Доклад на тему: «Воспитание человека разумно строящего свои отношения с природой».
1 пос. Софиевский Городок
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
средней образовательной школы № 4 с. Золотаревка
Доклад на тему:
«Воспитание человека разумно строящего свои отношения с природой».
Учитель географии
Бойко Н. П.
2014 г.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Тема по самообразованию:
«Воспитание человека разумно строящего
свои отношения с природой».
I. Выбор темы.
Работа по данной теме проводится в течение трёх лет. Выбор темы обусловлен тем, что географическая наука создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Обучающиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка. По образному выражению Н.Н. Баранского, они могут “увидеть мир в капле воды”. Принцип причинно-следственных связей дает возможность строить преподавание географии согласно дидактического правила «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представление о природе, населении и хозяйстве родного края, страны, мира легче сформировать правильные представления о многих предметах, явлениях и закономерностях географической оболочки Земли.
II. Роль экологического образования
Экологическое образование школьников в нынешних условиях природного кризиса играет огромную роль.
Умение обращаться с природой, нужно прививать с раннего детства, потому что дети более восприимчивы к добру и любознательны, поэтому в школах появились предметы, направленные на обучение школьников обращению с природой.
В наше время система школьного и внеклассного образования включает огромный объем экологических знаний, навыков и умений. Словосочетание " экологическое образование " употребляется как синоним воспитания любви к природе. Чтобы обучение не было бесполезным, необходимо формирование экологического сознания. Только образованный человек сможет адекватно оценивать тот или иной поступок, а правильное отношение к природе станет его убеждением. Правильно используя материал и различные подходы, учитель может воспитать экологически грамотную личность.
Воспитание тесно связано с обучением, поэтому раскрытие конкретных экологических связей, поможет ученикам усвоить правила и нормы поведения и обращения с природой. Уроки экологии лучше всего проводить непосредственно на природе, наглядные примеры хорошо запоминаются и оцениваются детьми.
Переход учеников от простых наблюдений за явлениями природы к подобным наблюдениям во время сельскохозяйственных опытов, а затем и в ходе производительного труда, есть педагогический прием, который обогащает эстетическое отношение к природе. Очень большое значение имеет раскрытие связи между человеком и природой, причем человека следует рассматривать как неотъемлемую ее часть.
Экологическое образование в школе должно проводиться в системе, постепенно усложняясь и углубляясь в предмет, с учетом местного краеведческого материала. Существуют основные правила поведения на природе, но ребятам не стоит их навязывать, нужна целенаправленная и продуманная работа, для того чтобы эти правила стали убеждениями.
Ответственное отношение к природе – это понимание законов природы, умение вести себя в ней, именно эти задачи ставят учителя на уроках экологии, стараясь внушить детям, что природа- это мы, а мы – это природа. Она не может защитить себя от варварского отношения сама, поэтому школа должна прилагать все усилия для формирования в сознании детей правильного отношения к окружающему. Только когда экологическое сознание и поведение станут основой культуры, будет достигнут полноценный эффект.
III. Внеурочная и внеклассная работа
Экологические знания важная часть экологического образования, без которого человечеству не решить проблемы сохранения жизни на Земле.
С учетом того, что на уроках остаётся мало времени на дополнительный материал, целесообразно многие вопросы эколого-географического образования осуществлять не только на уроках, но и во внеклассной работе.
Внеклассная работа имеет свои особенности и преимущества перед урочной системой: во-первых, часто она носит занимательный характер, что позволяет быстрее вовлечь ребят в природоохранную деятельность; во-вторых, участие во внеклассных мероприятиях способствует формированию нравственных качеств личности; в третьих, дает возможность использовать различные формы обучения, что создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей каждого ученика; в-четвертых, добровольное участие школьников во внеклассных мероприятиях воспитывает ответственность за порученное дело; в-пятых, развивает творческие способности, такие, как изобретательность, воображение; в-шестых, дает большую свободу в выборе форм экологического образования.
Участие детей во внеклассной работе экологического содержания воспитывает у них доброту, ответственность за свои поступки, отзывчивость, бережное отношение к природе.
Внеклассное изучение природы способствует выявлению простейших закономерностей её жизнедеятельности, включает в себя ряд мероприятий по охране природы: подкормка птиц зимой, изготовление и развешивание скворечников, уборка территории школьного участка и его озеленение, борьба с вредителями растений, сбор лекарственных растений и так далее. По своему содержанию, формам организации и методам проведения внеклассная работа по географии очень разнообразна. Выделяют индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы.
Углубить свои знания, дополнительно потренироваться в их творческом применении ребята могут в ходе внеурочной и внеклассной работы. В систему внеурочной работы, направленную на развитие экологических знаний, входят школьные олимпиады, предметные недели, праздники, кружки и экологические месячники.. В программу предметных недель обычно включают: конкурс газет по экологической тематике, КВН по экологическому краеведению, школьные олимпиады (Ривкин, 1993). Вопросы школьной олимпиады составляются с учётом следующих требований: соответствие заданий возрасту и степени обученности, практической значимости вопросов, вопросов экологического характера, опоры на краеведческий материал, использование проблемных заданий.
IV. Практическая часть
Ежегодно проводятся экологические месячники, акции «Сохраним природу Ставрополья», «Посади дерево», «Забота о пернатых», «Сохраним наш посёлок чистым и уютным».
В 2010-11 учебном году были проведены мероприятия: конференция «Аллергия как результат загрязнения природной среды», устный журнал «Экологические катастрофы на Земле», игра «Крестики - нолики», экологический турнир «Природа наш дом родной», викторины «День птиц», «Где зимуют птицы?», викторина о Байкале, игре «Экология и мы», классный час «Домашняя экология, конкурс «Шарады, кроссворды, ребусы».
На МО были рассмотрены доклады: «Озеленение помещений как средство создания здоровьесберегающей среды в школе», «Предупреждение неуспеваемости по географии».
Проведены открытые уроки «Природные комплексы Северного Кавказа», «Озеро Байкал - жемчужина Сибири», «Да здравствует Африка!». Наталья Петровна большое внимание уделяет внеклассной работе по географии: ежегодно учитель проводит экологические месячники, акции «Сохраним природу Ставрополья», «Посади дерево», «Забота о пернатых», «Сохраним наш посёлок чистым и уютным».
Собран раздаточный материал, оформлен уголок «Моя малая родина - Софиевский городок», доклады «Прекрасная природы Карелии», Загрязнение и основные загрязнители атмосферы», «Лекарственные растения», «Загрязнение окружающей среды и его формы»; рефераты «Антропогенные воздействия на атмосферу», Летопись родных мест».
В 8-9 классах при изучении курса «География России» используется технология проблемного обучения, и продолжается практика использования технологии игровой деятельности, но здесь уже применяются деловые (ролевые) игры. Выбор данного направления игр объясняется тем, что в подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных группировок. Большое значение уделяю экскурсионной работе по местным объектам природы (парки, скверы) и хозяйственной деятельности человека.
В ходе экологического месячника творческая группа учащихся 8 класса составила и распространила листовки «Сохраним наш посёлок чистым и уютным».
«Сохраним наш посёлок чистым и уютным!».
Главная проблема нашего села - загрязнение окружающей среды.
Мусор: бумажки, пластиковые бутылки и пакеты, дерево, металл, стекло, пищевые отходы.
Каждый день мы выбрасываем кучи мусора, даже не задумываясь, что происходит с ним потом. А ведь обычно мусор так и остаётся лежать там, куда вы его выбросили. Некоторые виды отходов деятельности человека могут сохраняться веками - стекло, пластик, химические отходы. Природа перерабатывает всё, но на это ей нужно время. Лучше всего мусор сжигать в специальных печах, на мусоросжигательных заводах, или просто в специально отведенных для этого местах. Металлические банки из-под консервов - обжигать и закапывать, пластик тоже лучше сжигать, пищевые отходы - закапывать.
Выезжая отдыхать на природу, не забывайте, потом убирать за собой. Также не бейте стекло, из-за битого стекла в лесу может возникнуть пожар. Если вы разводите костёр, не оставляйте его без присмотра - это также может стать причиной пожара.
Мусор - это первая проблема нашего поселка, вторая проблема - это наш пруд.
В прошлом году в нашем пруду из-за сильной жары умерла вся рыба. После этого пруд стал зарастать ряской и водорослями, также увеличилось количество ила. Если ничего не предпринимать и дальше, пруд может превратиться в болото. Если это случиться, село может лишиться пожарного водоёма и источника воды для животных.
Рядом с нашим посёлком находится луг, который является местом гнездовья птиц. Этот луг уникален своим разнотравьем, его нужно беречь от выпаса скота, особенно овец, так как овцы вытаптывают больше травы, чем съедают.
Наш посёлок - небольшая экосистема, которую надо охранять, не мусорить, убирать за собой, беречь природу, окружающую нас.
Внимание всем, всем, всем «Сохраним наш посёлок чистым и уютным!».
В 2010-2011 учебном году пришлось заменить учителя по окружающему миру в начальных классах. На уроках и внеклассной работе по окружающему миру были проведены следующие игры:
Дидактическая игра «Деревья и кусты».
В начале игры вспоминают, как по величине можно отличить деревья и кусты (дерево высокое, а куст низкий). Сообщается условие игры: когда называют дерево, руки нужно поднимать вверх, а когда куст – опустить вниз. Учащиеся делятся на две команды, выбирают ведущего, который называет сначала дерево (поднимает руки вверх), а потом куст (опускает руки вниз). Все учащиеся повторяют эти движения осмысленно. Ведущий может назвать дерево, а руки при этом опустить, или назвать куст, а руки поднять. Учащиеся должны внимательно прислушиваться и не ошибиться. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Выигрывает та команда, в которой останется больше участников.
Дидактическая игра «Кто раньше пройдёт».
В игре могут участвовать 5-6 учеников, остальные – наблюдают. Участники игры становятся вдоль стартовой линии. Ведущий предлагает каждому припомнить как можно больше названий деревьев и кустарников.
Содержание игры: каждый из участников, идя (по очереди) вперёд от линии старта, должен громко произносить при каждом шаге название дерева или кустарника. Останавливаться нельзя. Если участник игры, сделав шаг, не назовёт дерева или кустарника, он должен остановиться и присесть. В игру вступает другой участник. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше. Игра тренирует память, помогает запомнить названия деревьев и кустарников, которые видели во время экскурсии.
Одним из важнейших условий формирования экологических понятий в начальной школе являются непосредственно наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Наблюдения проводились под девизом «Познай природу». Ребята вели «Дневник наблюдений», помещённый в рабочих тетрадях. Это достигалось благодаря экскурсиям. Программные экскурсии дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсий решаются некоторые экономические задачи: научить вести экологические наблюдения в природе, глубже узнать свой край, посёлок; отработать правила личного природоохранного поведения, применить теоретические знания на практике.
Были проведены следующие уроки:
Тема урока: «Что такое экология?» (3 класс).
Цель урока: Обобщить знания о взаимосвязях живых существ с окружающей средой.
Развивать речь, мышление, память; интеллектуальные навыки анализа, сравнения, обобщения.
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: Рисунки учащихся, книги-малышки, плакаты, репродукции картин природы.
План урока.
Проверка домашнего задания.
Работа по схемам (знакомство с новым материалом на основе ранее изученного).
Формирование понятия «окружающая среда» с помощью схемы в учебнике.
Обобщение знаний – понятие экологии как науки.
Задание на дом.
Ход урока.
Урок начинается с проверки домашнего задания: «Как история с комарами и кошками повлияла на природу острова Калимантан?». Дети могут рассказать о ней по рисунку учебника, провести повторное построение модели на магнитной доске.
Этих бед, наверное, можно было бы избежать, если бы люди, применявшие на острове ядохимикаты, посоветовались с учёными-экологами. Что же это за наука – экология? Выяснить это – задача сегодняшнего урока. На острове не учли, что разные живые существа тесно связаны между собой. Эти и подобные им связи изучают экологи.
Затем проводится систематизация изученных учащимися экологических связей по схемам: связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы (между растениями и животными), связи между природой и человеком. Учащиеся приводят конкретные примеры, «зашифрованные» в каждой схеме. Важно обратить внимание на взаимный характер связей, что показано на схемах двумя стрелками разного направления (рис. 8).
Вопросы учащимся: «В чём состоит значение неживой природы для живой?», «Как живая природа влияет на неживую?». В случае, каких либо затруднений учащихся учитель помогает им: напоминает о ранее изученном или сообщает факты, пока неизвестные детям. Далее переходят к выяснению значения самого слова «экология». Слово экология произошло от греческих слов «экос» – дом и «логос» – наука, то есть это наука о доме, о «природном доме». Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает. Затем вводится понятие «окружающая среда». Для этого используется схема учебника стр. 149 (Плешаков, 1998) (рис. 9).
Три маленьких круга, в каждом из которых один объект – животное (заяц), растение (берёза), человек. Каждый маленький круг окружён большим, обозначающим окружающую данный объект среду. В большом круге помещён вопросительный знак: ученики перечисляют, что составляет окружающую среду для берёзы, для зайца, для человека.
После этого учащиеся самостоятельно попробуют сформулировать определение экологии, а затем прочитают определение из учебника:
Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
В заключение учитель предлагает учащимся подумать над вопросами: «Согласен ли ты с тем, что экология – увлекательная наука? Объясни. Докажи, что экология очень важная наука». В качестве домашнего задания учащимся предлагается продолжить размышления над этими вопросами.
Тема урока: «Лес и человек» (4 класс).
Цель урока: Создать у детей яркое представление об удивительном многообразии и впечатляющей красоте лесов нашей Родины; дать представление о Красной книге, о рациональном использовании природы.
Развивать речь, мышление, память; интеллектуальные навыки анализа, сравнения, обобщения.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Карта природных зон России, Красная книга Ставропольского края, выставка книг о лесе, условные знаки охраны природы, выставка детских рисунков «Планета заболела», запись «Голоса птиц», динамическая модель «Лес и человек».
Ход урока.
1. Подготовка к путешествию.
Сегодня предстоит совершить замечательное путешествие в природную зону нашей России - лесную. Поговорим о нашем зелёном друге, его обитателях, о нас с вами. Нет на земле человека, чья жизнь, так или иначе, не была бы связана с лесом (показываю на карте природных зон лесную зону).
2. Повторение и проверка знаний и умений учащихся по теме «В зоне лесов» (выполнение заданий по группам под музыку и пение птиц).
Что такое лес? (Лес – это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, грибов, лишайников).
Что лишнее? Объясните почему. (Карликовая берёза, тополь, полярная сова, мох, ягель, морошка: лишнее – полярная сова – не растение).
Составьте цепи питания (используется тетрадь для творческих работ к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение», 4 класс).
Казалось бы, чем полезны волк, тигр, барс? Даже в сказках их изображают обычно злыми. Но вот и барс попал в Красную книгу! «Хищники, как и другие животные, необходимы в цепи питания» – считает Лесовичок. А как вы думаете? (ответы детей). А теперь представьте, что в недалёком будущем на земле совсем не останется лесов. Что же тогда ожидает нас, людей? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, какую роль играет лес в природе и жизни человека.
3. Роль лесов в природе и жизни человека.
Дети пробуют самостоятельно охарактеризовать эту роль. Сопоставление своих выводов со схемой, приведённой в учебнике «Природоведение 4 класс» на стр. 70 (рис. 10).
4. Правильно ли мы используем леса?
Беседа об использовании и охране лесов. Обозначение факторов негативного воздействия на лес и соответствующие меры охраны, условные обозначения. Правила поведения в лесу.
5. Чтение экологического вестника (заметки из газет и журналов).
Вопросы: «Кто виновник экологических бед? Назвать редкие растения (используется красная книга). Что грозит этим растениям?».
Вывод: всё, что создано природой, должно оставаться в неприкосновенности (используются природоохранительные знаки)
6. Решаются экологические задачи: «В путешествие отправились 26 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвёт по 3 цветка?».
7. Чтение сочинений на тему: «Что нам сказали бы цветы, если бы умели говорить?».
Вывод: Бесхозяйственность человека приводит к гибели лесов, растительного мира. К природе нужно относиться бережно, по-хозяйски.
8. Итог урока.
Как люди борются за сохранение растительного мира? Чему вас этот урок научил? А над чем этот урок заставил задуматься?
9. Домашнее задание: «Охрана природы».
V. Результаты двухлетней работы.
По результатам тестирования, практических работ учащиеся 9 класса имеют знания о влиянии хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране; деятельности человека по использованию и охране природных ресурсов, полезных ископаемых; источниках загрязнения окружающей среды, правилах поведения человека в окружающей среде.
Умеют обобщать картографические, статистические, материалы, анализировать карты, определять влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Давать оценку экологической ситуации в разных регионах России. Применять географические знания для выявления экологических проблем на местности и по карте, поиска путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.
13PAGE 15
13PAGE 14215