Эссе учителя начальных классовЯ-Учитель
Эссе «Я- учитель».
У Осипа Мандельштама есть строки:
Быть может, прежде губ еще
родился шепот,
И в бездревесности кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
Еще до опыта приобрели черты!
И важно вот это: «..до опыта приобрели черты», т.е. до воспитания.
Прав В. Сухомлинский, когда писал, что « воспитание начинается с заботы о том, как питается и спит ребенок, каково его самочувствие, как он играет, сколько часов в течении дня бывает на свежем воздухе, какую книгу читает и какую сказку слушает, что рисует и как выражает свои мысли и чувства».
И опыт жизни дети начинают вместе с первым учителем в школе. Очень ответственно приобретать опыт жизни вместе с твоим первоклашками Сидят они совсем несмышленые, глазками сверкают и ждут от тебя чего-то нового, интересного.
И только я,- первый учитель должна повести их в мир прекрасного: научить читать, писать, считать, делать выводы, интересно мыслить и открывать удивительное.
Я считаю, что учитель- главная фигура в образовательном процессе, поэтому моя работа не ограничивается только уроками и выполнением программы и норм образовательного стандарта. Моя педагогическая деятельность шире и сложней.
Научить детей учиться - вот моя цель, и чтобы ее добиться, я учусь сама. Учусь у учителей-наставников, на курсах повышения квалификации, со страниц методической литературы, педагогических сообществ, веб-страниц учителей начальных классов, районных и республиканских семинаров и конференций.
Невозможно относиться к профессии учителя нетворчески. Моя педагогическая деятельность нацелена на развитие ребенка, поэтому настраивает меня на творческий поиск во взаимодействие с учащимися.
Мои первоклашки- уникальные созданияКаждый день до начала урока мы общаемся взявшись за руки. И только здесь и сейчас дети говорят о своем пережитом: радостном, а иногда не совсем. Я вижу: они доверяют мне, приближают меня к своим тайнам. Я знаю, я нужна им сейчас, я должна быть рядом! И часто попадаю в ситуации: какое слово подобрать для поддержки? Как выразить радость вместе с ребенком? Как тонко и мудро настроить на рабочий лад, на новый интересный урок?
Только понимание, забота и просто доброе слово, участие сближают меня с детьми.
За годы работы в школе пришла к выводу, что каждый ребенок особенный, его душа, его мир неповторимы. «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить», - говорил Сократ. А вот чтобы каждое солнышко засветило, считаю необходимо создать условия в образовательном процессе для максимальной реализации потенциала личности каждого ученика на основе освоения способов деятельности. На мой взгляд, важным и ответственным является умение учителя в первоклашке увидеть личность. Причем не будущую, а нынешнюю.
Считаю, чтобы стать настоящим учителем, надо понимать, что Учитель - особый образ человечества, находящийся в постоянном творческом поиске, искренне болеющий душой за жизнь и судьбу ученика. Я глубоко убеждена, что прежде чем зажигать свет в других, нужно гореть самой.
Эффективность обучения зависит от того, видит ли учитель успехи своих учеников, способствует ли достижению успеха. Мое педагогическое кредо : « Учитель! создай такую атмосферу, такие условия, при которых детям захотелось бы узнать, открыть что-то, и они добивались бы этого».
Я работаю по УМК «Школа России», которая предусматривает развивающее содержание, носит личностно – ориентированный характер с приоритетом духовно – нравственного развития младшего школьника. Учебный комплекс направлен на развитие творческих способностей, интереса к предметам ,способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов образования на первой его ступени, что находится в прямом соответствии с концепцией ФГОС начального образования.
Чтобы интереснее узнавать мир, получать крепкие знания внедряю в свою педагогическую деятельность новые формы и средства обучения, использую интерактивные методы ( дискуссия, метод дидактической и сюжетно-ролевой игры, метод проекта) и формы организации учебного процесса (работа в сменных парах и группах), преподавание строю на диагностической основе, создавая благоприятные условия для сохранения психического и физического здоровья детей.
Среди технологий, которые применяю в учебном процессе, есть игровые технологии, технология интерактивного обучения, технология проектного обучения. Проектную деятельность применяю на различных этапах обучения, а также во внеурочное время.
Участвую в реализации программы по теме «Технология проектной деятельности в школе, как средство формирования УУД в рамках ФГОС».
Я обнаружила, что использование технологию проектной деятельности способствует повышению качества обученности по предметным областям, уровню школьной мотивации, развитию творческих способностей учащихся и формированию ключевых компетенций, развитию памяти и внимания, снижению тревожности.
Замечая положительную динамику результатов, планирую обобщить опыт работы по теме «Развитие творческих способностей младших школьников через их включение в технологию проектной деятельности» и поделиться с коллегами в рамках проведения открытых уроков, выступлений на ШМО, на педагогических советах, семинарах. Создала свой сайт, на котором делюсь методическими приемами своей педагогической деятельности.
Я пришла к выводу, что в обучении младших школьников использование на практике современных педагогических технологий повышают производительность труда учителя, дает возможность вести контроль результативности обучения каждого учащегося и систему обратной связи, которые позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера.
Проблема выезда родителей за пределы региона в поисках трудоустройства с каждым днём становится всё более актуальной и болезненной темой для нашего общества. Дети, которые не воспитываются в семьях с родителями, не дополучают всего того, что крайне необходимо для гармоничного роста всесторонне развитой, духовной личности – родительского тепла, любви, ласки. У каждого ребёнка, оставленного на попечение бабушек, дедушек и других родственников собственная жизненная историяКажется, дети обуты, одеты и накормлены, любимы бабулями и дедулями, но я часто вижу в глазах детей тоску К большому сожалению, категория таких детей имеется в классе и никакая технология не заменит тепла души, которое появляется в процессе взаимопонимания.
Я стараюсь отдать всем своим детям частичку души и тепла, создать атмосферу успеха. И пусть моя любовь согреет их в трудную минуту, пусть знания, данные мною, помогут обрести место в жизни, пусть человеческие качества, привитые мною, помогут выстоять и победить.
С годами, с опытом работы моя деятельность всё больше наполняется другим содержанием, но по-прежнему приходить в класс на урок – это большая радость для меня. Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь и радость общения с ними. И пока дети будут познавать, и взрослеть, я ещё не раз перечитаю страницы книги В. Сухомлинского “Сердце отдаю детям” и буду углубляться в свои педагогические проблемы, которые мне предстоит решить.
15