Урок — игра Математическая карусель
игра «Математическая карусель». 8 класс
Цель: Развивать интерес к изучению предмета математика.
Задачи
Обучающие:
Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;
Способствовать расширению кругозора учащихся и др.
Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;
Развивающие:
Развитие познавательного интереса, творческого мышления;
Развитие логического мышления, памяти и внимания.
Формирование потребности в приобретении знаний.
Воспитательные
Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения
Воспитание ответственности, умение принимать самостоятельные решения
Формирование коммуникативных качеств, умения слушать и работать в группе.
План
I тур. Знакомство. Представление команд.
II тур. Гимнастика ума.
III тур. Логический.
IV тур. Музыка вокруг. Решение кроссворда. V тур. Кто вперед!
VI тур. Ты мне – я тебе! Вопросы команд. VII тур. Тур капитанов.
Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
Ход урока
Организационный момент
Учащиеся разбиваются на 3 команды. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Определить жюри 1-2 человека. Жюри заносит баллы в общую таблицу.
Сообщение темы, целей урока формы его проведения.
Вступительное слово учителя математики
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы начинаем игру “Математическая карусель”. Математика занимается не только решением серьезных задач, но и многих жизненных, порой шуточных. И чтобы пройти все испытания игры достойно, вам понадобится внимательность, сообразительность, наблюдательность и смекалка. Участвовать в игре будут три команды.
Ведущий:
Чтоб спорилось нужное дело,
Чтоб в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело -
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Работа по теме урока
I ТУР. ЗНАКОМСТВО
Ведущий: Сегодня мы с вами объединимся в три команды. Каждой команде нужно придумать свое название.
II ТУР. ГИМНАСТИКА УМА
Ведущий: Каждой команде предлагается по четыре вопроса. За правильный ответ ставится 1 балл.
Вопросы 1-ой команде
Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой – получится 59 кг. Если взвесить бабушку без Кузи – получится 54 кг. Сколько весит Кузя без бабушки?
(59-54=5кг)
Младенец Кузя орет как резаный 5 часов в сутки. Спит, как убитый 16 часов в сутки. Остальное время младенец Кузя радуется жизни всеми доступными ему способами. Сколько часов в сутки младенец Кузя радуется жизни?
(24-5-16=3ч)
Хозяйка несла корзину яиц, а дно упало.Сколько осталось яиц?
(Ни одного)
Одна фляка стоит 17 хмуриков. Сколько фляк можно купить на 85 хмурика
(5)
Вопросы 2-ой команде
У осьминога 8 ног. Тремя парами ног он крепко держит трех водолазов. Сколько ног бездельничали у осьминога?
(две)
Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту?
(20)
Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа
(Одинаково)
Петух, стоя на одной ноге. Весит 2 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?
(2 кг)
Вопросы 3-ей команде
Допустим, что вы решили прыгнуть в воду с высоты 8 метров. И, пролетев 5 метров, передумали. Сколько метров придется еще лететь поневоле?
(3 м)
Кто окажется тяжелее после ужина: первый – людоед, который весил до ужина 48 кг и на ужин съел 2-го людоеда или второй, который весил 52 кг и съел первого.
(Одинаково)
3 Рост Кати 1 м 75 см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из-под одеяла?
(20 см)
Кощей Бессмертный родился в 1123 г, а паспорт получил лишь в 1936 г. Сколько лет прожил он без паспорта?
(1936-1123=813)
III ТУР. «Логический».
В трех мешках находятся: рис, гречка и смесь риса и гречки. Но надписи на мешках не соответствуют действительности, из какого мешка нужно взять одно зернышко, чтобы определит содержимое мешков? (Из мешка с надписью «Смесь риса и гречки»)
Три брата Ваня, Саша и Коля учились в разных классах одной школы. Ваня был не старше Коли, а Саша не старше Вани. Назовите имена старшего, среднего и младшего из братьев. (Коля, Ваня, Саша)
В очереди за мороженным стоят Юра, Ира, Оля, Саша и Коля. Юра стоит впереди Иры, но после Коли. Оля и Коля не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Колей, ни с Олей, ни с Юрой. В каком порядке стоят ребята. (Коля, Юра, Оля, Ира, Саша.)
IV тур. МУЗЫКА ВОКРУГ
Ведущий: Следующий тур - музыкальный. В то время, пока играет музыка, вам нужно решить кроссворд «И в шутку и всерьез». Количество верных ответов равняется количеству баллов за конкурс.
Кроссворд «И в шутку и всерьез».
По горизонтали: 1. Какое слово воскликнул Ньютон, когда ему упало на голову яблоко. Так был открыт закон всемирного тяготения.
По вертикали: 2. Самая нелюбимая оценка ученика. 3. Независимая переменная функции. 4. «Вымирающая» разновидность учеников. 5. Проверка учеников на выживание. 6. Утверждение, которое не доказывается.
Ответы: 1.Эврика. 2. Два. 3. Аргумент. 4. Отличник. 5. Контрольная. 6. Аксиома.
V ТУР. КТО ВПЕРЕД!
Команды отвечают на вопросы. Балл зачисляется команде, первой ответившей на вопрос
Высказывание, принимаемое без доказательства. (Аксиома)
Треугольник с двумя равными сторонами называется (Равнобедренный)
С помощью какого инструмента можно провести окружность (Циркуль)
Сколько человек играли на музыкальных инструментах в басне И. Крылова «Квартет»? (Ни одного)
Наименьшее натуральное число. (Один)
Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. (Медиана)
Сколько секунд в трех минутах? (180)
Форма футбольного меча (Шар)
Сколько граней имеет новый шестигранный карандаш? (8)
График квадратичной функции? (Парабола)
VII ТУР. ТЫ МНЕ - Я ТЕБЕ
Команды задают вопросы друг – другу. (По 3 вопроса)
IX ТУР. ТУР КАПИТАНОВ
Итак, конкурс капитанов. Как известно, математическая наука любит формулировки четкие и краткие. Поэтому еще в древности возникла необходимость в появлении специальных математических знаков, которые бы помогали сокращать математические записи. Нашим капитанам нужно вспомнить математические эти символы и заполнить таблицу. (Таблица и карточки на отдельных столах для капитанов)
Знак принадлежности
Множество натуральных чисел
Знак объединения
Модуль х
Замкнутый промежуток
Синус угла
·
Дискриминант
Знак принадлежности
Точка М с координатами х и у.
Ось абсцисс
Арифметический квадратный корень
Значение функции у в точке х
В это время командам конкурс «Расшифровать ребусы».
4.Подведение итогов конкурса, поздравление победителей, заключительное слово.
Ну вот и подошла к концу наша игра, стали известны победители. И на самом деле побежденных в нашей игре нет, каждая команда показала достойное участие, знание математики, ум и смекалку. Хочется поблагодарить всех и каждого каждого за участие и пожелать успехов. В заключение хочется прочитать вот такое стихотворение:
Математика кругом, математика везде: Школе, отдыхе, работе, диссертации, семье Поселилась она всюду, в душу каждому вошла, Без неё бы было плохо, не хватало бы тепла. Математика встречает, нас, когда мы родились, Рост и вес нам замеряет и даёт путёвку в жизнь. В магазин приходишь с мамой, вещь полезную купить, Чек вам в кассе выбивают, предлагают оплатить. Собираешься с семьёю отдохнуть у моря ты. Расстоянье папа смотрит, сколько за бензин платить.Мама время вычисляет, собирает всем паёк, Чтобы долгою дорогой голодать никто не смог. По утрам идёшь ты в школу знаний базу пополнять, Если выучил прилежно – получи отметку «пять». Ну а если не старался, и в Контакте просидел В дневнике увидишь «двойку», как ты сам того хотел. Цифры, формулы, фигуры, числа, тангенсы, лучи – Всё равно ты встретишь это, специально не ищи. Телевизор, холодильник, магнитола, телефон - Математика со всеми начала свой марафон. Без неё не сделать шага, слова даже не сказать, Интересная наука, её твёрдо надо знать. Дисциплина знаменитых математиков дала: Авиценну, Демокрита, Архимеда и Ферма, Келдыш, Линник, Лобачевский, Ляпунов и Маргелян, Ковалевская и Лузин, Пифагор, Ньютон Исаак,Остроградский, Колмогоров, Новиков и Монж Гаспар, Всему свету показали путь к открытиям, мирам. Приоткрыли в космос двери, на орбиту поднялись, И тебе, дружок, сказали: «По матему подтянись!»Чтобы мысли приводили мы в порядок в голове Математике мы: «Слава!» - говорим всегда, везде!
Рисунок 2Рисунок 415