Научная работа Фитодизайн в интерьере школы.
Научное общество учащихся
МОУ «ООШ № 155»
Научное направление «Экология школы».
Фитодизайн
в интерьере школы.
Выполнила
Ермошина Кристина,
учащаяся 2 класса
Руководитель
Фунтова С.К.,
учитель 2 класса
школы № 155
Г.Нижний Новгород 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Цель. 3
Изучение фитонцидных свойств комнатных растений...4\5
Использование фитонцидных комнатных растений для оздоровления помещений школы .7\8
Уголок фитодизайна .9
Заключение .10
Литература .11
Приложения...12\15
ВВЕДЕНИЕ.
Школьники проводят в помещениях школы большую часть года, школу по праву можно назвать вторым домом. А дом должен быть красивым, уютным и в создании неказённой атмосферы помогают комнатные растения. Однако красивыми выглядят только растения здоровые, эстетически правильно подобранные и размещённые в интерьере. Известно, что летучие вещества растений, которые они выделяют в процессе своей жизнедеятельности (фитонциды), изменяют воздух и могут улучшать самочувствие людей. Растения также служат фильтром вредных веществ.
НАША ЦЕЛЬ.
Улучшить экологические условия в школьных учебных помещениях с помощью специально подобранных растений, обладающих выраженными фитонцидными свойствами, что повлияет на профилактику заболеваний верхних дыхательных путей и улучшит микробиологические условия. Летучие выделения многих растений обладают фитонцидными свойствами, то есть способностью подавлять жизнедеятельность микроорганизмов. У людей, находящихся в атмосфере их летучих выделений, увеличиваются защитные силы организма, нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, повышается работоспособность, выносливость при физических нагрузках.
Наибольшее количество летучих веществ и наиболее интенсивно выделяют молодые органы растений, например, еще не вполне развившиеся листья – больше, чем старые. С точки зрения лечебного эффекта важно, что оздоровительное влияние комнатных растений проявляется в зимне-весенний период, ведь именно в это время дети чаще всего болеют ОРЗ. Доказано, что после размещения в помещениях комнатных растений, воздух становится чище на 40%.
ИЗУЧЕНИЕ ФИТОНЦИДНЫХ СВОЙСТВ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ.
Изучению антимикробного действия летучих веществ, выделяемых комнатными растениями в процессе их жизнедеятельности, посвящены работы многих авторов (Драбкин, Думова, 1954; Родина, 1957; Коверга и др., 1964; Турдиев, Волков, 1967 и др.). Значительное число работ по изучению действия летучих веществ растений на микробные тест-объекты выполнено сотрудниками Центрального ботанического сада Украины и отдела биохимии растений Никитского ботанического сада (г. Ялта). В большинстве этих работ рассматривается практическое использование антимикробных свойств летучих фитонцидов растений.
По данным В.Я. Родиной (1957), применение летучих веществ эвкалипта позволяет оздоравливать воздух закрытых помещений. В различных концентрациях препараты из эвкалипта бактерицидно действуют на культуры, выделенные из воздуха.
В опытах М.А. Комаровой (1957, 1964) для дезинфекции воздуха помещений детских садов применяли ветки дикорастущих растений багульника и пихты. Оказалось, что эти растения угнетают развитие дифтерийной и коклюшной палочек, гемолитических стрептококков и стафилококка, но на кишечную палочку они не действуют.
Л.В. Азаровой (1981) было проведено санитарно-бактериологическое исследование воздуха вблизи отдельных растений. Обнаружено, что общее количество микроорганизмов в воздухе снижалось, по сравнению с контролем, под влиянием толстянки портулаковой, алоэ древовидного, агавы американской, агапантуса зонтичного, офиопогона японского.
В.В. Снежко, Н.М. Макарчук, Л.И. Квитко (1982), изучая фитонцидную активность 60 видов тропических и субтропических растений в Центральном ботаническом саду Украины, выявили бактерицидное или бактериостатическое действие летучих веществ у 28 видов растений. Действие изучавшихся видов весьма индивидуально. Так, тетрастигма Вуанье из семейства виноградовые, проявила высокую степень бактерицидной активности к патогенному стафилококку, но способствовала росту колоний сарцины (Снежко, 1984).
В.И. Левенец и др. (1988) выявили группу растений, летучие выделения которых губительно влияют на синегнойную палочку и патогенный стафилококк, это гибискус, фикус карликовый, мирт обыкновенный, роициссус ромбический, акалифа Уилкса, аглаонема переменчивая. В больничных палатах, где находились эти растительные группы, активность указанных микроорганизмов снижалась. Авторы рекомендуют этот ассортимент растений для внедрения в отделения больниц хирургического профиля.
3.Я. Исаевой и др. (1984) впервые отмечено антифунгальное действие некоторых видов бегоний.
Н.С. Слюсаревская с соавторами (1988) исследовали фитонцидные свойства двух видов молочаев, которые они рекомендуют авторам для озеленения помещений.
П.В. Гордеева, С.Н. Чередниченко (1988) проверяли устойчивость некоторых видов тропических и субтропических растений в условиях заводских цехов. Наиболее устойчивыми оказались алоэ древовидное, сансевьера трехполосая, алоказия крупнокорневая, диффенбахия точечная, монстера привлекательная, филодендрон, фатсхедера, плющ обыкновенный, пеларгонии, эпипремнум золотистый.
В.Г. Карепов, В.В. Снежко (1988) сообщают о разработке двух типовых ландшафтных фрагментов: "тропический лес", где ведущее место занимают виды из семейств молочайные, ароидные, и "пустынно-средиземноморский", основу которого составляют миртовые, молочайные, камнеломковые и кактусовые. Все эти растения, по данным авторов, успокаивающе воздействуют на нервную систему человека не только летучими веществами, но и внешним видом.
На основе перечисленных работ можно сделать вывод, что летучие выделения высших растении являются биологически активными веществами и подавляют микробный фон атмосферы. В последние годы доказано, что улучшить микроэкологические условия в помещениях можно с помощью специально подобранных растений, обладающих выраженными фитонцидными свойствами.
Проанализировав имеющиеся литературные данные по фитонцидам за последние 40 лет (Цыбуля, Казаринова, 1998), составлен ассортимент тропических и субтропических растений, которые можно использовать для профилактических и лечебных целей дома и в местах массового скопления людей: в детских садах, школах, лечебно-профилактических и других учреждениях, которые можно объединить в 3 группы
1-группарастения, летучие выделения которых обладают выраженной антибактериальной, антивирусной, аптифунгалыюй активностью в отношении воздушной микрофлоры (так называемые фитонцидные растения), например, плющ обыкновенный, аукуба японская, пеперомия туполистная и многие другие;
2-я группа растения, летучие выделения которых улучшают сердечную деятельность, повышают иммунитет, обладают успокаивающим, противовоспалительным и другими лечебными действиями, например, мирт обыкновенный, розмарин лекарственный, лимон, герань душистая, лавр благородный;
3-я группа растения-фитофильтры, поглощающие из воздуха вредные газы, например, хлорофитум хохлатый, фикус Бенджамина, некоторые виды семейства бромелиевых.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТОНЦИДНЫХ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛЫ.
Разработан ассортимент из 35 видов, состоящий из легко размножаемых, неприхотливых, обладающих выраженной фитонцидной активностью и исключающих аллергию (см. приложение I) растений.
Перспективными являются виды следующих семейств: бегониевые, толстянковые (род каланхоэ и бриофиллюм), коммелиновые (род каллизия), агавовые (род сансевьера), перечные (род пеперомия) и др.
Если подходить научно к озеленению, то надо предварительно детально обследовать микрофлору воздуха помещений и с учетом результатов подбирать растения. Необходимо учитывать специфичность действия летучих выделений растений. Например, летучие выделения бегониевых активны по отношению к стафилококку и микроскопическим плесневым грибам и нейтральны к бактериям из рода сардина; виды каланхоэ действуют на стафилококк и на сарцину, туя активна к возбудителям дифтерии и коклюша, а плющ обыкновенный, колеус, виноград ромбический в отношении сарцины.
Сансевьерия, циссус (комнатный виноград), гибискус (роза китайская) выделяют в воздух вещества, способные обезвредить возбудителей многих серьёзных заболеваний.
Сотрудники американского агентства по аэронавтике и космическим исследованиям (НАСА) в 1980-е гг. выяснили, что лучше всего нейтрализуют токсины хлорофитум, плющ, хризантема, алоэ и сциндапсус.
Хлорофитум ассимилирует вредные газы с феноменальной скоростью и очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Чем для нас воздух хуже, тем для хлорофитума лучше: в сильно загрязненной воздушной среде он растет гораздо быстрее и даст большее число отростков. 4-5 растений на площади 10 м2 способны очистить воздух от различных примесей на 70-80оС.
Еще один вид интересных растений для очистки помещения от негативных примесей, это сциндапсус. Это одно из наиболее распространенных комнатных растений способное не только стойко переносить наличие в воздухе никотина, но и поглощать его вместе с угарным и углекислым газом.
Определенные растения следует размешать в определенных комнатах. Например, в спальне успокаивающие: жасмин самбак, герань. В раздевалку, где должна быть естественная стерилизация воздуха, можно поставить тот же мирт обыкновенный или тую, которые прекрасно дезинфицируют воздух, убивают даже дифтерийную палочку. В игровую комнату лучше поставить растения, которые обладают выраженной антимикробной активностью: бегонии, мирт, плющ.
В современных панельных домах из железобетона влажность воздуха гораздо ниже нормы, почти как в пустыне. И тут на помощь приходит уникальное растение, способное превратить пустыню в оазис, циперус. Он сам очень любит влагу, поэтому горшок с ним ставят в поддон с водой. Кстати, такие поддоны с любыми влаголюбивыми растениями хорошо иметь во всех комнатах - они прекрасно влияют на состояние воздуха. Водно-газовый обмен в помещении улучшают маранта и монстера.
Не нужно объяснять, как плохо чувствует себя человек в душном помещении. Причем дело здесь не в недостатке кислорода как такового: катастрофически не хватает его отрицательных ионов, число которых, кстати, быстро уменьшается, когда в комнате работает телевизор или компьютер. Но, оказывается, есть комнатные растения, которые выделяют такие же ионы, делая воздух свежим и легким для дыхания. Это хвойные бонсаи (кипарис, туя, криптомерия).
Комнатные растения,
уменьшающие содержание микробов в воздухе помещений:
до 80%:
бегония, мирт, пеларгония, розмарин;
до 70%:
антуриум, диффенбахия, молочай, пеллиония, пилея, сансивьера, санхезия, секвойя, толстянка, традесканция, туя, эвкалипт;
до 60%:
аукуба, кипарис, олеандр, эпипремнум;
до 50%:
аглаонема, бересклет, жимолость, колеус, магнолия, самшит, смолосемянник, циссус;
до 40%:
алоэ, дуранта, инжир, лаванда, лавр, лавровишня, фикус;
до 30%:
плющ, агава, агапантус, офиопогон, тетрастигма.
УГОЛОК ФИТОДИЗАЙНА в кабинете № 1 начальной школы.
На первом этаже нашего здания размещен начальный блок, где дети находятся целый день в группе продленного дня в кабинете № 1.
В нашем классе растут алоэ древовидное, алоэ остистое, бегонии, гибискус, зигокактус, молочай, колеус, пеперомия, плющ обыкновенный, сансивьера, сциндапсус, сенполия, толстянка древовидная, хлорофитум, традесканция. Все эти цветы создают благоприятный микроклимат в классе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.
Большую часть года школьники проводят в помещении школы, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Комнатные растения создали не только более уютную обстановку в школе, но и оказывают благотворное, а подчас и целительное воздействие на самочувствие учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
Акимов Ю. С. Методические рекомендации по изучению летучих свойств растений. Ялта, 1983.
Блинкин С. А., Рудницкая Т. В. Фитонциды вокруг нас. М., 1981.
Казначеева Л. Ф. Проблема часто болеющих детей и пути формирования здорового образа жизни. Новосибирск, 1990
Коваленок А. В., Токин Б. П., Янович Т. Д. Микрофлора воздуха в условиях разных растительных ассоциаций // Фитонциды. М., 1952.
Козополянский Б. М. Что такое фитонциды? // Наука и жизнь, №2. 1946.
Сааков С. Г. Оранжерейные и комнатные растения. Л., 1983.
Соловьев А.А. Яды в нашем доме или как улучшить экологическую обстановку там, где живешь, работаешь и отдыхаешь. Журнал – природа Прииртышья 2 – 1996
Турдиев С., Волков Д. Фитонцидность комнатных растений // Цветоводство, № 1 6,1967..
Цыбуля Н. В., Фершалова Т. Д. Фитонцидные растения в интерьере (оздоравливание воздуха с помощью растений). Новосибирск: Новосибирское книжное издательство 2000.
Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности. – Волгоградский центр экологического обучения. 2001.
Приложение 1
Ассортимент тропических и субтропических растений, обладающих выраженными фитонцидными и (или) лечебными свойствами и рекомендуемых для озеленения детских учреждений
Алоэ древовидное
Аукуба японская
Бегонии:
угловатая вечноцветущая
Фиста клещевинолистная.
Бересклет японский
Бирючина японская
Бриофиллюм Дегремона
Гибискус китайский (китайская роза)
Дуранта прямостоячая
Жасмин самбак
Каланхоэ перистое
Калина лавролистная
Колеус (Блюма) гибридный
Кофе аравийский
Лавр благородный
Лимон
Мирт обыкновенный
Монстера привлекательная
Мурайя экзотическая
Офиопогон японский
Пеперомия туполистная
Пеллиония Даво
ПилеяКадье
Питтоспорум (смолосемянник) Тобира
Плющ обыкновенный
Псидиум Кеттли (п. прибрежный)
Ректантера (каллизия) душистая
Роициссус ромболистный
Самшит вечнозеленый
Сансевьера трехполосая
Спатифиллюм Уэллиса
Толстянка портулаковая
32. Фикусы:
мелколистный укореняющийся
туполистный Бенджамина
33. Хлорофитум хохлатый
13PAGE 15
13PAGE 141115