Методические рекомендации к занятиям курса ИГК по математике «Логическая математика» 1 класс
ГУ «Караманская средняя школа»
отдела образования акиматаКарасуского района
Методические рекомендации
к занятиям курса ИГК по математике
«Логическая математика»
1 класс
1645285208280
Карасу, 2017 г.
«Логическая математика»
Занятие № 1. Вводное занятие. «Математическая зарядка».
Орг. момент.
Прозвенел звонок, начинаем урок
Мы рады этому.
Внимание наше растёт.
Наша память крепка,
Голова ясна.
Мы готовы работать.
Стартер.
Загадки
1. Рук много, а нога одна(Дерево)
2. Пять чуланов – одна дверь.(Перчатка)
3. Два брюшка – 4 ушка.(Подушка)
4. 4 ноги, а рыло свинячье,Много иголок, а шить не умеет.(Ёж)
5. 2 близнеца, 2 братца
Верхом на нос садятся.(Очки)
6. Цифру 8 , цифру 8На носу всегда мы носим.Цифра эта плюс крючки –Получаются …(Очки)
7. Под двумя дугами2 яблока с кругами.(Брови и глаза)
8. 2 они кленовые,Подошвы – двухметровые.На них поставишь 2 ноги –И по большим снегам беги.(Лыжи)
9. 2 брата под 1 крышей стоят.(Ворота)
10. Вот это случай очень редкий –На голове растут 2 ветки.(Олень)
Работа по презентации №1 Сравнение предметов по …
Работа в тетради.
№ 1. Сравни предметы. Обведи большие предметы синим карандашом, а маленькие зелёным. Соедини пары предметов.
№ 2. Раскрась только маленькие предметы.
№ 3. Помоги пройти лабиринт.
Рефлексия.
Занятие № 2. «Математические развлечения»
Шарады, ребусы
Орг момент.
Посмотрите на меня!Сегодня направлять вас буду я.Не теряя ни минутки,Приглашаю вас я в путь!Взять все знания в дорогу!И улыбку не забудь!
Стартер. Шарады.
С буквой «Р» - с овцы стригут, в нити прочные прядут.
А без «Р» - нужна для счёта, цифрой быть - её работа.
Шерсть - шесть
Число я меньше десяти. Меня тебе легко найти.
Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать.
Семь - семья
Счастливой цифру ту считают, при счете её применяют.
А «М» вот на «Т» поменяли - и рыбы немало поймали.
Семь - сеть
С «К» - фигура без углов,
С «Д» - дружить с тобой готов.
Круг - друг
Работа в тетради
№ 1. Разгадай ребусы.
(дача, семья, восемь, стог)
№ 2. Реши примеры и раскрась картинку.
Рефлексия.
Занятие № 3 «Мозаика»
Разминка, числовые превращения
Орг.момент.
Прозвенел звонок,Начинается урок.Наши ушки на макушке.Глазки шире открываем,Слушаем и запоминаем.Ни минуты не теряем.
Стартер.
Задачи с единичками 1. Напишите число 10 тремя цифрами 1. 2. Какое самое большое двузначное число можно выразить тремя единицами? Как это сделать? 3. Изобразите число 13 четырьмя цифрами 1. 4. Выразите число 2 1 пятью цифрами I . 5. Какое самое большое двузначное число можно написать с помощью пяти единиц без применения скобок? Как этого добиться?
Ответы с 1: 1.10=11 -1 . 2. 12= 11 + 1 3.13=11 + 1 + 1
4.21 = 11 + 11-1 5. 23=1 1 + 1 1 + 1
Презентация № 3 Сравнение и классификация предметов.
Работа в тетради.
№ 1. Как можно продолжить ряд?
№ 2. Расставь кубики в правильном порядке.
№ 3. Из каких фигур состоит рисунок?
(круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)
Рефлексия.
Занятие № 4. « Всезнайки» - викторина
Орг. момент.
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.Работаем старательно,Слушаем внимательно
Стартер. Веселая разминка. Отвечайте хором:
Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)
Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)
Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)
Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)
Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)
У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)
Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит..(не единица, а 5)
На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)
Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре).
Работа в тетради.
№ 1. Продолжи ряд рисунков с соответствии с числом.Литературный конкурс "Вспомним сказки".
1)Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро)
2) Сколько цветов имел цветок в сказке В.П.Катаева? (7)
3) Сколько медведей жило в избушке? (3)
5)Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра? (12)
6)Сколько раз старик бросал в море невод? (3)
7) Сколько гномов было у Белоснежки? (7)
Работа в тетради.
№ 2. Соедини точки по числам.
Занятие № 5. «Мир задач»
Задачи в стихах, логические задачи
Орг.момент.
Давайте, ребята, вспомним стихотворение, которое нам всегда напоминает, как мы должны говорить, передавать свои мысли, чувства, общаться.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё чётко и внятно
Чтоб было всем понятно
Стартер. Задачи в стихах
Пять ребят в футбол играли.Одного домой забрали.Он в окно глядит, считает,Сколько их теперь играет.(5-1=4)
Раз к зайчонку на обедПрискакал дружок сосед.На пенек зайчата селиИ по две морковки съели.Кто считать, ребята, ловок?Сколько съедено морковок?(2+2=4)
У стены стоят кадушки,В каждой кадушке по 1 лягушкеЕсли было 5 кадушек,Сколько было в них лягушек?(1+1+1+1+1=5)
Ёж спросил ежа – соседа:
-Ты откуда, непоседа?
- Запасаюсь я к зиме,
Видишь яблоки на мне.
Собираю их в лесу
6 принес, да 3 несу.
Призадумался сосед:
-Это много или нет?
6+3=9
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря!
5 карасиков в ведерке
И 4 пескаря.
Посчитайте-ка улов,
У кого ответ готов?
5+4=9
Группа малышей-утят
Плавать и нырять хотят.
6 уплыли далеко,
2 нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду,
Сосчитать я не могу?
6+2=8
Рабочая тетрадь
№ 1. Раскрась фигуры, чтобы не повторялась последовательность цветов.
№ 2. Реши примеры и раскрась рисунок.
№ 3. Сколько силуэтов фигур изображено? (9)
Рефлексия.
Занятие № 6. «Игротека»
Орг. момент.
Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы - старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
Стартер.
«Что на свете одно»
Попросите детей перечислить, что в мире есть только одно, например: солнце, луна, небо, Родина, Земля, Марс и т.д. Все перечисленное учитель записывает на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и говорят о нем два – три коротких предложения, не называя его. Например: Оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. (Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это задание можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т. д.
Презентация № 6 «Весёлый счёт»
Рабочая тетрадь.
№ 1. Раскрась игрушки на верхней левой полке в синий цвет, на нижней правой – в зелёный цвет, на верхней правой – в жёлтый, на нижней левой – в красный.
№ 2. Лабиринт. Помоги червячку выбраться из яблока.
Рефлексия. «Третий лишний» - подвижная игра
Занятие № 7. Операции над множествами.
Орг. момент.
Встало солнышко. Ура, заниматься нам пора!
Учимся старательно, слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем, дружно руки поднимаем.
Стартер. Разминка.
1. У Оли есть монеты по 2 тенге и по 5 тенге. Как она оплатит покупку в 13 тенге? (2,2,2,2,5)
2. Отец и два сына катались на велосипедах. Мама решила посчитать рули и колеса. Рулей оказалось 2, а колес – 5. Как это может быть?(1 – 2-х колёсный и 1 – 3-х колёсный велосипеды)
3. Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет ей будет через 3 года? (9 лет)
4. Два отца и два сына съели три апельсина. По сколько апельсинов съел каждый из них? (по одному)
5. В первой клетке сидят 4 цыпленка и 2 кролика. Во второй 5цыплят. Где больше глаз и на сколько? Где больше лап и на сколько? (в 1 клетке 12 глаз и 16 лап, во 2 клетке – 10глаз и 10 лап)
Работа в тетради.
№ 1. Соедини линией предметы соответствующих множеств.
Множество предметов, созданных человеком, раздели на множества игрушек и посуды.
№ 2. Какие два множества здесь объединены? Найди и обведи лишний элемент.
№ 3. Сделать аппликацию из геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги.
Рефлексия.
Занятие № 8. Логические выводы, головоломки
Орг. момент.
Стартер - разминка. Среднее арифметическое
Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора, попытайтесь отыскать среднее арифметическое тех предметов и существ, которые нас окружают.
Итак, среднее арифметическое:
Портфеля и рюкзака – это ...
Женщины и рыбы – ...
Носка и чулка – это ...
Туфельки и сапога – это ...
Холодильника и вентилятора – это ...
Ответы: ранец, русалка, гольф, ботинок, кондиционер.
Работа в тетради.
№ 1. Перевернутые пирамиды.
Заполни пустые клетки таким образом, чтобы число внизу являлось суммой двух чисел вверху.
№ 2. Игра в шарики.
- Обведи кружками пары шариков, сумма которых составляет 10.
№ 3. Игра в шарики.
- Обведи кружками тройки шариков, сумма которых составляет 12.
Занятие № 9. Интеллектуальный марафон.
Орг. момент.
Стартер. Математические загадки - пословицы
1. Наврал с … короба.
2. У него … пятниц на неделе.
3. … раз отмерь, … раз отрежь.
4. Обещанного … года ждут.
5. … сапога – пара.
Логическая викторина.
1. На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на столе? Ответ: одно яблоко2. Что можно видеть с закрытыми глазами? Ответ: Сны3. Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка? Ответ: Переходить улицу (это рисунок на зелёном сигнале светофора)4. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? Ответ: Двое
5. Сын с отцом, да сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их?
Ответ: 3 человека
6. Что можно приготовить, но нельзя съесть? Ответ: Уроки
Работа в тетради.
№ 1. «Какая фигура следующая?»
№ 2. Лабиринт.
№ 3. Найди и зачеркни лишнее.
Рефлексия.
Занятие № 10. Магические координаты
Орг. момент.
Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Дети хором произносят текст:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
Стартер - разминка.
Математические загадки с ответами
* * *
Длинный нос, как клюв у птицы –
Это цифра... («единица»)
* * *
Так похожа на матрешку —
Туловище с головешкой.
— Что за цифра? — Сразу спросим.
— Ну конечно, цифра... («восемь»)
* * *
Появилась вдруг в тетрадке
«Шесть» на голове — ... (девятка)
* * *
Думает он, что король,
А на самом деле — ... (ноль)
* * *
По-латыни это слово «меньше» означает,
А у нас-то этот знак числа вычитает. (Минус)
* * *
Числа плюсом прибавляем, и ответ потом считаем.
Если «плюс», то, без сомнения, это действие —... (сложение)
Работа в тетради.
№ 1. Помоги собаке встретиться со своим щенком. Нарисуй ей путь начиная со стрелки: 2 ; 3 ; 4 ; 4 ; 2 ; 1 .
№ 2. Найди и раскрась картинку, расставляя номер последовательности в нижнем левом углу картинки:
1 - в нижнем левом углу; 2 - в верхнем правом углу;
3 - в верхнем левом углу; 4 - в нижнем правом углу.
№ 3. По какому адресу живут ребята?
Тимур ___________________________
Ангелина ________________________
Дамир __________________________
Занятие № 11. «Мир задач»
Старинные задачи, задачи на переправу
Орг. момент.
Прозвенел звонок для нас.Мы зашли спокойно в класс.Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.Тихо сели, спинки прямо.Вижу, класс наш хоть куда.Мы начнём урок, друзья.
Стартер. Задачи на переправу
Задача 1. Поход.
Отец с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река, у берега которой находился плот. Он выдерживает на воде или отца, или двух сыновей. Как переправиться на другой берег отцу и сыновьям?
(2сына – 1 сын назад- отец – 1 сын назад – 2 сына)
Задача 2. Волк, коза и капуста.
Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин или только с волком, или только с козой, или только с капустой. Но если оста вить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?
(везёт козу, возвращается и везёт волка, возвращается с козой, козу оставляет и везёт капусту, возвращается везёт козу)
Работа в тетради.
№ 1. Ворона хочет пить. Помоги добраться до кувшина
№ 2. Раскрась паровозики, направленные направо, зелёным цветом, а паровозики, направленные налево – жёлтым.
№ 3. Реши примеры и раскрась картинку.
Рефлексия.
Занятие № 12. Графические диктанты
Орг. момент.
Учитель: Как живешь ты, 1 класс? Дети: (показывая движения) Вот так!У. Утром в школу как идешь? Д. (показывая движения) Вот так!У. Дома ночью как ты спишь?Д. (показывая движения) Вот так!У. А за партой как сидишь? Д. (показывая движения) Вот так!
Стартер. Разминка. Матемаическая мозайка.
1.Сколько дней в неделе? 2. Какой день недели был вчера? 3. Сколько месяцев в году без летних? 4. Сколько пальцев на левой руке? 5. Сколько углов у треугольника? 6. Сколько лет тебе было 3 года назад? 7. Сколько героев тянули репку? 8. Третий день недели. 9. Сколько гласных звуков в русском алфавите? А букв? 10. В каком классе ты будешь учиться на следующий год? 11. Что было завтра, а будет вчера? 12. Что будет 30 февраля? 13. Какие часы показывают точное время только два раза в сутки? 14. Кто становится выше, когда садится? 15. Стоят два человека: один смотрит на север, другой – на юг. Видят ли они друг друга? 16. Когда об воду можно порезать руку? 17. Едет всадник на коне. Сколько ног у них вместе?
Работа в тетради.
№ 1. Нарисуй точно такой же рисунок.
№ 2. Вставь пропущенные числа.
№ 3. Пройди путь по клеткам в соответствии с направлением от красной точки. Посмотри, что у тебя получиться.
Рефлексия.
Занятие № 13. «Логические соответствия»
Орг. момент.
В школу мы пришли учиться,
В жизни это пригодиться!
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать!
Стартер - разминка. Задачи с отношениями
Задача 1. Что тяжелее?
Груша тяжелее яблока, а персик легче яблока. Какой из фруктов самый тяжелый?
Задача 2. Что толще?
Ствол дуба толще, чем ствол сосны, а ствол сосны толще, чем ствол березы. Ствол какого дерева толще всех?
Задача 3. Что дороже?
Ручка стоит дороже тетради, карандаш дешевле ручки. Что стоит дороже всего?
Работа в тетради.
№1. Найди и соедини пары предметов.
№ 2. Дорисуй недостающие геометрические фигуры, чтобы равенства получились верными.
№ 3. Расставь нумерацию месяцев в соответствии с их расположением в году.
Рефлексия.
Занятие № 14. «Загадочные множества и головоломки»
Орг. момент.
Стартер - разминка.
1. Горело 3 свечи. Одна свеча погасла. Сколько свечей осталось? 2. У утенка Кряка 5 братьев и 4 сестры, а больше никаких родственников нет. Сколько уток на птичьем дворе, если все они друг другу родственники?
3. Гусь на одной ноге весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги? 4. Что легче: килограмм железа или килограмм ваты? 5. Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут будут вариться 3 яйца? 6. По дороге 2 мальчика шли и 2 рубля нашли. За ними ещё четверо идут. Сколько они найдут? 7. У треугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? 8. Как увеличить число 6 на 3, не производя никаких записей? 9. Яблоко слаще груши, а груша слаще сливы. Что из них самое сладкое? 10. Гена и Вова играли в шахматы 2 часа. Сколько часов играл каждый мальчик? 11. Амир на дорогу в школу тратит 12 минут. Сколько он минут потратит, если пойдёт вдвоём с другом. 12. Как надо бросить мяч, чтобы он, пролетев некоторое расстояние, вернулся обратно?
3. Работа в тетради.
№ 1. Три стрелки.
Начиная с числа 2, заполни все пустые кружки, выполняя вычисления по стрелкам так, как показано на доске справа.
№ 2. Подбери подходящие пары и раскрась носки, образовав пары.
№ 3. Объедини предметы в пары. Соедини пары линиями. Объясни свой выбор. Раскрась предметы.
4.Рефлексия
Занятие № 15. «Путешествие в пространстве»
Орг. момент.
Громко прозвенел звонок.
Снова начался урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Стартер - разминка.
1. В первой клетке сидят 4 цыпленка и 2 кролика. Во второй 5цыплят. Где больше глаз и на сколько? Где больше лап и на сколько?
2. Сколько весит арбуз, если на одной стороне лежит арбуз и стоит гиря в 4 кг, а на другой стоят 2 гири по 5 кг?
3. Три подружки – Вера, Оля и Таня пошли за ягодами. Для сбора ягод они взяли корзину, ведерко и лукошко. Оля была не с корзиной и не с лукошком, Вера не с лукошком. Что с собой взяла каждая девочка?
Работа в тетради.
№ 1. Установи закономерность и заполни последний квадрат.
№ 2. Нарисуй слева по точкам такую же лесенку, как и справа.
№ 3. Пройди путь по клеткам в соответствии с направлением от красной точки. Посмотри, что у тебя получиться.
8 ; 2 ; 4 ; 6 ; 4 ; 2 ; 4 ; 3 ;1 ; 1 ; 1 ; 1 ; 1
3 ; 1 ; 2 .
Рефлексия.
Занятие № 16. Турнир
Орг. момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадем
Узнаете вы скоро.
В стране далекой мы найдем
Помощников веселых.
Стартер - разминка.
1. Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле? Ответ: 6 тракторов
2. Одно яйцо нужно варить 5 минут. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 6 таких яиц? Ответ: 5 минут
3. Вы сидите в самолёте, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы находитесь? Ответ: На карусели
4. Кто становится выше, когда садится? Ответ: Собака
5. Что не войдёт в самую большую кастрюлю? Ответ: Её крышка
6. На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного. Сколько птиц осталось на грядке?
Ответ: нисколько. Остальные птицы улетели
7. Каких камней в море нет? Ответ: Сухих
8. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
Ответ: 4 ребенка
Работа в тетради.
№ 1. Лабиринт.
По какой дорожке должна пойти белка, чтобы добраться до орешка?
№ 2. Рассмотри внимательно картинки и ответь на вопросы.
№ 3. Найди тень предмета и соедини их.
Рефлексия.
Занятие № 17. «Кроссвордоград»
Орг. момент.
Долгожданный дан звонок –Начинается урок.Ум и сердце в работу вложи,Каждой секундой в труде дорожи.
Стартер. Загадки.
* * *
Отрезки, прямые
Черти с ней скорей-ка!
Поля без труда
Проведет вам... (линейка)
* * *
Три стороны и три угла.
И знает каждый школьник:
Фигура называется,
Конечно, ... (треугольник)
* * *
Чтобы сумму получить,
Нужно два числа... (сложить)
* * *
Если что-то забираем,
Числа, дети,... (вычитаем)
* * *
Чтобы правильно считать,
Нужно знаки эти знать.
Десять их, но знаки эти
Сосчитают всё на свете.
(цифры)
* * *
Мы на математике
Время изучали,
О минутах и секундах
Все-все-все узнали.
И можем вам сказать сейчас,
Что 60 минут есть... (час)
* * *
У треугольника их три,
Но их четыре у квадрата.
У всех квадратов
Меж собой они равны.
О чем я, догадаетесь, ребята?
(Стороны)
Работа в тетрадях.
№ 1 . Реши примеры и разгадай кроссворд. Прочти выделенное слово.
9 – 8 = 2) 4 + 2 = 3) 7 – 5 =
4 + 6 = 5) 9 – 5 = 6) 8 – 3 =
№ 2 . Соедини линиями фигуры с одинаковыми ответами.
№ 3. Разгадай слова.
Рефлексия.
Занятие № 18. «Логические вычисления»
Орг. момент.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Стартер - разминка. Задачи с отношениями
Задача 1. Кто старше?
Три брата — Ваня, Саша, Коля — учатся в разных классах одной школы. Коля старше, а Саша моложе Вани. Назовите имена старшего из братьев, среднего и младшего.
Задача 2. Кто выше?
Вася ниже Коли, а Толя выше Коли. Назовите имена самого высокого мальчика, среднего по росту и самого низкого.
Задача 3. Кто ниже?
Винни-Пух такого же роста, как Крокодил Гена, а Крокодил Гена выше Чебурашки. Кто ниже всех?
Работа в тетради.
№ 1. Найди двух одинаковых учеников. Раскрась их.
№ 2. Как картинки относятся друг к другу? Составьте соответствующие отношения.
№ 3. Раздели фигуры на три группы. Нарисуй в каждом квадрате фигуры, которые относятся к одной группе.
№ 4 . Реши примеры и раскрась картинку.
Рефлексия.
Занятие № 19. «Загадочные узоры»
Орг. момент.
Долгожданный дан звонок –Начинается урок.Ум и сердце в работу вложи,Каждой секундой в труде дорожи.
Стартер - разминка.
«Непростой вопрос - стол без угла»
У крышки стола квадратной формы отпилили один угол. Сколько стало углов у стола?
Ответ: 5.
«Подумай, раздели»
Что получится, если ломаной линией из трех звеньев разделить прямоугольник на четыре равные части?
Ответ: треугольники.
Работа в тетради.
№ 1. Найди части, на которые разбит прямоугольник, изображенный слева, и отметь их галочкой.
№ 2. Дорисуй в каждом ряду недостающую фигуру.
№ 3. Продолжи узор и раскрась.
№ 4. «Какая фигура следующая?»
4. Рефлексия.
Занятие № 20. «Хитрые задачи»
Орг. момент
Мы 7 раз в ладоши хлопнем
8 раз ногами топнем
3 (2) мы вычтем из 6 (8)
Сколько раз присесть должны?
Стартер - разминка.
« Хитрые вопросы».
1. Сколько дней в неделе? Каким по счёту является воскресенье?
Какой день был перед субботой? Какой день наступит после понедельника?
2. Сколько месяцев в году? Назови первый месяц года. Какой месяц заканчивает год? Какой месяц самый короткий?
3.Сколько времён года? Назови весенние месяцы. Какой месяц наступит сразу по окончании весны? Какой месяц начинает учебный год? Какое это время года?
Работа в тетради.
№ 1. Раскрась книги так, чтобы большая красная книга была между синей и зелёной книгами, а жёлтая – рядом с зелёной.
№ 2. Распутай нитку и раскрась ту катушку, нитка которой вставлена в иголку.
№ 3. Раскрась подарки. Найди для каждого подарка мешок. Укрась мешки с подарками
Рефлексия.
Занятие № 21. «Умные числа».
Задачи со спичками
Орг. момент
В класс пришёл не хмурь лица, Будь весёлым до конца, Не ленитесь, улыбайтесь, Всем законам подчиняйтесь, А закон у нас такой: Всё, что надо под рукой.
Стартер - разминка.
Как надо бросить мяч, чтобы он, пролетев некоторое расстояние, вернулся обратно? 2. На столе стояло 2 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? 3. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? 4. Что будет с ребёнком, когда ему исполнится 7 лет? 5. Термометр показывает 20 градусов тепла. Сколько градусов покажут два таких термометра? 6. На заборе сидело 8 птиц. Две вороны, воробей да шмель улетели. Сколько птиц осталось?
3. Работа в тетради.
Домик из спичек№ 1. Переложите только 2 спички так, чтобы получить такой же домик, но в зеркальном отражении:
№ 2. Две рюмки составлены из десяти спичек. Переложи шесть спичек так, чтобы получился дом.
№ 3. Примеры со спичками.
Переложи одну спичку так, чтобы равенство было верным.
На рисунке из спичек выложено неверное равенство 5-11=1.
Переложи спичку так, чтобы оно было верным.
На рисунке из спичек выложено неверное равенство 2+9=6.
Убери 2 спички так, чтобы равенство стало верным.
4.Рефлексия.
Занятие № 22. «Задачник» - нестандартные задачи
Орг. момент. Игра “Как живёте?”(На каждый вопрос дети хором отвечают: “Вот так!” и жестом показывают нужное действие.)- Как живёшь?- Вот так! (Показать большой палец)- Как идёшь?- Вот так! (^ Прошагать 2 пальцами одной руки по ладошке другой)- Как бежишь?- Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)- Ночью спишь?- Вот так! (^ Руки “ лодочкой” под щёку и положить на них голову)- Как берёшь?- Вот так!- А даёшь?- Вот так!- Как шалишь?- Вот так! (Произвольные движения)- А грозишь?- Вот так! (Погрозить пальчиком)- Как сидишь?- Вот так! (Руки на стол)- А математику как знаешь?- Вот так! (Показать большой палец)
Стартер - разминка.
1. Боря и Ваня занимаются футболом и шахматами. Боря – второклассник, а футболист учится в третьем классе. Кто чем занимается?
2. Мама налила молоко и квас в банку и кувшин. Сосуд с квасом стоит на столе, а кувшин – в холодильнике. Что куда налили?
4. Имеется 2 замка и 2 ключа к ним. Взяли ключ и проверили, подходит ли он к одному из замков. Достаточно ли этой проверки, чтобы узнать от какого замка каждый ключ?
5. Меня зовут Иваном Сергеевичем, моего деда – Петром Николаевичем. Назвать имя и отчество моего отца.
Работа в тетради.
№ 1. Какие фигуры тебе напоминают эти облака? Закончи их недостающими элементами.
№ 2. Раскрась только то, что может быть зелёного цвета.
№ 3. Паучок заблудился
Помоги паучку добраться до паутины.
Рефлексия.
Занятие № 23. «Подумай и скопируй»
Орг. момент.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Заниматика у нас.
Стартер. Загадки о парных предметах (лыжи, коньки, перчатки, варежки, носки)
***
Мчусь как пуля я вперед,Лишь поскрипывает лед,Да мелькают огоньки.Кто несет меня? ...(Коньки)
***Есть лекарство от тоски:Надеваю две доски,В руки я беру две палки,С ветерком играю в салки!Что же это? Говори же!(Лыжи)
***Взял дубовых два бруска,Два железных полозка.На бруски набил я планки,Дайте снег! Готовы ...
(санки)***Сшили их из чёрной кожи,В них теперь ходить мы можем.И по слякотной дороге –Не промокнут наши ноги.(Сапоги)
***Дали братьям тёплый дом,Чтобы жили впятером.Брат большой не согласилсяИ отдельно поселился. (Варежки)
***Треплют, катают,а зиму таскают.(Валенки)
***
Всегда шагаем мы вдвоём,Похожие, как братья.Мы за обедом — под столом,А ночью — под кроватью.Ответ: (Ботинки, тапочки)
3. Работа с таблицей. Вставь пропущенное число.
4.Работа в тетради.
№ 1. Скопируй понравившийся рисунок.
Раскрась получившийся рисунок. Сравни с оригиналом.
№ 2. Закончи любой из рисунков. Сравни с оригиналом.
5.Рефлексия.
Занятие № 24. «Считаем быстро и правильно»
Орг.момент
– Я приветствую тех, Кто с удовольствием шёл в школу;У кого сегодня хорошее настроение;Кто хочет учиться. (Дети встают)
Стартер. Игра «Перестроения»
- рассчитаться на 1-5, выбегают те номера, какую карточку поднимаю.
Разминка.
Назови число, которое меньше количества месяцев в году на 2.
Какое число больше количества пальцев на руке на 3?
Назови число, которое больше количества лап у собаки 5.
Какое число больше количества рогов у коровы на 10?
Сколько лап у двух щенков?
Какое число меньше количества дней в неделе на 2?
Работа в тетради.
№ 1. Выбери нужные числа и прочитай получившиеся слова.
№ 2. Посмотри на картинку и ответь на вопросы.
Рефлексия.
Занятие № 25. «Затейливые фигуры»
Орг. момент
Стартер. Загадки о геометрических фигурах. (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат)
Разминка. Игра «Изобрази фигуру»
Ребята (1, в паре, в тройке) изображают фигуру пантомимой, а остальные отгадывают, что это за фигура.
И наоборот. Одна группа описывает фигуру, а другая молча её изображает пантомимой .Работа в тетради.
Рефлексия
Занятие № 26. Турнир
Орг. момент.
Математика нужна!Математика важна!В жизни пригодиться!Изучая математику,Не следует лениться!
Стартер. Загадки с числами.
1. 8 ног – как 8 рук:Вышивает шёлком круг. (Паук)
2. На страницах букваря –
33 богатыря.Мудрецов-богатырейЗнает каждый грамотей. (Алфавит)
Закутан ребёнок в 100 пелёнок. (Капуста)
4. Рассыпался горохНа 1000 дорог,Никто его не подберёт. (Град)
5. У маленькой скотинки1000 серебряных монеток на спинке. (Рыба)
6. Закопали в землю в маеИ 100 дней не вынимали,А копать под осень стали –Не 1 нашли, а … (Картофель)
7. Удивительное солнце:В этом солнце 100 оконцев,Из оконцев тех глядятГлазки маленьких галчат. (Подсолнух)
8. Выходили 12 молодцов,Выносили 4 сокола,Выпускали 7 лебедей.(Месяцы, недели, дни)
9. 1 пастух
1000 000 овец пасёт. (Месяц и звёзды)
10. 2 рога, а не бык,6 ног без копыт.Летит – воет,Сядет – землю роет.(Жук)
Работа в тетради.
№ 1. Геометрические слова
Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова и названия геометрических фигур, которые в них «вписались».
◘ ФОР _ _ _ _ _ (Часть окна)
◘ ЛАС _ _ _ _ _ (Птица)
◘ КИС _ _ _ _ _ (Инструмент художника)
◘ ТРЕ _ _ _ _ ЬНИК (Геометрическая фигура)
№ 2. Разгадай ребусы.
Дача 2. Точка 3. Тритон. 4. Трикотаж.
№ 3. Найди пару картинке, решив задачки - картинках.
Все ли картинки имеют пару?
№ 4. Лабиринт.
Помоги Вини добраться до горшочка с мёдом.
Рефлексия
Занятие № 27. «Умная последовательность»
Орг. момент
Рада, рада, детвора!
Заниматься нам пора!
Мальчики здесь? Здесь!
Девочки здесь? Здесь!
Ученики хором:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Стартер - разминка.
Бабушка связала Нине две пары носков. Сколько носков связала бабушка Нине?
По двору ходят куры. У всех кур Петя насчитал 6 ног. Сколько кур?
У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?
Какое число самое маленькое?
В семье четверо детей: сестёр столько же, сколько братьев и сестёр. Сколько сестёр?
Из бочки взяли 2 раза по 2 полных ведра воды. Сколько вёдер воды взяли?
В корзине сидят котята. У всех котят 3 пары ушек. Сколько котят в корзине?
На горке катались 6 ребят. Двое ушли обедать, но после обеда вернулись на горку. Сколько ребят стало на горке?
У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука?
У жука 3 пары ног. Сколько всего ног у жука?
Работа в тетради.
№ 1. Восстанови последовательность фигур.
№ 2. Найди одинаковые последовательности.
№ 3. Яблочный лабиринт
Помоги червячку выбраться из яблока.
№ 4. Что лишнее?
Рефлексия.
Занятие № 28. «Судоку»
Орг. момент
Начинается урок.Он пройдет ребята впрок.Постарайтесь все понять,Учитесь тайны открывать,Ответы полные давайтеНа уроке не зевайте.
Стартер - разминка.
На кусте утром было 8 бутонов. К середине дня все бутоны распустились и стали красивыми розами. Сколько бутонов осталось на этом кусте нераскрытыми?
В пакете лежат красные и жёлтые яблоки. Из пакета взяли 4 красных и 5 жёлтых яблок, и пакет опустел. Сколько яблок было в пакете?
Дима выиграл у Алёши 2 партии в шахматы, а Алёша выиграл 3 партии. Сколько партий сыграли мальчики?
Каждый из троих взрослых ведёт за руку двоих детей. Сколько детей идут со всеми взрослыми?
Работа в тетради.
№ 1. Заполни пустые клетки.
№ 2. Дорисуй недостающую картинку.
№ 3. Дополни недостающее.
Рефлексия.
Занятие № 29. «Графические путешествия»
Орг. момент.
Пусть сегодня для нас всех,
В класс придёт сейчас успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Стартер - разминка.
Игра «Дополнение.» Развивать вычислительные навыки.
Вызываются к доске 2 ученика. Один задает 3 вопроса, другой отвечает, затем меняются ролями. Например, первый говорит: « Я буду называть числа, а ты отвечай, сколько не хватает до 80» (Ученик называет числа 20, 60, 30). Выигрывает тот, кто не сделает ни одной ошибки.
Игра «Теремок.» Всем, кто просится пожить в домике, дается задание, например, составить примеры с ответом 3, 4, 5, 6. Дети помогают всем, потому, что хотят, чтобы все житии под одной крышей.
Работа в тетради.
№ 1. Скопируй рисунок и раскрась.
№ 2 . Соедини точки в порядке убывания. Раскрась картинку.
№ 3 . Пройди путь по клеткам в соответствии с направлением от красной точки. Посмотри, что у тебя получиться.
3 ; 7 ; 2 ; 4 ; 4 ; 4 ; 2 ; 2 ; 3 ; 2 ; 2 ; 1 ;
3 ; 2 ; 1 ; 2 ; 4 ; 4 ; 2 ; 4 ; 4 ; 6 ; 2 ; 2 .
4.Рефлексия
Занятие № 30. «Тайны лабиринтов,
закономерностей и соответствий»
Орг. момент.
Мы умные, серьёзные.Мы отлично учимся, Всё у нас получится!
Стартер. «Змейка»
Под зажигательную музыку выбранный водящий ведёт за собой ребят, которые поочерёдно добавляются .Разминка.
Ринат и Дима решили поиграть. Один мальчик играл машинкой, а другой трактором. Ринат машинку не брал. Кто чем играл?
4.Работа в тетради.
№ 1 . Продолжи закономерность.
№ 2 . Найди закономерность и продолжи ряд чисел:
9, 10, 12, 15, .., .., ..,
№ 3 . Соедини предметы, которые взаимосвязаны друг с другом.
№ 4 . Лабиринт. Помоги оленёнку попасть к маме.
Рефлексия
Занятие № 31. «Умные задачи»
Орг. момент.
Мы умные! Мы дружные!
Мы внимательные! Мы старательные!
Мы отлично учимся, Всё у нас получится!
Стартер - разминка. «Слушай – решай - отвечай»
Есть в коробочке у СветыШоколадных две конфеты,У Марины целых семь,А у Коли нет совсем.Для него большой секрет,Сколько у подруг конфет!
(2+7=9)
Знаем точно, что в карманеБыло семь рублей у Вани.Ваня в магазин сходилИ за шесть батон купил.Продавец был озадачен,Сколько ж дать ребенку сдачи.
(7-6=1)
Кеша знал три умных слова,Выучил еще шесть новых.Жаль, пока не понимает,Сколько слов всего он знает!
(3+6=9)
Работа в тетради.
№ 1 . Вставь в пустые фигуры числа так, чтобы каждая сторона в сумме составляла число 6.
№ 2 . Найди и зачеркни лишнее.
№ 3 . Найди пару.
№ 4. Закончи рисунок.
Рефлексия.
Занятие № 32. «Творческая кладовая»
Орг. момент
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаю вам удачи!
За работу, в добрый час!
Стартер - разминка.
Разбор ролей, разучивание.
Сценка "3=7 и 2=5"
Учитель: Ну что, Петров? Что же мне с тобой делать?
Петров: А что?
Учитель: Весь год ты ничего не делал, ничего не учил. Что тебе ставить в ведомости, прямо не знаю.
Петров (угрюмо глядя в пол): Я, Иван Иваныч, научным трудом занимался.
Учитель: Да что ты? Каким же?
Петров: Я решил, что вся математика наша неверна и ... доказал это!
Учитель: Ну и как же, товарищ Великий Петров, вы этого добились?
Петров: А-а, что там говорить, Иван Иваныч! Я же не виноват, что Пифагор ошибался и этот ... Архимед!
Учитель: Архимед?
Петров: И он тоже, Ведь говорили, что три равно только трём.
Учитель: А чему же ещё?
Петров (торжественно): Это неверно! Я доказал, что три равно семи!
Учитель: Как это?
Петров: А вот, смотрите: 15 -15 = 0. Верно?
Учитель: Верно.
Петров: 35 - 35 =0 - тоже верно. Значит, 15-15 = 35-35. Верно?
Учитель: Верно.
Петров: Выносим общие множители: 3(5-5) = 7(5-5). Верно?
Учитель: Точно.
Петров: Хе-хе! (5-5) = (5-5). Это тоже верно!
Учитель: Да.
Петров: Тогда всё вверх дном: 3 = 7!
Учитель: Ага! Так, Петров, дожили.
Петров: Я не хотел, Иван Иваныч. Но против науки ... не погрешишь!
Учитель: Понятно. Смотри: 20-20 = 0. Верно?
Петров: Точно!
Учитель: 8-8 = 0 - тоже верно. Тогда 20-20 = 8-8. Тоже верно?
Петров: Точно, Иван Иваныч, точно.
Учитель: Выносим общие множители: 5(4-4) = 2(4-4). Верно?
Петров: Верно!
Учитель: Тогда всё, Петров, ставлю тебе «2»!
Петров: За что, Иван Иваныч?
Учитель: А ты не расстраивайся, Петров, ведь если мы разделим обе части равенства на (4-4), то 2=5. Так ты делал?
Петров: Ну, допустим.
Учитель: Вот я и ставлю «2», не всё ли равно. А?
Петров: Нет, не всё равно, Иван Иваныч, «5» лучше.
Учитель: Возможно, лучше, Петров, но пока ты этого не докажешь, у тебя будет двойка за год, равная, по-твоему, пятёрке!
Ребята, помогите Петрову.
Работа в тетради.
№ 1 . Раскрась понравившуюся картинку.
№ 2 . Помоги животным найти свой дом.
№ 3 . Лабиринт. Закрой кран Раскрась кран, из которого наливают воду в ведро
4.Рефлексия.
Занятие № 33. Олимпиада.
Подведение итогов.
Орг. момент.
Мы – умные!Мы – дружные!Мы – внимательные!Мы – старательные!
В первом классе учимся!Всё у нас получится.
Стартер - разминка. «Послушай – посчитай - ответь»
«Муха, муха-ЦокотухаПозолоченное брюхоМуха по полю пошла,Муха денежку нашла».
– Что произошло в сказке дальше?
– Муха пошла на базар и купила самовар.
– Перед тем как купить самовар, муха решила посмотреть и посчитать, что она может купить на эту денежку.– Давайте поможем Мухе посчитать.– Посчитайте десятками до 100 и обратно.– Назовите соседей чисел 5, 17, 39.– Назовите предыдущее число для чисел 9, 24, 80.– Как найти предыдущее число?– Назовите последующее для чисел 15,39, 62.– Как найти последующее число?
Работа в тетради
№ 1 . Лабиринт. Помоги пчёлам найти дорогу к улью.
№ 2 . Реши уравнение и раскрась картинку.
№ 3 . Где - чья одежда и обувь? У кого вещей больше?
Рефлексия.
Используемая литература: 1. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2006 2. «Уникальный рабочий материал по математике» О.В. Узорова Москва 2005 г. 3. «Развитие логического мышления» Л.Ф. Тихомиров. Академия развития 1997 г. 4. «Нестандартные задачи по математике»Г.В. Керова Москва «Вако» 2008г. 5. «Считай, смекай, отгадывай» «Просвещение» 1996 г. 6. Внеклассная работа по математике в начальной школе. В.П. Труднев. Москва «Просвещение» 1995 г.
«Математика в начальной школе». Л.Ф. Тихомирова «Творческий центр» Москва 2003г.
Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – М.: ООО Издательство «АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.
Брайт И. В. Развиваем интеллект. СПб., 1997.
Волина В. А. Праздник числа: Занимательная математика для детей. М.: Знание, 1993.
Задачи для внеклассной работы по математике в V — VI классах/Сост. В. Ю. Сафанова; Под ред. Д. Б. Фукса, А. Л. Гавронского. М.: Мирос, 1993.
Корденский Б. А. Математическая смекалка. М.: Гос. изд-во технико-теоретической литературы, 1995.
Лихтарников Л. В. Занимательные логические задачи. СПб.: Лань, МИК, 1996.
Интернет ресурсы: http://zagadki.info/zag/so-spichkami.html - Загадки; http://www.vampodarok.com/kprazdnikam/ny/cont544.html ,
www.spich.ru – ребусы, головоломки; HYPERLINK "http://www.mirdetok" www.mirdetok. tomsk.ru – логические последовательности; pozitivportal.ru - лабиринты; talantiki. ru – картинки; solkids.ru – раскраски с примерами и уравнениями.