Мультимедийная разработка урока по предмету Музыкальный инструмент. Балалайка


ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» преподаватель по классу балалайкиЕсипенок Наталья Геннадьевна урок - творческая лаборатория по предмету «Музыкальный инструмент. Балалайка» с обучающейся второго класса Минхаеровой Ариной, преподаватель Н.Г.Есипенок ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийВид: комбинированныйЖанр: творческая лабораторияТСО: две балалайки, пульт, фортепиано; ПК, сеть интернет; нотные учебные пособия; дидактический материал:«Дневник музыкальных впечатлений», мини-тест «Собери цветок», план анализа, планшет «Анализ музыкальных произведений», «Таблица-анализ музыкальных произведений», «Словарь музыкальных терминов»; наглядный материал:презентация «Кроссворд «Средства музыкальной выразительности»;иллюстрация к пьесе Аз. Иванова «Полька»;карточки «Ритмические формулы» диагностический материал: диагностическая картаМесто проведения: кабинет народных инструментов ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Задачи: образовательные: обобщить и систематизировать знания о средствах выразительности;освоить алгоритм элементарного анализа музыкальных произведений;развивающие:активизировать познавательную, музыкально-творческую деятельность;совершенствовать исполнительские навыки на примере гаммы, упражнений, этюда;развивать навык анализа и обобщения музыкального материала;развивать музыкально-образное и двигательно-координационное мышление;воспитательные:воспитывать навык адекватного, эмоционально-образного восприятия музыки ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Организация начала урока Подготовка к основному этапу занятия Основной этап Объяснение домашнего задания, инструктаж по его выполнению созданиекомфортной обстановкинастройка инструмента сообщение темы и цели урока,организация правильной посадки за инструментомпроверка выполнения домашнего задания выявление, в процессе эксперимента, значения средств музыкальной выразительности в развития музыки обобщение и систематизация знаний рефлексия анализ и итоги урока 3 минуты 10 минут 20 минут 7 минут ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» образовательная программа по предмету «Музыкальный инструмент. Балалайка»конструкт урока по теме «Средства музыкальной выразительности как основа развития музыки»;конспект урока структура урока;учебные пособия:Нечепоренко П.И., Мельников В.И. Школа игры на балалайке [Ноты]./ П.И.Нечепорено, В.И.Мельников, – М.:Музыка, 1994.–С.151,С.175;Цветков В. Школа игры на балалайке [Ноты] / В.Цветков. – М.: МОУМЦ, 2000.- С.59;Хрестоматия для балалайки, 1-3 классы ДМШ: уч. пособие [Ноты]/ В.Д.Глейхман.– М.:Кифара, 2004.– С.63. дидактический материал: «Словарь музыкальных терминов», план анализа, планшет «Анализ музыкальных произведений», «Таблица-анализ музыкальных произведений», «Дневник музыкальных впечатлений», мини-тест «Собери цветок»; наглядный материал: презентация «Кроссворд «Средства музыкальной выразительности», иллюстрация к пьесе Аз. Иванова «Полька», карточки «Ритмические формулы» диагностический материал: диагностическая карта № 2 ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» I. Организационный моментII. Подготовка к основному этапу урока (домашняя работа)организация правильной посадки за инструментом;организация игровых движений - исполнение гаммы До мажор;обобщение знаний - презентация «Кроссворд «Средства музыкальной выразительности»;работа с учебным материалом В.Панин «Этюд-глиссандо», Ре мажор;III. Основной этап урокаобобщение знаний о жанрах в музыке – иллюстрация, анализ;выявление значения средств музыкальной выразительности в развитии музыки – эксперимент;работа с учебным материалом Аз. Иванов «Полька» ритмические карточки;элементарный анализ музыкального произведения – план анализа, планшет;IV. Заключительный этап урокаобсуждение и подведение итогов урока;инструктаж домашнего задания;мини-тест;оценка достигнутых результатов. ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Подготовить к сдаче гамму До мажор и Этюд.«Полька» – метро-ритмическая ровность, эмоциональное и образное исполнение.«Колыбельная» – провести анализ пьесы, используя «План анализа», а также заполнить «Таблицу-анализ восприятия музыки».Заполнить «Дневник музыкальных впечатлений». Вашему вниманию был представлен открытый урок с ученицей второго класса Минхаеровой Арины. Тема урока «Средства музыкальной выразительности – как основа развития музыки». Урок проведён по адаптированной рабочей образовательной программе «Музыкальный инструмент. Балалайка», особенностью и новизной которой является использование в процессе проведения урока информационно-коммуникационных технологий, свободный выход в сеть Интернет. Тема урока выбрана неслучайно, так как, наблюдая за работой ученицей, выявила проблему её непонимания значения средств выразительности в создании определённого музыкального образа. С одной стороны – Арина знает названия и умеет объяснить значение, а с другой – применяет их не осознанно. Умение выстроить звучность, форму, музыкальную драматургию, то есть всё то, что мы называем стильным исполнением, требует знания жанровых особенностей, умения анализировать и обобщать, то есть определённого уровня развития музыкального мышления. Целью урока стало  выявление значения средств музыкальной выразительности в развитии музыки. ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Самоанализ урока Для достижения цели нам необходимо: систематизировать и обобщить знания о средствах музыкальной выразительности; освоить алгоритм элементарного анализа музыкальных произведений; провести эксперимент, решить кроссворд, ответить на вопросы мини-теста.Форма работы – индивидуальная. Принципы организации урока: диалектическая взаимосвязь цели и средств её достижения, единство художественного и технологического, признание самоценности личности ребёнка; учёт индивидуальных особенностей развития, межпредметная интеграция.Методы обучения: анализ и обобщение, создание проблемной ситуации, словесный (мини-лекция, беседа), наглядно-иллюстративный (иллюстрация, мини-тест), проектный (презентация, творческое задание), практический (эксперимент). Подготовительный этап прошёл быстро и чётко, ученица была готова к уроку, дисциплинирована, быстро настроилась на работу. Исполнение гаммы и этюда, помогло нам: организовать игровой аппарат; добиться свободы различных групп мышц; активизировать внимание, создать непринуждённую психологическую атмосферу; организовать познавательную деятельность. ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Самоанализ урока Основной этап урока характеризуется проведением ряда экспериментов, в ходе которых были обобщены и систематизированы знания о средствах музыкальной выразительности; выявлены изменения в характере пьесы, возникшие в результате изменения темпа, лада, ритма, динамики; освоен алгоритм элементарного анализа музыкального произведения (практическая работа с планшетом). Цель данного этапа – довести до осознания ученицей значение средств выразительности в развитии музыкального произведения. Для активизации познавательной деятельности использовала планшет «Средства музыкальной выразительности» и «План анализа музыкального произведения». Основной вид учебной деятельности - анализ музыкального произведения. Был использован комплекс методов: практический, наглядно-иллюстративный, словесный, поощрение. На заключительном этапе урока был проведён мини-тест (творческое задание «Собери цветок»), который выявил в полной мере достижение поставленной цели. В завершении урока был проведён инструктаж выполнения домашнего задания. ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Самоанализ урока ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Самоанализ урока Подводя итоги и анализируя урок, отмечу, что его цель, задачи и содержание, соответствуют возрастным особенностям обучающейся и содержанию рабочей образовательной программы по предмету «Музыкальный инструмент. Балалайка». Ученица была включена в активную познавательную и музыкально – творческую деятельность. Стоит отметить, что все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока. При проведении учебного занятия, учитывались требования современного образования: обязательное включение в образовательный процесс информационных технологий. На протяжении всего урока шла корректировка и организация игровых движений, поощрялась учебная мотивация. В результате успешной работы на уроке освоен алгоритм проведения элементарного анализа и обобщения музыкального материала.На этапе подведения итогов урока ученица смогла самостоятельно рассказать (рефлексия) содержание урока, отметила яркие интересные для неё моменты. ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Самоанализ урока В завершение отмечу, что, на мой взгляд, структура урока была выстроена методически верно, все этапы урока логически связаны между собой, урок представлен как целостная система. Цель и задачи, поставленные на уроке, реализованы. Ученица заслужила положительную отметку.Таким образом, считаю, что урок проведён результативно.