Мультимедийная презентация по теме: «Функциональные стили речи»для 9 класса
Мультимедийная презентация по теме: «Функциональные стили речи»(для итогового повторения в 8 классе) Тема урока: Стили речи Цели и задачи урока: Повторить основные стили речи;Вспомнить их отличительные признаки;Научить определять стиль речи, используя материалы таблицы;Закрепить умения по аргументации ответа. Основные функцииСфера применения3. Особенности стиля Отличительные признаки : Основные стили речи РазговорныйНаучныйДеловойПублицистическийХудожественный Название стилей 1.Основные функции Название стилей Разговорный Научный Деловой Публицистический Художественный 1. Основные функции Общение Сообщение Сообщение-общение Воздействие Эстетическое воздействие Особенности стиля Название стилей Разговорный Научный Деловой Публицистический Художественный 1. Основные функции Общение Сообщение Сообщение-общение Воздействие Эстетическое воздействие Газетные и журнальные статьи, выступления на общественнополитические темы Повседневные беседы, диалоги, записи Научные труды, учебники, лекции Постановления, протоколы, заявления, официальные письма и другие документы Сказки, былины, загадки, пословицы, рассказы, повести, романы, комедии и т. д. 2. Сфера применения 3. Особенности стиля Название стилей Разговорный Научный Деловой Публицистический Художественный 1. Основные функции Общение Сообщение Сообщение-общение Воздействие Эстетическое воздействие Газетные и журнальные статьи, выступления на общественнополитические темы Повседневные беседы, диалоги, записи Научные труды, учебники, лекции Постановления, протоколы, заявления, официальные письма и другие документы Сказки, былины, загадки, пословицы, рассказы, повести, романы, комедии и т. д. 2. Сфера применения 3. Особенности стиля Непринуждённость, эмоциональность, ситуативность Точность, ясность, объективность Официальность, точность, бесстрастность Эмоциональность, непринуждённость, доходчивость, убедительность Художественная образность Стили речи Название стилей Разговорный Научный Деловой Публицистичес-кий Художественный 1. Основные функции Общение Сообщение Сообщение-общение Воздействие Эстетическое воздействие 2. Сфера применения Повседневные беседы, диалоги, записи Научные труды, учебники, лекции Постановления, протоколы, заявления, официальные письма и другие документы Газетные и журнальные статьи, выступления на общественно-политические темы Сказки, былины, загадки, пословицы, рассказы, повести, романы, комедии и т. д. 3. Особенности стиля Непринуждённость, эмоциональность, ситуативность Точность, ясность, объективность Официальность, точность, бесстрастность Эмоциональность, непринуждённость, доходчивость, убедительность Художественная образность Вопросы по таблице: Что поможет вам безошибочно определить стиль речи любого текста?Какой стиль легче других узнаётся?Какие стили имеют похожие характеристики?О чём нельзя забывать, определяя стиль текста? Практическая работа по теме: «Стили речи» Определи стиль, аргументируй свой ответ. Задание 1.Задание 2.Задание 3. 1.На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берёз, составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой берёзы. Это был огромный, в два обхвата, дуб с обломанными давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающихся берёз. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. Научный Официально - деловой Публицистический Художественный Разговорный 2 .Командир «синих» вскрыл пакет и прочитал записку: «Флаг хранится в дупле. Ориентиры: в 200 метрах от деревянного моста через реку Рузу прямо у лесной дороги, с правой стороны, растёт старый дуб. Он раза в два выше окружающих берёз. Диаметр ствола – в два обхвата. На стволе шесть обломанных сучьев, кора в нескольких местах содрана». Научный Художественный Официально - деловой Публицистический Разговорный 3.Дуб обыкновенный – крупное дерево из семейства буковых, достигает 40-50м. Высоты со стволом до 2м. в диаметре. Распространён в средней и южной полосах Европейской части России. Растёт в зонах смешанных лесов, по долинам рек, в степной зоне, по оврагам и балкам. Культивируется как декоративное и озеленительное растение. Научный Официально - деловой Художественный Публицистический Разговорный Повтори стили речи МОЛОДЕЦ Закрепление Определи соответствия 1. Оценочная лексика, образные средства, речевые штампы, цитирование. Научный Официально - деловой 2. Термины, слова в прямом значении (отсутствие образных средств). 3. Речевые клише, специальные термины устойчивые сочетания неэмоционального характера. 4. Изобразительные выразительные средства, многообразие лексики. 5. Экспрессивно – эмоциональное окрашенные слова, просторечие, усеченные слова. Публицистический Разговорный Художественный Список литературы 1.Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011.2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: кн. для учителя- 9-е изд. – М.: Просвещение, 20103. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. / С.В. Водолазькая. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2005