Статья на тему Святой врач — Святитель Лука Войно-Ясенецкий
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Вяземский медицинский колледж
имени Е.О. Мухина»
Статья на тему:
«Святой врач – Святитель Лука Войно-Ясенецкий»
Автор: зам.директора по практическому
обучению, преподаватель
профессиональных модулей
Анискевич Т.Н.
г. Вязьма,
2016 г.
Святитель Лука Войно-Ясенецкий (в миру Валенти́н Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий) — врач, лечивший обычных людей, многие из которых живы и сейчас; профессор, читавший лекции обычным студентам, ныне практикующим врачам. Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы и пытки и… ставший лауреатом Сталинской премии. Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник, порой метавшийся между этими двумя призваниями. Христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры, но не избежавший серьезных ошибок на своем пути. Реальный человек. Пастырь. Ученый. Святой…
Святитель Лука Войно-Ясенецкий - один из самых удивительных людей, как двадцатого века, так и всей мировой истории. Блестящий хирург, исследователь, он совершил настоящий прорыв в медицине.
«Очерки гнойной хирургии» святителя Луки Ясенецкого стала настольной книгой для многих врачей. До эпохи антибиотиков, когда не было другой возможности бороться с гноем, кроме хирургической, любой молодой хирург, имея эту книгу, мог осуществлять операции в тяжёлых условиях провинциальной больницы.
За книгу "Очерки гнойной хирургии " он, епископ, стал лауреатом Сталинской премии первой степени. На архиерейском престоле и в изгнаниях и ссылках, он всегда заботился о людях, будучи врачом и душ, и тел.
О медицине будущий «святой хирург» никогда не мечтал. Зато с детства мечтал о профессии художника. Окончив Киевскую художественную школу и проучившись некоторое время живописи в Мюнхене, он вдруг подает документы на медицинский факультет Киевского университета.
В университете он приводил в изумление студентов и профессоров своим принципиальным пренебрежением к карьере и личным интересам. Уже на втором курсе Валентина прочили в профессоры анатомии, но после окончания университета в 1903 году этот прирожденный ученый объявил, что будет земским врачом.
Товарищи по курсу недоумевали! А владыка потом признается: «Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям».
Валентин Феликсович начал лечебную деятельность в госпитале в городе Чите, затем он был переведен в больницу города Ардатова Симбирской губернии, а позже в Верхний Любаж Курской губернии.
Работая в больницах, несмотря на их скудное оснащение, он успешно провел большое число хирургических операций, что привлекло к нему и пациентов из соседних уездов. Он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в Переславле-Залесском. Там он по-прежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования. В 1917 году назначен главным врачом Ташкентской городской больницы.
К этому году Валентин Феликсович стал опытным хирургом, организатором здравоохранения и педагогом, широко оперировавшим больных с заболеваниями желчных путей, желудка и других органов брюшной полости. С успехом работал в таких областях хирургии как нейрохирургия и ортопедия. Это был учёный, готовый к крупным и объективным исследованиям и анализу.
Прочтение работ Войно-Ясенецкого призывает объективно констатировать те современные хирургические области и направления, в которых он представлен как известным, так и ещё нами не раскрытым современным исследователям. А именно: теория клинического диагноза, медицинская психология и деонтология, хирургия (включая общую, абдоминальную, торакальную, урологию, ортопедию и другие разделы), военно-полевая хирургия и анестезиология, организация здравоохранения и социальная гигиена.
Валентином Феликсовичем был сделан большой вклад в анестезиологию. В то время больные зачастую умирали не в результате неудачного оперативного вмешательства, а попросту не перенеся наркоза. Поэтому многие земские врачи отказывались либо от наркоза при операциях, либо от самих операций.
В 1915 году в Петрограде вышла первая его монография «Регионарная анестезия». В 1916 году он успешно защищает докторскую диссертацию «О регионарной анестезии второй ветви тройничного нерва». За докторскую диссертацию Войно-Ясенецкий был удостоен премии имени Хайницкого от Варшавского университета.
Проводниковая анестезия, в совершенствование которой внёс большой вклад Войно-Ясенецкий, предполагает введение местного анестетика в нерв на отдалении от места операции. Блокируя передачу нервных импульсов от места хирургической травмы тканей достигается анестезия болевой чувствительности. В отличие от инфильтрационной анестезии (непосредственного обкалывания анестетиком места операции) выполнение регионарной является технически более сложным, требует определённых навыков и знания топографо-анатомических особенностей прохождения того или иного периферического нерва.
Валентин Феликсович принимал участие в диспутах на духовные темы. По окончанию одного из таких собраний епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий сказал: «Доктор, Вам надо быть священником». Хотя Валентин никогда и не помышлял о священстве, он тотчас принял предложение иерарха. «Буду священником, если это угодно Богу»,- ответил знаменитый врач.
В 1921 году, в разгар Гражданской войны, Войно-Ясенецкий появился в больничном коридоре… в рясе и с наперсным крестом на груди. Оперировал в тот день и в последующем, конечно, без рясы, а как обычно, в медицинском халате. Ассистенту, который обратился к нему по имени-отчеству, ответил спокойно, что Валентина Феликсовича больше нет, есть священник отец Валентин.
Лекции студентам он читал также в священническом облачении. Перед каждой операцией он молился, благословлял больных.
Однажды в ответ на приказ властей убрать из операционной икону главврач Войно-Ясенецкий ушел из больницы, сказав, что вернется только тогда, когда икону повесят на место. Конечно, ему отказали. Но вскоре после этого в больницу привезли больную жену партийного начальника, нуждавшуюся в срочной операции. Она заявила, что будет оперироваться только у Войно-Ясенецкого. Местным начальникам пришлось пойти на уступки: вернулся епископ Лука, а на следующий день после операции вернулась и изъятая икона.
На первом научном съезде врачей Туркестана в октябре 1922 года он выступил с четырьмя большими докладами, где делился с коллегами своим богатейшим хирургическим опытом, поведал о собственных наблюдениях и выводах о хирургическом лечении туберкулеза, гнойных воспалительных процессов коленного сустава, сухожилий рук, рёберных хрящей. Также профессор рассказал о своём способе операции при абсцессах печени.
Блестящий мастер хирургических операций на органах зрения, предложивший свою оригинальную методику удаления слезного мешка, он обратился к делегатам съезда с призывом, направленным на действенную борьбу с распространенной среди местного населения трахомой — основной причиной слепоты.
Операциям на глазах Валентин Феликсович стал учиться сразу после выпускных экзаменов, зная, что в деревне с ее грязью и нищетой свирепствует болезнь — трахома. Приема в больнице ему казалось недостаточно, и он стал приводить больных к себе домой. Они лежали в комнатах, как в палатах, Войно-Ясенецкий лечил их, а его мать — кормила.
Однажды после операции у него прозрел молодой нищий, потерявший зрение еще в раннем детстве. Месяца через два он собрал слепых со всей округи, и вся эта длинная вереница пришла к хирургу Войно-Ясенецкому, ведя друг друга за палки.
В другой раз епископ Лука прооперировал целую семью, в которой слепыми от рождения были отец, мать и пятеро их детей. Из семи человек после операции шестеро стали зрячими.
В 1923 году Луку арестовали по подозрению в «контрреволюционной деятельности» — неделю спустя после того, как он был тайно рукоположен в епископы. Это стало началом 11 лет тюрем и ссылок. Владыку Луку посадили в поезд, но тот минут двадцать не трогался с места. Оказывается, поезд не мог двинуться, потому что толпа народа легла на рельсы, желая удержать епископа в Ташкенте.
В тюрьмах Лука делился своей теплой одеждой и получал в ответ доброе отношение даже воров и бандитов. Хотя иной раз уголовники его грабили и оскорбляли.
Епископа Луку ссылали на Север трижды. Но и там он продолжал работать по своей медицинской специальности. «В самое трудное время, — писал владыка, — я очень ясно, почти реально ощущал, что рядом со мной Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня».
Однако было время, когда он и роптал на Бога: слишком долго не кончалась тяжелая северная ссылка. А во время третьего ареста, в июле 1937 года, епископ доходил почти до отчаяния от мучений. К нему применили жесточайшую пытку — 13-дневный «допрос конвейером». Во время этого допроса сменяются следователи, арестанта же днем и ночью держат практически без сна и отдыха. Епископа Луку били сапогами, сажали в карцер, содержали в ужасающих условиях…
С началом Великой Отечественной войны ссыльный профессор и епископ был назначен главным хирургом эвакогоспиталя в Красноярске, а потом — консультантом всех красноярских госпиталей.
Во время работы в военном госпитале в Красноярске, Валентин Феликсович разработал новые операции и, в частности, резекцию суставов. Разработанная им новая хирургическая тактика при остеомиелите крупных суставов спасала конечности солдат.
«Раненые офицеры и солдаты очень любили меня, — вспоминает владыка. — Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них, безуспешно оперированные в других госпиталях по поводу ранения в больших суставах, излеченные мною, неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами».
После, получив медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—45 гг.», архиепископ произнес ответную речь: «Я вернул жизнь и здоровье сотням, а может, и тысячам раненых и наверняка помог бы еще многим, если бы вы не схватили меня ни за что ни про что и не таскали бы одиннадцать лет по острогам и ссылкам. Вот сколько времени потеряно и сколько людей не спасено отнюдь не по моей вине».
Архиепископ Лука всю жизнь был чуток к чужим бедам. Большую часть своей Сталинской премии он пожертвовал на детей, пострадавших от последствий войны; устраивал обеды для бедных; ежемесячно рассылал денежную помощь гонимым священнослужителям, лишенным возможности зарабатывать на хлеб. Однажды он увидел на ступеньках больницы девочку-подростка с маленьким мальчиком. Выяснилось, что их отец умер, а мать надолго положили в больницу. Владыка повел детей к себе домой, нанял женщину, которая приглядывала за ними, пока не выздоровела их мать.«Главное в жизни — делать добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое», — говорил Лука.
В 1946 году святитель Лука был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. В Крыму он был вынужден, прежде всего, бороться с нравами местного духовенства. Он учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту, будь то слово или собственный пример. Из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений.
В 1956 году архиепископ Лука полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией и продолжал принимать больных, молясь об их выздоровлении, и его молитвы творили чудеса.
Святитель скончался в Симферополе рано утром 11 июня 1961 года, в воскресение, в день Всех святых. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.
Его мощи были обретены 22 ноября 1995 года. В том же году определением Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. А в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомученников и исповедников Российских XX века.
И в заключении, хочу привести слова самого В. Ф. Войно-Ясенецкого: "Если станете описывать мою жизнь, не пробуйте разделять хирурга и епископа. Образ, разделенный надвое, неизбежно окажется ложным".
И действительно, это была на удивление цельная натура. Перечисляя черты его характера, современники не раз употребляли слово "талантливый": талантливый хирург, талантливый лектор, талантливый проповедник, талантливый художник, талантливый диагност. Те, кто читал "Очерки гнойной хирургии", смело можно добавить - талантливый писатель. И это вместе с такими чертами, как: несгибаемый, дружелюбный, высоконравственный, спокойный, целеустремленный, строгий, сильный духом, одаренный.
Литература
Основная:
День памяти архиепископа Луки Войно-Ясенецкого – Режим доступа:
vithram.by›den-pamyati…luki-vojno-yaseneckogo/Дополнительная
ru.wikipedia. org Лука (Войно-Ясенецкий) – Википедия.
days.pravoslavie.ru›Словарь›Исповедник.
www. yotube. com - Видеофильмы: Я полюбил страдание. Юность.
Св. Лука (Войно-Ясенецкий). Врачеватель.
http://www.pravmir.ru/ukrainskaya-xudozhnica-sozdala-pesochnyj-film-o-zhizni-svyatitelya-luki-krymskogo-video/#ixzz31XLOJpdy
Приложение 1
Основные медицинские труды
1. "Невроматозный элефантиаз лица, плексиформная неврома". "Хирургия", 1908. 2. "О способах анестезии, наиболее удобных в земской практике". "Врачебная газета", 1908. 3. "Случай ретроградного ущемления кишечной петли в паховой грыже". "Хирургия", 1908. 4. "Регионарная анестезия при операциях шеи, языка и верхней челюсти". "Труды Московского хирургического общества 1909. 5. "Регионарная анестезия". (Труды Тамбовского физиологического медицинского общества 1909 г.). 6. "Кровяная саркома ребра". "Хирургия", 1910. 7. "Об оперативном лечении переломов позвоночника". "Хирургия", 1910. 8. "Отчет о хирургической работе Романовской земской больницы за 1909-1910 гг.". 9. "О первом остром остеомиелите позвоночника". "Хирургия", 1911. 10. "Двустороннее повреждение блуждающего нерва". "Хирургия", 1911. 11. "Zweiter Fall von vorubergehender Erblindung nach Novocain Adrenalininjektion in Augenhohle", Zentrablatt fur Chirurgie 1911. 12. "Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы". 1911. 13. "Litungsanasthesie des nervus ischiaticus", Zentralblatt fur Chirurgie 1912. 14. "Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы". 1912-1913 гг. 15. "Регионарная анестезия седалищного и срединного нервов". (Труды XII съезда русских хирургов 1912 г.). 16. "Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы". 1914. 17. "К казуистике оперативного лечения опухолей мозга". (Труды Киевского хирургического общества, 1914 г.). 18. "Регионарная анестезия кисти руки". (Врачебная газета, 1915). 19. "Регионарная анестезия". (Докторская диссертация), за которую присуждена премия Хайницкого. СПБ, 1915. 20. "Кариозные процессы в реберных хрящах и их оперативное лечение". "Вестник хирургии" за 1923 г. 21. "Uber das Unterbinden der Gefa?e bei Extirpation der Milz", Zeitschift fur Chirurgie 1923. 22. "Артротомии при гнойных воспалениях больших суставов". "Вестник хирургии" 1924. 23. "Топография паховых и наружных подвздошных лимфатических желез и техника оперативного удаления их." Туркмен. медицин. журнал т. I, № 2. 24. "Опасности способа Мамбург,а". Туркмен. медицин. журнал т. I, № 7. 25. "Лечение гнойных воспалений катаплазмами Вальневой". (Неизвестно где напечатана. Указана в списке трудов проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого в статье В.А. Полякова). "Хирургия", 1957, № 8, с. 127-135. 26. "Очерки гнойной хирургии". I-е издание, 1934. 27. "Наш опыт лечения огнестрельного остеомиелита в госпиталях глубокого тыла". 1943. 28. "Очерки гнойной хирургии". 2-е издание, 1943. 29. "Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов". Москва, 1944. 30. Разрез, без которого нельзя вылечить гнойный коксит". Госпитальное дело, 1944. 31. "О раневом сепсисе". (Сборник трудов Воронежского военного округа, 1945). 32. "О гематогенном остеомиелите". 1946-1947. 33. "О лечении хронических эмпием плевры после огнестрельных ранений". 1947. 34. "Патогенез и терапия мозолей". "Советская медицина" 1953, № I. 35. "Очерки гнойной хирургии". 3-е издание, 1956.
Всего трудов печатных и на машинописи по медицине насчитывается у архиепископа Луки около шестидесяти, в том числе доклады в ученых обществах и годовые отчеты по хирургической работе,публицистика и богословские труды, печатные и рукописные.