Открытый урок по окружающему миру Почему радуга разноцветная?(1 класс)
МБОУ Забитуйская СОШ
Технологическая карта урока
Дата
Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ
Фролова Светлана Владимировна
ПРЕДМЕТ
1 класс
Окружающий мир
МЕСТО урока в курсе: пятый в разделе «Почему и зачем»
Уровень образовательной программы:
1) базовый
Тема урока: Почему радуга разноцветная?
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока:
Определить цвета и последовательность цветов радуги; объяснить, почему появляется радуга; узнать, что нужно, чтобы увидеть радугу; посмотреть, какой бывает радуга в природе.
Задачи:
Образовательные:
- формировать первоначальные представления о цвете;
- познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;
- обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.
Развивающие:
- развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные навыки;
- учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя.
Образовательные технологии:
Информационно-коммуникационные технологии.
Технология урока на деятельностной основе.
Технология проблемного обучения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научатся называть цвета радуги и запоминать порядок цветов в ней; изображать радугу при помощи полос цветной бумаги; найти возможность «создать» радугу в домашних условиях; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные:
учиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; задавать вопросы самому и отвечать на вопросы учителя; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; умение оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; учиться работать в парах, находить и исправлять ошибки в своей и чужой работе.
Личностные:
формирование эстетического вкуса; расширение кругозора; формирование правильного восприятия и умения ценить красоту природы; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Регулятивные УУД:
возможность ориентироваться в учебнике; оценка результата своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание своих возможностей в обучении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неудачи, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные УУД:
общеучебные – самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей урока; логические – осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, из собственного опыта, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета
Планируемые результаты учащихся:
усвоить, что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики;
научиться воспроизводить последовательность цветов радуги с опорой на фразу – подсказку.
Оборудование:
– компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация и мультфильм;– учебник: автор А.А.Плешаков “Окружающий мир” 2 часть;– цветные полоски; раздаточный материал, клей; наглядный материал к уроку.
Методы и формы обучения: частично – поисковый; фронтальная, индивидуальная, парная.
Этап
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
I.Организационный этап.
(1 мин)
Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Здравствуйте ребята.
Прозвенел уже звонок,
Как же мы начнём урок?
-На уроке мы сидим –
Не шумим и не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если спросят, отвечаем.
-Мы хороший, дружный класс?
- Да! И всё получится у нас!
Эмоциональный настрой на урок
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.
Личностные, регулятивные (организация рабочего места)
II.Актуализация знаний
(2 минуты)
Актуализировать знания обучающихся для открытия новых знаний.
Давайте послушаем историю, которая произошла с нашим героем Муравьшкой. Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо. А какое?
Отгадайте загадку:
(слайд 2)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо – мост.
Чудо – мастер смастерил
Мост высокий без перил.
-Что появилось на небе? (Радуга)
Учащиеся работают с загадкой.
Развитие мыслительных операций
Коммуникативные: участие в диалоге, ответы на вопросы учителя
Умение работать в коллективе по предложенному плану учителя.
Познавательные
III.Постановка учебной задачи
(5 минуты)
IV.Открытие «нового» знания
(20 минут)
Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого, опора на жизненный опыт.
Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия
Формировать умение делать выводы; развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющие выявлять связи между изученными и новыми материалами.
- Какая тема урока сегодня? (на доске обозначается тема «Радуга»)
-Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
- На какие вопросы будем отвечать? (Что такое радуга? Как и когда она появляется? Почему она разноцветная?)
- Дети, кто из вас видел радугу?
- Какое чувство вы испытали, когда увидели радугу?
Ф. И. Тютчев написал такие замечательные строки: (слайд 3)
Как неожиданно и ярко
На важной небе синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве.
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла.
Она полнеба охватила,
И в высоте изнемогла.
- Что значит изнемогла?
- Я сейчас вам хочу показать отрывок мультфильма «Ох и Ах». Посмотрите его внимательно и ответьте после просмотра, с каким настроением встретили радугу герои мультфильма. (Мультфильм 2 мин)
-На какой вопрос мы должны ответить после просмотра? (С каким настроением встретили радугу герои мультфильма?)
- Можно ли быть всегда в таком плохом настроение?
(Вывод: если ходить всегда в плохом настроении можно заболеть и потерять друзей.)
- А вы заметили, как появилась в мультфильме радуга?
- Почему в воздухе возникло такое чудо?
- Кто строитель?
- Вы уже догадались?
- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь) (слайд 4)
-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь. (слайд 4)
Солнце светит и смеётся
А на Землю дождик льётся.
И выходит на луга
Семицветная дуга.
- Почему только тогда можно увидеть радугу? (Дети пытаются ответить на вопрос.)
- На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
-Что при этом образуется? (Радуга).
Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
1. Проблемный вопрос (слайд 5)
-
·Вот и наш Муравьишка, заинтересовался.
- А почему же радуга разноцветная?
- Почему это природное явление так непродолжительно?
Устанавливаем цель нашего урока. Составление плана урока.
Дети описывают свои чувства.
Слушают и представляют картину природы.
Просмотр мультфильма.
Высказывание детей.
Умение сотрудничать, вступать в дискуссию.
Высказывание детей.
Слушают сообщение учителя.
Решение проблемной ситуации.
Фиксация во внешней речи причины затруднения.
Формулировка учебной задачи как темы урока.
Коммуникативные: участие в диалоге, ответы на вопросы учителя
Регулятивные: принятие практической задачи.
Познавательные: находить ответы на вопросы.
Личностные: высказывать свое мнение.
а) Для того, чтобы ответить на эти вопросы мы проведем небольшое исследование.
Работать будем в парах. Возьмите конверт под номером 1.
Используя все вложенные в него картинки попробуйте создать настроение летнего дня после дождя.
(дети работают с раздаточным материалом: дом, дерево, солнце, туча и разноцветные волнистые полоски семи цветов)
- Какие возникли затруднения? (не могут правильно расположить цвета радуги)
-Для чего у вас появились полоски 7 цветов? Что они обозначают?
-Как вы думаете, а почему я вам дала не прямые, а волнистые полоски?
Слайд № 6
Б) – Давайте мы рассмотрим, как радуга образуется при помощи луча и призмы. Призма это прозрачное стекло, заменяющая капельку воды. Оказывается, цвет – это волны, которые мы воспринимаем глазом. Солнечный свет представляет собой волны разной длины и поэтому они разного цвета.
Вывод:
- Что нам заменяла призма? (Капельку воды)
- Что стало с солнечным лучом, когда он прошел через призму? (Распался на цветные лучики)
- Кто же главный “художник” в природе? (Солнце)
- Почему же радуга разноцветная?
Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма
Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом, и получается радуга.
Какие же мы молодцы. Нам просто необходимо немного отдохнуть
3. Физминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз росой она умылась,
Два изящно покружилась,
Три нагнулась и присела
На четыре улетела.
Давайте вернемся к нашей радуге, которая у вас получилась на парте. А почему у каждой пары получилась своя радуга?
-Бывает ли такое в реальной жизни?
-Из каких цветов состоит радуга?
-Как их правильно расположить?
4. Решение проблемной ситуации. Продолжение изучения нового материала.
- Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку: (слайд 7)
« Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
Кто догадаете, как подсказка может нам помочь?
По первым буквам этих слов определяется порядок цвета. И запомните ребята цвета всегда идут по порядку и никогда не могут поменяться местами.
Работа в парах (исправление ошибки, на доске появляется радуга.)
Вот теперь исправьте ошибки в своей радуге.
5. Обобщение ответов учащихся
- Ребята, а на какое слово похоже слово радуга?
- Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.
Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. ( Слайд № 8.)
Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.
Следить, чтобы каждый выражал своё мнение, слушал другого ребенка и строго работать по плану.
Дети работают в парах и составляют схему появления радуги. Проверка работы пары у доски.
Формулируют вывод совместно с учителем
Разминка
Рассуждение
Сообщение значения слова «радуга».
Обобщить ответы детей. Выделить правильные ответы детей, подвести к выводу.
Регулятивные умение высказывать свое предположение
Личностные навык сотрудничества со сверстниками и взрослым
Познавательные (отвечать на
вопрос учителя)
Вывод: ответили на первый вопрос Муравьишки.
Коммуникативные (умение работать в паре, выполнять определенную роль)
Коммуникативные (умение работать в паре)
Личностные (формирование мотивации к учению)
V. Структурирование полученных знаний, первичное закрепление
(4 минуты)
Построение нового способа действия.
Организовать усвоение учениками нового; зафиксировать новое содержание урока.
а) Работа по учебнику (стр.41).
-Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают)
Вспомните правила ухода за растениями, так ли поливают?
- С какой целью еще наши герои могут взять шланг с водой?
- Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)
- Может ли, получиться у них радуга? (Да, если выглянет солнышко.)
- Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
б) Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? Слайд №9,10,11
(Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)
Мы узнали правильную последовательность цветов радуги.
- Молодцы.
- Вы хорошо поработали.
Проговаривают правила.
Сравнивают с эталоном, исправляют ошибки, если они есть. Проговаривают стихотворение.
Выявляет полученные знания. Возвращает учащихся к первому вопросу и мотивирует к применению полученных знаний.
Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, делать выводы)
Коммуникативные (работа в парах, нормы общения)
Познавательные (выполнять элементарные логические действия: анализ, синтез.
Регулятивные (организовывать работу по плану, определять цель работы)
VI.Вторичное закрепление нового способа действия
(5 минут)
Зафиксировать в представлении детей новое учебное действие; организация практической работы.
Я предлагаю вам продолжить работу в парах.
Откройте конверт №2, возьмите белую бумагу.
-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.
6. Практическая работа «Радуга на мыльном пузыре»
Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».
- Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.
Дети проводят опыт
Проверка усвоения нового знания.
VII. Рефлексия.
(3 мин)
Итог урока
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности
Какие два открытия мы сегодня сделали?
1. Как появляется радуга на небе.
2. Какого цвета радуга.
- Сегодня на уроке мы построили радугу.
- С каким настроением мы её строили?
- Покажите с помощь смайликов ваше настроение.
(Дети выходят к доске и прикрепляют смайлики на радугу)
- Вот какая чудесная радуга у нас сегодня получилась?
- Чему она рада? (Узнали, как и когда появляется радуга, запомнили все её цвета)
Я благодарю вас за работу на уроке.
- Молодцы! Спасибо за урок.
- Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия».
Работа в группах. Выполнение заданий.
Дают словесную оценку и цветовую.
Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности
Коммуникативные (слушать и понимать речь других, соблюдать нормы этикета)
Познавательные (делать выводы о проделанной работе)
Личностные (формирование мотивации к учению)
13PAGE \* MERGEFORMAT141815
ЁђЗаголовок 115