Рекомендации для учителей работающих в инклюзивных классах
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. Рекомендации по модификации информации
Дети с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Под “изменением способов подачи информации” понимается предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.
Изменение способов подачи информации и модификация не влияют на результаты, полученные в ходе оценки достижения планируемых результатов в начальной школе. (Например, незрячий ученик сдает тест, написанный по системе Брайля. Некоторым же учащимся на время выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе.)Модификацию можно определить как некое изменение задания или теста, которое меняет стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ограниченными возможностями. Примером модификации может служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы.
Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
Элементы изменений могут вноситься
в программы:
сокращенное содержание, направленное на усвоение ключевых понятий;
сокращенные проверочные задания, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;
альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.);
четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;
акцентирование внимания на задании;
предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (сообщения, макеты, рисунки с пояснением и т.д.).
в работу в классе:
наличие индивидуальных правил для учащихся (с нарушением зрения дети могут вставать на уроке, подходить для рассматривания иллюстраций, написанного на доске и др.);
оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся (выделение места отдыха или уединения аутистам, посадка за отдельную парту и т.п.);
поддержание тишины во время интенсивных занятий;
отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов);
обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ;
близость учеников к учителю;
наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг);
сохранение достаточного пространства между партами.
в задания:
использование указаний как в устной, так и в письменной форме;
поэтапное разъяснение заданий;
упрощение заданий;
последовательное выполнение заданий;
повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача);
близость к учащимся во время объяснения задания.
в смену видов деятельности:
подготовка учащихся к перемене вида деятельности;
предоставление дополнительного времени для завершения задания;
предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
обеспечение помощи при передвижении.
в письменные задания:
использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;
обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;
дополнение печатных материалов видео и диафильмами;
обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;
разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися.
в оценку достижения планируемых результатов в начальной школе:
использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
ежедневная оценка с целью выведения итоговой отметки;
оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;
акцентирование внимания на хороших оценках;
разрешение переделать задание, с которым он не справился;
оценка переделанных работ;
использование системы оценок достижений учащихся.
в тесты:
устное объяснение заданий;
обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции теста);
обеспечение учащихся списком слов с определениями;
неограниченное время для выполнения теста;
проведение тестов в помещении без внешних раздражителей (изолированно);
чтение тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов;
разграничение тестов на секции по сходным проблемам;
использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа;
разрешение учащимся выбрать и выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы тесту;
сообщения о достижениях учащихся вместо оценки;
оценка правописания отдельно от содержания работы;
обеспечение напечатанными учебными материалами;
разрешение выполнить тест дома или с использованием учебников;
предоставление возможных ответов для заданий с пропущенными словами;
написание первой буквы пропущенного слова.
на математике:
разрешение использовать калькулятор;
группирование сходных проблем;
размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице);
использование малого количества заданий для получения оценки;
использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы;
предоставление стола с математическими предметами для справочной информации;
обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом;
поэтапное представление проблемных заданий;
использование визуальных пособий (картинок, графиков).
в работе с дополнительной информацией:
маркирование заданий в учебниках;
обеспечение обратной связи по каждому заданию;
использование линейки во время чтения для его облегчения;
обеспечение общего представления о долгосрочных заданиях, чтобы учащиеся знали, что от них требуется при выполнении этого задания;
ориентирование длительных по времени заданий на поэтапное выполнение, с ежедневной проверкой и частым оцениванием;
возможность представить выполненное задание в малой группе прежде чем выступить перед всем классом;
одновременная раздача листов с упражнениями;
последовательное выполнение задания, начиная с самой легкой его части;
проецирование изображений;
использование вспомогательных вопросов при выполнении теста;
практика записи заданий в тетради;
использование стрелок (в листах с упражнениями, на доске) для обозначения связей между явлениями.
в поведении:
организация учебного дня;
распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому;
обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать;
использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;
использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши);
сведение к минимуму наказаний за невыполнение правил, ориентировка более на позитивное, чем негативное;составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения школьника;
предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом “безопасном месте”, когда этого требуют обстоятельства;
разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
игнорирование незначительных поведенческих нарушений;
разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями.
II Рекомендации по взаимодействию с различными категориями детей с ОВЗ
1. Дети с нарушение опорно-двигательного аппарата
Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
2. Дети с нарушением зрения
Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью незрячих людей всего около 10 %, остальные люди имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других –прямое. Все это можно выяснить и учитывать при общении. Определите заранее, в каком виде ребенку удобнее получить информацию: шрифт «по Брайлю», крупный шрифт (16-18), дискета, аудиокассета. Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть — это все равно лучше, чем ничего.
Если Вы собираетесь читать незрячему ребенку, сначала предупредите его об этом. Говорите нормальным голосом. Дозируйте информацию.
Предлагая свою помощь при передвижении, направляйте ребенка, идите так, как Вы обычно ходите. Не нужно хватать незрячего за руку — она помогает ему сохранять равновесие.
Опишите коротко, куда Вы его ведете. Например: «В центре класса, примерно в шести шагах от Вас, стоит стол». Обратите внимание на наличие бьющихся предметов
Всегда называйте себя и представляйте других присутствующих.
Когда Вы предлагаете незрячему ребенку сесть, не усаживайте его, а направьте его руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если хотите помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть незрячего ребенка к предмету и брать его рукой этот предмет.
Обучение слабовидящих ведется по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом и специальными преобразованными изображениями.
Во время проведения уроков следует чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой. Во время проведения урока педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих школьников. Например, чтение в первых классах не должна превышать 7-10 минут. К дозированию зрительной работы надо подходить строго индивидуально, неуклонно следуя рекомендациям офтальмолога.
Положительное влияние на поддержание работоспособности учащихся и предупреждение зрительного переутомления оказывает проведение физкультурных пауз. Слабовидящие не должны выполнять упражнения, связанные с наклоном головы вниз и с резким движением тела, т.к. эти упражнения им противопоказаны.
Слабовидящие дети должны размещаться ближе к естественному источнику света. При некоторых формах нарушения зрения у детей наблюдается светобоязнь. Таких детей надо размещать дальше от источника света. Свет должен падать с левой стороны или прямо.
3. Дети с нарушением слуха
Абсолютно неслышащих людей очень мало. Степень слышимости варьируется — часто люди слышат отдельные частоты, многие воспринимают определенный тембр. Слабый слух — это большая проблема для общения, но найти способы эффективного общения можно. Начиная разговор, привлеките внимание своего собеседника. Если его слух позволяет, назовите его по имени, если нет — слегка положите ему руку на плечо или похлопайте, но не резко.
Разговаривая с ребенком, у которого плохой слух, смотрите на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
Некоторые дети могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите немного более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как ребенок утратил способность воспринимать высокие частоты.
Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты. Убедитесь, что Вас поняли. Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, сложный термин, адрес, напишите ее так, чтобы она была точно понята.
Не забывайте о среде, которая Вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми.
Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»
При письме нужно разбирать с детьми значение каждого слова. Такие дети запоминают тексты дословно, употребляют в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их язык беден.
Ученик, имеющий нарушение слуха, обязательно должен быть слухопротезирован, т.е. иметь индивидуальные слуховые аппараты.
Учитель, обучающий ребёнка с нарушением слуха в общеобразовательном классе, должен:
● посадить ребенка за первую парту;
● не поворачиваться спиной к нему;
● чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку; проверять рабочее состояние слуховых аппаратов;
● разрешать ему оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;
● широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.
Дети с речевыми нарушениями
Трудности в речи могут быть самыми разными — слабый голос, затрудненная речь и другие проявления. Главное, будьте терпеливы, разговаривая с ребенком, имеющим такие проблемы.
Не игнорируйте ребенка, которому трудно говорить. Не пытайтесь ускорить разговор. Не перебивайте ребенка.
Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.
Старайтесь задавать такие вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка. Не притворяйтесь, если не поняли, что Вам сказали. Повторите то, как Вы поняли, и реакция ребенка Вам поможет.
Не стесняйтесь переспросить то, что не поняли. Если Вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
Не забывайте, что ребенку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
Дети с ЗПР
Дети с ЗПР — это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).
Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.
При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач.
Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.
Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).
Подобранные задания должны лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
Учителю необходимо:
● следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
● посадить ребенка на первую парту, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
● поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание;
● разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги;
● требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. Повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете обучающихся.
Некоторые дети с недоразвитием интеллектуальной сферы стремятся угодить собеседнику и говорить то, что, как им кажется, от них хотят услышать или сообщают формальную информацию, не понимая ее смысла. Поэтому, чтобы добиться достоверной информации, задавайте вопросы на интересующую вас тему несколько раз, несколько перефразируя их.