Классный час на тему: Как рационально использовать свое время
Классный час.
Тема: «Как рационально использовать своё время»
Форма проведения: беседа
Возрастная категория: 8 класс
Цели: научить обдуманному и целесообразному распределению своего времени, что необходимо уметь делать с самого раннего возраста. Рекомендовать примерный режим дня.
Оформление: эпиграф на доске: «Дорого вовремя время, времени много и мало» (С. Михалков), плакаты с пословицами: «Самая большая трата – трата времени», «Знай минутам цену, секундам - счёт», «Всему своё время», «Время губить – не воротить».
Ход мероприятия:
Добрый день, дорогие ученики, сегодня мы с вами поговорим о важной, об актуальной теме. Сегодня мы с вами поговорим о времени.
Не все умеют правильно распределять своё время, поэтому получается что мы не всегда успеваем что-то сделать. Важно выработать у себя чувство времени – даром его не терять. Надо учиться ценить каждую минуту. Часто нам мешает «еще немножко». Его называют коварным хищником, ворующим время. «Еще немножко» может похитить у человека сразу несколько часов. Надо идти гулять, а ты еще немножко смотришь телевизор, надо садиться за уроки, а ты еще немножко играешь в компьютер. Каждый учащийся имеет в сутки свободное время. Свободное время надо посвятить любимому делу, увлечениям. Ничем не увлекшись, не зная, как убить время, человек может оказаться в кругу нехороших людей, хулиганов. Но даже если он и избежал этой участи, его жизнь все равно будет малоинтересной, безрадостной. А сейчас начинаем нашу беседу.
Педагог:
Время - это счет, которым оценивается учение, труд, добрые дела человека.
Часто драгоценное время теряется из-за нашей неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально. Поэтому уже в школе надо научиться беречь свое и чужое время. Надо научиться правильно распределять время. А давайте сейчас проведем небольшой опрос. Как вы думаете:
Во сколько надо вставать, если занятия начинаются в 8.30 час? (Слушаем ответы всех, кто пожелает ответить).
Итак, с медицинской точки зрения просыпаться необходимо за 1.5 часа, для нормального функционирования организма, и для того, чтобы человек уже окончательно проснулся. Ведь как говорят «Поднять подняли,а разбудить забыли» следовательно: подъем в 7.00 часов.
Кто должен вас будить утром?
На самом деле, вас никто не должен будить, ни мама ни папа, необходимо быть самостоятельным и требовательным к себе. Должен вас поднимать звонок будильника.
3. Проснувшись, как, по-вашему, надо сразу встать или полежать? Медики, педагоги и психологи всего мира единогласно рекомендуют после пробуждения сразу вставать. Нельзя позволять себе валяться в постели! Это развивает лень.
4. Что нужно делать после пробуждения?
Чистить зубы, хорошо умыться и обтереться водой до пояса или принять душ, причесаться.
5. Кто убирает за вами постель?
Сами обязаны вы аккуратно, красиво убирать постель.
6. Как вы считаете, надо делать зарядку?
Очень приятно, что почти все считают, что надо. Значит, вы понимаете ее роль для здоровья человека. Другое дело, делаете ли вы её, кто всё таки её не делает я думаю, после нашей беседы задумается и будет выполнять простые физические упражнения каждое утро!
7. А как вы думаете, что дальше надо делать? (Одеться или кушать?) Верно, одеться и сесть завтракать. На столе все должно быть красиво, аккуратно.
8. Что вы делаете сразу после завтрака? (Ваши варианты ответов -обычно их много). Убрать со стола, вымыть посуду, и т.д.
9. Во сколько вы должны выйти из дома? До школы путь 10-20 минут. (Ваши предложения). Минимум за 30 минут, чтобы без спешки дойти, успеть раздеться, приготовиться к уроку, кое-что повторить (правила, стихотворения, вопросы и т.д.).
10. Что вы должны делать во время перемен? (Как вы думаете?) Да, должны подвигаться: пройтись по классу, по школе, заглянуть в библиотеку. Приготовить все к следующему уроку.
11. Что вы делаете после окончания уроков? (Каков ваш ответ?). Идем домой!
12. Что далее? (Опишите последовательность ваших действий). Идем, не спеша, домой, беседуем с товарищем, подругой. Дома переодеваемся в домашнюю одежду. Моем руки и обедаем. Убираем все за собой со стола.
13. Что необходимо делать после обеда? Ваши мысли?
Гулять на свежем воздухе 1-1,5 часа, играть в различные подвижные игры (волейбол, баскетбол, футбол, городки и т.п.), а зимой кататься на санках, коньках, лыжах.
14. Что вы начинаете делать, вернувшись с прогулки? (Ваше решение). Готовитесь к урокам следующего дня.
15. Каков порядок на столе? (Расскажите, как у вас часто бывает). Учебники, тетради, карты и т.д. должны быть готовы к урокам.
16. С какого предмета надо начинать готовить уроки? (Ваше мнение и объяснения, почему?)
Всегда начинайте готовить уроки с того предмета, который труднее вам дается.
17. Сколько времени вы должны потратить на подготовку уроков? По медицинским нормам вы должны ежедневно заниматься уроками 2 часа.
18. Между подготовкой к одному предмету и следующему надо делать перерывы. Надо обязательно отдохнуть и переключить свое внимание.
19. Чем заняты после окончания подготовки к урокам? (Слушаем ваши версии). Надо приготовить портфель, почистить обувь, отутюжить одежду. Все готовим с вечера.
20. За сколько часов до сна надо ужинать? (Как у вас в семье бывает чаще всего? Слушаем ответы). Медики утверждают на основании своих исследований, что нужно ужинать за два часа до сна.
21. Можно или нет перед сном смотреть фильмы ужасов и т.д.? (Ваше мнение). Нет! Нужна спокойная обстановка, лирическая музыка, передачи и фильмы лучше смотреть о природе, о чем-то хорошем, добром.
22. Что необходимо сделать перед сном? (Что вы делаете?) Умыться, почистить зубы, принять душ.
23. Когда, точнее, во сколько необходимо отправляться в постель? (Когда ложитесь спать? Слушаем). Надо себя приучить ложиться спать строго в одно и то же время. Раз и навсегда установить часы подъёма, учебы, обеда, отдыха, сна. Работоспособность от этого заметно увеличивается.
Мы с вами обсудили в деталях ваш режим дня на этот учебный год.
Итак он должен выглядеть так:
7.00 час Подъем
7.00 - 7.10 час. Умывание и т.д.
7.10 - 7.20 час. Зарядка
7.20 - 7.30 час. Одевание, причесывание.
7.30 - 7.45 час. Завтрак
7 45 - 8.00 час. Сборы в школу и выход из дома
8.00 - 8.20 час. Дорога в школу.
8.30 - 13.00 час. Уроки
13.00 - 13.20 час. Путь домой
13.30 - 14.00 час. Обед
14.30 - 16.00 час. Прогулка на свежем воздухе (спортивные секции)
16.00 - 18.00 час. Подготовка уроков.
18.00 - 18.30 час. Приготовить на завтра портфель, обувь, одежду.
18.30 - 19.00 час. ужин
19.00 - 20.30 час. Свободное время (любимое занятие)
20.30 - 20.50 час. Подготовка ко сну.
21.00 Сон
Намеченный распорядок дня строго соблюдайте. Он помогает ничего не забыть, не упустить. Ну, а если что-то не выполнено, не отчаивайтесь, запишите это вновь и постарайтесь выполнить. Работайте над своей волей, закаляйте ее! Знайте минутам цену, секундам - счет.
На самом деле, мы теряем время не только, из-за неправильного распорядка дня, но и из-за неправильно расставленных приоритетов.
Жизненные приоритеты – универсальная категория, отражающая важность для человека тех или иных сфер, или ключевых областей, его жизни. Почему универсальная? Потому что жизненные сферы известны и для многих людей одинаковы.
Основные сферы жизни человека:
Семья: личные взаимоотношения, родители, родственники (братья сестры)
Учеба: профессиональное образование, саморазвитие, успехи в школе
Хобби/досуг: увлечения, интересы, путешествия
Здоровье: здоровый образ жизни, оздоровительные методики и системы
Друзья/общество: близкие друзья, знакомые, соседи, единомышленники
Из вышеперечисленного списка, видно, что в принципе для всех людей приоритеты одинаковы, но ведь данный список можно расставить «по местам» от самого главного до менее, для кого-то учёба важнее всего, для кого-то хобби, итак:
Что влияет на расстановку приоритетов в жизни?
Возраст. У молодых людей в порядке убывания приоритетными сферами жизни будут учеба, карьера, друзья, семья, хобби, здоровье.
У пожилых людей последовательность, скорее всего, будет такова: здоровье, семья, досуг, друзья.
Поясню, вот скажите мне для вас учёба и друзья важнее вашего здоровья? Ну, скорее всего, что вы скажите нет, что и здоровье и друзья важны, но если брать в сравнение то пожилые люди страдают от давления, у них много каких-то возрастных заболеваний, они буквально день и ночь думают об этом, верно? Они разбирают, что вредно, а что нет… А мы, мы с вами задумываемся, о том на сколько учащен наш пульс… верно, нет… пока наше здоровье нас не беспокоит, оно не стоит в наших приоритетах.
Так же некоторые сферы жизни повлияют на приоритеты человека. Например, рождение ребенка, то есть когда у вас появляется маленький братик или сестренка, безусловно, повлияет на образ вашей жизни, поскольку вы становитесь старшим братом или сестрой. То есть для мамы на период декретного отпуска вы будете опорой, главным помощником, возможно, что хобби и друзья на время отойдут на второй план, верно?!
Проблемы в учебе сделают ее на этот период времени приоритетной. Например то, время , когда мы с вами попустительски относимся к учебе, но как только на горизонте виднеются каникулы, и наступает то самое время, выставления оценок, мы в три пота, пытаемся исправить положение, верно?!
Как видите, сферы жизни – это подвижная, динамическая система, в которой могут происходить события, меняющие степень важности той или иной сферы для конкретного человека. Надо понимать, что такие изменения происходят на поверхностном уровне и обычно носят временный характер.
Внутреннее «ядро» приоритетов, если они правильно определены, остается неизменным на протяжении очень длительного времени.
Но как же расставить жизненные приоритеты?
Способы расстановки приоритетов в жизни отличаются от способов расстановки приоритетов в работе (учёбе). Многие люди не задумываются над этим вопросом. У многих из них жизнь и без того складывается удачно, они всем довольны и счастливы. И это здорово!
Но еще большая часть людей, не зная, что для них в жизни главное, страдают от нереализованности, непонимания, психологического дискомфорта, испытывают тревогу и депрессию. Поэтому, если вы задумываетесь над тем, что для вас главное в жизни, очень важно найти правильный ответ.
Метод расстановки жизненных приоритетов заключается в следующем. Выделите блокнот или тетрадь, в которой вы будете вести мемуарник. Можно вести мемуарник в ежедневнике. Каждый день вечером выделяйте несколько минут спокойного времени. Окиньте мысленным взором прошедший день: пролистайте в памяти его основные события, с утра и до вечера, учебу и события вне её.
Определите для себя главное событие дня. Не ищите специально что-то глобальное, какое-то достижение или результат. Главным событием дня может оказаться подготовка доклада, созерцание заката, разговор с другом … Все, что угодно! Как понять, что это событие главное? Оно может быть как позитивным, так и негативным. Вспоминая его, вы обязательно отреагируете: улыбнетесь, вздохнете с облегчением, почувствуете, как расслабляются ваши мышцы и становится легче дышать – если событие позитивное. Событие дня с негативным оттенком будет сопровождаться грустью, сожалением, затруднением дыхания.
Определили главное событие дня? Теперь впишите рядом с событием ту сферу, к которой это событие относится.
В конце недели из главных событий дня выберите главное событие недели. В конце месяца также выберите главное событие месяца из главных событий прошедших недель.
Уже через месяц вы увидите наглядную картину ваших жизненных ценностей – приоритетных сфер жизни. Чем дольше вы будете вести мемуарник, тем точнее будет картина ваших жизненных приоритетов, тем легче будет в последующем поставить правильные цели и достичь их. А главное – эти ценности и цели будут вашими, родными, не навязанными извне обществом и его стереотипами. Узнайте, что по-настоящему важно для вас. Пожалуйста, скажите мне, какое событие стало для вас главным сегодня?
Почему мы заговорили о приоритетах, и причем тут время, дело в том, что мы тратим время, только лишь потому, что не расставили главных приоритетов, если в списке приоритетов у вас на первом месте учёба, то это значит, что вы наверняка не придёте не подготовленным, верно!? Если вы четко понимаете кем вы хотите стать, то я уверена, что вы не потратите 5 лет своей жизни просиживая в университете, вообще не понимая, что же в там делаете. Но! Очень важно не зацикливаться, выделив что–то важное, не нужно на всё остальное закрывать глаза, поверьте мне при правильном подходе вам хватит времени.
А сейчас, чтобы не быть голословной, хочу наглядно вам показать один эксперимент:
Перед вами пустая банка, ракушки, песок и вода.
Вода символизирует свободное время, ракушки - наши важные дела, банка- это наша жизнь, песок- хобби, друзья. Возьмем нашу, пока еще пустую жизнь, мы уже умеем расставлять приоритеты, так вот ракушки – это самое важное, что сейчас для нас важнее всего? Я думаю учеба, верно? Образование, здоровье, давайте привнесем в нашу жизнь эти вещи, главные вещи, отлично! Что же получается, что наша жизнь наполнена лишь одной учебой и заботой о здоровье, ну а как же друзья?? Они ведь тоже важны. Давайте привнесем в нашу жизнь и друзей и хобби, казалось бы банка полная, а ну-ка попробуем насыпать песок, ну что? Получилось?... ну а как насчет свободного времени? (вливаем воду). Отлично.
Что мы увидели из данного эксперимента, а дело в том, что на первый взгляд, даже когда нам кажется что у нас нет времени, на уме одна учеба, и мы ничего не успеваем, это ошибочное мнение, вам всегда на всё хватит времени, и главное на всех хватит времени, главное правильно и с пользой его использовать.Время – самый бесценный, самый незаметный ваш ресурс. Научитесь им управлять, научитесь ставить цели, планировать дела, жизнь, чтобы, однажды, оглянувшись назад, вы увидели своё радостно улыбающееся время, которого вам всегда и на всё будет хватать.
Большое спасибо, за беседу, за ваше внимание!
Самоанализ классного часа.
Тема классного часа «Как рационально использовать время» была выбрана не случайно.
На это есть две причины:
Во-первых, эта тема актуальна всегда, потому, что она связана с жизнью. С нехваткой времени учащиеся встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость рационально его использовать. Это проявляется в небрежном отношении к учебе. Поэтому необходимо воспитывать у детей бережное и разумное отношение ко времени.
Во-вторых, во время педагогической практики и первой «пассивной недели» мною было замечено, что учащиеся очень часто употребляют словосочетание «убить время», которое является негативным, и может привести к плачевным последствиям.
Понять трудную терминологию, такую как «приоритеты» очень сложно, поэтому было принято решение связать понятия, с ежедневной жизнью учащихся. Так и родилась идея проведения классного часа «Как рационально использовать время».
Целью моего классного часа послужило: научить обдуманному и целесообразному распределению своего времени, что необходимо уметь делать с самого раннего возраста. Рекомендовать примерный режим дня.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
вызвать у детей эмоциональный отклик на предложенную информацию.
Для решения данной задачи использовались: психологические приемы (тренинг)
показать цену времени
При решении этой задачи были использованы: личностный пример, а так же проведение параллели с жизнью учащихся.
Для реализации поставленных задач классный час был проведен в форме беседы, что позволило создать дружескую атмосферу в классе.
В течение всей беседы я старалась создать комфортный психологический климат в классе, дать каждому возможность реализовать себя (например, в анализе пословиц и поговорок), старалась услышать мнение каждого, но к сожалению не все шли на контакт.
В 8 «Б» абсолютно разные по умственным возможностям дети: 3 ученика нуждаются в индивидуальном подходе к обучению, 6 человек нуждаются в обучении по программе 7го вида, много отстающих детей, а так же детей со слабым здоровьем. А так же во время прохождения практики, я провела несколько психолого – педагогических методик в классе, благодаря которым выявила, что больше половины класса воспринимают информацию исключительно на слух, а вторая половина класса «чистые» визуалы, для этого на классном часе были использованы монолог учителя и наглядный эксперимент.
Считаю, что классный час соответствует общим воспитательным задачам и возрастным особенностям учащихся.
Поставленная цель и задачи в ходе подготовки и проведения классного часа были выполнены.
Что не удалось:
К сожалению, мною было неправильно подобранно время проведения классного часа, я провела классный час 6м уроком, классный час по продолжительности был 35 минут, а после 6го урока, у детей был урок информатики, отпустить детей раньше, я не могла, поэтому мне пришлось 10 минут занимать детей, в этом мне помогла Екатерина Васильевна Яценко. Думаю, при проведении, очередного классного часа, я учту эту ошибку.
Пожелания на будущее:
При прохождении следующей практики, мне бы хотелось работать с классом постарше, так как, вести беседы и дискуссии с детьми постарше продуктивнее, и эффективнее. Так же до проведения зачетного классного часа, я проведу пару тройку пробных классных часов, так как на практике, выясняется что дети совершенно не адаптированы, не приучены к классным часам, а я думаю, что после пары тройки пробных классных часов, мне удастся задать нужный лад.
Классный руководитель Рамазанова С.В.
Методист по педагогике Яценко Е.В.