Программа по предшкольной подготовке Солнечные ступеньки










Рабочая программа предшкольной подготовки
«Солнечные ступеньки»


Возраст детей: 6-7 лет

Составитель: Володина Ольга Борисовна
















п. Тульский, 2015г

Пояснительная записка
Рабочая программа «Солнечные ступеньки» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. : Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.       Цели курса: способствовать успешной психологической адаптации детей к условиям школы; формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, развитие устной речи.
Задачи обучения:
Развивать устную речь; обогащать словарь обучающихся.
Овладение математическими знаниями и умениями.
Развивать память, мышление, внимание, наблюдательность.
Пробуждать у детей живой познавательный интерес и образовательную активность.
Развивать умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно.
Развитие умений действовать по правилам.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования. Программа «Солнечные ступеньки» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов:
«Обучение грамоте и развитие речи»;
«Развитие умственных способностей и математических представлений»
(по 1 часу в неделю).
Занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 2 занятия в день, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 29 недель. Общее количество занятий – 58 Принципы организации деятельности на занятии
1) принципы последовательности (содержательные задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с возрастными возможностями ребенка); 2) принцип доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала); 3) принцип наглядности (использование широкого круга наглядных пособий); 4) принцип индивидуализации (учет психологических особенностей детей);
5) принцип «межпредметности» (связь с другими предметами: развитием речи, окружающим миром).
6) принцип технолого- педагогического сопровождения развития ребёнка предполагает наблюдение и помощь ( по мере необходимости).
Для успешной организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, частично – поисковый, репродуктивный; работа под руководством педагога, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль. Особое внимание уделяется методам стимулирования учебной деятельности: дидактические игры, занимательные задания, создание ситуаций эмоционально- нравственных переживаний (соревнования, конкурсы, викторины), игры – инсценировки, поощрение.
Для отдыха и снятия напряжения подобраны физкультминутки, пальчиковые игры, психогимнастика; многие из них соответствуют теме занятия.
Формы организации: 1. фронтальная; 2. работа по подгруппам; 3. индивидуальная.

Календарно- тематическое планирование по курсу
«Развитие умственных способностей и математических представлений»
№п/п
Тема занятия
Кол-во занятий
Дата




План
Факт


Знакомство с учебными принадлежностями. Правила письма. Границы раскраски. Ориентировка на листе.
1
03.11



Знакомство с геометрическими фигурами.
Количественный и порядковый счёт.
1
05.11



Свойства предметов: цвет, форма, размер.
Понятие «много», «один».
1
10.11



Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно».
Расположение предметов в пространстве: «за», «перед», «над», «под», «между», «слева», «справа», «снизу», «сверху».
1
12.11.



Число и цифра «1».
Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.
1
17.11



Число и цифра «2».
Сравнение предметов по величине. Работа с палочками.
1
19.11.



Знаки «плюс», «минус», «равно». Нахождение и определение геометрических фигур в классе. Решение логической задачи.
1
24.11



Число и цифра «3». Дорисуй круг до чего-либо. Обводка по шаблону, раскрашивание.
1
26.11



Сравнение предметов по величине. Решение задач в стихах. Соотнесение количества предметов с цифрой.
1
01.12



Число и цифра «4». Понятия «длинный», «короче», «самый короткий». Решение логической задачи.
1
03.12



Число и цифра «5». Д/И « Кто внимательный?» Работа с палочками.
1
08.12



Число и цифра «6». Решение ребусов. Д/И «Преврати геометрические фигуры в предметы».
1
10.12



Независимость числа от величины предметов. Времена года. Загадки.
1
15.12



Число и цифра «7». Дни недели.
Работа с палочками.
1
17.12



Число и цифра «8».
Понятия «большой», «поменьше», «самый маленький». Д/И «Что изменилось?»
1
22.12



Число и цифра «9».
Д/И « Узнай, какой день недели.» Решение ребусов.
1
24.12



Число и цифра «10».
Понятия «высокий», «низкий».
Д/И «Выложи столько же».
Решение логической задачи.
1
29.12



Упражнение в дополнении числа до любого заданного.
Д/И «Положи цифры по порядку».
Ориентировка в пространстве.
1
31.12



Соотнесение количества предметов с цифрой.
Задачи-шутки. Д/И «Когда это бывает?» Рисуем по точкам.
1
12.01.



Занятие – путешествие «В стране Цифрундии».
1
14.01



Обучение составлению задач.
Выкладывание домика из палочек.
Д/И «Какой цифры нет?» Ориентировка в пространстве.
1
19.01



Цифра «0».Решение примеров.
Д/И «Преврати геометрические фигуры в предметы».
Д/И «Число, цифра, предмет».
1
21.01



Повтор цифр от 0 до 10.
Решение логических задач.
Д/И «Запиши пропущенную цифру.»
1
26.01



Составление и решение математических задач.
Д/И «Преврати круги в предметы». Д/И «Как стояли фигуры?»
1
28.01



Решение примеров.
Закрепление геометрических форм.
Решение логических задач.
1
02.02



Ровное и половинное время.
Д/И «Дорисуй треугольники».
Пространственная ориентировка.
1
04.02



Определение времени.
Решение примеров.
Д/И «Найди предмет по заданным признакам "
1
09.02



Д/И «Нарисуй правильно».Решение логических задач.
Разгадывание ребусов.
1
11.02



Соотношение предметов.Д/И «Как стояли фигуры?»
Решение простых задач. Д/И «Дорисуй квадраты».
1
16.02



Знакомство с часами. Упражнение в дополнении числа до любого заданного. Д/И «Соедини по порядку».
1
18.02



Конструирование: «Гусеница». Ориентировка в пространстве. Д/И«Найди недостающий предмет»
1
23.02



Работа с часами. Д/И «Что когда бывает?» Д/И «Что не так?» Работа с палочками.
1
25.02



Упорядочивание предметов по признакам: «выше-ниже», «больше-меньше», «длиннее-короче», «легче-тяжелее». Состав чисел.
1
01.03



Решение примеров.
Упражнения на развитие сообразительности и внимания. Рисуем по точкам.
1
03.03



Скопируй узор. Решение занимательных задач. Времена года.
1
08.03



Конструирование: «Ракета» Решение ребусов. Числа от 0 до 10.
1
10.03



Графический диктант. Количественный и порядковый счет. Решение логической задачи.
1
15.03.



Лабиринт. Д/И «Соедини по порядку». Загадки. Д/И «Собери урожай».
1
17.03



Рисуем по точкам. Д/И «Третий лишний». Д/И «Найди соседа»
1
22.03


40.
Знакомство с ребусами. « Угадай что это?» разгадывание ребусов.
1
24.03


41.
Графический диктант. Задачи в стихах.
1
29.03


42
Знакомство с геометрией. Игра « На что похож»
1
31.03


43.
Развиваем логику. Задачи на логическое мышление.
1
05.04.


44
Разгадывание кроссвордов. Составление кроссвордов.
1
07.04


45
Графический диктант. Количественный и порядковый счёт.
1
12.04


46.
Решение примеров, Упражнения на развитие сообразительности и внимания. Рисуем по точкам.
1
14.04


47.
·
Д/И « Найди противоположности»
1
19.04


48.
Скопируй узор. Решение занимательных задач. Времена года.
1
21.04


49.
Весёлый счёт. Загадки и стихи о цифрах.
1
26.04


50
Д/И « Найди лишнее!» Весёлый счёт.
1
28.04


51
«Нарисуй по цифрам», решение задач на логику.
1
03.05


52
Стихи, загадки о цифрах.
1
05.05


53
Инсценирование сказки «Теремок» на новый лад.
1
10.05


54
Весёлый счёт. Загадки и стихи о цифрах.
1
12.05


55
Разгадывание ребусов. Задачи в стихах.
1
17.05


56
Логические задачи.
1
19.05


57
Открытый урок по математике «Чему мы научились»
1
24.05


58
Скоро в школу.
1
26.05


59
Выпускной.
1
31.05



Планируемые результаты освоения курса
«Развитие умственных способностей и математических представлений»
Предметные:
выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными предметами;
сравнивать предметы ;
определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или во множествах элементов поровну;
называть числа в пpямом и в обратном порядке от 1 до 10;
сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»;
пересчитывать элементы данного конечного множества;
читать любое число от 1 до 10;
называть и различать геометрические фигуpы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Метапредметные:
1.Регулятивные УУД: работать по предложенному плану, использовать необходимые средства; определять успешность выполнения задания.
2.Познавательные УУД: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( схема, иллюстрация ); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.
3. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других.


Календарно- тематическое планирование по курсу
«Обучение грамоте и развитие речи»
№п/п
Тема занятия
Кол-во занятий
Дата




План
Факт


Школа вежливости.
Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Коллективный пересказ сказки «Маша и три медведя».
1
03.11



Описание картинки. Выделение звука в слове.
Речь устная.Предложение и слова. Текст. Игра «Опиши предмет»
1
05.11



В мире звуков и букв.Звуки гласные и согласные. Д/И «Доскажи словечко». Правило посадки за столом. Рабочая строка. Междустрочное пространство.
1
10.11



Сказка о звуках. Условные знаки и обозначения. Прямые палочки. Противоположные по значению слова. Игра «Сочини сказку о предмете».
1
12.11.



Гласный звук [а]. Буква «Аа». Печатание буквы «А». Ударение. Игра «Молоточки».
1
17.11



Гласный звук [о ]. Буква «Оо». Печатание буквы «О». Составление предложений по картинке. Штриховка.
1
19.11.



Гласный звук [у ]. Буква «Уу». Печатание буквы «У». Игра «Раздели слово на части»
1
24.11



Гласный звук [ы ]. Буква «ы». Печатание буквы «ы». Составление рассказа по сюжетной картинке.
1
26.11



Согласный звук [м ]. Буква «Мм». Печатание буквы «м». Д/И «Доскажи словечко». Игра «Да-нетка».
1
01.12



Согласный звук [с], [с]. Буква Сс.Печатание буквы.
Игра « Кто внимательный?»
Штриховка.
1
03.12



Согласный звук[ х],[’х]. Буква Хх.Печатание буквы.
Чистоговорки. Деление слов на слоги.
1
08.12



Согласный звук [р],[ р]. Буква Рр. Печатание буквы.
Определение места звука в слове. Инсценировка сказки «Репка».
1
10.12



Согласный звук[ ш]. Буква Шш.Печатание буквы.
Деление слов на слоги. Слова похожие и разные.
1
15.12



Согласный звук [л],[ л]. Буква Лл. Печатание буквы. Составление слогов. Разучивание скороговорок.
1
17.12



Согласный звук [н],[ н]. Буква Нн. Печатание буквы. Д/И «Доскажи словечко». Проговаривание скороговорок.
1
22.12



Согласный звук [к],[ к]. Буква Кк. Печатание буквы. Д/И «Хлопок на звук». Игра «Да-нетка».
1
24.12



Согласный звук [т],[т]. Буква Тт. Печатание буквы. Инсценировка сказки «Теремок».
1
29.12



Гласный звук[и]. Буква Ии. Печатание буквы. Составление слогов. Работа с картинками. Слуховой диктант.
1
31.12



Согласный звук [п],[ п]. Буква Пп. Печатание буквы
Д/И «Раздели буквы на группы?»
Чистоговорки.
1
12.01.



Согласный звук [з],[з]. Буква Зз. Печатание буквы.
Д/И «Какого цвета звук?». Составление рифмы к словам.
1
14.01



Согласный звук [й]. Буква Йй. Печатание буквы. Определение места звука в слове. Д/И Игра «Съедобное –не съедобное»
1
19.01



Согласный звук [г], [г]. Буква Гг. Печатание буквы. Д/И «Кто живёт в домике?». Игра «Да-нетка».
1
21.01



Согласный звук[ в],[ в]. Буква Вв. Печатание буквы. Ребусы, анаграммы, шарады.
1
26.01



Согласный звук [д], [д]. Буква Дд. Печатание буквы. Составление рассказа по цепочке по заданной теме.
1
28.01



Согласный звук [б], [б]. Буква Бб. Печатание буквы. Д/И «Слово рассыпалось». Слуховой диктант.
1
02.02



Согласный звук [ж]. Буква Жж. Печатание буквы. Д/И «Какой слог пропал?» Скороговорки.
1
04.02



Гласный звук [е]. Буква Ее. Печатание буквы
Составление рассказа по цепочке. Слоговое лото
1
09.02



Буква ь.Печатание буквы. Сравнение слов.
Д/И «Эхо». Ребусы.
1
11.02



Гласный звук [я]. Буква Яя. Печатание буквы. Д/И «Слова на букву» Игра «Да-нетка».
1
16.02



Гласный звук [ю]. Буква Юю. Печатание буквы.
Д/И «Ищу рифму».
1
18.02



Гласный звук [ё]. Буква Ёё. Печатание буквы. Поиграем в слова. Штриховка.
1
23.02



Согласный звук [ч]. Буква Чч. Печатание буквы.
Д/И «Найди звук в слове».Д/И «Доскажи словечко». Составление слогов.
1
25.02



Гласный звук [э]. Буква Ээ. Печатание буквы.
Составление рассказа по картине.
1
01.03



Согласный звук [ц]. Буква Цц. Печатание буквы. Д/И «Слова на букву». Д/И «Найди звук в слове».
1
03.03



Согласный звук [ф], [ф]. Буква Фф. Печатание буквы.
Слоговое лото. Д/И «Угадай-ка».
1
08.03



Согласный звук [щ]. Буква Щщ. Печатание буквы. Д/И «Дополни предложение». Игра «Да-нетка».
1
10.03



Буква Ъ. Печатание буквы.
Развитие грамматически правильной речи. Деление слова на части. Скороговорки, шарады.
1
15.03.



Алфавит. Д/И «Слово спряталось». Игра «Да-нетка».
1
17.03



Алфавит. Слуховой диктант. Игра в слова. Составление рассказа по картинке.
1
22.03



«Раскрась картинку по буквам»
1
24.03



Лепка знакомых букв и составление слов.
1
29.03



Стихи, загадки о буквах.
1
31.03



Игра «Живые буквы» инсценирование.
1
05.04.



Ребусы «Найди букву»
1
07.04



Сочиняем сказку. Составление сказки по картинкам.
1
12.04



Д/И «Угадай букву» (дописать, дорисовать)
1
14.04



Заучивание стихотворения Б.Заходера «Песенка-азбука»
1
19.04



Заучивание скороговорок.
1
21.04



Инсценирование стихотворения Б. Заходера «Буква «Я»
1
26.04



Беседа о профессиях родителей.
1
28.04



«На что буквы похожи» А. Шибаев Алфавит в картинках
1
03.05



Беседа о празднике Победы. Стихи к 9 мая.
1
05.05



Весёлые буквы-лепка букв из пластилина.
1
10.05



Составляем слова. Скороговорки.
1
12.05



Составляем рассказ по картине.
1
17.05



Удадай-ка-разгадывание ребусов.
1
19.05



Открытый урок по обучению грамоте. «Чему мы научились»
1
24.05



Скоро в школу
1
26.05


59
Выпускной
1
31.05



Планируемые результаты освоения курса
«Обучение грамоте и развитие речи»
Предметные:
не смешивать понятия «звук» и «буква»;
уметь  различать  звуки речи  на слух;
делить слово на слоги, ставить ударение;
уметь  составлять простые предложения;
составлять рассказ по серии картин;
конструировать буквы;
штриховать  по образцу.
Метапредметные:
1.Регулятивные УУД: работать по предложенному плану, использовать необходимые средства; определять успешность выполнения задания.
2.Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты, составлять рассказы по картинке.
3. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других.










15