Проект по математике Числа в загадках, пословицах и поговорках
Проект
«Числа в загадках, пословицах и поговорках»
Выполнили:
ученики 1 класса
МБОУ ООШ №24
Руководитель:
Колесникова Л.А.
Тема проекта: Нумерация
Название проекта: Числа в загадках, пословицах и поговорках
Тип проекта:учебный
Вид проекта:краткосрочный (1 неделя), коллективный
Исполнители:учащиеся 1 класса МБОУ ООШ №24
Руководитель проекта: Колесникова Л.А.
Краткая аннотация
Числа встречаются и в народном фольклоре. Есть они и в загадках, пословицах и поговорках. Этот материал можно использовать в начальной школе для развития интереса учащихся к математике. Проект ориентирован на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, планируемые результаты начального общего образования, рабочие программы для 1-4 классов по математике М.И. Моро предметной линии учебников «Школа России».
Актуальность проекта:
Наше знакомство с числами началось с раннего возраста. Мы и сами не подозревали, что уже начинаем воспринимать числа. Когда мы стали старше, то поняли, что хотим узнать, как числа пришли на Русь. Почему числа нашли свое отражение в русских пословицах и поговорках? Какова их роль в устном народном творчестве? Какое число самое «любимое» у русского народа?
Цель проекта:формирование информационных, проектировочных, коммуникативных и креативных компетенций учащихся 1 класса через включение в краткосрочный проект «Числа в загадках, пословицах и поговорках»
Задачи проекта:
направленные на достижение личностных результатов:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненный творческий продукт;
направленные на достижение метапредметных результатов:
-развитие умения работать с информацией;
формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера;
развитие операций мышления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
направленные на достижение предметных результатов:
формирование умения записывать цифры и сравнивать числа;
формирование умения оценивать количество предметов числом.
Итоговый продукт: создание сборника книжек – малышек «Числа в загадках, пословицах и поговорках», создание презентации.
Виды деятельности:
Исследовательская
Творческая
Практическая
Форма работы:
Групповая
Индивидуальная
Этапы работы над проектом:
1 этап: подготовительный
Цель: включение учащихся в технологию деятельности, мотивирование на участие в проекте.
Проблемная ситуация: Как связаны цифры и люди? Почему числа нашли свое отражение в русских пословицах и поговорках? Какова их роль в устном народном творчестве? Какое число самое «любимое» у русского народа?
Содержание этапа: обсудить с родителями вопросы, связанные с подготовкой и реализацией проекта; подготовить необходимую художественную литературу по теме проекта.
Итоговый продукт: знакомство учащихся с необходимой художественной литературой.
2 этап: сбор и систематизация информации
Цель: формирование интереса к исследовательской деятельности, знакомство с разными способами сбора и систематизации информации.
Содержание этапа: экскурсия в библиотеку,работа с информацией, отбор содержания.
Итоговый продукт: материал, отобранный учащимися
3 этап: проектная деятельность
Цель: дать возможность учащимся самим придумать свой проект.
Содержание этапа: творческое оформление проекта.
Итоговый продукт: книжка - малышка, презентация.
4 этап: презентация проектов
Цель: дать возможность учащимся рассказать о своей работе, показать то, что получилось, получить поддержку и похвалу.
Содержание этапа: выступление в классе в присутствии родителей,учителей.
Итоговый продукт: сборник книжек - малышек «Числа в загадках, пословицах и поговорках»
План проекта
Название проекта Числа в загадках, пословицах и поговорках
Этапы, их сроки Конечный продукт Действия в школе Действия вне школы Необходимые материалы Источники информации роли Привлечение добровольных помощников
Подготовительный
(1 день) Знакомство с необходимой художественной литературой Выставка книг Подбор материала в интернете, домашней библиотеке книги Книги, родители, интернет ученый родители
Сбор и систематизация информации
(2,3,4 дни) Материал, отобранный учащимися Поход в школьную библиотеку Поход в сельскую библиотеку книги Книги, журналы ученый Библиотекари, родители
Проектная деятельность
(5, 6 дни) Страничка журнала Обсуждение с учителем и одноклассниками Творческое оформление странички Альбом, карандаши, краски, компьютер Беседы с родителями художник родители
Презентация проекта
(7 день) Альбом, открытый урок с родителями Выступление перед родителями и учащимися Подготовка к презентации своего проекта Школьная доска, магниты Беседа с родителями артист родители
Содержание:
Актуальность выбранной темы2
Объект исследования2
Предмет исследования2
Гипотеза2
Цель 2
Задачи2
Методы 2
Исследовательская часть3-4
Вывод5
Список источников информации5
Актуальность выбранной темы
Когда мы стали изучать число 1 и учились записывать это число значком (цифрой), то услышали в классе от учителя стихотворение о числе, загадку о числе, ребус. А к следующему уроку учитель попросил нас найти загадки, пословицы. Мы нашли, стали загадывать друг другу. Всем понравилось. Потом Лиза нашла ребусы, а Маша нашла истории о том, как и когда возникло число. Много нашли интересного материала, которого нет в учебнике. Каждому захотелось найти такие стихи или загадки, которые было бы интересно разгадывать и слушать. Даже сочиняли свои. Мы стали искать всё интересное и о других числахТак оказалось легче запомнить цифры. Когда на перемене у ребят спрашивали о числах, то оказалось, что многие много чего не знают. И мы решили собрать всё вместе и познакомить всех с нашейкопилочкой. Мы решили создать сборник.
Проводилось исследование с помощью анкетирования, нужен ли нам этот сборник? В анкетировании приняли активное участие ученики нашего класса, а это 5 девочек и 8 мальчиков, всего 13 учеников.
Объект исследования
Числа от 0 до 10.
Предмет исследования
Занимательная математика.
Цель:
Создать сборник загадок, пословиц, стихов о каждом из чисел в пределах первого десятка.
Задачи:
Привлечь каждого ученика к сбору материала;
Выбрать наиболее интересный материал для сборника;
Проанализировать - кто чаще посещает интернет;
Гипотеза:
Мы предположили, что может получиться очень интересный сборник, который поможет быстрее запомнить цифры.
Методы:
Наблюдение;
Анкетирование;
Обобщение.
Исследовательская часть
Интересноео числах.
Оказывается, первобытные люди не знали счёта, а учить их было некому. Учила сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела их жизнь, люди из множества различных предметов сначала научились выделять отдельные предметы. Из стаи волков- вожака стаи, Из стада оленей- одного оленя, из колоса с зёрнами- одно зёрнышко.
Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».
Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, руки, уши, рога, крылья), привели человека к представлению о числе.
Немалую роль в истории счёта сыграли пальцы. Особенно когда люди стали обмениваться предметами труда. Кстати сказать пальцы и сейчас являются для нас (малышей) самыми главными помощниками при счёте.
В разных странах и в разные времена люди учились записывать цифры по-своему. Например:
Когда искали стихи, то много нашли о дружбе, правилах поведения какие отметки лучше получать. Например:
- Кто меня обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
(В.Орлов)
Такие стихотворения помогают нам в школьной жизни. Как только кто-то из ребят ссорится, мы сразу вспоминаем стихотворение и все дружно смеёмся.
Ещё мы узнали, что несколько тысяч лет назад возникло мистическое отношение к числам, которое живёт и в наше время. Например, число 7-хорошее,а 13- плохое. Особым почитаниемокружены были числа в Древней Греции. Философ и математик Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Он создал школу единомышленников, которые верили в магию чисел и думали, что за каждым предметом стоит какое -то число. Числа, считали они, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Надо только узнать, какие из них добрые, а какие злые.
Была даже целая наука- нумерология, в которой каждое имя имело своё число, получаемое при переводе букв имени в цифры.
Анкетирование
Считается, что дети любят в свободное время заниматься компьютерными играми, любимыми игрушками или смотреть телевизор. А так ли это? А интересно ли будет заняться поиском интересной информации для класса о числах?
Для того, чтобы понять, нужно нам это или нет, было разработано и проведено анкетирование в классе.
На вопрос анкеты «Нужен ли нам свой сборник?» ответили так:
Вариант ответа мальчики девочки
Да 6 6
Нет 1 -
Таким образом, можно сделать вывод, что сборник делать будем, что это занятие интереснее, чем играть в компьютерные игры.
В итоге наши трудов получилось даже два сборника. Один общий (презентация ),а другой книга –сборник.
Вывод
После проведения исследования наша гипотеза подтвердилась.
Можно сделать следующий вывод –всем вместе любое дело по плечу. Во время работы со сборником мы все без зазубривания выучили цифры.Не зря же говорят: «Услышал-забыл, увидел- запомнил, сделал- научился»
Своими знаниями мы поделились с ребятами из других классов. От ребят поступило много предложений, которые мы собираемся учесть в будущем в новых поисках.
Список источников информации:
В.Волина « Праздник числа» АСТ пресс 1996г.
Самсонова Л.Ю. «Устный счёт. Сборник упражнений к учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой» Москва «Экзамен»,2009.
М.И.Моро «Математика 1 класс часть 1»