Урок русского языка Функциональные стили речи 10 класс


Урок русского языка в 10 классе

Тема: «Функциональные стили речи».

Цели урока: 1) систематизировать знания учащихся по стилистике;
2) формировать умение читать и понимать текст разных стилей и анализировать его;
3) воспитывать бережное отношение к слову.

Оборудование: 1) компьютеры; 2) медиапроектор; 3) презентация по теме урока; 4) программы: а) тренировочно-обучающая; б) текстовый редактор.

Тип урока: урок – исследование.

Ход урока.

I. Сообщение темы и целей урока. (Слайд № 1)
Учитель: Функциональный стиль – это разновидность русского языка, выполняющая определённую функцию в общении. Цели нашего урока:
1) научиться определять стиль текстов;
2) научиться анализировать тексты разных стилей;
3) научиться редактировать текст, устраняя стилевые ошибки и недочёты. (Слайд № 2)
II. Рефлексия.
1.Что такое стиль? ( Учебник, стр. 196 + словарь)
2. Это однозначное или многозначное слово?

·Запись в тетради: Стиль – 1) характерный вид, разновидность чего – нибудь, выражающаяся в каких – нибудь особенных признаках; 2) метод, приёмы работы, поведения; 3) способ летосчисления.
Учитель: Стиль – это направление в архитектуре (Слайд №3), в музыке (Слайд №4), в общении (Слайд № 5), в одежде (Слайд № 6), в живописи (Слайд №7), в литературе (Слайд №8).
Учитель: Прежде чем мы перейдём к теме нашего урока, поработаем со словами.
III. Словарная работа.
1. Начинаем игру «Узнай слово!» (Слайд № 9)
Задание: по лексическому значению определите задуманное слово.
Разговор двух или более лиц. (Диалог.)
Одинаковое начало нескольких соседних предложений. (Анафора.)
Тип речи, при помощи которого доказывается какая – либо мысль. (Рассуждение.)
Обратный порядок слов в предложении. (Инверсия.)
5. Вопрос, не требующий ответа. (Риторический вопрос.)
Повторение слов в конце соседних, смежных предложений. (Эпифора.)
Замена названия предмета описательным оборотом. (Перифраза.)
Стиль речи, цель которого – воздействовать на читателей или слушателей через СМИ. (Публицистический стиль.)
Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. (Текст.)

2. «Зарядка для ума». Тест по теме «Правописание гласных и согласных в корне».
IV. Рефлексия.

1.Что такое стиль в языке? (Слайд № 10 )

·Запишите определение в тетради.
2.На какие группы делятся стили речи? (Слайд № 11)
3.Как взаимодействуют две группы стилей речи? (Слайд №12)
- Перед вами – стилистическая парадигма, представляющая постоянное взаимодействие книжной и разговорной речи. Общая область – свидетельство близости, принадлежности к одному и тому же языку.
4. Что такое текст? (Слайд № 13) Работа с учебником, стр.144.
5. Вспомним признаки текста (Слайд № 14).

V. Целеполагание.

- Послушайте текст. ( Чтение псевдотекста.)
Человек должен быть интеллигентным. А если у него профессия не требует интеллигентности? Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Человек – он ведь тоже природа. А если он не смог получить образование? Он ведь тоже закат. И восход. А если интеллигентность будет мешать ему? Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами. Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго. И четыре в нём времени года. И особый у музыки ход. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. И особое таинство света, то с жестоким, то с добрым огнём. Человек – он зима, или лето, или осень. С грозой и дождём. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, в умении беречь природу. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Всё вместил в себя. Вёрсты и время. И от атомных бурь не ослеп. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Все люди равны перед законом. Человек – он и почва, и семя. И сорняк среди поля. И хлеб. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации. И какая в нём брезжит погода? Сколько в нём одиночеств? И встреч? Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Человек – он ведь тоже природа. Так давайте природу беречь!
- Можно ли понять, о чём этот текст? Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом? Нет, потому что перед нами псевдотекст. (Слайд № 15)
Учитель: На примере этого псевдотекста мы поработаем над понятием «Стили речи».

VI. Практическая работа.

- Что мы должны учитывать при определении стиля? (Слайд № 16)
- Назовите наиболее важные признаки каждого стиля. ( По таблице.)
- Определим общие цели нашей работы (Слайд № 17).

В классе работают три группы: I группа – официально – деловой стиль;
II группа – публицистический стиль; III группа – художественный стиль. Вспомним черты этих стилей (Слайды № 17,18,19). Определим конкретные цели нашей работы (Слайд № 20).
Задание: в папке «Обмен» на Server найдите псевдотекст. Удалите из него лишнее, не относящееся к тексту заданного стиля. Докажите принадлежность текста к заданному стилю. Укажите языковые средства, характерные для стиля.

VII. Проверка работы.

·Отчёт каждой группы о результатах работы по плану.
План.
1. Стиль речи. 2. Сфера общения. 3. Функция речи. 4. Стилевые черты. 5. Языковые средства. 6. Жанр речи.

I группа. (Слайд № 21) – Всеобщая Декларация Прав Человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12. 1948 года.
Вопросы: 1) В какой сфере общения может использоваться данный текст? 2) Какова функция речи? 3) Назовите стилевые черты текста. 4) Какие языковые средства использованы в этом тексте? 5) Определите жанр этого текста.
Декларация – официальное, программное заявление.

Вывод. Официально – деловая речь – один из важнейших стилей русского литературного языка, играющий большую роль в жизни общества. Он строг, официален и по-своему выразителен.

II группа. (Слайд № 22)- отрывок из статьи Д.С.Лихачёва «Письма о главном».
Вопросы:1) Какова задача текста? ( Дать понятие о том, что такое интеллигентность.) 2) Какова функция речи? 3) Назовите стилевые черты текста. 4) Каков жанр текста? 5) Какие языковые средства использованы в данном тексте?
Интеллигентность – образованность, культура. О каком значении слова говорит академик Д.С.Лихачёв?

Вывод. Публицистику называют летописью современности, т.к. она обращена к актуальным проблемам общества.

III группа. (Слайд № 23)
Вопросы: 1) Каков жанр текста? 2) Как вы определили, что это стихотворение? 3) Какова функция текста? 4) Какие художественные средства использует автор? 5) Какую параллель проводит автор в стихотворении?

Вывод. В художественном стиле слово переводит понятие в образ. Художественный стиль выполняет функцию эмоционально – образного воздействия на человека.

VIII. Редактирование.

Учитель читает.
«Шестилетний сын ест яблоко и задумчиво спрашивает отца:
- Папа, а почему, когда яблоко откусишь, оно делается коричневым?
- Дело в том, что в яблоках есть разные химические вещества, в том числе железо. Так вот, когда железо вступает с кислородом в химическую реакцию, происходит окисление. В результате образуется вещество, которое окрашивает яблоко в коричневый цвет.
Некоторое время царит тишина. Потом ребёнок робко спрашивает:
- Папа, а ты сейчас с кем разговаривал?»

- Какими средствами создаётся комический эффект в этом лингвистическом анекдоте?

Учитель: Нормы функционального стиля – также важная его характеристика. Стилистические нормы действуют в каждом стиле и определяют употребление в нём слов, выражений и форм. Смешение стилей – одна из причин стилистических ошибок.

Задание 1.Устраните стилистические ошибки в данных примерах (Слайды № 24,25)
Задание 2.Помогите человеку устроиться на работу. Исправьте ошибки в заявлении.

Дорогому товарищу директору
мебельной фабрики Николаеву И.П.
от уважающего Вас Иванова Н.И.
заявление.
Убедительно прошу принять меня на работу с 1 октября сего года столяром – краснодеревщиком во вверенный Вам мебельный комбинат, т. к. я очень хочу работать, потому что много слышал о Вас хорошего и о фабрике тоже. Я Вас не подведу и премного буду Вам благодарен. А Вы не пожалеете. Говорят, у меня руки золотые, а трудиться я люблю и умею. С глубоким почтением.
Иванов.

IX. Игра «Кубики».

Задание: постройте из данных «кубиков» текст, прочитайте его. (Слайды № 26,27)

1. Каждый из этих стилей – своеобразный «язык в языке» со своей лексикой, фразеологией и грамматикой.

2. Всеми остальными стилями мы владеем пассивно.

3. Русский литературный язык составляют функциональные стили: художественная речь, публицистика, офицально-деловой стиль, научная проза, разговорная речь.

4. Только разговорную речь мы усваиваем без особых усилий.

5. И полное, совершенное владение языком предполагает овладение официальными стилями.

6. А это требует неустанного внимания к языку.

7. Полное же владение стилями подразумевает умение создавать научные, художественные, публицистические произведения.

Учитель: Процесс постижения родного языка неиссякаем, т.к. нескончаемы богатства русского языка. Знать родной язык – это значит владеть его стилями, составляющими главное его богатство. Знать язык – значит знать секреты грамотного письма.

X. Интерактивный диктант.
Учитель: Ребята, откройте «Моё сетевое окружение»/ Server/ «Обмен». В папке «Обмен» вы найдёте интерактивный диктант.

·Работа с отрывком из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
XI. Подведение итогов урока.
Обращение к целям урока.
1. Научиться определять стиль текстов.
2. Научиться анализировать тексты разных стилей.
3. Научиться редактировать текст, устраняя стилевые ошибки и недочёты.
- Достигли ли мы целей урока?
- Чему мы научились на уроке?

XII. Домашнее задание. (Слайд № 28)
1. Учебник, стр. 196 – 197
2. Упр. 338.
3. Загляните на сайт в Интернете.
Адрес:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Портал информационной поддержки ЕГЭ.