Урок по теме «Отрицательные числа их изображение на координатной прямой»
Методическая разработка урока математики в 6 классе
«Отрицательные числа их изображение
на координатной прямой»
Башаримова Мария Юрьевна,
МКОУ ШР «СОШ № 4»,
учитель математики
г. Шелехов2016 год
Пояснительная записка
Методическая разработка урока математики в 6 классе относится к главе 3 «Отрицательные числа». Урок «Отрицательные числа их изображение на координатной прямой» - это первый из четырех уроков данной темы.
Отрицательные числа вводятся на основе симметрии на координатной прямой.
На уроке продолжена работа по формированию:
понятий центральная симметрия, множества, натуральные и дробные числа;
умения выполнять арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями;
умения работать с координатной прямой, строить на ней точки с соответствующими заданными координатами, находить координаты точки отмеченной на координатной прямой;
умения находить необходимую информацию в различных источниках (текст учебника, сообщение одноклассников, рассказ учителя, иллюстрации, чертежи, Интернет) и представлять её в рзличной форме( словесной, табличной, графичиской, символической), обрабатывать, хранить и передавать информацию;умения анализировать различные математические понятия, проводить сравнение, определять в них общее и различия, систематизировать знания о числах.
Данный урок имеет большое воспитательное значение, так как способствует формированию научного мирровозрения и воспитанию отношения к математике, как к части общечеловечечской культуры, играющей особую роль в общечеловеческом развитии.
Основная технология обучения, применяемая на уроке это технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) (статья «Принципы конструирования урока в формате ФГОС общего образования», Матвеева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, г. С.-Петербург)
Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности представляет собой поэтапную организацию освоения учебной информации. Это – инновационная педагогическая технология работы с информацией, раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, предполагающие освоение учителем и учеником методов эффективной работы с учебной информацией и является инструментом, обеспечивающим продуктивный и практически значимый учебный процесс
Преимущества технологии:
стимулирование учащихся к изучению учебного предмета.
преодоление возможных затруднений и создание ситуации успеха.
комплексное освоение материала для применения в практической деятельности.
формирование метапредметных, личностных и предметных умений.
Сценарий урока (технологическая карта урока)
Тема урока:
Отрицательные числа их изображение на координатной прямой (1 урок)
Цели урока:
для учителя – расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел;
обучающие – формирование понятия положительного, отрицательного, неположительного, неотрицательного чисел, координатной прямой, уметь отмечать числа на координатной прямой, ;
развивающие – способствовать развитию познавательной активности детей, логического мышления, умения сравнивать, рассуждать, делать выводы; воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим; включить новые знания в общую систему знаний для интеллектуального развития личности ребенка на уроке; развивать математическую культуру речи и письма; интерес к предмету.воспитательные – воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим; дисциплинарные навыки; интерес к предмету.
для учащихся – знать какие числа являются отрицательными(множество отрицательных чисел); уметь их записывать, читать, отмечать на координатной прямой; уметь работать фронтально в больших группах; научиться публично выступать.
Планируемые результаты (УУД)
Предметные результаты – научится приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш-проигрыш, выше-ниже уровня моря и т. п.), определять положительные, отрицательные числа, множество отрицательных чисел;
Личностные – логически мыслить; ясно, точно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
Регулятивные – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
Познавательные – самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблемы; умение выделять главное, существенное; ориентация в возможностях информационного поиска; умение осознанно строить речевое высказывание;
Коммуникативные – готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе.
Тип и вид урока - урок усвоение новых знаний
Формы работы:
- фронтальная
-самостоятельная
Методы обучения:
- репродуктивный (рассказ учителя, сообщение ученика);
- частично-поисковый (работа с текстом учебника, печатной рабочей тетрадью);
- творческий (применение положительных и отрицательных чисел);
- наглядный (мультимедийная презентация);
- практический (заполнение таблицы).
Основные термины и понятия – отрицательные, положительные числа, координатная прямая.
Перечень оборудования для учителя и учащихся:
- мультимедийная презентация «Отрицательные числа их изображение на координатной прямой»; ранее просмотренная и скорректированная самостоятельная работа учащегося - мультимедийная презентация и сообщение по теме «История возникновения отрицательных чисел»;- рабочая тетрадь
Учебник:
Г. К. Муравин, О.В. Муравина, Математика. 6 класс: – М.: Дрофа, 2014
Организационная структура урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке
Мотивация к
учебной деятельности
1 минута Приветствие учащихся. Проверка готовности
к уроку Настрой на начало урока, самоконтроль готовности к уроку Фронтальная беседа
Актуализация знаний
3 минуты
Мотивационно значимое «ситуативное» практико-ориентированное
задание, связанное с изучаемой темой «Термометр»
Рефлексия
Что дало каждому из вас участие в такой работе?
Фронтальная беседа о термометре и о положительной и отрицательной температуре (координатная прямая, симметрия)
Рефлексия
Участвуя в обсуждении и ответах, я …. Фронтальная работа (слайды мультимедийной презентации), метод «Аргумент» формирует умение обосновывать, доказывать, делать вывод;
Постановка цели задачи урока
3 минуты
Как вы думаете, какая тема урока?
Что мы будем изучать сегодня на уроке?
Цель урока? Уточняет шаги, тип урока цель. Организует работу
Отвечают на вопросы учителя.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.
Записывают тему урока в тетрадь. Фронтальная беседа с привлечение наглядности (слайды мультимедийной презентации), метод «Планус» формирует умение составлять план
Изучение нового материала
5 минут
Беседа по вопросам:
Где расположены отрицательные числа по отношению к нулю?
Где положительные числа? А ноль? Ниже нуля это значит меньше или больше нуля? Какие числа называются
Определение:
Числа меньшие нуля называют отрицательными.
Числа большие нуля называют положительными. Число нуль не относится ни к положительным, ни к отрицательным числам.Запишите определения в тетрадь.
Как отличить отрицательные и положительные числа?
Ответы:
Ниже
Выше
Меньше
Больше
Нуль ни положительное и ни отрицательное
Записывают определение в тетрадь
Ответы:
Знак +
Знак -
Фронтальная беседа (слайды мультимедийной презентации)
Самостоятельная работа с самопроверкой (сигнальные карты)
4 минуты Снимите показания термометров и запишите себе в тетрадь Записывают ответы в тетрадь. Проверка с помощью сигнальных карточек (да - зеленый, нет - красный) Фронтальный опрос (слайды мультимедийной презентации)
Первичное осмысление и закрепление
Работа с учебником, в тетрадях, в печатных тетрадях.
6 минут
7 минут
Выполнение №384, 385,
№ 89 (рабочая тетрадь)
Оценим работу Записывают в тетрадь, обсуждают (комментирование)
1 учащийся выполняет номер №385 (на доске), чтобы остальные учащиеся не видели, затем проверяем и оцениваем его работу всем классом. Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «понимания»; работа в тетрадях (слайды мультимедийной презентации), фронтальная, индивидуальная работасигнальные карты для проверки.
№386 (90) Заполняют таблицу, выходят к доске и на термометре иллюстрируют свои ответы (термометр изображен на доске, или на макете термометра, или с помощью электронного учебника) Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «умения»; заполнение таблицы
метод «Структур» направлен на осмысление информации путем выделения главного, установления последовательности и взаимосвязей внутри текста
5 минут Где мы применяем положительные и отрицательные числа?
Направляет и организует работу учащихся. Вспомните предметы, которые вы изучаете.
Демонстрация слайдов как визуальная поддержка выступления Ответы:
-температура;
-ниже уровня моря и выше уровня моря,
-дальнозоркость и близорукость,
-шкала времени
метод «Аргумент» формирует умение обосновывать, доказывать, делать вывод; фронтальная беседа.
Домашнее задание
1 минуты Правила, №385. Дополнительно по желанию найти информацию об истории возникновения отрицательных чисел Запись домашнего задания в дневники Фронтальная, индивидуальная работа
Итоги урока.
Рефлексия
5 минуты
Вопрос:
Что мы узнали сегодня на уроке?
Как изучали новую тему, каким способом? Какая организационная проблема стояла перед классом, как её решили?
Игра «Оцени свое настроение» Ответ:
Кроме положительных чисел существуют отрицательные числа
Ответ: Большой объем информации.
Выбирали главное.
Таблица на доске (все ученики). Один из учеников сообщает свое настроение «у меня хорошее настроение на 4 бала», а сосед по парте записывает в таблице число +4. Так заполняется вся таблица. Фронтальная беседа, организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения учебной информации данного блока.
Индивидуальная работа, фронтальная беседа. В игровой форме формируется умение записывать положительные и отрицательные числа и проводится диагностика настроения учащихся
Выводы и методические рекомендации
по практическим результатам проведенного урока
Данный урок был проведен 15 декабря 2014 в 6Г классе, по опережающему введению ФГОС ООО. Класс «сильный», учащиеся класса - это учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации. Темп работы на уроке высокий, все учащиеся включены в деятельность. Организация работы учащихся с сигнальными картами проводится практически на всех уроках, поэтому на данном уроке не было потери времени. Учащиеся умеют работать, как фронтально, так и самостоятельно. Стимулируется интерес школьников к изучению темы посредством выполнения ситуативных заданий, направленных на выявление тех знаний и умений, которые необходимы для его решения в рамках данной темы.
Результат: осознание школьником потребности ее освоения и постановка личностно значимой цели деятельности.
Использование на данном уроке иллюстраций обязательно для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы (мультимедийной презентации). Привлечение учащихся к подготовке урока, создает положительный настрой, развивает самостоятельность, способствует развитию коммуникативных навыков. Каждый блок урока представляет цикл (горизонтальная система) пошагового выполнения учебных заданий на «знание», «понимание», «умение», которые формулируются с учетом критериев логико-информационной корректности. Последовательное выполнение этих заданий создает условия для освоения информации и формирования умения с ней работать.
Список литературы
для учителей
Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 6 класс. Дрофа М.-2014
Муравин Г.К., Муравина О.В. Методические рекомендации к учебнику Г. К. Муравина и др. «Математика.6 класс» Дрофа М.-2013
Муравин Г.К., Муравина О.В. Дидактические материалы. Математика 5-6. Дрофа М.-2013
Муравин Г.К., Муравина О.В. Рабочая тетрадь к учебнику Г. К. Муравина и др. «Математика.6 класс» в двух частях Дрофа М.-2014
Г.К.Муравин, О.В. Муравина Программа курса математики для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования РФ
Виленкин Н.Я. и др.Математика 6 класс.Мнеозина М.-2012
для учащихся
Рабочая тетрадь к учебнику Г. К. Муравина и др. «Математика.6 класс» в двух частях,2014
Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 6 класс. Дрофа М.-2014
Муравин Г.К., Муравина О.В. Дидактические материалы. Математика 5-6 Дрофа М.-2013
Перечень электронных ресурсов
1. Электронное приложение к учебнику Г. К. Муравин, О.В. Муравина (интернет ресурс) Математика. 6 класс.
2. http://wikipedia.ru - История возникновения математических знаков
3. http://nsportal.ru – Социальная сеть работников образования
4. http://orenipk/ru/kp/distant/ped/tech.htm5. Мультимедиа презентация «Отрицательные числа и их изображение на координатной прямой» (приложение 1)