Сценарий общешкольного события ко Дню матери — посиделки Для любимой мамочки
Сценарий посиделок, посвященных Дню матери
"Для любимой мамочки"Звучат русские народные наигрыши
В.1.Как в селе своём родном очень дружно мы живём
Днём у нас работа кипит, сидеть никому не велит.
В.2.Урожай собрали, в подпол убрали,
Сено накосили. Капусту засолили.
В.1. Дров на зиму запасли, воду в избу принесли.
А как с работой управились, так на посиделки отправились.
В.2. Отдых – это не безделки, время игр и новостей.
Посиделки начинаем, мамам мы их посвящаем.
В.1. Самым добрым,
В.2. Самым чутким,
В.1. Самым нежным,
В.2. Заботливым,
В.1. Трудолюбивым.
В.2. И, конечно же, самым красивым и любимым.
В.1: Здравствуйте, наши гости уважаемые, матушки почитаемые.Рады видеть вас на наших посиделках.
В.2: Здравствуйте, разлюбезные милые детушки.Добры молодцы, да красны девицы.
В.1: Рады видеть вас у себя в гостях
В нашей горнице посиделочной.
Здесь для вас, для гостей дорогих,
Будет праздник большой, праздник радостный.
Он Днём Матери величается и в конце ноября отмечается.
В.2: В этот день хочется сказать слова благодарности всем мамам, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.
В.1: Спасибо вам! И пусть каждой из вас как можно чаще говорят тёплые слова ваши любимые дети! Пусть на их лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!
В.2. Дорогие матушки, сегодня мы вас всех поздравляем и привечаем песнями да сказками, народными плясками, небылицами да стихами. Всем что любим сами.
В.1. А знаете, ли вы как посиделки проходили раньше?На завалинке в светёлке иль на брёвнышках каких,Собирали посиделки пожилых и молодых.При лучине ли сидели иль под светлый небосвод,Говорили, песни пели и водили хоровод.
В.2. А играли как? В горелки! Ах, горелки хороши!Словом, эти посиделки были праздником души.А сейчас… Наш досуг порою мелок,И чего там говорить, скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.
Звучит русская народная мелодия, выходит девушка /М.Соловьёва/
с хлебом – солью
Д. Мне зачинать досталась роль, не путайте с нагрузками.Я принесла вам хлеб и соль на посиделки русские.
Каравай я вам подношу, и с поклоном, отведать прошу.Девушка подходит к зрителям, кланяется и угощает их караваем. Ставит на столик перед зрителями.
В.1. Собрались все вместе, коли, произносим: «чином чин», начинаем с хлеба-соли, с доброй песни наш зачин!
ПЕСНЯ «Ах, мамочка» 10 класс /1
В.1: На улице холод, а в доме тепло да уютно. А сколько стен у дома?
В.2: Четыре.
В.1: А где четыре стены – там и все беды никому не страшны.
В.2: Ну, а где любовь, да совет – там и горя, представьте, нет.
В.1: А скажите-ка мне, кто в доме главный?
В.2: Хозяин и хозяюшка.
В.1: А хозяюшка – это матушка.
В.2: Да, хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
В.1: Сама прибирает. Сама угощает. Одна за всё отвечает.
В.2: При солнышке – тепло, при матушке – добро.
В.1: И то, правда: доброты материнской прекраснейНичего удивительней нет,Этот мир, к чьей судьбе мы причастны, добротой материнской согрет.
В.2: Ничего нет на свете чудесней и сильней материнской любви,С чем сравнить её? Может быть с песней, Что поют на заре соловьи.
Песня о маме «Вокальная группа»/2
В.1: День начинается, солнце улыбается!
А мы на празднике с гостями встречаемся!
В.2: Солнце красное, небо синее!
А наших гостей нет желаннее и красивее!
В.1: Эй, девицы красные, эй, добры молодцы,
У вас в руках работа спорится!
В. 2: Дело делается, как веретено крутится,
А у нас никто не соскучится!
В.1: А кто скучать идёт, тому делать нечего,
Мы ждём весёлых, умных да верченых!
В.2: Станем с ними петь да хоровод водить,
Чтоб ни один домой не хотел уходить!
В.1: Кто направо пойдёт, ремесло найдёт,
Кто налево пойдёт, песни петь начнёт!
В.2: А кто с нами стоит, тому спасибочко!
Мы ещё повторим речи игривые!
В.1: А у наших ворот завсегда хоровод,
А у ваших ворот ясно солнышко встаёт!
В.2: Ясно солнце встаёт, нам проспать не даёт,
К нам на праздничек заходи, народ!
Встречайте наших артистов 2 класса с песней « Семечки »./3
В.1: В старину говорили: “Домом жить — обо всём тужить”, “Дом вести — не лапти плести”. А кто в доме ведёт хозяйство?
В.2: Матушка. А кто её Помощники?
В.1: Её детушки.
В.2: Правильно, дети: “Дети в доме — счастье”, “Без деток и дом сирота”.
Ребята, что значит почитать матушку? (ответы из зала)
Правильно.
- Это значит слушаться.
- Помогать.
- Заботиться.
- Любить.
- Беречь.
В.1: Озарил нашу горницу, маминого взгляда, тёплый свет.А давайте-ка, вспомним песни, давно ушедших, прошлых лет.
Встречайте артистов 3 класса с песней «Во кузнице» /4
В.2: Традиционное и самое любимое занятие на посиделках - исполнение народных песен.
В.1: В русской песне - народная жизнь, песня звонкая сердцем поётся,
Пусть весёлый иль грустный мотив, благодарно в душе отзовётся!
В.2: Наши посиделки продолжает русская народная песня «Я горошек молотила» в исполнении артистов 4 класса/5
В.1: На Руси с давних пор любили почаёвничать. Если семья переезжала в новый дом, то первой пускали кошку, затем несли квашню, в которой замешивали хлеб, а потом самовар, потому что без этих вещей не обходилась ни одна семья. А за самоваром кто сидел? Конечно, вся семья с матушкой!
В.2: Песню «САМОВАР» для вас исполнят артисты 1 класса/6
В.1: В народе говорят: «Есть хлеб, будет и песня».
В.2: Ох, и много в старину про хлеб поговорок сложили. Их и теперь все знают: «Хлеб всему голова», «Худ обед, коли, хлеба нет», «Ешь щи с мясом, а нет - так хлеб с квасом» и т. д.
В.1: А вот скажите-ка теперь, что в старину «вторым хлебом» называли? Если точнее, какой овощ? Свёклу, репу или капусту?
(Если участники затрудняются ответить, то может прозвучать подсказка.)
Внимание! Подсказываю: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь!» Что это? (Репа.)
Кстати, крестьяне этот «второй хлеб» хранили в сыром видечуть ли не всю зиму. Скажу как. Не спеша, после снятия урожая через 2-3 недели обрывали с репы всю зелень. Плоды укладывали в кадку из-под соленых огурцов или капусты. Но не валили валом. Прежде насыпали песок, потом аккуратно - слой репы и т. д.
В.2: А про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи, хоть кнутом хлещи»?
а) крапивные;б) на рыбном отваре;в) пустые, т. е. без мяса.
И верно, коли в пост - то и хлебай себе пустые щи на здоровье, а коли по бедности - весь год, как тут на щи не осерчать?
В.1: А кто знает, сколько видов каш готовили русские крестьянки в XVII веке (при царе Алексее Михайловиче)?
а) не менее 10;б) более 20;в) более 50.
В.2: Что же это за такие каши?
В.1. Были каши царские, а были и простые, крестьянские. Наверное, слыхали про тюрю? Самая крестьянская пища. Приготовить её проще простого. Взять квас, можно молочную сыворотку, или родниковую воду. Покрошить туда зачерствевший хлеб, луковицу, добавить растительного масла, соли ... Вот собственно и всё. И такая еда была просто незаменима в сенокосную пору. Настоящая государственная каша.
В.2: А сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки - мастерицы?
а) не менее 10;б) не менее 20;в) не менее 50.
И сейчас в некоторых семьях хозяйки пекут очень вкусные расстегаи с рыбой, кулебяки, курники.
В.1: Представьте, праздник закончился, хозяева устали, или спать охота, а гости шумят, не расходятся. Как тут быть? Как намекнуть, что пора и честь знать? Только помните, что это было в Древней Руси. Что сделать?
а) культурно раскрыть двери настежь:б) спеть песню вроде «колыбельной»;в) выдать на прощанье пряник «разгоняй». Не знаете?
В.2: Выдать на прощанье пряник «разгоняй».
В.1. А, правда, хорош обычай! Когда с пряником - то провожают! Вежливее как-то. Оно и понятно, в старину гость был свят и неприкосновенен.Обидеть гостя считали верх неприличия.
В.2: Но мы не устали, наш праздник продолжается, и дарим мы нашим любимым гостям песню «Пряники русские» в исполнении артистов 5 класса./7
В.1: Ай да добры молодцы! Ай да красны девицы! Присядьте, отдохните, да сказочку послушайте.
В. 2: Расскажу вам сказку про гуся… - а она уже вся.
В.1: А вот ещё сказка: жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу – мочало.… Не начать ли сказочку сначала?
В.2: Ещё сказочку хотите? Жил-был старик, у старика – колодец, а в колодце-то елец – тут и сказочке конец.
В.1: Делу – время, потехе – час, кто хочет сказочку посмотреть сейчас?
В.2: Правда?
В.1: Правда! Жили - были дед да баба, была у них курочка - ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Инсценировка сказки О. Высотской "Золотое яичко". 11 класс/ 8
Баба: Эй, старик проснись скорей!
Дед: Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь старуха?
Баба: Да смотри, что я нашла: Наша курочка - пеструшка под кустом яйцо снесла.
Дед: Ну, снесла, какое дело! Что ты, баба, обалдела?
Баба: Да яйцо - то не простое, а, гляди-ка золотое.
Дед: Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели.
Баба: Погляди, горит как жар.
Дед: Не случился бы пожар!
Баба: Ох, горит, слепит глаза!
Дед: Чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук запри его. Раздается стук в дверь.
Баба: Нету дома никого! Ишь, соседей, как назло , Ненароком принесло.
Дед: Ты пойди, запри засов, да спустить бы надо псов.
Баба: (возвратившись) В среду в город я поеду, там базар бывает в среду. Богатеев много там! Им яичко и продам. Как дадут мне денег груду. Накидают мне рублей, на салоп себе добуду я сибирских соболей. Вот обновок накуплю я, разных юбок сорок штук. Шаль в цветочках голубую, до краёв набью сундук.
Дед: Что ты мелишь небылицы! Ишь, сыскалась молодица, наряжаться в разный хлам. Нет уж, если мы богаты, я построю вместо хаты трёхэтажные палаты и беседки по углам.
Баба: Да уймись ты, не кричи, вон упала на пол скалка, чугуны гремят в печи. Ох, не мил мне белый свет!
Дед: Я хозяин или нет?!
Баба: Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось. И скорлупки не осталось, всё куда-то подевалось!
Дед: Ну чего мы затужили? От чудес одна беда. Будем жить, как прежде жили, и работать. Как всегда.
Баба: И шубёнку справить можно, и поправить можно дом.
Дед: Только то, видать, надёжно, что даётся нам трудом. Открывай, старуха, дверь, что нам прятаться теперь! Эй, соседка!
Баба: Эй, сосед! Забывать друзей не след. Заходите на часок, у меня хорош квасок, и варенья, и соленья.
Дед и баба: (вместе). Заходите без стесненья!
В.2: Там, где песня льётся, там легче живётся!
Запевайте-ка, красны девицы, песню шуточную, прибауточную.
Встречайте вокальную группу с песней «Ой, как ты мне нравишься»/9
В.1: Есть таланты на Руси, говорю уверенно!
Если песни мы поём – знать, не всё потеряно.
В.2. А кто сейчас у нас будет петь песню?
В.1. Добры молодцы, добры молодцы…
8 класс Музыка сказочная
Рассказчик. В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь. И было у него три дочери. ( выходят: царь и три дочери)
Царь: Ну что ж, дочери мои дорогие. Стар, я уже стал. И помереть хочется спокойно, зная, что не в одиночестве вам век коротать придётся. Да вот беда, больно уж вы капризные! Не могу в замуж вас выдать. Сколько уже женихов перебывало! Лорд английский был?
Дочь 1: Был, батюшка, был!
Царь: Посол французский был?
Дочь 2: Был, батюшка, был!
Царь: И даже купец из самой Индии сватался. И всё у вас не так и не
этак. Кого же подавать изволите?
Дочь 3: Прости нас, батюшка, да не любы нам женихи-то заграничные.
Молодцев хотим русских, сердцу милых.
Царь: Ну, ладно, на всё готов ради своего покоя да вашего счастья.
Хозяюшки, (обращается к ведущим) есть у нас на празднике молодцы?
Ведущие: Есть, батюшка.
Царь: Пригласите их в горницу.
В.2: Песню «Выйду в поле с конём» исполняют, добры – молодцы 8 класса. /10
В.1: Все народные песни о любви. О любви к родной земле, а значит и к людям, которые на ней живут, к родным и дорогим.
В.2: Но есть в песнях и горечь безответной любви, и радость от свидания, и страшная тоска по милому.
Песня «Я гадаю на ромашке» /11
Песня «Ой, сад во дворе» /12
В.1: После песни русской славной ноги сами рвутся в пляс, мы сейчас попляшем ладно, гости, поддержите нас.
Танец группы О.В. Черемновой /13
В.2: Продолжая тему любви, предлагаем вам посмотреть миниатюру из кинофильма «Любовь и голуби» в исполнении артистов 9 класса /14
В.1: А что такое мама в сознании их собственных детей? Давайте же поскорее узнаем! Приглашаем наших ребят!
Выходят: 5 класс и 6 класс вокальная группа
1. /Вика К / Что такое мама? Это яркий свет,
Это много знаний, ужин и обед!
2. /Алёна И/ Что такое мама? Веселье, радость, смех!
Мама как сердечко, ведь сердце есть у всех!
3./ Катя Л/ Что такое мама? Это как стена,
Защитит от драмы папу и меня!
4. /Даша В/ Что такое мама? Это гордость, честь!
Но это не реклама, это то, что есть!
5. /Кристина Г/ Что такое мама? Это всё на свете!
Мам мы поздравляем, с любовью, ваши дети!
6. /Даша Л/ Мы склоним головы пред мамой и от души споём для вас,
Чтоб вы, мамули, точно знали,
Все вместе: что лучше всех лишь вы для нас!
Песня «У мамочки любимой»/15
В.1: МАМА! – В этом слове свет!
В.2: МАМА! Лучше слова нет!
В.1: МАМА! Кто роднее, чем она?
В.2: МАМА! У неё в глазах весна!
В.1: МАМА дарит радость и смех!
В.2: МАМА! На земле добрее всех!
В.1: Сегодня мы с вами заглянули в далекое прошлое нашего народа, увидели, как поистине талантливы были русские люди каких только песен, сказок, небылиц, пословиц не создали они! Радость и печаль, надежды и ожидания, мечты о счастье - все отразилось в народном творчестве.
В.2: Но главное в народной жизни - лад. Согласие и мир во взаимоотношениях. Опыт жизни наших предков помогает нам жить в настоящем, создавать будущее, делает нас богаче и красивее. В наших руках сохранение традиций русского народа.
В.1. Неба вам чистого, солнца вам ясного, широкой радуги над домом. С праздником!
В.2: А вы, гости не грустите, снова в гости приходите!Приходите, не стесняйтесь, добрым словом вспоминайте!
Составитель: С.М. Быструшкина,
заместитель директора