Статья по теме:Воспитательное значение трудовой деятельности дошкольников.
Воспитательное значение трудовой деятельности дошкольников
Николаева О.В.
МКДОУ №7 «Радуга»
Главная задача нравственно-трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, соответствующих возрасту ребенка. Стремление ребенка сделать что - то самостоятельно является важным фактором в становлении его личности.Формируя у детей трудолюбие, я учу их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать соответствующий результат. В целенаправленной деятельности по развитию умения и желания трудиться, важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы. Большое значение имеет собственная творческая активность ребенка: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление трудностей при достижении намеченного результата.
Ставя перед ребенком цель, я рассчитываю на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, стараюсь избегать непосильной для них работы, при этом четко понимаю: добиваться от дошкольников результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Данные навыки, связаны с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание детей 4 – 5 лет может быть разложено на следующие составляющие:
- самообслуживание,
- хозяйственно-бытовой труд,
- труд в природе,
- совместный труд детей и взрослых,
- коллективный хозяйственно-бытовой труд,
- коллективный ручной труд,
- ознакомление детей с трудом взрослых.
Таким образом, можно выделить задачи трудового воспитания, направленные на формирование положительного отношения к труду взрослых; задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование; задачи, направленные на воспитание у детей некоторых личностных качеств; задачи воспитания навыков организации своей и общей работы; задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда. Все задачи осуществляются взаимосвязано. Рассмотрим более подробно некоторые виды детского труда.
Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей.
Самообслуживание в раннем дошкольном возрасте направлено на уход за собой: умывание, раздевание, одевание. Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью, подготовка рабочего места. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи, с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. Нравственная составляющая трудового воспитания четко прослеживается на конкретных примерах. Я разъясняю детям, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо и т.п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.
Хозяйственно-бытовой труд объединят следующие виды работ:
- содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий;
- протирать и мыть некоторые игрушки;
- протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых);
- стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.;
- накрывать на стол, убирать посуду после еды;
- мыть чашки, ложки;
- подметать пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе;
- оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую;
- проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
Данный вид труда направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в группе и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам. Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали», - говорю я. Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает мне решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Для старшей группы в уголке природы я поместила растения, требующие более сложных приемов ухода, в огороде, совместно с детьми высадили различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда учу детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.
Ручной труд - изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п. - осуществляется в старших группах детского сада. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.
Общественная направленность трудового воспитания, его социальная значимость, формирует у детей не только трудовые навыки и умения, но и способствует позитивной социализации личности дошкольников.