе.
Теоретико-литературный анализ рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».
ВВЕДЕНИЕ
Нет в Росси семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война. Эта тема близка каждому россиянину.
Рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» посвящён событиям Великой Отечественной войны. Очень важно знать кто же герои эти простые советские люди, которые освободили не только СССР от фашизма, но и весь мир.
Исследования по рассказу «Судьба человека» необходимо провести по трём направлениям: биографическому, историческому, теоретико-литературному.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны, вторглась на территорию СССР. Гитлером был разработан план «Барбаросса», по которому наступление планировалось по трем направлениям: на Москву, Ленинград и Киев. Он намеревался захватить СССР за 2-3 месяца. Однако фашистские войска были встречены яростным сопротивлением советского народа. Вся страна поднялась на священную борьбу: фронт и тыл превратились в единый боевой лагерь. Война затянулась на долгие 4 года.
В её историю вошли такие крупнейшие военные операции, как разгром захватчиков под Москвой, оборона Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы.
Еще в 1940-ом году Гитлер разработал чудовищный план по ликвидации нашей страны как единого целого. Ставилась задача истребить 30 миллионов русских и 6 миллионов евреев.
Неудачи первых недель войны привели к тому, что в фашистский плен попало несколько миллионов воинов. Советские военнопленные методично уничтожались. По специальному приказу поголовному истреблению подлежали политруки, коммунисты, комсомольцы.
В Германию на принудительные работы вывозились работоспособные мужчины, женщины, даже дети. В рабство было отправлено около 5 миллионов советских граждан. Военнопленные использовались на каторжных работах, подвергались изощренным пыткам и издевательствам.
За время Великой Отечественной войны погибло свыше 27 миллионов человек. Ущерб государству и населению составил 700 миллиардов рублей.
БИОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Шолохов узнал о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз 23 июня. В этот же день из станицы Вешенской он отправил телеграмму с просьбой о зачислении присужденной ему Сталинской премии в фонд обороны СССР и принятии его в ряды Красной Армии. Уже через несколько дней Шолохов отправился на Западный фронт специальным корреспондентом газеты «Красная звезда». За время войны он побывает на трех фронтах – Южном, Западном и Юго-Западном.
Писателем написаны десятки очерков и статей, в которых он не только воодушевлял людей, но и выражал свою уважительную любовь народу и Родине. Вот отрывок из «Обращения к вешенцам, идущим на фронт»: «Со времени татарского ига русский народ никогда не был побежденным, и в этой Отечественной войне он непременно выйдет победителем».
Шолохов приобрел на личные средства четыре «Катюши», которые начали свой боевой путь с обороны Сталинграда, а последние залпы сделали в Будапеште. В 1942 году во время воздушного налета на Вешенскую на глазах у писателя погибла его мать. В годы войны Шолохов начал писать роман «Они сражались за Родину», посвященный подвигу народа в борьбе на Отчизну. 22 июня 1942 года «Правда» напечатала рассказ Шолохова «Наука ненависти». Главное в нем – правда о том, что несет нашей стране и миру фашизм. Писатель воспитывал ненависть: без этого чувства нельзя было победить врага, потому что чем сильнее любовь к Родине, тем беспощаднее ненависть к врагу».
ТЕОРЕТИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского с Шолоховым произошел такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека».
В 1956 году, под самый Новый год, «Правда» напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.
В 1959 году режиссером С. Бондарчуком был снят фильм «Судьба человека».
Композиция, то есть построение, рассказа очень проста. Примерно четыре пятых его объема занято повествованием случайно встреченного автором в пути незнакомца о своей трагической судьбе. Это соответствует заглавию. Рассказ Андрея Соколова обрамляется небольшим авторским зачином и совсем короткой концовкой. В зачине описывается обстановка, в которой произошла встреча, впечатление, которое произвели на автора мужчина с мальчиком. А замыкается повествование описанием душевного состояния автора, произведенного рассказом Андрея Соколова.
Рассказу присуща конкретная и достоверная основа. Это ярко показывает точная датировка и география жизненного пути Андрея Соколова.
Родился он в Воронеже в 1900 году, в голодном двадцать втором подался батрачить на Кубань, вернулся в Воронеж. Женился в 1924 году. В 41-ом отправился на фронт. Сначала в Белую Церковь на Украине, потом на передовую, на Южный фронт. Попал в плен под Лозовеньками в мае 42-го. В Познани пытался бежать. За два года плена исколесил всю Германию. Под Полоцком в июне 44-го сбежал, прихватив языка. После госпиталя поехал в Воронеж, где нашел вместо дома воронку от авиационной бомбы. Вернулся на фронт, дошел до Берлина. Там 9-го мая 1945-го года снайпер убил его сына. Летом отправился в Урюпинск. Именно в этом городе нашел Ванюшку, а весной 46-го на переправе возле хутора Моховский в Ростовской области встретился с автором.
Судьба Соколова – это судьба многих. Как же он ведет себя в плену? Прежде всего, он готов с достоинством встретить смерть. Когда приближаются немецкие автоматчики, задача которых – добивать раненых, Андрей Соколов чувствует, что «никакой паники, ни сердечной робости в эту минут у него не было». Да и за два года в плену мы видим в нем храброго человека с чувством достоинства.
Судьба Соколова это не только пример бесстрашия, но и его вызов насильникам. Сам он говорит об этом так: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».
И из плена Соколов сбежит, прихватив с собой немецкого офицера – инженера.
Ничто не сломило в плену Андрея Соколова. И главным качеством для него было достоинство русского солдата.
За годы войны страна потеряла треть национального богатства. Были разрушены крупнейшие предприятия, к восстановлению которых и приступило государство. Еще несколько лет промышленная продукция выпускалась под открытым небом.
В 1946 году страну охватил голод. Увеличилась смертность населения, особенно в сельских районах.
Война жестоко и бесчеловечно прошла по судьбам людей. Миллионы граждан потеряли родных, близких, любимых, остались в одиночестве. Особенно тяжело приходилось детям. В стране резко возросла беспризорность.
Соколов, потеряв во время войны все, что ему было дорого, вновь обретает интерес к жизни. В Урюпинске Соколов «берет себе в дети» мальчика – сироту Ваню. Андрей Соколов говорит Ване, что он его отец. Герой рассказа, потеряв во время войны все, что ему было дорого, вновь обретает интерес к жизни.
После встречи с мальчишкой, у которого «глазенки – как звездочки ночью после дождя», у него «сердце отходит, становится мягче», «на душе стало легко и как-то светло».
Как мы видим, Ваня отогрел сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.
Выдюжит ли Андрей Соколов? Что ждет их впереди?
Да, справится. Впереди – жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня.
Какие же моральные качества мы видим у Андрея Cоколова? Мужество, храбрость, доброта, несгибаемость, сила воли, преданность и верность Родине.
Эти качества (в совокупности – достоинство) и помогли нашему герою, потеряв семью, дом, вновь их обрести. И пусть эта семья не кровная. Но узы, связавшие новых Отца и Сына, сильны. Ребенок помог оживить сердце солдата, солдат поможет ребенку вырасти таким же, как он сам: преданным Родине. А как по другому мы называем преданность Родине? Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.
IV.ВЫВОД
Таким образом, изучив исторические, биографические и теоретико-литературные результаты исследования, мы пришли к выводу, что герой рассказа М,А.Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов является мужественным, храбрым, добрым, с несгибаемой силой воли, преданный, верный и любящий свою Родину. Настоящий патриот своей Родины.
В образе главного героя М.А.Шолохов заключил образ всего советского народа, который противостоял фашизму и победил его. Только такие люди, с такими человеческими качествами, любящие свою Родину стали победителями.
Любовь к Родине – это не отвлеченное понятие. У этой любви есть
основа: семья, дом, школа, место, где ты родилсяВот с этого начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести все заново.
Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить в себе человека.
И тогда даже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символическим русским именем Иван.
А за ними вслед пойдет весь русский народ, вся страна.
Мы должны быть благодарны М.А. Шолохову за этот образ, за то, что он вселяет в нас уверенность в завтрашнем дне.