Конспект урока по теме «Познание и знание» (10 класс, базовый уровень).


Конспект урока по теме «Познание и знание» (10 класс, базовый уровень).
Количество часов согласно контрольно-тематическому плану – 1.
Учебник: Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2011. – 351 с.
Оборудование урока: технические средства обучения – проектор, экран (или интерактивная доска), компьютер, раздаточные карточки, CD-диск или флэш-накопитель, учебник, тетрадь, ручка. Организационный момент.
Определение целей и задач организационного момента:
Цель: настрой учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока состоит в следующих действиях:
- приветствие
- определение отсутствующих
- проверка готовности к уроку
- организация внимания
Описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока:
- устный контакт с учащимися.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Учащиеся: Здравствуйте, Дария Николаевна!
Учитель: Кто сегодня отсутствует на уроке? По какой причине?
Кто не достал из рюкзака тетради, ручки и учебники, доставайте.
Прошу внимания. Сегодня у нас особенный урок. На каждом уроке в нашей школе мы черпаем знания, на каждом уроке мы развиваем наши умения. А сегодня у нас урок о том, что есть процесс усвоения обществом знаний. Этот процесс называется «познание».
Опрос учащихся по заданному на дом материалу:
Цель данного этапа урока:
- закрепление пройденной темы на предыдущем уроке.
Задача данного этапа урока:
- проверка домашнего задания – мини-сочинения.
Описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач:
- коллективные средства обучения (в парах).
Описание критериев достижения целей и задач данного этапа работы:
Определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удаётся достичь поставленных целей:
Учитель: Сначала мы проверим домашние задания. Скажите мне, какую тему мы усваивали с вами на прошлом уроке?
Ответ учащихся: Деятельность – способ существования людей.
Учитель: правильно. На прошлом уроке мы прошли тему «Деятельность – способ существования людей». Вам были задано мини-сочинение «Может ли человек жить, ничего не делая?» Кто желает прочитать своё сочинение?
Учитель: пожалуйста, выйдите к доске и прочитайте. Молодец, очень интересно написано.
В конце урока я прошу вас сдать сочинения.
Изучение и закрепление нового учебного материала.
Учебная цель: определение целей и задач
Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися:
Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала:
Образовательные цели:
- показать место познания среди многообразия человеческой деятельности.
- раскрыть роль знаний в жизни людей.
- охарактеризовать основные источники познания человека об окружающем мире.
- выяснить проблемы познаваемости мира.
- изучить подходы познаваемости мира.
- изучить объекты и субъекты познания.
- изучить особенности различных видов познания – чувственное и рациональное познание, давать примеры.
- раскрыть суть спора эмпириков и рационалистов.
Развивающие цели:
- развивать умения учащихся логически мыслить.
- находить решение задачи.
- выделять главное в тексте.
- устанавливать причинно-следственные связи.
- делать обоснованные выводы.
Методы организации работы учащихся на основном этапе урока:
- описание
- эксперимент
- технические средства обучения
- коллективные средства обучения
- работа с учебником.
Форма организации этапов – синтез изучения нового материала и закрепления (комбинированная).
Описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся:
- коллективные средства обучения (умение работать в паре-группе, разно-уровневые группы, взаимопомощь, взаимоконтроль усвояемости нового материала)
Описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: концентрация внимания, своевременные записи в тетради, активное участие в работе пар и групп.
Настрой и актуализация знаний учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока:
Учитель: на прошлом уроке мы, как говорили несколько минут назад, мы изучали тему «Деятельность». Сейчас вспомним виды деятельности. Назовите их.
Учащиеся: познавательная, трудовая, игровая, творческая.
Учитель: Вы всё назвали правильно. И прошлая тема связана с темой, которую мы будем изучать сегодня. Сегодня мы проведем урок по теме «Познание и знание».
Пожалуйста, перепишите эпиграф. Эпиграфом урока служит высказывание древнегреческого мыслителя и учёного Сократа «Я знаю то, что не знаю ничего» (на доске). О смысле высказывания Сократа мы поговорим через несколько минут.
Запишите в тетрадь основные вопросы новой темы урока «Знание и познание».
Проблема познаваемости мира.
Что такое познание? Знание – результат познавательного процесса.
Объект и субъект познания.
Чувственное и рациональное познание.
Истина и её критерии.
Вопрос 1. Начнём урок с проблемы познаваемости мира. Познаваем ли мир?
Проблема познаваемости мира является центральной в философской науке.
Жил такой человек, и звали его Сократ. Был он великим ученым Древней Греции, мыслителем. И прожил он до глубокой старости. В один прекрасный день он сказал: «Я знаю то, что не знаю ничего».
В чём же смысл этой фразы? Почему Сократ так явно демонстрирует своё незнание?
Ответы учащихся (примерные): нельзя всё знать, потому что появляются новые знания, люди постоянно изобретают что-то новое.
Учитель: да я с вами согласна, в чем – то вы правы. В ваших словах есть истина.
Я представляю себе человеческое знание островком в океане вселенского знания. Чем больше человек знает, тем больше его островок. Чем больше его островок, тем увереннее он чувствует себя в жизни. А что такое незнание? А незнание- это береговая линия, которая отделяет сушу от океана. И чем больше суша, тем длиннее эта береговая линия. Чем больше человек знает, тем больше размеры его незнания. Новые знания рождают новые вопросы. Нельзя знать всё. Мудрость начинается с того, что человек осознаёт размеры своего незнания. Океан вселенского знания безграничен, и человеку не дано постичь его. Сколько бы человек не получал новых знаний, то, что ему ещё предстоит узнать, будет бесконечно велико.
Показ слайдов: Основные вехи становления человеческого познания.
Слайд 1. Представления древних о строении Вселенной.
Слайд 2. Птолемеева система.
Слайд 3. Гелиоцентрическая система Николая Коперника.
Учитель: что можно сказать о познаваемости мира теперь, посмотрев эти слайды?
Ответ учащихся: каждый слайд отражает представления людей и казалась истинной.
Учитель: Верно. Фраза, сказанная Сократом, имеет ещё и тот смысл, что знание не бывает совершенным. Чем больше знаний мы получаем, чем дальше развивается наука, тем чаще нам приходится пересматривать свои прежние взгляды. Даже таблица умножения, которую мы выучили в первом классе, оказывается может быть использована только в десятичной системе счёта. Ньютон устарел перед Эйнштейном, а взгляды Эйнштейна будут пересмотрены физиками будущего. И этот процесс бесконечен. Произнося свою знаменитую фразу, Сократ понимал несовершенство своего знания.
- Вы согласны с Сократом?
- Стоит ли человечеству учиться, стремиться к знаниям, получать образование?
Ответы учащихся: Но человек не был бы человеком, если бы не стремился к невозможному. Познать непознанное и совершенствовать свои знания – это те цели, ради которых стоит жить и наличие которых отличает нас от животных. Посмотрите на ребёнка, который делает первые шаги в жизни. Какая у него жажда знаний! Сохранить эту жажду в течении всей жизни- сверхзадача, к которой должен стремиться человек.
Учитель: Как быть мудрым? Понимать, что твоё знание несовершенно и ничтожно мало; стремиться овладевать новыми знаниями; понимать, что твоя правда не является единственной и самой совершенной в мире; избегать споров, а стремиться к диалогу; говорить с человеком, а не с толпой. Я не считаю, что эти правила являются достаточными, но необходимыми они являются точно.
Учитель: теперь рассмотрим следующие философские учения «агностицизм», конвенционализм и гносеология.
Учащиеся читают.
Учитель: вдумаемся в слова шотландского философа-агностика Дэвида Юма: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств». Какие проблемы познания отражает это высказывание? Задайте эти вопросы, разбившись на пары. При этом задайте вопросы, на которые наука не имеет однозначного, проверенного ответа.
Работа в парах. Учащиеся: всё, что не изучено, всё, что не подтверждено экспериментальным путём.
Вариант 1. Возраст Вселенной и планеты Земля. Всё это теория.
Вариант 2. Круги на полях – «ведьмины круги».
Учитель: Теперь перейдём к изучению второго вопроса. Итак, Вопрос 2. Что такое познание? Но сначала вспомним, что такое «Знание». Открываем учебник, стр. 55 и находим значение понятия «Знание». Как в учебнике выделяются термины и понятия?
Учащиеся: Жирным шрифтом. Знание – это результат познания.
Учитель: таким образом, что является процессом, а что результатом – знание или познание?
Учащиеся: познание – это процесс, а знание – результат.
Учитель: как это соотносится с нашей деятельностью?
Учащиеся: например, сейчас мы занимаемся познавательной деятельностью, а результатом этой деятельности будут знания по сегодняшней теме.
Учитель: правильно. Вслушайтесь в словосочетание «Человек познающий». И тема нашего разговора «как возникают знания?»
Учащиеся: Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей.
Учитель: Обратите внимание на схему 1. Давайте вместе её прочитаем.
Учащиеся: Познание бывает непроизвольным и специальным.
Учитель: какой вопрос вы мне можете задать?
Учащиеся: Какое познание бывает непроизвольным, а какое – специальным?
Учитель: а теперь запишем её в тетради.
На доске схема 1:

Учитель: Приведём примеры из жизни, чтобы понять, каким образом могут возникать знания?
Вот, например ты обжегся горячим чаем…
Разбил хрупкую вазу…
Вы получили непроизвольное познание. А дальше подумаем о значении этих терминов. Для этого сделаем синтаксический разбор слова «непроизвольный». –Не – приставка. Каково значение слова?
Учащиеся: видимо, сделанный не нарочно.
Учитель: А если связать с нашими примерами, то получается..?Учащиеся: обжёгшись горячим чаем, разбив хрупкую вазу, можно не нарочно, а даже нечаянно что-то узнать.
(Как вариант вопрос не учащихся, а учителя) А что узнать?
Учащиеся: Ваза – хрупкая и ценная и внутри неё что-то есть. А обжёгшись чаем, можно узнать, что чай горячий.
(примеров непроизвольного познания может быть множество)
Учитель: не забывайте о втором словосочетании «специальное познание». Что это?
Учащиеся: кажется «специальное познание» делается специально.
Учитель: Правильно. Ученые делают опыты – это пример специального познания. Теперь самостоятельно за две минуты приведите примеры специального и непроизвольного познания. Для этого разделитесь на пары и выслушайте примеры. Оцените правильность примеров, которые должны соответствовать понятиям.
Учащиеся разбиваются на пары и приводят примеры: открытие закона всемирного тяготения (при этом что-то роняют на стол), принципы закона Архимеда, таблица Пифагора и т.д.
Учитель: время истекло. Поговорим о процессе познания. Кто познаёт мир?
Учащиеся: человек.
Учитель: что познаётся?
Учащиеся: мир, всё, что окружает.
Учитель: Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания). Как же они соотносятся друг с другом?
Дать представление о процессе познания через формулы, в которых:
П – познание,С – субъект познания,О – объект познания.
Учитель: давайте вместе составим две формулы познания мира, используя условные обозначения, когда субъект познает окружающий мир 1) “со стороны” 2) и когда он не отделен от предметного мира; а потом приведём конкретные примеры для одной и второй формул. Я помогу вам, если будут затруднения, поэтому не волнуйтесь.
К доске выходят 2 пары учащихся и первая пара записывает с помощью учителя первую формулу, а вторая пара – вторую формулу.

(познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него вместе с объектом познания).
Учитель: вот что у нас получилось. Давайте прочитаем.
Учащиеся и учитель: формула 1. Познание – это когда субъект, то есть человек стремится к познанию объекта, созерцая мир (познающий разум со стороны созерцает мир). Формула 2. Познание – это когда познающий человек находится внутри познаваемого мира с объектом познания.
Учитель: Запишем формулы в тетрадь. А теперь приведем к этим формулам примеры.
Учащиеся: формула 1 - например, глядя в небо, человек видит звёзды. Формула 2 – стоя на улице, человек видит не только облака на небе, но чувствует, как идёт дождь и мокнет под дождём (ответ может быть любой, однако следует попросить назвать сравнимые примеры).
Учитель: Какими способами мы познаем мир? Ответ на этот вопрос указан на схеме 2. Прочитаем её вместе:
Схема 2. Способы познания мира.

Способы познания мира


Чувственный
Рациональный

Чтение схемы: есть два известных способа познания мира рациональный и чувственный.
Учащиеся: что такое рациональный?
Ответ могут дать и учащиеся и учитель: рациональный означает познание мира умом, мыслью, опираясь на логику и рационализм.
Учитель (учащимся, которые сами сформулировали ответ): молодцы, в конце урока я поставлю хорошую оценку.
Постановка конкретной учебной цели перед учащимися:
Учитель: Теперь закрепим наши знания по теме «Способы познания мира». После решения этих задач вы будете не только понимать смысл понятий «рациональное познание» и «чувственное восприятие», но и, что важнее, сможете дать примеры рационального познания и чувственного восприятия. Вам покажется знакомым то, что мы сейчас будем делать, новое для вас – определять лишь способы познания.
Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на 4-ом этапе урока:
Для этой цели разделитесь на пять групп по 4-5 человек (в 10 классе – 19 человек).
Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: насколько правильнее и полнее был дан ответ с небольшой долей соревновательности.
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не усвоила новый учебный материал: узнать, кто принял активное участие в группе, а кто не понял темы. Попросить более сильного учащегося помочь однокласснику: более сильный ученик рассказывает, потом тот, кто не понял тему сразу, пересказывает и один член команды пишет на листке другое слово и группа контролирует ответ.
Учитель: обратите внимание на следующие слайды.
Они помогут вам выполнить заданные задачи.
Работа в 5 группах.
Учитель заранее подготовил карточки со словами «апельсин», «ёлка», «яблоко», «фейхоа», «персик». Каждой группе розданы карточки.
Учитель: Ваша задача: ответить на вопрос: Какой он, этот объект? Заполните карточки за 2 минуты.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос по группам. Возможно группа, которой досталось слово фейхоа, не сможет описать объект или опишет неправильно.
Учитель: Ребята, а ведь я вам не показывала эти объекты, откуда вы узнали, что они имеют такие свойства?
Учащиеся: Мы их видели, ели брали в руки, трогали.
Учитель: Но в данный момент этого не происходило, а вы подробно всё описали.
Учащиеся: Мы запомнили.
Учитель: Как запомнили, расскажите?
Например, апельсин:
Откуда узнали, что он круглый оранжевый?
Учащиеся: Увидели. Учитель: Чем?
Учащиеся: Глазами. Кислый, сочный. Пробовали, язык (рецепторы). Ароматный, (нюхали, нос). Пористый, гладкий (Трогали, руки, кожа).
Учитель: А как по-другому называются; Руки, нос, язык, глаза человека? (органы чувств) Правильно, органы чувств. Почему группа со словом фейхоа не смогли описать этот фрукт.
Учащиеся: Потому что никогда не видели его и не пробовали.
Учитель: Итак, все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека-средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения. А тепрь запишите в тетрадь «Ощущения – отдельные свойства объектов, воздействующие на наши органы чувств»
Учитель: Если взять целостное отражение объекта, т.е. не отдельное свойство: лимон -жёлтый, сахар – сладкий, а все свойства объекта в целом, то это называется восприятие. Восприятие складывается из отдельных ощущений.
(запишите в тетради «Восприятие это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующее на наши органы чувств, складывающееся из отдельных ощущений». Я произношу слово Снег. Что почувствовали?
Учащиеся: холод, белый и т.д.
Учитель: но снега сейчас нет.
Учащиеся: Снега нет, но мы его представили.
Это называется – представление. Приведите пример представления.
Учитель: запишите в тетради «Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринимаемого ранее». С помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называется чувственным познанием. Возможности чувственного познания ограничены. Законы мира, сущность предметов и явлений мы познаём с помощью мышления.
Учитель: вспомните материал уроков биологии. Благодаря каким чувством идет познание мира? Сколько основных чувств у человека?
Учащиеся: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние.
Учитель: правильно.
показывает следующие слайды:
Слайд головного мозга,
«Пять основных чувств человека» (чувства)

Учитель: Т.о. с помощью чувств происходит чувственное познание. Но возможности чувственного познания ограничены. А как узнать сущность предмета?
Учащиеся: с помощью разума.
Учитель: откройте учебник на стр. 57. Прочитайте определение понятия «рациональное познание» и составьте схему рационального познания в тетради. Кто-то из вас выйдет к доске и составит схему.
Схема рационального познания.

Учащиеся читают в учебнике и записывают в тетради: в процессе рационального (логического) познания используются такие формы, как понятие, суждение и умозаключение (иногда сюда включают гипотезы, теории и методы). Понятие – это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей, например, понятия «человек», «самолёт» не ограничиваются образом какого-то конкретного человека или маркой летательного аппарата.
Более сложной формой рационального мышления являются суждения – мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания. Суждение отражает связи, существующие между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.
На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение.
Учитель: а теперь приведём примеры рационального мышления. Я даю вам понятие «сабля». Приведите мне определение этого слова.
Учащиеся: Сабля – это рубящее холодное оружие, состоящее из изогнутого клинка с лезвием на выпуклой стороне и рукояти.
Учитель: с этим заданием вы очень хорошо справились. Я вам даю более сложное задание. Я сейчас перечислю ряд терминов, а вы, собрав их вместе, сделайте умозаключение. Ля этого вам надо прибегнуть к синтезу. Для этого составьте из разрозненных слов цельное предложение.
Итак, слушаем слова:
Зубные корни
Зубы
Собака
Млекопитающие
Учащиеся: Имея эти понятия, мы приходим к заключению, что крепкие зубы собаки имеют корни. Зубы позволяют ей есть мясо, но, будучи щенком, питалась молоком, так как собака – млекопитающее животное.
Учитель: как мы знаем, полученные знания могут быть истинными или ложными.
Откройте стр. 58 и прочтите определение понятия «истина».
Учащиеся: истина это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.
Учитель: а теперь второе определение.
Учащиеся: истина – это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел.
Учитель: мы прочитали два определения и приходим к мнению, что понятие «истина» является сложным и многосторонним. Рассмотрим это на примере презентации «Истина»
Учитель: К какому выводу мы пришли, просмотрев презентацию?
Учащиеся: Человек не всегда может познать истину в полном объеме.
Учитель: Поэтому рассмотрим виды истины. Для этого открываем стр.59. Прочтите, определения.
Учащиеся: Относительная истина – верное, но ограниченное знание о чем-либо. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о сложном предмете.
Учитель: за две минуты запишите определения истины относительной и истины абсолютной.
Учащиеся делают записи в тетради.
Учитель: приведите примеры истины относительной и абсолютной.
Учащиеся: относительная истина – апельсин круглый, класс тёплый. Истина абсолютная – на планете Земля в течение миллионов лет сменяли руг друга разные формы гоминид – австралопитеки (рамапитеки), хомо эректус, хомо хабилис, хомо сапиенс неандерталец, хомо сапиенс (человек современного вида).
Учитель: в учебнике есть и такое слово «заблуждение». Как отличить истину от заблуждения?
Ответы:
А теперь подведём итоги.
Учащиеся:
В поисках ответа на вопрос «познаваем ли мир философы разделились на пессимистов, оптимистов и скептиков»
Познание бывает непроизвольным и произвольным.
Способы познания мира – рациональный и чувственное восприятие. Сначала предмет познаётся чувственно и лишь потом рационально, то есть мыслью.
Истина бывает относительной и абсолютной.
На стр.59 написано что критерием истины является практика. Итак, познаваем ли мир?
В поисках ответа на этот вопрос обратимся к учебнику. Открываем стр. 56, пункт «Познаваем ли мир?» Что говорили о познаваемости мира философы прошлого?
Учащиеся читают пункт «Познаваем ли мир?» на стр. 56.
Учитель: Как называются сторонники различных подходов познаваемости мира?
Учащиеся: оптимисты, пессимисты, скептики.
Учитель: Что говорят оптимисты?
Учащиеся: Оптимисты говорят, что мир познаваем.
Учитель: а пессимисты?
Учащиеся: отрицают познание мира.
Учитель: что говорят скептики?
Учащиеся: признают, что познание мира возможно, но выражают сомнение в достоверности полученного знания.
Учитель: В поисках ответа философы разделились на пессимистов, оптимистов и скептиков.
На чьей вы стороне?
Варианты ответов:
Вариант 1: Мир во всём его разнообразии познать невозможно. Если бы это было не так, то сегодня не осталось бы ни одной загадки. Нельзя всё изучить. Ведь на некоторые вопросы ответов до сих пор нет.
Вариант 2. Мне кажется, что правы скептики. Прав шотландский философ-агностик Дэвид Юм сказал: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств».
Вариант 3. Мир познаваем. Раньше люди думали, что силами природы повелевают боги, а теперь мы можем прочитать в любом учебнике или энциклопедии ответы на вопросы: «почему идёт дождь?», «почему происходит разлив рек?» и т.д. и т.п. Так что ответы на вопросы будут.
Учитель: молодцы. А теперь я поставлю оценки за урок…
Этап 5. Домашнее задание.
Цель домашнего задания – самостоятельное закрепление пройденного материала и контроль усвояемости пройденного материала.
Учитель: запишите в дневник домашнее задание. Прочитать документ «Из книги отечественного философа Э.В. Ильенкова «Философия и культура» на стр.65 и ответить на 4 предложенных вопроса. Я сейчас вам немного объясню как отвечать на вопросы к документам. Правда, я не стану сейчас отвечать на вопросы, чтобы не навязывать вам своего мнения. Для этого внимательно, при необходимости несколько раз прочитайте. Отвечайте на прямой вопрос прямым ответом. Например, ответ на 1 вопрос начинайте с слов: «Я понимаю основную идею приведённого текста так: …». При аргументировании своего мнения на второй вопрос, приведите два-три примера, сегодня вы этому немного научились. Признаки слова «ум» можно написать в виде схемы или списка, через запятые. При ответе на 4 вопрос, вспомните из личного опыта или опыта ваших знакомых, примеры того, как усвоенные знания помогают решать проблемы, возникающие в жизни. Вопросы есть?
Учащиеся. Вариант 1. Да…
Учитель отвечает на вопрос или называет источник знания, в котором учащиеся могут найти ответы.
Вариант 2. Нет вопросов.
Учитель: Спасибо за внимание и работу. Урок закончен. До свидания!
Учащиеся: До свидания!