Программа кружка Комнатное цветоводство
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пелымская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на методическом совете.
Протокол №___
от «___»_______20__ г. Согласовано:
Заместитель директора по ВР:
______ /Петрова Л. П./
«___»________ 20___г.
Утверждаю:
Директор МБОУ
«Пелымская СОШ»
______/Андрова Ж. В./
Приказ № ___
от «___»_____20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
для 5-6 классов
на 2015-2016 учебный год
Составитель программы:
Рукавишникова Любовь Максимовна
учитель биологии и химии,
1 квалификационная категория
2015
Пояснительная записка
Специфической особенностью преподавания биологи является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми организмами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время играют важную роль в решении учебно-воспитательных задач.
Комнатные растения широко используются как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений практически во всех темах ботаники, общей биологии, а так же при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека.
На уроках комнатные растения могут быть использованы при изучении строения растений, приспособления организмов к среде обитания, взаимосвязи строения и функции.
Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению. Эти приемы могут оказаться полезными в повседневной жизни, а, возможно, и в будущей профессии.
Комнатные растения являются частицей живой природы, которую человек стремится перенести в свое жилище. Внося растения в помещение, человек стремится украсить свой дом, сделать его более уютным.
Чтобы растения прижились в доме необходимо знать их биологические особенности, потребность в тепле, свете влаге и питательных веществах, а все это можно узнать став членом кружка «Комнатное цветоводство».
Программа кружка юных цветоводов рассчитана на учащихся 5-6 классов(17 часов) по четвергам через неделю.
Реализация программы направлена на развитие познавательных интересов школьников, развитие творческой инициативы и самостоятельности по озеленению школы.
Цель программы: воспитывать у учащихся любовь к природе, наблюдать за жизнью природы, развивать практические навыки по выращиванию и уходу за комнатными растениями.
Задачи: формировать нравственные ценности учащихся, развивать исследовательскую деятельность, побуждать школьников к чтению литературы, привлекать детей к озеленению школы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- основные факторы среды обитания растений;
- виды комнатных растений;
- приемы размножения и выращивания комнатных растений;
- вредителей комнатных растений.
Учащиеся должны уметь:
- провести посадку растения;
- провести размножение растения;
- ухаживать за комнатными растениями:
- проводить паспортизацию растений.
Содержание программы:
1.Введение . Строение комнатных растений (2часа)
Ознакомление с планом работы кружка, с мероприятиями в которых будут участвовать члены кружка, назначение кружка. Формирование уголка
из комнатных растений.
Ознакомление со строением, функциями и разнообразием органов растения
(стеблем, листьями, корнем и цветками)
2.Цветочно - декоративные растения, их значение в жизни человека (2часа)
Ознакомление с комнатными растениями, используемыми для озеленения помещений. Суккуленты, лианы, ампельные растения, декоративно – лиственные и красивоцветущие. Значение комнатных растений в жизни человека. Лекарственные и ядовитые растения
3.Биологические особенности комнатных растений ( 10часов)
- растения влажных тропических лесов;
- растения субтропиков;
- растения пустынь.
Знакомство с комнатными растениями по плану: название, внешний вид, родина растений, биологические особенности. Паспортизация растений
Практические работы:
4. «Паспортизация растений»
4.Уход за комнатными растениями (2часа)
Размещение комнатных растений. Полив и банный день. Подготовка почвы и пересадка. Подкормка и размножение. Наиболее распространенные вредители комнатных растений: паутинные клещики, тли, щитовка. Болезни комнатных растений: гниль, ржавчина и меры борьбы с ними.
Черенкование комнатных растений, наблюдение за укоренением черенков, их ростом и развитием. Посадка укоренившихся черенков, уход за посаженными черенками.
5. Я и мой любимый цветок(1час)
Выставка рисунков « Мой любимый цветок».
Конкурс на лучшую сказку о комнатном растении. Подведение итогов работы кружка . Фотовыставка.
4.Тематическое планирование.
№ Название темы Кол-во
часов
1 Введение. Строение комнатных растений 2
2 Цветочно - декоративные растения, их значение в жизни человека. 2
3 Биологические особенности комнатных растений 10
4 Уход за комнатными растениями 2
5 Я и мой любимый цветок 1
Итого:
17часов
Литература:
Е.Н. Журкова Комнатные растения.
Д. Б. Кудрявец, Н. А. Петренко Как вырастить цветы.
Т. М. Клевенская Цветы в интерьере.
В. Чуб. Комнатные растения.
Н. М. Верзилин. Путешествие с комнатными растениями.
Н. И.Клинковсьая., В. В. Пасечник Комнатные растения в школе.
Г. Е. Киселев. Цветоводство.
П. И. Левданская., А. С. Мерлю Комнатные цветочные
растения.
Приложение 1.
Комнатное цветоводство:
содержание и методы работы
Темы занятий с кратким планом их проведения
Занятие 1. ≪Зелёные спутники человека - кто они?≫
Цель - дать школьникам общее представление о комнатных растениях
и их роли в жизни человека. Проводится в виде беседы. Речь идёт в основном
о том, зачем люди выращивают комнатные растения, какую роль они играют
в жизни человека (санитарно-гигиеническая, экологическая, эстетическая),
почему их называют ≪зелёными спутниками≫, ≪зелёными друзьями≫ и т.д.
На этом занятии используются отрывки из научно-популярнойлитературы о комнатных растениях.
Занятие 2. ≪Откуда эти пришельцы?≫
Цель - познакомить детей с историей комнатного цветоводства.
Занятие начинается мини-лекцией об истории возникновения этого
увлечения людей. Затем беседа о происхождении комнатных растений, о тех
странах и континентах, откуда они были в то или иное время завезены.
Следует особо остановится на истории возникновения комнатного
цветоводства в России, рассказать о состоянии комнатного цветоводства внаши дни.
На занятии целесообразно использовать карты мира или глобус. На них
булавками с крошечными флажками обозначить те места, откуда к нам были
привезены ≪зелёные путешественники≫.
Занятие 3. ≪Многообразие комнатных растений≫
Цель - познакомить учащихся с основными группами комнатных
растений. Занятие желательно организовать в форме экскурсии. Местом
проведения её могут быть цветочная теплица, оранжерея, хорошийшкольный кабинет биологии с достаточно большой коллекцией комнатныхрастений.
Знакомить ребят лучше не с отдельными видами, а с группами
растений (такой подход не создаёт перегрузки памяти и более научен),
например рассказать о всех имеющихся лилейных ( амариллис, лилия
амазонская, кливия и др.), затем о бегониевых (красивоцветущая, металлика,
голая, лотосовидная и др.), кактусовых и т.д.
На этом же занятии можно познакомить школьников с отечественнойлитературой по комнатному цветоводству, выяснить какие издания есть у
ребят дома, что можно приобрести в книжных магазинах, взять в школьной и
детских библиотеках для более детального изучения многообразия
комнатных растений.
Занятие 4. ≪Как узнать в лицо ≪зелёного друга?≫
Цель - познакомить школьников с некоторыми приёмами определения
комнатных растений. Эта работа предполагает знакомство ребят соспециальными определителями. Но их, к сожалению, пока нет. Можно
провести такое занятие, используя научно-популярную литературу схорошими цветными иллюстрациями, наборы открыток по некоторым
группам комнатных растений, а также недавно вышедшие справочники и
энциклопедии.
В книгах учитель найдёт достаточно подробное описание тех или иных
растений, их изображение. Это поможет ребятам научиться узнавать любое
растение в школьной коллекции, а затем и за её пределами, правильно
запомнить название, сделать необходимые записи в рабочей тетради.
Руководителю следует также найти подборку журнала ≪Цветоводство≫,
где печаталась специальная страничка ≪Энциклопедия комнатных растений≫.
Этот справочный материал хорошо иллюстрирован и может помочь вопределении растений.
Занятие 5. ≪Получите, друзья, документы!≫
Цель - провести первичную работу по систематизации школьной
коллекции комнатных растений. Занятие проводится в виде практическойработы, для которой используются записи и зарисовки, сделанные напредыдущем занятии, а также названная выше литература.
Учитель объясняет смысл работы, демонстрирует образцы этикеток и
паспортов. Затем выдаёт необходимый для работы материал - бумагу
(полуватман или белый картон), тушь или цветные фломастеры, карандаши,
линейки и т.д., сообщает оптимальные размеры этикеток и паспортов,
определяет для каждого учащегося 2-3 растения, которым тот должен выдать
≪документ≫.
После выполнения этой работы обсуждаются способы крепления
этикеток. Выполненные этикетки прикрепляются к соответствующимрастениям. Работу с паспортами дети могут завершить дома.
Занятие 6. ≪Мы тоже живые!≫
Цель - познакомить учащихся с основными физиологическими
процессами, происходящими в организме комнатного растения. Наиболее
целесообразный метод проведения работы - микролекция с демонстрацией
опытов, иллюстрирующих жизнедеятельность растительного организма.
Кроме вопросов дыхания и питания комнатных растений,
предусмотренных программой, можно рассмотреть процесс испарения
листьями воды. Надо подробно рассказать о значении этих процессов длясамого растения, а также для человека.
К закладке и демонстрации опытов следует привлечь учеников.
Занятие 7. ≪Кому где лучше живётся...≫
Цель - познакомить ребят с основными принципами размещения
комнатных растений, Методы - беседа и практическая работа. Беседу
целесообразно начать, опираясь на знания ребят, полученные ими на первом
занятии. В связи с происхождением того или иного комнатного растения
уточняются его экология и требования к условиям обитания. Производится
группировка растений по сходным условиям, а затем их размещение.
Можно построить занятие по-иному начать с рассказа о
существующих способах размещения комнатных растений (географический,систематический, ландшафтный и др.), а затем вместе с учениками выбрать
наиболее приемлемый, учитывающий условия помещения или особенности
коллекции.
Занятие 8. ≪Понемногу, но каждый день!≫
Цель - дать учащимся представление о приемах систематическогоухода за комнатными растениями. Основной метод проведения занятия -
рассказ учителя с демонстрацией приёмов ухода за комнатными растениями
(полив, рыхление почвы в горшке, удаление сухих листьев, опрыскивание).
После этой части занятия - практическая работа. Растения коллекции
распределяются между детьми, и учащиеся выполняют все необходимые
приемы.
Занятие 9. ≪Изредка, но обязательно!≫
Цель - познакомить ребят с приёмами периодического (илиэпизодического) ухода за комнатными растениями. Построить занятие можно
по тому же принципу, что и предыдущие: сначала рассказ с демонстрацией
приёмов ухода, затем практическая работа учащихся.
Учитель рассказывает о подкормке растений (как правило, один раз вмесяц); формировании кроны (по необходимости); ≪бане≫, т.е. генеральной
гигиенической обработке (еженедельно); очистке растений от вредителей (помере необходимости), а также обо всех работах по посадке, пересадки и
перевалки растений (1-2 раза в год, весной и осенью). Все виды пересадок наэтом занятии можно не демонстрировать.
Занятие 10. ≪Растениям тоже нужен доктор!≫
Цель - рассказать юным цветоводам о возможных нарушениях
нормальной жизнедеятельности растительного организма. Рассказ можно
разделить на две части. В первой излагается материал о заболеваниях,
вызванных нарушениями в обмене веществ. Это чаще всего связано снеполным питанием, т.е. отсутствием в почве того или иного компонента
(Са, К и др.). Причину таких заболеваний обычно установить трудно, а ещё
труднее устранить. Тем не менее основные причины таких заболеваний надо
знать.
Вторая часть рассказа - о вредителях комнатных растений. Даются
названия вредителей, описывается внешний вид, место расселения,
наносимый вред, меры профилактики и способы устранения.
После теоретической части идёт практическая работа: осмотр
коллекции, выявление пораженных растений, их лечение и размещение вкарантинном помещении. Обсуждаются причина заболевания, способы
лечения. Можно пригласить на это занятие для консультации
профессионального цветовода.
Занятие! 11. ≪Как улучшить условия растениям, условия жизни?≫
Цель- подготовить школьников к важной составной части ухода за
комнатными растениями - полной или частичной смене почвы в цветочныхвазонах. На данном занятий ребята ознакомятся существующими видами
сменами почвы - пересадкой, перевалкой, выясняют, чем они отличаются
между собой и какими показателями определяется вид работы. Рассказ
учителя сопровождается демонстрацией основных приемов. Отдельно
обсуждается способ посадки молодых черенков. Если к этому времени уже
есть подготовленный материал, целесообразно показать приемы работы:
Занятие 12. ≪Откуда растения берут пищу?≫
Цель - рассказать ребятам об основных видах почв, используемых длякомнатных растений, и способах подготовки земляных смесей. Метод работы
- рассказ с демонстрацией. Материал данного занятия для детей достаточно
труден, поэтому учащимся надо его записать. Впоследствии по этим записям
дети будут сами составлять земляные смеси для различных комнатных
растений. Из наиболее важных для растений видов почв следует назвать
перегной, песок, а так же компостную, дерновую, листовую и торфяную
землю.
Смеси можно составлять прямо на занятиях, используя информацию о
требованиях к почве каждой группы растений из соответствующей
литературы.
Занятия 13 и 14. ≪Переселим земляных друзей!≫
Цель- дать учащимся практические умения и навыки по одному из
эпизодических видов ухода за комнатными растениями - пересадке.
Основная форма проведения занятия - практическая работа. Она требует
серьезной подготовки, которая состоит из нескольких этапов: 1- домашняя
работа с литературой (выписки о составах земляных смесей для конкретныхгрупп растений); 2- подготовка смесей в кабинете; 3- осмотр коллекций и
выявления растений, которым необходима пересадка или перевалка, подбор
соответствующей посуды; 4- выполнение самого процесса пересадки.
Посадку укоренившихся черенков можно провести на отдельном занятий.
Занятие15. ≪Цветы и искусство≫
Цель- эстетическое воспитание школьников. Форма проведения -
беседа, которая может сопровождаться различными демонстрациями.
Содержание беседы зависит от выбора учителя. Мы предлагаем беседу,
состоящую из трех частей: в первой целесообразно побеседовать с ребятами
о значении красоты вообще для человека и о том, какое место в его жизни
могут занимать цветы; вторая часть беседы логически связана с первой -
учитель вспоминает, какие легенды и предания о цветах дошли до наших
дней; затем идет рассказ о цветах в живописи, который иллюстрируется
репродукциями известных картин или картинами местных художников. Здесь
же можно рассказать об искусстве дарить цветы и их аранжировке.
В заключений беседы демонстрируются отдельные приемы икебаны.
Занятие 16. ≪Цветоводство как хобби≫
Цель- продолжить разговор о цветоводстве как источнике познания
мира и эстетического наслаждения для человека. Конкретно разговор идет о
комнатном цветоводстве как особом увлечений.
Форма занятий различная, желательно пригласить на встречу с ребятами
местного цветовода-любителя, который может рассказать о своем увлечений
и показать какую-то часть своей коллекций. Ещё интереснее, договорившись
заранее, провести занятие у цветовода дома, где ребята не только увидят всю
коллекцию, но и зримо представят себе всю работу по комнатному
цветоводству.
И здесь, наш взгляд, совсем неважно, чем увлекается цветовод - кактусами,
лилиями, фиалками или бегониями. Дети должны уяснить, понять, какую
радость и наслаждение приносит человеку такая работа.
Занятие 17. ≪Подведём итоги...≫
Цель- обобщить все изученное за год, подвести итоги проделанной
работы.
Построить занятие можно по-разному. Один из вариантов - предложить
ребятам подготовить тематические рефераты. Тогда итоговое занятие
приобретёт несколько официальный характер и будет похоже назаключительную конференцию. Но более целесообразно придать этому
последнему занятию неофициальный характер и провести его за чашкой чая.
Накрыть стол, поставить самовар и за чаем в непринужденной обстановке
поделиться своими впечатлениями. Обсудить, что было самым интересным и
запоминающимся, что понравилось не очень, чем ещё можно было бы
заняться в ходе работы с комнатными растениями.