Тьюторская позиция учителя английского языка в работе над проектной деятельностью с одаренными детьми.


МБОУ»Судинская средняя общеобразовательная школа»
Тьюторская позиция учителя английского языка в работе над проектной деятельностью с одаренными детьми.
Учитель английского языка
Блинова Т.И.
Суда, 2014
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате
активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы- поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способы были реализованы..
Выявление одарённых детей- одна из основных задач учителя: необходимо их отыскать среди множества учеников. Процесс выявления одарённых детей основан не только на основе уровня успеваемости , но и на основе опыта педагога, его интуиции. Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития.
Оценка ребёнка на одарённость не должна являться самоцелью. Выявление одарённых детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
Думаю, что проблема выявления одарённых детей и подростков должна рассматриваться как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования.
Помимо выявления одарённых детей нужно обязательно развивать их творческие способности на уроках и во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательские работы).
Цели и задачи, направленные на работу с одаренными детьми:
коммуникативные и проектные методики с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
деление учащихся на группы, это позволяет разнообразить формы взаимодействия педагога с учениками при работе в относительно маленьком коллективе, с учетом их интересов, склонностей и способностей.
актуальны индивидуальные занятия-консультации и внеклассная творческая и проектная деятельность по предмету.
Целесообразным представляется деление всего процесса обучения в школе на следующие учебно-методические этапы:
1 этап - мотивационный (2-4 класс)
На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе индивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса (ребенок становится соорганизатором учебного процесса). Дети привлекаются к участию в классных и в общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке, в разнообразные творческие задания (изготовление открыток, приглашений и т.п.). При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип - учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают.
2 этап (5-7 класс)
Творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности. Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка.
3 этап (8-11 класс)
Вовлечение в исследовательскую деятельность - групповой тренинг деятельности. Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими спецкурсы или ведущими самостоятельно выбранные исследовательские проекты.
И понятно, что нельзя всех учить всему, и при этом одинаково. Должны быть индивидуальные образовательные планы, определяющие, что, где, когда и как изучает ребенок. Совсем необязательно, чтобы все из того, что войдет в его образовательный план, ребенок учил в школе. И тогда школа, а точнее взаимодействие Учитель-Ученик, нужна человеку для того, чтобы определить индивидуальный смысл его индивидуального образования. «Какие знания мне необходимы» – это должно быть специфически школьным содержанием образования, потому что Ученик может осознать свои затруднения, но именно Учитель знает, какие знания необходимы для их решения. В школе должна появиться новая педагогическая позиция – не «урокодатель», не предметник, узко ориентированный на свой предмет, а учитель, владеющий технологией совместного с ребенком поиска индивидуального личностностного смысла учения, выстраивания индивидуального образовательного плана и его рефлексии.
Есть старая притча. Голодный попросил мудреца накормить его, а тот ответил: «Я могу дать тебе рыбу, но, поев, ты вскоре снова станешь голодным. Я могу дать тебе удочку, но однажды она сломается. Я могу научить тебя делать удочки, но когда-то ты придешь в лес, где не будет реки. Я могу научить тебя добывать себе пропитание, и тогда ты всегда сможешь накормить себя сам. И тебе уже не понадобится моя помощь, ты будешь свободен от меня. Выбирай свой путь». В этой притче нет слова тьютор, но подразумевается тьюторский подход
Для реализации тьюторского сопровождения подходит проектная и исследовательская деятельность на уроках английского языка.
Тьюторское сопровождение очень интересно и привлекательно для педагога, который ценит и поддерживает самостоятельность ученика, его активность и право на собственный выбор, ориентацию на собственные усилия и ответственность за свою жизнь.
В целях поддержки интереса к своему предмету я использую на своих уроках проектную методику. Развить творческие способности одарённых детей мне помогает привлечение учащихся к проектной и исследовательской работе. Это делает процесс обучения
• интересным;
• расширяет познания за пределы темы;
• придают учебному процессу динамичность и привлекательность;
• учащиеся становятся творческими исследователями;
• получают удовлетворение от работы.
В 5-7 классах средней школы закладываются основы исследовательской деятельности. На этом этапе создаю такие ситуации, которые позволяют учащимся самим находить темы для исследований. Вовлечение в исследовательскую деятельность происходит через работу над проектами. Практико-ориентированный (прикладной) проект ориентирован на социальный интерес самих обучающихся, требует хорошо продуманной структуры. Конечный результат таких проектов – словарь, наглядное пособие, справочник, рекомендации. При этом прикладной проект может содержать в себе элементы исследовательского и информационного проектов
Учащиеся выполняют проекты, которые соотносятся с определённой темой устной речи. Для создания проекта отбирается страноведческий и лингвистический материал, который имеет практическую и познавательную значимость.
Метод проектов позволяет мне создать на уроке творческую атмосферу.
Каждый ученик вовлечён в активный познавательный процесс. Работы одарённых детей отличаются глубиной содержания, творческим подходом в подаче материала и в оформлении.
Каждый ученик, овладевая культурой выполнения проектных заданий, приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия.
При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Учитель выступает в роли тьютора- консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.
Использование метода проектов позволяет создать условия для развития личности школьника. Такая форма работы позволяет одарённому ребёнку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включёнными в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания.
Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных проектов осуществляется на базе учебного класса и наиболее эффективно в младших и в подростковых классах – 5-9х.
Основное содержание тьюторского сопровождения в данной модели заключается в том, что ученик реализует серию образовательных проектов, т.е. проектов, направленных на удовлетворение его образовательных потребностей.
Проекты могут быть кратковременными и долговременными, локальными и связанными друг с другом, главное в том, что они строго индивидуализированы и прямо связаны с образовательными запросами ребенка. Тьютор же создает условия для их эффективного осуществления и обеспечивает осмысление, осознание учеником способов его деятельности. Основными результатами тьюторского сопровождения образовательных проектов учащихся являются, во-первых, освоение учеником проектной деятельностью, формирование готовности ребенка к самостоятельному проектированию, во-вторых, развитие познавательных интересов учащегося, их осознание, выстраивание образовательной истории и индивидуальных образовательных перспектив.
Тьюторское сопровождение предполагает определение индивидуальных познавательных интересов учащихся. Идеология тьюторского сопровождения во многом опирается на идею о том, что все дети от природы любознательны и активны, что у каждого ребенка есть какой-то интерес, вокруг которого и через который можно выстраивать образовательную деятельность и взаимодействие тьютора и ребенка. Задача тьютора – «раскрутить» познавательный интерес ребенка до образовательных действий, направленных на его удовлетворение. Вот эти-то действия в дальнейшем тьютор и будет обсуждать, на этом обсуждении будет выстраивать анализ способов деятельности ребенка и, таким образом, развивать проектную деятельность учащегося. Понятно, что первый компонент – познавательный интерес, в тьюторском сопровождении чрезвычайно важен, так как именно он выступает источником активности ребенка. Если интерес определен правильно – ребенок целеустремлен и способен на волевые усилия, если интерес поверхностен или формален – школьник довольно быстро теряет желание что-то делать для его удовлетворения.
Для определения познавательного интереса ребенка могут быть использованы разные приемы. Например, проведение группового анкетирования для выявления интересов ребенка. Все эти приемы могут быть использованы в групповой форме. Однако они дают только первичный материал для анализа. Главное – это беседа тьютора и ученика, на которой они разбираются, что и почему интересует ребенка. В ходе такой беседы (их может быть и несколько) обсуждаются написанные ранее тексты. Тьютор может использовать, например, и такой прием: предложить ученику составить список из 5-7 известных ребенку героев (сказочных персонажей, исторических личностей, литературных героев), а потом выбрать одного, который ребенку нравится больше всех, и рассказать, чем интересуется в жизни этот герой.
Однако основным приемом работы тьютора является тьюторский вопрос. Видов тьюторских вопросов очень много, роднит их то, что любой тьюторский вопрос, во-первых, опирается на реальную деятельность ребенка или моделирует ее, во-вторых, создает ситуацию выбора, в-третьих, проблематизирует основания выбора или способ деятельности. На этапе определения познавательного вопроса это могут быть вопросы-альтернативы.. Так как речь идет о младших школьниках и о подростках, очень часто именно тьютор делает обобщающий вывод о сущности познавательного интереса ребенка, на который в дальнейшем он будет ориентироваться. Для ученика итогом этого этапа сопровождения является формулирование образовательного вопроса – темы индивидуального образовательного проекта.
Обычно он формулируется как фраза «Я хочу узнать …, эти знания я использую для того, чтобы сделать … ». Важно, чтобы образовательный вопрос не был очень широким, чтобы его разработка была по силам ученику. Корректировка по этим параметрам осуществляется тьютором. Вместе с тем, тьютор должен очень тщательно следить за тем, чтобы не подменить, не исказить сущность интереса ребенка своим пониманием.
Так как подростки очень ориентированы на продуктную деятельность, для них важно всегда видеть натуральный результат своих усилий, то разработка тьюторского интереса осуществляется в проектной форме – т.е. ученик что-то делает: пишет сказку о своем интересе, делает выставку, готовит выступление или мультимедийную презентацию, проводит игру или устраивает какое-то действо и т.п.
Дальнейшее тьюторское сопровождение строится вокруг разработки этого проекта. Основными формами работы тьютора с подростком на этом этапе являются: разработка план-карты образовательного маршрута, сбор портфолио образовательного проекта и подготовка проектного продукта.
План-карта образовательного маршрута – это список средств реализации проекта, выстроенных в хронологическом порядке и фиксирующих предполагаемый способ действий и ожидаемый результат. Иначе говоря, это план сбора информации по интересующему вопросу. Ребенок предлагает и обсуждает с тьютором места, в которые он может обратиться за информацией. В этом списке, конечно, есть достаточно традиционные места (библиотека, Интернет), однако позиция тьютора заключается в том, чтобы побуждать ребенка запланировать (придумать) как можно больше возможных источников получения информации («Как ты думаешь, а кто еще что-то знает об этом?», «Если в библиотеке не будет нужной книги, куда можно обратиться еще?»). Одним из оснований такой позиции тьютора является концепция открытого образования, в рамках которой практически любой объект мира может выступать источником знаний, при условии что человек, его использующий, умеет это делать. С другой стороны разнообразие и разноплановость планируемых шагов помогает преодолевать формирование шаблонов поведения ребенка.
Главная задача тьютора на этапе составления карты заключается в моделировании деятельности подростка при сборе информации. Каждая новая точка на карте вызывает у тьютора вопросы о том, что ребенок собирается на ней делать. И тьютора не устраивают обобщенные ответы – «пойду в библиотеку, возьму книгу». Своими вопросами тьютор задает алгоритм действия, и, последовательно отвечая на эти вопросы, ребенок во внешнем для себя плане проговаривает тот самый культурный способ работы с источником информации.
Для разных детей нужна разная конкретизация вопросов. Для разных детей нужна разная помощь тьютора. Если ребенок не знает какого-то момента – тьютор может его объяснить, описывая несколько моделей поведения. Очень важно, чтобы теоретическая информация (правильный ответ) всегда была после обнаружения затруднения, а не предвосхищала его. Очень важно, чтобы тьютор предлагал несколько вариантов, отдавая выбор самому ребенку.
Аналогично выстраивается работа с портфолио проекта – любая «культурная» информация предлагается тьютором для обсуждения как его реакция на вариант действий, предложенных ребенком. Портфолио проекта – это вещественные следы интереса ребенка. Именно интереса, а не собранной информации. В этой папке (в нашей практике портфолио чаще всего – папка), конечно же, есть и найденные материалы. Но, когда материал собирает пятиклассник (и семиклассник), для него очень трудно делать объемные выписки из источников. Проблематична ситуация отсканированных или скаченных из Интернета десятков страниц текста – он просто не в состоянии это прочитать. Поэтому, обсуждая с ребенком вопрос, что и как он будет хранить, основной акцент делается на вопросе «Зачем ты будешь это хранить?». Соответственно содержание портфолио в очень большой степени зависит от того проектного продукта, который предполагается. Относительно это продукта отбирается материал. Однако для тьютора наибольший интерес представляет рефлексия деятельности ребенка и для него важно, что бы у ученика оставался материал не только о том, что он узнал, что он делал, но и о том, как он это узнавал, как он это делал. Поэтому тьютор предлагает, провоцирует маленькие записки, заметки о своей деятельности, зарисовки-комиксы, дневники, описания встреч и т.п. Это могут быть фотографии мест, людей, предметов, карты, репродукции – все то, что будит эмоции и воспоминания, следовательно, помогает анализировать свою деятельность.
Разработка план-карты образовательного маршрута, сбор портфолио образовательного проекта и подготовка проектного продукта в большинстве случаев осуществляются параллельно, хотя на начальном основное внимание уделяется разработке план-карты, а подготовка проектного продукта в большей степени смещена на конечный этап образовательного проекта. Однако уже на этапе разработки план-карты появляется необходимость обсуждения идеи проектного продукта, в то время как план-карту целесообразно обсуждать на каждой тьюторской встрече и постоянно не просто «сверяться» с запланированным маршрутом, но вносить в него коррективы, учитывая трудности и успехи отработки предыдущих маршрутных точек. Может быть, что ученик очень быстро найдет интересный и удовлетворяющий его интерес материал, в таком случае завершение прохождения план-карты может быть и необязательным. Еще раз подчеркнем, что тьютор обсуждает с ребенком варианты действий, дальнейших ходов, их эффективность или проблематичность, но решение принимает ребенок.
Завершающим этапом тьюторского сопровождения образовательного проекта ребенка является анализ итогов деятельности и определение смыслов проекта для ребенка, роли проекта в его индивидуальной образовательной истории. И здесь есть две формы работы.
Во-первых, групповое событие, позволяющее продемонстрировать и проанализировать продукт проекта: задуманное действо (например, игра) или презентация продукта проекта (например, фото-альбом). Для ребенка очень важно увидеть реальный результат своих действий, получить поддержку, внимание, одобрение, повысить свой статус. Для тьютора это событие, которое потом он будет обсуждать с ребенком, анализируя эффективность и значение его образовательных действий. Полезно, чтобы на таком групповом событии были эксперты – совсем не обязательно специалисты в рассматриваемом вопросе, может быть, другие тьюторы, другие ученики, особенно старшие, родители, учителя. Задача экспертов – расспросить и высказать свое мнение, похвалить и попроблематизировать, задать вопросы, ответов на которые у ученика на момент презентации нет. Это может стать точкой роста, развития образовательного проекта, может помочь удержать интерес ребенка. Или помочь осознанно отказаться от дальнейшей разработки темы (да, я знаю об этом не все, но мне это уже не интересно).
Второй формой работы является тьюторская встреча, на которой тьютор и ученик обсуждают изменения, произошедшие в ребенке за время разработки проекта: что узнал, что научился делать, что появилось (исчезло) в характере, как изменились интересы, как изменилось отношение к себе, другим, миру, что будем делать дальше. Тьютор предлагает сделать выбор: работаем дальше с этим же интересом или меняем его. И начинается новый цикл.
Таким образом, тьюторское сопровождение предполагает индивидуальную образовательную деятельность учащегося и очень обширное обсуждение этой деятельности с тьютором в рамках тьюторской встречи.
При решении организационных вопросов необходимо иметь в виду еще одно принципиальное положение тьюторского сопровождения – индивидуальный темп деятельности учащегося: ребенок должен работать в таком темпе, который ему удобен и с которым он справляется. При этом кому-то надо больше времени, потому что он «еще не умеет», кому-то – потому что «слишком хорошо умеет» – его интересует нюансы, интересно попробовать разные варианты. Кто-то очень заинтересован темой, и все собирает, собирает и собирает материал, кто-то торопиться выйти на этап презентации.
Темп продвижения детей в рамках образовательного проекта у всех разный, однако, в рамках малой тьюторской группы легче выдерживать некоторую периодичность тьюторских встреч.
Для подростков большое значение приобретает понимание того, что он может и должен выбирать приоритеты в своем образовании, определять цели уже не кратковременных локальных образовательных проектов, а долгосрочных перспектив своего образования.