Доклад по теме Использование коллективной творческой деятельности на уроках швейного дела
2 региональный научно-практический семинар
«Современные научно-практические подходы
к проблеме социально-педагогического сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья»
Использование коллективной творческой деятельности на уроках швейного дела
Доклад
Использование коллективной творческой деятельности на занятиях обусловлено, прежде всего, тем, что отсутствие специальных навыков художественной деятельности у ребят, занимающихся в группах, затрудняет успешное решение изобразительных задач индивидуально, а вот коллективная работа, в ходе которой умения и способности взаимодополняют друг друга, помогает созданию ситуации успеха. У детей формируется оценочное отношение к результатам своего труда. Кроме того, выполнение коллективной творческой работы- это всегда новые поиски и решения, огромное поле деятельности для реализации творческих планов, применения нестандартных типов занятий, сочетающих индивидуальную и групповую работу.
Рассматривая творчество как процесс, следует обратить внимание на основные его характеристики:
оригинальность способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных;
гибкость мышленияспособность быстро и легко находить новые решения,устанавливать ассоциативные связи и переходить в мышлении и поведении отявлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию (противоположноесвойство-инертность, ригидность, часто свойственное обыденному сознанию);
продуктивность или «беглость мышления» способность к продуцированиюмаксимально большого числа идей.
Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющихся условиях и основа успешной социальной адаптации.
Традиционны представления о творчестве как процессе сугубо индивидуальном, между тем для современного человека особенно важна способность творчески работать в коллективе, устанавливать развернутые и разнородные связи с другими людьми, овладевать основами корпоративной культуры. Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе, осваивать навыки командного взаимодействия, одна из важнейших задач современного образования.
Причем очень важно четко разграничивать понятия совместной и коллективной деятельности. Если совместной деятельностью мы можем считать не только некую общую работу, но и выполнение сугубо индивидуальные занятия в присутствии других людей, в общем пространственном объеме, в одно время, то коллективная деятельность предполагает непосредственное объединение усилий разных людей для решения какой-либо единой задачи. Коллектив, по определению И.П.Иванова, - это «группа людей, объединенных общими целями и задачами, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития).
Коллективное творчество принципиально отличается от другой коллективной деятельности тем, что предполагает не подавление личных интересов и инициатив каждого ради достижения некого важного для всех результата, а максимальное использование с этой целью инициативы и энергии всех участников. Результаты развития личности ребенка в коллективной творческой деятельности:
социальное самоутверждение и самореализация, способствующие преодолениютаких личностных проявлений, как эгоизм, безответственность, бездуховность,потребительство и индивидуализм;
развитие самостоятельности и ответственности за результат не только собственной,но и общей деятельности;
инициативность;
повышение творческого потенциала личности (на основе исследований М.Д.Виноградова, Л.Г. Кирилюк, А.В. Мудрик, И.Б. Первин, Г.М. Судакова, В.А.Караковский, Л.И. Новикова и других).
Коллективная творческая деятельность (в студиях декоративно-прикладного творчества и изостудиях) проходит шесть последовательных стадий (аналог-теория КТД И.П.Иванова):
Коллектив в традиционной педагогике рассматривается как одно из эффективных средств воспитания. В нем должна быть четкая система сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. На занятиях в мастерских коллективная работа -это совместное творчество, которое продуктивно активизирует познавательную деятельность детей, развивает их коммуникативные способности, позволяет раскрыть творческий потенциал. Каждый участник должен сохранить свою индивидуальность, согласуя свои интересы с интересами коллектива. «Умение координировать свои действия с деятельностью товарищей, одним словом - все элементы первичного управления собой, которые заслуживают названия волевых процессов - все они первоначально возникают и появляются в какой-нибудь коллективной форме деятельности» (Выготский Л.С.).
Вместе с тем, обладая значительными развивающими возможностями, коллективная работа раскрывает перед ребенком реальный мир, расширяет его кругозор, учит лучше видеть и понимать действительность. Коллективная работа вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность и сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость.
В процессе коллективной художественной деятельности происходит выполнение ряда интеллектуальных операций:
определение последовательности выполнения работы;
сравнение рисунка с реальным образом;
соотношение частей рисунка между собой.
В результате формируется ориентировка в пространстве и умение располагать объекты на плоскости листа, ребенок анализирует объекты изображения, его части, пытается словесно объяснять взаимное расположение этих частей.
Коллективная творческая деятельность обостряет ощущение цвета, цветовых сочетаний, ритмичных построений. Хорошо развитое чувство цвета составляет основу для развития способности осознанно воспринимать богатство красок в природе, в окружающей действительности. Чем лучше дети различают цвета и опенки цвета, тем полнее они могут испытывать радость, рассматривая красивые цветосочетания в предметах быта и произведениях искусства.
В совместном творчестве и педагог, и его воспитанники особенно заинтересованы в конечном результате: педагог-это коллега и старший товарищ по работе. В такой деятельности возникает особая атмосфера сотворчества, где каждый осознаёт, что от его работы зависит результат общей композиции, где каждый этап работы - звенья единой цепи.
Актуальность такой деятельности очевидна и в более широком плане, т.к. позволяет найти дополнительные пути объединения детей, развития мотивации к обучающей творческой деятельности. Коллективная работа становится новым импульсом для воспитания добрых чувств, для понимания красоты, помогает убедиться в необходимости достижения мира, толерантности, общественного согласия.
На занятиях во внеурочное время создаётся атмосфера сотворчества, содружества, соавторства, которая позволяет воспитанникам проявить свои организаторские, коммуникативные способности в решении творческих задач. Это занятия, на которых учатся предлагать свои творческие решения, отстаивать свою точку зрения. Именно на внешкольных занятиях рождаются новые идеи, ищутся нестандартные решения.
Таким образом, коллективная творческая деятельность - прекрасный способ развития как художественных, так и интеллектуальных и коммуникативных способностей детей, формирования их социальной и нравственной компетентностей. Способность использовать эту форму показатель уровня индивидуальной методической работы педагога, его квалификации, психологической совместимости и взаимопонимания с учениками.
Коллективная творческая деятельность проходит пять последовательных стадий (аналог-теория КТД И.П.Иванова):
1. Планирование деятельности педагогом, его предварительная работа, включающая оценку творческого потенциала коллектива в целом и компетентностей каждого из его участников, необходимых в данном деле; оценку сплоченности коллектива, умения его членов работать в группе.
Учет социальных, в том числе возрастных, особенностей: дошкольники -игровая деятельность - игра; младшие школьники - познавательная - акцент на соотнесении деятельности с природным явлениями; подростки - собственно коммуникативная-акцент на соотнесении деятельности с социальными явлениями.
2. Планирование с детьми
Сборка: узнавание детьми друг друга (соц.память), первичные эмоции (эмоциональная выразительность), социальное восприятие других детей (распределение ролей, соотношение своей роли с другими).
Самая важная характеристика творчества здесь- продуктивность: необходимо выработать как можно больше идей, чтобы отобрать наиболее интересные и значимые. В работе со старшими подростками здесь наиболее уместна форма мозгового штурма с последующей рефлексивной сборкой.
3. Коллективная подготовка дела, знакомство с материалом (задачи, сюжет,сведения об авторе, герое, произведении, которые становятся содержательной
основой коллективного творчества), подготовка отдельных элементов и материалов для выполнения коллективного произведения, создание микрогрупп.
Важные психологические факторы - интуиция и прогнозирование: что буду делать я-и другие, как мне вписаться в общую деятельность. Наибольшее значение из характеристик творчества приобретает оригинальность: стремление создать необычный, свой собственный продукт, уникальный в ряду подобных.
4. Коллективное осуществление - оценка чувств, мотивов, прогнозированиедействий других людей, регулирование своих эмоций, социальное взаимодействие,усвоение норм взаимоотношений в процессе деятельности, приобретение и развитиепрактических навыков, само- и взаимоконтроль.
Базовая характеристика творчества на этом этапе - гибкость: способность в обычном увидеть что-то необычное, оригинальное, установить ассоциативные связи, быстро приспособиться к новым условиям. В осуществлении конкретного, коллективно разработанного плана неизбежно вносятся коррективы, вызванные конкретными условиями деятельности и отношений.
5. Коллективное подведение итогов
Анализ результата коллективной деятельности выявляет способности к саморегуляции, социальной адаптации, социальному взаимодействию.
Возрастной разброс:
для дошкольников важен результат сам по себе, независимо от его качества;
для младших школьников результат выступает как продукт деятельности;
для подростков результат важен как продукт взаимодействия.
Рефлексивная сборка позволяет выявить степень удовлетворенности деятельности, проанализировать, насколько понимается цель работы и результаты ее достижения, выяснить эмоциональное состояние каждого и его изменение в процессе деятельности.
Таким образом, коллективная творческая деятельность в процессе общего овладения основами декоративно-прикладного искусства способствует не только приобретению определенных прикладных навыков и развитию творческих способностей детей, но и личностному росту, развитию ряда важных психологических качеств, значительному повышению уровня социальной и коммуникативной компетентности воспитанников.
€ђЗаголовок 1€ђЗаголовок 315