проэкт по теме Монгольское нашествие————————————————————————
УРОК 16 .Монгольское нашествие
Цели урока : определить характер , особенности и цели Монгольского государства ; раскрыть причины успехов завоевательных походов монголо-татар ; показать героический характер обороны русских княжеств ; выяснить историческое значение борьбы Руси против монголо-татарских завоевателей .
Характеристика основных видов деятельности : изучать материалы , свидетельствующие о походах монгольских завоевателей ( историческую карту ; отрывки из летописей , произведений древнерусской литературы и др .) ; сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения ; приводить примеры героической борьбы русского народа против завоевателей ; раскрывать историческое значение сопротивления русских земель монгольскому завоеванию для .дальнейшего развития европейской цивилизации.
.Основные понятия : монголы , нашествие , Золотая Орда .
Оборудование урока : карты « Русь в XII – начале XIIIв.», «Монгольское нашествие » , картина « Калка »( художник П.В. Рыженко ).
ХОД УРОКА
Урок начинается с изучения нового материала .План изучения нового материала :I . Монголы. Создание Монгольской империи.
II. Битва на Калке .III . Нашествие на Батыя на Руси .Урок может проходить в традиционной форме , с использованием проблемного подхода , элементов драматизации .
I . Монголы . Создание Монгольской империи
Начать изучение этого пункта учитель может с предложения учащимся установить , используя учебник , к которому времени относится возникновение государства у монголов , и вспомнить , что в это время происходило на Руси . Среди причин возникновения Монгольского государства целесообразно выделить общественную ( отмирание родовых обычаев ) , внешнюю ( введение постоянных войн за пастбища и скот ) и личную ( феномен личности Тэмучана – Чингисхана ). Учитель просит учеников сравнить описанные в учебнике устройство и тактику монгольского войска с известным им устройством войска русского.
При проблемном подходе учитель акцентирует внимание учащихся на том , что в цивилизационном плане монголы существенно отставали от своих соседей и завоеванных ими в будущем народов . На основании этого формулируется исходное противоречие и учебная задача : почему более отсталые монголы смогли завоевать сильные государства в Азии и Европе ?
II . Битва на Калке
Материал учитель излагает , демонстрируя продвижение монгольских и русских войск к месту битвы по карте , показывает русские княжества , принявшие участие в битве на Калке , и княжества , которые не участвовали в битве . Внимание учащихся акцентируется на несогласованности и беспощадности монголов ( пир на костях ) .
Дополнительный материал для учителя : Историк Н.С. Борисов о битве на Калке
Три Мстислава решили двигаться навстречу врагу , сразиться с татарами в Поле Половецком , как называли тогда половецкие степи . Узнав о русско-половецком союзе , татары направили послов к русским князьям . « Слышали мы , что идете вы против нас , послушавшись половцев , - говорили послы . А мы вашей земли не занимали , ни городов ваших , ни сел ваших , и пришли не на вас . Но пришли мы , посланные Богом , на конюхов и холопов своих , на поганых половцев , а вы заключите с нами мир . И если прибегут половцы к вам , вы не принимайте их и прогоняйте от себя , а добро их берите себе . Ведь мы слышали , что и вам они много зла приносят , поэтому мы их также бьем » .
Эти вкрадчивые , льстивые слова были очень похожи на те речи , с которыми всего лишь год назад , готовясь напасть на аланов , обращались татары к самим половцам . « Мы и вы – один народ и из одного племени , аланы же нам чужие , - говорили тогда монголы . – Мы заключим с вами договор , что не будем нападать друг на друга , и дадим вам столько золота и платья , сколько душа ваша пожелает , только предоставьте их ( аланов ) нам ».
Русские князья остались верны своему слову . Второе монгольское посольство , как и первое , осталось без ответа. Три Мстислава шли по правому берегу Днепра все дальше на юго – восток , навстречу неведомому врагу .Возле острова Хортицы , на расстоянии около 500 километров от Киева , русские дружины соединились с половцами . Вскоре на другом берегу показались татары . Мстислав Удалой с тысячей воинов , перейдя Днепр вброд , внезапно напал на татарский сторожевой отряд и разбил его . Оставшиеся в живых татары заняли оборону на вершине древнего кургана. Окруженный со всех сторон русскими и половцами , предводитель татарского сторожевого отряда Гемябек решил спасти свою жизнь . Он спрятался в яме и велел воинам забросать его землей . Вскоре русские и половцы овладели курганом . Половцы обнаружили заживо погребенного . Получив разрешение героя этой схватки Мстислава Удалого , они казнили хитрого воеводу .
Татарские отряды были отброшены от Днепра . Теперь можно было начинать переправу основных сил . Это была непростая задача . Множество людей двинулось по быстрым водам широко разлившегося Днепра . Внимательно следили за переправой три князя , три Мстислава.
Повсюду слышен был скрип уключин , надсадные крики гребцов . Вот ткнулась в береговой песок еще одна ладья . В ней – храбрые путивличи . С высоких берегов Сейма привыкли они далеко глядеть в степь . Им ли остановиться на краю Поля Половецкого !
А вот и « Галицкие изгнанники » - мятежные бояре , бежавшие от гнева своего князя Романа Мстиславича и поселившиеся с семьями , со дворами и слугами в низовьях Днестра . И они решили послужить общему делу : собрали множество воинов и , снарядив тысячу людей , поплыли вниз по Днестру в море , потом вдоль берега моря до устья Днепра , а оттуда вверх по Днепру - к Хортице . Во главе « выгонцев галичских » - опытные воеводы Юрий Домамерич и Держикрай Владиславич .
А вот сходят на берег , сдерживая вздрагивающих конец , дружинники из Курска . Это о них говорил герой « Слова о полку Игореве » « буй – тур» Всеволод , князь курский :
А мои-то куряне – опытные воины ; Под трубами повиты,
Под шлемами взлелеяны ,
С конца копья вскормлены , Пути им ведомы , Овраги им знаемы , Луки у них натянуты , Колчаны отворены , Сабли изострены , Сами скачут , как серые волки в поле .
Ища себе чести , а князю славы .
И не раз , должно быть , вспоминалось русским князьям в этом походе знаменитое « Слово » . Ведь и они , подобно князю Игорю , шли в глубь степей , в самое сердце Поля Половецкого . Конечно , сил у них было куда больше , чем у Игоря , но ведь и враг был не тот , что прежде . Он страшен был уже одной своей неизвестностью , загадочностью . Недаром же говорили книжники –монахи , что неведомые пришельцы , сокрушившие аланов и половцев , и есть те самые племена медиантов, которые некогда были побеждены и изгнаны и пустыню Етривскую библейским полководцем Гедеоном . Это о них , говорили монахи , пророчествовал в древности Мефодий , епископ Патарский « Придет время – явится они снова и пленят всю землю.. И возложат они тяжкое ярмо на выю всем другим людям , и не будет народа или царства , которое смогло бы противостоять им..»
Переправившись на левый берег Днепра , русско –половецкое войско двинулось на восток . Вскоре впереди показался татарский отряд . Первыми его заметили ехавшие впереди «молодые» князья . Бой с татарами был недолгим . Обратившись в бегство , они оставили победителями свои стада и имущество .
Первая крупная победа вдохновила воинов . Всем хотелось завершить столь удачно начавшуюся войну полным разгромом врага . Не теряя времени , армия трех Мстиславов двинулась по следам татар . Восемь дней длилось преследование .Кругом лежала бескрайняя цветущая степь , Наконец впереди заблестела полоска воды . Это была небольшая степная речка Калка . Здесь , недалеко от Азовского моря , утомленные русские полки остановились и разбили лагерь . Высланные вперед дозоры вскоре заметили татар . Стало ясно ,что враг где – то неподалеку…
Найти истину среди противоречивых свидетельств различных летописей иногда бывает очень трудно . Примером может служить описание битвы на Калке . Одни летописи возлагают вину за поражение на Мстислава Удалого , другие – на Мстислава Киевского , третьи – на половцев. Сопоставляя летописные известия можно лишь в общих чертах представить ход событий .
Узнав о близости татар , Мстислав Удалой вместе со своим зятем Даниилом Волынским переправился на другой берег Калки . Там они и поставили свои шатры , отдалившись на значительное расстояние от основного войска .
31 мая 1223 г . произошла печально знаменитая битва на Калке . Первыми двинулись татары . Увидев приближающиеся татарские полки , Мстислав Удалой бросился вперед .Два других Мстислава оставались в главном лагере , ничего не зная о начавшейся битве . Однако победить татар на этот раз оказалось совсем не так просто , как думал Мстислав Удалой . Ведь недаром Джэбэ и его товарищ Субэдэй – багатур уже двадцать лет ходили в походы под «великим белым знаменем» одного из крупнейших завоевателей в истории Азии . Громадный боевой опыт полководцев Чингисхана умножался стойкостью рядовых всадников . Татары сражались в чужой земле , за много дней пути от дома , и не моги надеяться на спасение в случае неудачи Они сражались с яростью обреченных .
Постепенно битва разгоралась . В нее втягивались новые и новые русские полки . Подоспели Олег Курский и Мстислав Немой со своими дружинами . Впереди всез геройствовал тяжело раненный , но не замечавший этого в пылу схватки Даниил Волынский . В первых рядах начали битву половцы . Однако вскоре они дрогнули и обратились в бегство , сметая и обозы русского лагеря . На протяжении всей битвы дружины , Мстислава Киевского и его родичей стояли на месте. Мстислав понял , что Удалой хотел определить его , и теперь , стоя на вершине холма , злорадно наблюдал , как редеют Галицкие полки , как , истекая кровью , покидает после битвы Даниил Волынский .
Собрав остатки своих дружин , Мстислав Удалой и Даниил решили поскорее уходить назад к Днепру . Судьба хранила их : оба живыми вернулись на Русь.
Мстислав Киевский решил укрепиться на высоком каменистом берегу Калки и ждать , пока татары уйдут прочь . Возможно , Мстислав Старый надеялся , что все татары кинутся в погоню за бегущими , оставив поле боя . Но князь ошибся . В то время как большая часть татарского войска бросилась в погоню за русскими и половцами , два воеводы –Чегирхан и Тешухан – остались осаждать лагерь Мстислава .
Три дня штурмовали татары эту наспех сооруженную из бревен и камней крепость , но взять ее так и не смогли . Тогда они прибегли к хитрости . Среди них оказался русский воевода , изменник по имени Плоскиня . По поручению татар он вступил в переговоры с осажденными , обещая Мстиславу жизнь и свободу . Послушав Плоскиню , Мстислав приказал прекратить сопротивление. Расплата за малодушие оказалась скорой и жестокой . Перебив безоружных русских воинов , татары уложили связанных князей на землю и придавили толстыми досками . Предсмертные хрипы князей заглушались веселым гоготом победителей : рассевшись на досках , они принялись за обед…
Тяжелы были потери , понесенные Русью в битве на Калке . Преследуя отступавшие русские дружины , татары перехватили и убили шестерых князей , в их число и третьего Мстислава , князя черниговского.
И все же в 1223 г. Джэбэ и Субэлэй не решились глубоко вторгаться в Русские земли . Пограбив окраины Руси , они повернули своих коней на восток и уши за Яик , на соединение с основными силами армии Чингисхана .
Выслушав отчет о действиях « моих дворовых псов» , как называл он ха их преданность Джэбэ и Субэдэя , Чингисхан решил , что степи Восточной Европы уже покорены . Он передал их во владение своему старшему сыну Джучи , который был очень обрадован таким подарком . «Во всем мире не может быть земли приятнее этой , воздуха лучше этого , воды слаще этой , лугов и пастбищ обширнее этих», - говорил он о половецких степях .
При изучении этого пункта плана возможно применение метода драматизации . При этом учитель дает нескольким ученикам задание : на основе повести В. Яна «Чингисхан» , картины П.В. Рыженко и дополнительного материала для учителя ( см . выше ) создать рассказ «Русский воин – участник битвы на Калке» . После сообщения докладчика на эту тему класс задает ему вопросы .
III . Нашествие Батыя на Русь
Учитель излагает материал параллельно показывая движение монголов по карте . Важно , чтобы у учащихся сложилось яркое , конкретное представление о борьбе русского народа с захватчиками. Для этого рекомендуется сопровождать изложение материала цитатами из повести В. Яна «Батый» или других литературных произведений . Усилению эффекта может способствовать драматизация , когда несколько учеников , заранее подготовившись по книгам и картинкам , делают выступление на тему «Как была взята Рязань ( Киев ) : воспоминание очевидца ( дружинника , монаха , горожанина и пр. )» .
Задание для учащихся :Использовать карту «Монгольское нашествие» , расставить в правильной последовательности отрывки из русских летописей .
1 . … С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском , но называют его город злой , потому что бились около него семь недель , и убили у татар под ним трех сыновей темниковых ( темник – начальник над «тьмою»-десятичного войска ) . Татаы искали их и не могли найти их среди множества трупов ….
2 . … Потом пошли на Коломну . В ту же зиму . Пошел Всеволод , сын Юрьев ,внук Всеволода , против татар , и сошлись около Коломны , и была сеча великая , и убили Всеволода воеводу Еремея Глебовича и иных мужей много .. И прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной , а татары пошли к Москве ..
3 . … Той же осенью пришли из восточной стороны в Болгарскую землю безбожные татры и взяли славный Великий город Болгарский , и перебили оружием ( всех жителей ) от старца и до юного и до сосущего младенца , и захватили много имущества , а город их сожгли огнем и всю землю их пленили …
4 . …Зимою пришли из восточной стороны на Рязанскую землю лесом безбожные татары и начали воевать Рязанскую землю и захватили ее до Пронска , попленили Рязань всю и сожгли , и князя убили…
5 . … И пошли безбожные татары на ( реку) Сить против великого князя Юрия . Услышав об этом , князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком и Всеволодом , и Владимиром , и с мужами своими пошел против поганых и встретились оба ( войска ) , и была сеча злая , и побегли наши перед иноплеменниками …
6 . … В субботу Мясопустую начали … татары готовить лес и до самого вечера ставили пороки ( стенобитные орудия ) , а за ночь огородили весь город Владимир тыном . В неделю Мясопустую рано утром начали штурм города месяца февраля в 7 день … и взяли город до обеда , ворвавшись от Золотых ворот …
При использовании проблемного подхода учителю рекомендуется сконцентрировать внимание учащихся на следующих вопросах :1 . Сколько княжеств и земель прошли монголы , вторгшись в Северо- Восточную и Южную Русь ?
2. Чем монгольское войско в выгодную сторону отличалось от русского ?3. Что общего между событиями на реке Калке и вторжением Батыя на Русь ? На основании изученного материала ученики делают вывод о разобщенности русских сил и боеспособности и крайней агрессивности монгольских завоевателей . Следовательно , причина победы монголов - разобщенность русских княжеств .
Для закрепления материала : повторительно – обобщающая беседа «Защита Отечества – священная обязанность народа» ; выполнение заданий рабочей тетради по выбору учителя . Домашнее задание : параграф 14 , вопросы и задания . В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать рассказ или нарисовать рисунок ( на выбор учителя ) , посвященный изученным событиям .