Доклад на тему: Применение информационных технологий при подготовке учащихся к ЕГЭ по истории

Применение информационных технологий
при подготовке учащихся к ЕГЭ по истории

Цель данного доклада заключается в изучении применения информационных технологий в подготовке выпускников к ЕГЭ по истории.
Задачи:
- Показать возможности использования информационных технологий в подготовке учащихся к ЕГЭ по истории;
- Изучить методику применения информационных технологий на различных этапах подготовки к ЕГЭ.
Информационные технологии на современном этапе образования получают все большее распространение на уроках гуманитарного цикла. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние современного образования таково, что процесс обучения происходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя. Проверкой качества образования и является ЕГЭ. Особую роль информационные технологии играют в подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по истории.
Единый государственный экзамен по истории имеет ряд особенностей. Во-первых, он сочетает в себе две наиболее распространенные формы испытаний – тестирование и письменная работа. Во-вторых, задания ЕГЭ четко разделяются на три уровня: начальный (часть А), средний (часть В) и продвинутый (часть С).
Задания третьего уровня соответствуют уровню учащихся специализированных школ и классов с углубленным изучением истории. Однако только выполнение данных заданий позволяет абитуриенту набрать конкурентоспособные баллы в борьбе за бюджетные места в ВУЗах, поэтому подготовка школьников к экзамену в формате ЕГЭ становится актуальной проблемой, для педагогов и школьников обычных общеобразовательных школ.
В системе подготовки к ЕГЭ можно выделить два направления.
Первое из них охватывает тех учащихся, для которых история является профильным предметом. Достаточное количество часов на изучение программы дает возможность осуществлять подготовку учащихся в рамках основного школьного курса. Подготовку к ЕГЭ удобнее осуществлять на практических занятиях, на которых целесообразно поделить учащихся на подгруппы по 13-14 человек. Темы практических занятий примерно соответствуют темам уроков.
Практикум, как правило, проходит в форме работы с раздаточным материалом, включающим задания ЕГЭ части С по истории России. В раздаточный материал по возможности включаются все типы заданий, которые вообще можно найти в части С. Кроме того, раздаточный материал может содержать специальные задания обучающего характера, направленные на формирование определенных навыков, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ того или иного типа.
Данный раздаточный материал с легкостью можно заменить на тесты - тренажеры, которые по разным темам можно составить учителю самостоятельно либо прибегнуть к готовым программам-тренажерам. Несомненным плюсом данного метода является то, что сразу после выполнения задания есть возможность проверить правильность его выполнения. Некоторые из них можно найти на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Второе направление подготовки учащихся к ЕГЭ охватывает тех из них, кто учится не в профильных, а в общеобразовательных классах, и тех, кто учится в профильном классе, не включающем углубленное изучение истории. Подготовка к ЕГЭ для учителя, преподающего в данных классах, представляет большую трудность, в которой нельзя выделить дополнительные часы для подготовки к экзамену. В данной ситуации, как условием подготовки к ЕГЭ по истории, может быть организация текущего повторения пройденного материала.
При подготовке к единому экзамену по истории от выпускника требуется привести исторические факты, термины, даты в систему, т.е выпускнику необходимы умения и навыки по работе с исторической информацией. Тестовые задания ЕГЭ проверяют именно сформированность умений и навыков, а не просто знание дат, имен, памятников культуры и т.п. В связи с этим необходима новая система проведения уроков истории, способная подготовить выпускника к ЕГЭ. Такая система подготовки учащихся по истории, которая способствует как формированию высоких знаний по предмету, так и успешной сдачи единого государственного экзамена. В настоящее время обозначенная проблема является актуальной.
Некоторые из идеологов ЕГЭ отмечают, что ЕГЭ по истории не требует специальной подготовки. Но практика показывает, что подготовка нужна. Типы заданий ЕГЭ специфичны, они требуют определенной натренированности. Поэтому учитель вынужден осуществлять подготовку в условиях традиционного программного урока. Возможность такой подготовки осуществляется в рамках текущего повторения. Но такое повторение должно быть соответствующе организовано. При этом не должно противоречить требованиям стандарта, и общую подготовку сочетать с требованиями к ЕГЭ.
Основная цель этапа урока текущего повторения заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений.
Для текущего повторения главное заключается в упрочении в памяти основных положений темы. Всякая работа, связанная с повторением и закреплением материала, несет в себе элементы систематизации и обобщения.
Работу по подготовке к ЕГЭ целесообразней начинать с 10 класса.
Для успешной подготовки к ЕГЭ по истории необходимо применять задания КИМ на уроках. Продуктивнее всего использовать задания ЕГЭ в различных формах текущего повторения. Это также легче и проще выполнять при помощи электронных тестов-тренажеров, либо соответствующих программ. Что так же повышает и мотивацию учащихся к изучению и закреплению исторического материала. Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений и навыков учащихся, т.е. умения решать тесты ЕГЭ. Так в ходе опроса осуществляется не только проверка знаний и умений, но их дальнейшее углубление, обогащение, развитие.
На этапе закрепления, учащимся можно предложить выполнить задания в упрощённом виде – части В (1-2 задания). Закрепление неразрывно связано с изучением нового материала и организационно проводится как в процессе изучения нового материала, так и в конце урока. Важным условием и средством более углубленного усвоения нового учебного материала на уроке является систематическое закрепление изучаемых фактов и обобщений.
Так как одной из особенностей составления заданий ЕГЭ по истории, особенно части С, является соответствие принятой в исторической науке периодизации, хронологические рамки соответствуют следующим разделам:
1) VIII-XVIIвв. (Древность и Средневековье);
2) XVII- нач. XX вв. (Новое время);
3)1917-2010 гг. (Новейшее время).
При повторении материала о периодах истории увеличивается степень его сложности. Данные разделы для повторения можно оформить в виде презентаций, которые будут содержать основные особенности истории данного хронологического периода, а так же основные события и работу с историческими терминами. Данные презентации существуют уже в готовом варианте, например, на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и др. Но если педагог обладает соответствующей компьютерной грамотностью, он может сам разработать данный материал. А так же предложить учащимся в качестве повторения самим разработать данные презентации, что они охотно выполняют. А потом при помощи тестов- тренажеров проверить уровень усвоения данного материала. Таким образом, учитель имеет реальную картину усвоения знаний по темам на каждого обучающегося и возможность составления индивидуальных тестовых заданий на конкретного ребенка.
Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.
Данную методику в своей педагогической практике я применяю более пяти лет. С каждым годом процент учащихся, сдающих успешно ЕГЭ по истории, увеличивается.
Представленная методика, безусловно, должна помочь учителю правильно организовать подготовку к ЕГЭ по истории, но необходимо помнить, что работа с историческими документами, является основой знаний исторических фактов, событий, действий. А информационные технологии дают возможность делать это более объемно и качественно. Образование – непрерывный и динамичный процесс и основная задача преподавателя – создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умения применять их в повседневной жизни. Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников.