Таблиц Функциональные стили речи
Функциональные стили речи, языковые особенности функциональных стилей речи.
Стиль речи Сфера использования Адресат Цель текста Речевые жанры Языковые особенности
Разговорный Бытовое общение, непринужденная обстановка. Хорошо знакомый человек. Общение, поддержание личных связей. Дружеская беседа, частный разговор, личные записки, частные письма. 1. Обиходно-бытовая, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика, фразеология.
2. Упрощенный синтаксис, отсутствие деепричастных и причастных оборотов.
3.Обращения, вводные и вставные конструкции.
Книжные.
1. Научный Наука, образование, просвещение. Специалисты в данной научной области. Широкий круг читателей-специалистов. Учащиеся. Сообщение научных фактов, Изложение основ наук. Научная статья, диссертация, учебная литература. 1. Терминология.
2. Употребление слов в прямом значении.
3. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств.
4. Незначительное число глаголов.
5. Усложненный синтаксис.
2. Официально-деловой Законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность. Граждане и организации, вступившие в деловые отношения. Сообщение, информирование, управление. Законы, приказы, уставы, протоколы, заявления, инструкции. 1. Клише, штампы, лексика.
2. Употребление слов в прямом значении.
3. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств.
4. Преобладание существительных, в том числе отглагольных.
5. Усложненный синтаксис.
3. Публицистический. Политика, средства массовой информации. Широкие слои общества. Информирование, воздействие. Статья, очерк, эссе, репортаж, интервью, ораторская речь. 1. Общественно-политическая лексика и терминология.
2. Экспрессивно-оценочная лексика и фразеология.
3. Разговорные языковые средства.
4. Образные средства языка (тропы).
5. Экспрессивный синтаксис (риторические вопросы, восклицания, обращения, эллипсис, инверсия и другие).
4. Художественный Художественная литература. Читатели. Эстетическое воздействие на читателя через создание целостного мира образов. Роман, повесть, рассказ, стихотворение, баллада, поэма и другие. Использование всех выразительных средств фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса.