Доклад на тему «Применение новых информационных технологий на занятиях русского языка».
ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Требования к специалисту в плане межкультурного общения в современном мире велики и предполагают овладение им на уровне пользователя не одним, а несколькими иностранными языками. Особенно важным является развитие многоязычной и поликультурной языковой личности. Полиязычная личность – это показатель способности человека принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации, способность реализовать себя в рамках диалога культур. Другими словами , это формирование умения в познании собственной культуры и культуры других народов. Языковая личность – есть многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений и готовностей к осуществлению языковых поступков разной степени сложности: поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение ), а с другой – по уровням языка (фонетика, грамматика, лексика). Успешное формирование автономной языковой личности непосредственно связано со становлением учебной компетенции обучаемого, т.е. способности управления своей учебной деятельностью.
В этой связи актуальной становится проблема изучения и использования инновационных технологий в обучении русскому языку.
В практике преподавания русского языка на современном этапе обучения используются следующие технологии:
1)проектные технологии
2)информационные технологии
3)технологии языковых портфелей
4) модульно-блочные технологии
Наиболее доступными, но пока малоприменимыми являются информационные технологии.
Мир новейших информационных технологий занимает всё большее место в нашей жизни. Использование их на уроках русского языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор.
Применение информационных технологий на уроках русского языка (интерактивные доски, слайды, презентации и т.д.) позволяет создать условия практического овладения языком для каждого ученика, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявлять инициативность и творчество. Обучающие программы позволяют изменить преподавание языков вколледже, Интернет ресурсы помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечить индивидуализацию с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.
Обучающие CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Интерес у учащихся вызывают разнообразие тем, красочность, увлекательность компьютерных программ. Обучение с помощью компьютера позволяет организовать самостоятельную работу учащихся в системе урочной и внеурочной деятельности. Каждый учащийся имеет возможность работать в индивидуальном режиме при обучении аудированию, говорению, грамматическим явлениям и другим аспектам языка, добиваясь положительных результатов. Как вспомогательные средства обучения языку компьтерные программы позволяют уделить особое внимание отстающим в учебе учащимся, детям, имеющим физические недостатки в условиях домашнего обучения. Учащиеся используют мультимедийные элементы в своих домашних работах, передают их в электронной форме на дискете или через Интернет.
Реализация по применению информационных технологий ведется в двух направлениях:
1. для создания материальной базы уроков (разработка раздаточного и дидактического материала для введения и закрепления учебного материала, материала для контроля и самоконтроля, материалов для чтения, письма и перевода). Материал для таких разработок можно получить из таких источников, как:
учебно-методическая и дополнительная литература
учебные мультимедийные компакт-диски
ресурсы Всемирной сети;
2. использование ИКТ в процессе учебной деятельности, т.е. на уроке:
а) использование готовых программных средств.
На сегодняшний день очень много учебных дисков, рассчитанных и на обучение чтения, письма, аудирования, говорения, объяснение и повторение различного грамматического материала с соответствующими заданиями и упражнениями. Учитель должен правильно подобрать нужный ему материал и использовать его в доступной для учащихся форме. Но есть один нюанс: такие программы обычно рассчитаны для работы с ПК один на один, т.е. невожможно работать со всей группой вместе. В таком случае учащийся может приобрести эти учебные диски для самостоятельного изучения языка, а учитель – использовать отдельные фрагменты материала дисков для самостоятельной разроботки программных средств, возможных для работы в классе.
в) создание мультимедийных средств обучения на основе данных, полученных из источников, приведенных выше. Для этого удобно применять, например, приложение Power Point.
с) программные средства для разработки и проведения компьютерных тестов. В разработке таких программных средств учитель также может пользоваться ресурсами Интернета, где он может найти бесплатные и условно-бесплатные программные средства.
Создание и накопление материальной базы для проведения уроков осуществляется по тематическому и лексико-грамматическому распределению материала, использование которых возможно в любом классе с учетом их возрастных и познавательных способностей.
Наряду с традиционной методикой работы по обучению иностранному языку непосредственное использование ИКТ в учебном процессе внедряется пока только в старшем звене, т.к. на сегодняшний день предмет “Информатика и информационные технологии” изучают только ученики 10-11 классов и у них больше навыков и умений в работе с ПК. Но использование ИКТ на уроках возможно в любом звене, в любом классе при условии адаптирования учебного материала и соблюдения всех санитарно-гигиенических норм при работе с ПК.
Хочется еще раз подчеркнуть, что учебный процесс должен строиться по традиционной методике обучения языкам, а ИКТ учитель использует только для облегчения своей работы, для обогащения учебного материала, для повышения познательной активности школьников, а также усиления мотивации. ПК является одним из технических средств, который учитель может использовать в своей деятельности.
Использование информационных технологий даёт толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьтером должна быть организована так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно – мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и разширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению русским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет применять множество дидактических подходов – обучение в деле, совместные занятия, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение. Участие в разнообразных Интернет-проектах позволяет поощрять и усиливать стремление учащихся к учению, обеспечивать самомотивированность учащихся, возрастание интереса по мере вовлеченности в работу, обучать на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, поддерживать педагогические цели когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях – знания, понимания, анализа, синтеза. Все это создает предпосылки к повышению эффективности и качества образования, подготовке выпускника с активной жизненной позицией, готового к изменениям, происходящим в современном обществе.
Западно Казахстанский индустриальный колледж
Доклад на тему:
«ПРИМЕНЕНИЕ
НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Подготовил преподаватель
русского языка и литературы:
Айтасова Д.А
Уральск 2015-2016 учебный год