Статья Формирование ЗОЖ через программу Разговор о правильном питании
УДК 372.31.4
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОГРАММУ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
Е. П. Храмова, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский г.о. Кинель, Самарской области (Россия)Аннотация: Особое место в учебно-воспитательном процессе и в методической литературе для учителей и родителей занимает вопрос о формировании основ здорового образа жизни младшего школьника. В статье рассматривается возможность формирования ЗОЖ через реализацию программы «Разговор о правильном питании».
Ключевые слова: внеурочная деятельность; правильное питание; здоровый образ жизни; младшие школьники.
Всем хочется видеть детей здоровыми, бодрыми и счастливыми! Но как этого добиться? Есть один простой способ: здоровый образ жизни.
Нелегко бывает побудить взрослого человека вести здоровый образ жизни. Это нужно делать гораздо раньше, еще в детском возрасте. Тема здоровья детей в последнее время часто обсуждается специалистами разного профиля. Этой проблемой занимаются ученые, работники медицины, физиологи, психологи и педагоги, даже политики. Современное общество осознало важность и актуальность данной проблемы. Отрадно осознавать, что в данной ситуации педагоги не остались в стороне. Наоборот, они действуют незамедлительно и решительно, предлагая конкретные решения в сложившейся ситуации.
Так в последнее время в учебно-воспитательном процессе, как и в методической литературе, особое место занимает вопрос о формировании основ здорового образа жизни. Реализация программы “Разговор о правильном питании” в рамках внеурочной деятельности в начальной школе является удачным тому примером.
Цель этой программы – формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни. Работа по данной программе интересна и полезна для детей.
Программа представляет собой новую воспитательную технологию, которая способствует формированию у детей основ культурного и здорового образа жизни. Замечательно, что одновременно с этим возможно решение других, не менее важных задач. На занятиях возможна коррекция различных нарушений у детей младшего школьного возраста: развитие речи (формирование лексического запаса и активного словаря, грамматического строя языка, навыков чтения), коррекция недостаточно сформированных психических процессов (внимание (произвольное), память (долговременная), мелкая пальцевая моторика, мышление и его операции), развитие наглядно-образного и наглядно-действенного, логического мышления, формирование положительных эмоций, развитие навыков работы с учебником, техники чтения, творческих способностей. Это происходит ненавязчиво, естественно, в доступной, интересной, игровой форме. При изучении темы дети опираются на свой опыт, показывая неплохие знания в бытовых сферах жизни. Это создает ситуацию успеха, положительный эмоциональный настрой детей.
Программа “Разговор о правильном питании” разработана специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования при спонсорской поддержке ООО «Нестле Россия» Именно она стала инициатором создания и внедрения этого курса, обеспечила разработку и издание учебно-методических комплексов. Программа имеет методическое оснащение: 2 модуля – прекрасно оформленные рабочие тетради для детей “Разговор о правильном питании” и “Две недели в лагере здоровья”, содержащие 15 и 17 тем соответственно, методическое пособие для учителя, комплект плакатов, брошюру для родителей. В первом модуле “Разговор о правильном питании” каждая тема – это новое и увлекательное путешествие вместе с семьей Кати- первоклассницы и ее одноклассником Димой, которые задают интересные вопросы и задания. При их выполнении ребята много рисуют, разукрашивают, разгадывают кроссворды, выполняют увлекательные задания, которые способствуют развитию внимания, логического мышления, памяти, одновременно закрепляя новые знания. Особую радость детям приносит творческая и исследовательская работа, которая поощряется яркими и забавными наклейками, которые находятся тут же, в рабочей тетради. Дети приклеивают улыбки за правильно выполненную работу, либо полностью выполняют задание, используя нужные наклейки. Идея второго модуля “Две недели в лагере здоровья” - наблюдение за жизнью сверстников в подмосковном летнем лагере. За две недели ребята узнали много новых секретов здоровья. Содержание и задания этого курса так же направлены на развитие представлений младших школьников о рациональном питании как составной части здорового образа жизни. Отмечу, что материал второго модуля более серьезный и трудный для восприятия, поэтому предназначен для детей 8 – 11 лет.
Важно и то, что благодаря этой программе многие мамы и папы смогут познакомиться с основами рационального питания как составной части здорового образа жизни. Практика показывает, что многие родители безграмотны в этом вопросе либо не предают особого значения проблеме питания. Многие считают, что правильное питание ребенка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. Это не так. Полезная и здоровая пища далеко не самая дорогая. К тому же важно не только то, что ест ребенок, но и как организовано его питание. Оно должно быть сбалансированное и рациональное, что обеспечит содержание в рационе всех необходимых для роста и развития ребенка питательных веществ (см. приложение 1).
Программа “Разговор о правильном питании” решает не только задачи здоровьесбережения, но и способствует развитию личности ребенка в целом.
Программа носит интегрированный характер и реализуется через следующие направления: урочная деятельность, внеклассная работа, взаимодействие с социумом, работа с родителями.
Реализация программы через урочную деятельность: изобразительное искусство, технология, чтение, русский язык, математика, окружающий мир
Реализация программы через внеклассную деятельность:
классные, библиотечные часы, праздники, устные журналы, познавательные игры, занятия в кружках «Разговор о правильном питании», «Здоровый ребенок – успешный ребенок», «Экологические тропинки», участие в научно-исследовательской конференции При реализации программы “Разговор о правильном питании” используются различные формы работы. Так, например, придумывали дети плакаты с правилами правильного питания, рисовали полезные продукты питания, составляли собственное меню с учетом полученных знаний. Была и небольшая экскурсия в школьную столовую, что позволило детям больше узнать о работе повара в сфере общественного питания, сравнить посуду на школьной и домашней кухне. Ребята изучили меню, которое предлагала столовая нашей школы, высказали свои предложения. Надеюсь, что дети будут творчески относиться к домашним заданиям. Учащиеся на занятиях кружка познакомятся с традициями разных народов, узнают об особенностях национальной кухни, правилами этикета, связанными с питанием.
Все рекомендации, содержащиеся в программе, доступны и выполнимы. При планировании занятий педагог школьного учреждения без труда сможет внести необходимые изменения и дополнения с учетом возрастных особенностей и возможностей каждого ребенка и всего детского коллектива в целом.
Например, знакомство с разделом «Витамины» происходит при работе над проектом «С витаминами дружу, я здоровым быть хочу».
В реализации программы важную роль играет социум: организации общественного питания, средства массовой информации, краеведческие музеи города и района и другие организации. Огромную помощь оказывают родители, это : семейные праздники, выставки семейного творчества; родительские собрания, оформляется информационный стенд, осуществляется помощь в подготовке работы для научно - практические конференции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 90 с.
М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010
М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья. Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010
Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.- 240 с. - (Мастерская учителя)
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие… - М.: Издательство «Глобус», 2010. - (Воспитательная работа).
Родительские собрания .../ В. Н. Максимочкина– Волгоград: Учитель, 2007. -168 с. (Серия «Школа и родители»)
Интернет- ресурсы: http://festival.1september.ru
PROMOTING A HEALTHY LIFESTYLE THROUGH THE PROGRAM “GOOD NUTRITION”
E.P. Khramov, a primary school teacher
GBOU school №2 urban village Ust - Kinelsky GO Kinel , Samara region ( Russia )
Abstract: A special place in the educational process and methodical literature for teachers and parents is the question of formation of bases of a healthy way of life of the younger schoolboy . The article discusses the possibility of forming a healthy lifestyle through the program " Good Nutrition " .
Keywords: extracurricular activities; proper nutrition; healthy lifestyle; junior high school students .