Зимующие птицы нашего посёлка
"Зимующие птицы"
Цели:
Познакомить учащихся с многообразием пернатых; происхождением названий некоторых птиц; дать представление о снегирях, их строении, среде обитания, образе жизни.
Развивать речь учащихся.
Воспитывать экологическую культуру у школьников, прививать любовь к родным местам, птицам.
Оборудование: Запись птичьих голосов, маски и костюмы птиц, декорации леса, рисунки птиц.
Ход мероприятия
Ведущий: Ребята! Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по удивительной стране. Кто живёт в ней? (Голос ведущего становится тише, следующие слова звучат таинственно.) Внимательно прислушайтесь! (Звучит запись голосов птиц.) Слышите? Догадались, к кому в гости мы отправимся?
Дети: Да! К птицам.
Ведущий:
Рано утром на вокзалеМы билеты в кассе взяли.Электричка, как стрела,Нас по рельсам понесла.Вот подъехали мы к лесу.Нас встречает зимний лес.Он стоит, как белый терем,Полный сказок и чудес.Солнце брызнуло сквозь ветки,И по снежному ковруВмиг рассыпались монеткиСеребром по серебру.
Ведущий: Да здесь целые стайки птиц. Назовём их. Отгадаем загадки.
Кто там, прыгает, шуршит,Клювом шишки потрошит?Голоском речистый,Кле! Кле! Кле!-поёт со свистом.
Дети: Клёст.
(Вылетает клёст)
Рисунок 1
Клёст: Моё название произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать», сдавливать, стискивать. Клюв у меня загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат. Величиной я с воробья. Оперение у меня красное, хвост и крылья буро-чёрные. Самки у нас зеленоватые. Гнёзда мы строим на деревьях, откладываем по 3-4 яйца, высиживаем птенцов зимой. Я кочующая птица.
Ведущий:
Спиною зеленовата, животиком желтовата, Черненькая шапочка и полоска шарфика.
Дети: Синица.
(Вылетает синица)
Рисунок 2
Синица: Величиной я с воробья. Голова, горло, задняя часть брюшка и подхвостье чёрные; щёки белые; спина зеленоватая; нижняя сторона тела жёлтая; хвост и крылья синеватые, поэтому я зовусь синицей. Гнездо я устраиваю в дупле, откладываю по 8-10 яиц. Я осёдлая и кочующая птица.
Ведущий:
На реке он очень ловкоТреплет цепкие головки, Сыплет семечки на пол, Птичка бойкая
Дети: Щегол.
(Вылетает щегол.)
Рисунок 3
Щегол: Величиной я с воробья. Верх головы, крылья и хвост чёрные. Щёки, лоб, брюшко, надхвостье белые. Вокруг клюва широкое красное кольцо. На крыльях поперечная жёлтая полоса. Я очень красив, нарядно и изысканно одет, поэтому и зовусь щеглом. Гнёзда вью на дереве или кусте, самка откладывает по 4-5 яиц. Я кочующая птица.
Ведущий:
Чёрно-рыжая манишка, Подвижной с рыжинкой хвостНа селе любой парнишка Сразу скажет: «Горихвост».
Дети: Сойка.
(Вылетает сойка.)
Рисунок 4
Сойка: Я сойка. А ещё меня называют горихвостка за мой хвост красного цвета, который всё время подрагивает. Кажется , что он вспыхивает огоньком, сияет. Величиной я с голубя. Спинка у меня рыжевато-серая, крылья и хвост чёрные. На сгибе крыла яркие голубые с чёрными полосками перья, на голове хохол. Я кочующая птица.
Ведущий:
Выгоняют холодаПтиц из леса в городаНа рябину налетелиДружной стаей (свиристели)
Дети: Свиристель.
(Вылетает свиристель.)
Рисунок 5
Свиристель: В давние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг», а я издаю звуки «свирири-свирири». Моё пение напоминает игру на музыкальном инструменте свирель. Величиной я со скворца. Оперение моё розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. На голове у меня большой хохол.
На конце хвоста жёлтая полоса. Гнездо я строю на дереве, самка откладывает по 3-7 яиц. Я кочующая птица.
Ведущий:
Живёт в лесу,Ухает, как разбойник, Люди его боятся, А он людей боится.
Дети: Филин.
(Вылетает филин.)
Рисунок 6
Филин. Величиной я с гуся. Окраска у меня может быть от очень тёмной до светлой. Грудь рыжая или охристая с продольными пестринами, на боках и брюшке поперечный рисунок. Глаза у меня красно-оранжевые. Гнездо я строю на земле, самка откладывает по 2-3яйца. Я очень люблю ухать «у-ху-у-ху».Я кочующая и осёдлая птица.
Ведущий 2.
Краснобровый, чернопёрый.
Хвост косой на берёзе урчит.
Дети. Тетерев.
(Вылетает тетерев.)
Рисунок 7
Тетерев: Величиной я с курицу. Оперение у меня чёрное с синеватым или зеленоватым отливом, перья и подхвостье белые, брови красные. Самки у нас буровато-рыжие. Гнёзда мы строим на земле, откладываем по 6-9яиц. Я осёдлая, местами кочующая птица. Зимой ночую зарывшись в снег.
Ведущий: Ребята, как можно назвать всех этих птиц?
Дети: Птицы зимующие в нашей местности.
Синица:
Друзья, куда же запропастился наш друг?Чернокрылый, красногрудыйИ зимой найдёт приют, Не боится он простуды,С первым снегом тут как тут!Догадались кто это?
Дети: Снегирь.
Щегол: Так, где же он?
Свиристель: Не знаю. Давно от него вестей не было.
Сойка: Телеграмма пришла. Прочтём её.
(Птицы читают телеграмму.)
Тетерев: От кого телеграмма? Вместо подписи ребус.
(Птицы пытаются расшифровать ребус, не могут.)
Синица: Ребята, помогите нам, пожалуйста, расшифровать ребус.
(Птицы показывают ребус.)
Рисунок 8
Дети: Телеграмму прислали снегири, так как нарисован снег и гири, если в слове гири убрать первую букву то получается СНЕГИРИ.
Сойка: Ребята, а вы знаете кто такие учёные орнитологи?
Дети: Эти учёные изучают жизнь птиц.
Синица: Молодцы! Так, значит, снегири находятся в Союзе охраны птиц России и я даже догадываюсь, почему они там. Снегирь объявлен птицей 2008года!
Филин: Мы должны достойно встретить снегирей. Ребята, какие стихи вы знаете про снегирей?
1 ученик
Откуда в дремучем лесу огонькиСадятся на ветки, на снег, на сучки?Что ж ветки от тех огоньков не горят?Не тает нисколько их снежный наряд.То с ветки сосновой, то с ёлки мохнатой Вспорхнёт огонёк, красногрудый, крылатый.В беретиках чёрных и с грудкой румянойЛетают их стайки над снежной поляной.В репьях над снегами - для них семена.В морозном и снежном лесу тишинаПощиплют репьев и щебечут на веткахО новых полётах, о новых разведках.Всю зиму, весь день- от зари до зари-Летают в лесу огоньки- снегири.(Е. Трутнев.)
2 ученик
Стынут лапы на морозеУ сосны и ели.Что за чудо? На берёзеЯблоки поспели.Подойду поближе к ней,И глазам не верится:Стайка алых снегирейОблепила деревце.(Т. Шорыгина.)
(Звучит музыка . Вылетают снегири, танцуют.)
1 снегирь. Здравствуйте, ребята. Вы уже знаете, что птица снегирь объявлена птицей 2008года?
Дети. Да.
2 снегирь. Нам очень понравились стихи, которые вы читали. А мы хотим вам рассказать о себе.
1 снегирь. Мы снегири осёдлые и кочующие птицы. Крупнее воробья (длина до 18 см), очень плотного сложения.
2 снегирь.
Спинка у нас голубовато – серая. Шапочка, подбородок и хвост у нас чёрные.
3 снегирь. Крылья чёрные, а полоса на крыле чисто – белая.
4 снегирь.
Щёки и грудь у самцов красные или красно – розовые.У самок и молодых птиц - буровато - серые.
5 снегирь. Клюв у нас чёрный, толстенький и широкий, хорошо приспособлен для вылущивания семян из ягод рябины, бузины, черёмухи.
2 снегирь. Особенно любим семена ясеня, клёна, ольхи, берёзы, липы, сирени, рябины.
4 снегирь. Мы ловко раздавливаем ягоды, выбрасываем мякоть и съедаем семена.
1 снегирь. Добывать семена из шишек мы не умеем и собираем упавшие семена с земли.
3 снегирь. Мы постоянно перекликаемся мелодичным свистом, а наевшись усаживаемся на веточках и запеваем простенькие скрипучие песенки (поют и самки и самцы ).
5 снегирь. Ночью прячемся среди веток деревьев и кустов.
2 снегирь. Живём мы в густых хвойных и смешанных лесах. Держимся стайками по 7 – 10 птиц, очень скрытно и редко попадаемся на глаза.
4 снегирь. Гнёзда свои любим строить на ветках ёлки, высоко от земли. Очень редко на соснах, берёзах и высоких кустах можжевельника.
1 снегирь. Делаем свои гнёзда в стороне от ствола дерева из тонких еловых веточек и мха.
3 снегирь. На дно гнезда кладём пёрышки, шерсть, сухие тонкие травинки. Гнездо – чашечку вьём по своему размеру. В ней – 5 голубых яичек в тёмную крапинку.
5 снегирь. Самочка у нас на кладке сидит. А я самец еду приношу и самочку кормлю – такой я заботливый. А птенцов мы вместе дружно выкармливаем.
2 снегирь. Мы, птицы, не только красивые, но и солидные: никогда не торопимся, не суетимся.
4 снегирь. Самцы, как бы ни были голодны, всегда уступят лучшие гроздья ягод самке.
Ведущий. Да, красивы птицы! Но чтобы они не погибли от холода и голода, мы должны их подкармливать. Ребята, какие правила кормления птиц вы знаете?
4 ученик. Во время подкормки птиц не сорите, не оставляйте газеты, полиэтиленовые пакеты, банки.
5 ученик. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
6 ученик. Корма в кормушке должно быть не много и только полезного для птиц: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнечные семечки.
7 ученик. Кормить птиц регулярно.
8 ученик. В октябре самое время готовить и развешивать кормушки для птиц. Как это ни грустно, многие птицы погибают зимой от голода. Поэтому каждая, даже самая незамысловатая по устройству, самая небогатая разносолами кормушка важна. На балконе, в парке, в лесу - везде можно устроить для птиц столовую.
9 ученик. Очень несложно изготовить кормовой столик. Это дощечка с низенькими бортиками, установленная на высокой ножке. К перилам балкона можно привязать кормушку. Получится неплохая столовая. Заготовку птичьего корма надо начинать ещё в августе.
Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие. Жаль нам расставаться с лесом, с птицами. Так много нового мы узнали сегодня про снегирей. Напоследок мы подарим им песню.
(Дети исполняют песню «Снегири» Слова А.Говорова музыка Г.Гладкова.)
Ведущий: Ребята давайте выйдем на школьный двор ,и возьмём с собой кормушки и корм, которые каждый из вас приготовил, и поможем пернатым.
(Во дворе школы учащиеся 2 и 3 классов прикрепляют кормушки на ветках заранее выбранных деревьев и наполняют их кормом.)
Рисунок 9
Ведущий: Молодцы! Вы сделали сегодня много доброго, полезного для птиц. Мы открыли первую в нашей школе зимнюю «Птичью столовую». Пусть пернатые прилетают к нам, здесь их каждый день будет ждать свежий корм до наступления тёплых дней.
Рисунок 1к 1.jpg
·
·
·