Командный конкурс Путешествие во времени и пространстве
Сценарий педагогического проекта «Компетентное решение».
Автор: Зиновьева Ирина Викторовна.
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №4» г. Колпашево.
Место реализации проекта: Муниципальные образовательные учреждения Колпашевского района.
Тема: Путешествие во времени и пространстве (по рассказу И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»).
Внеклассное мероприятие.
Целевая аудитория: 10,11, группа учителей.
Номинация Фестиваля: краткосрочный проект.
Актуальность проекта: В современных условиях модернизации и профилизации основного общего образования особую роль приобретает детельностно-ценная педагогическая парадигма, в которой основное значение получает самостоятельная исследовательская практика школьников, общие интеллектуальные умения и индивидуальная форма познавательной активности каждого обучающегося.
Сейчас учитель может выбрать для себя ту или иную технологию обучения так, чтобы она была эффективной, при её использовании выполнялись требования стандарта, а ученик на выходе из школы мог ориентироваться в современном мире и найти своё место в нём. Таким образом, существует следующее противоречие: между «фронтальными» формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения, между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.
Сейчас очень много говорят о компетентностном подходе, существует несколько школ, неоднозначна терминология. Что же нужно для того, чтобы реализовать компетентностный подход в образовании? Какие методы, приёмы, способы использовать? Одним из способов реализации компетентностного подхода является решение так называемых компетентностных задач. КЗ выступает как наиболее современное и удобное средство формирования компетентностных способов деятельности ученика. КЗ формирует способность самостоятельно мыслить и действовать, осуществлять выбор; способность решать нетрадиционные задачи; является фактором повышения эффективности обучения; развивает творческие способности, предметные, коммуникативные компетентности школьников. Разрозненные знания и умения по разным предметам у школьников объединяются в единое целое, обучающиеся учатся интегрировать имеющийся у них запас знаний по различным общеобразовательным предметам со своим жизненным, бытовым опытом.
В процессе решения КЗ предполагается, что знание даётся не как готовое, а получается в результате работы самих обучающихся над тем или иным прикладным материалом, в котором, как и в реальной жизни, интегрируются разрозненные знания по отдельным предметам. КЗ имеют сложную структуру, каждая задача имеет внутри себя несколько вопросов разной сложности, каждая задача в совокупности проверяет сразу несколько компетенций.
Тип занятия: работа в группах (4 группы обучающихся старших классов и группа учителей).
Цель: формирование умений действовать в «нештатных» учебных и практических ситуациях, готовя свои версии ответов.
Задачи:
Расширять общекультурный кругозор обучающихся и педагогов.
Закреплять межпредметные знания, которые можно извлекать из литературного текста.
Учить совмещать информацию из разных текстов.
Совершенствовать творческую активность обучающихся, умение работать в группе, взаимодействие обучающихся с педагогами.
Воспитывать художественный вкус с помощью слова.
Учебно-методическое обеспечение: С.А. Зинин, В.А. Чалмаев Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений ч.1 М., «Русское слово», 2008.
Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт: презентация из 17 слайдов (среда PowerPoint)
Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word PowerPoint.
Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала ( 17 слайдов).
Структура медиапродукта для ведущего мероприятия: последовательные кадры презентации.
№ п/п
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Временная реализация
№ слайда
1
Вступительное слово ведущего, объявление темы, целей, задач мероприятия, представление участников. Знакомство с группами, каждая из которых имеет своё название.
2 минуты
№ 1
2
Начало работы. Разминка.
3 минуты
№ 2
3
Ведущий сообщает текст задачи 2, задание 1, работа групп над заданием.
2 минуты
№ 3
4
Ответы групп, рефлексия работы группы.
2 минуты
№ 4
5
Ведущий сообщает текст задания 2, работа групп над заданием.
3 минуты
№ 5,6
6
Ответы групп, рефлексия работы группы.
5 минут
№ 7,8
7
Ведущий сообщает текст задания 3, работа групп над заданием.
3 минуты
№ 9
8
Ответы групп, рефлексия работы группы.
3 минуты
№ 10
9
Ведущий сообщает текст задания 4, работа групп над заданиями.
3 минуты
№ 11
10
Ответы групп, рефлексия работы группы.
4 минуты
№ 12
11
Ведущий сообщает текст задания 5, работа групп над заданиями.
4 минуты
№ 13, 14
12
Ответы групп, рефлексия работы группы.
3 минуты
№ 15
13
Ведущий сообщает текст задания 6, работа групп над заданиями.
1 минута
№ 16
14
Ответы групп, рефлексия работы группы.
2 минуты
№ 17
15
Общий вывод, подведение итогов, распределение мест, награждение.
5 минут
№ 17
Содержание кадров:
1. Вид мероприятия и его название.
2. Задание на разминку.
3. Текст задачи 2, задание 1.
4. Иллюстрация к ответу задания 1. Иван Алексеевич Бунин. Портреты.
5. Текст задачи 2, задание 2.
6. Иллюстрация к ответу задания 2. Вавилон.
7. Иллюстрация к ответу задания 2. Откровение Иоанна Богослова.
8. Иллюстрация к ответу задания 2. Библия – книга книг.
9. Текст задачи 2, задание 3.
10. Иллюстрация к ответу задания 3. Контурная карта мира.
11. Текст задачи 2, задание 4.
12. Иллюстрация к ответу задания 4. Контурная карта Европы. Виды Италии.
13. Текст задачи 2, задание 5.
14. Иллюстрация к ответу задания 5. Атлантида.
15. Иллюстрация к ответу задания 5. Пароход «Атлантида» и его пассажиры.
16. Текст задачи 2, задания 6.
17. Памятники И.А. Бунину.
Схема взаимосвязи кадров презентации:
Структура медиапродукта для детей: последовательная.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
Повышение эффективности усвоения материала за счет одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
Повышение мотивации и развитие наглядно-образного мышления обучающихся за счёт использования эффектов анимации.
Формирование информационной культуры и компетентности школьников.
Создание необходимого эмоционального фона.
Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Необходимое оборудование и материалы для мероприятия: компьютер, экран, проектор, авторский медиапродукт, фломастеры, контурная карта мира, контурная карта Европы, лист ватмана, где записываются ответы, таблички с названием группы.
Карта занятия.
Комментарий хода мероприятия
Вре
мя
(мин.)
№
слайда
Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности
Продуктивные формы деятельности
Вступительное слово ведущего, объявление темы, целей, задач мероприятия, представление участников. Знакомство с группами, каждая из которых имеет своё название.
2
1
Восприятие
Организованность.
Начало работы. Разминка.
3
2
Внимание
Восприятие
Способность выделять причинно-следственные связи. Мышление.
Сообщение текста задачи 2, задание 1.
1
3
Внимание
Восприятие
Активность восприятия
Работа в группах, ответы.
1
3, 4
Работа в команде
Воспроизведение знаний
Сообщение текста задания 2.
1
5,6
Логичность
Понимание материала
Активность восприятия
Работа в группах, ответы.
2
7,8
Работа в команде
Мышление
Историко-культурный комментарий
Глубина рассуждений
Сообщение текста задания 3.
1
9
Восприятие
Активность восприятия
Работа в группах, ответы.
2
10
Работа в команде
Умение работать с контурными картами
Мышление
Сообщение текста задания 4.
1
11
Восприятие
Понимание материала
Активность восприятия
Работа в группах, ответы.
2
12
Работа в команде
Умение работать с контурными картами
Воспроизведение знаний
Сообщение текста задания 5.
2
13, 14
Внимание
Понимание материала
Активность восприятия
Работа в группах, ответы.
2
15
Работа в команде
Выявление причинно-следственных связей
Мышление
Историко-культурный комментарий
Глубина рассуждений
Сообщение текста задания 6.
1
16
Понимание материала
Активность восприятия
Работа в группах, ответы.
2
17
Работа в команде
Самостоятельность
Глубина рассуждений
Общий вывод, подведение итогов, награждение.
5
17
Рефлексия работы
Культура эмоций
Активность
Ход мероприятия.
Командный конкурс «Компетентное решение»
«Путешествие во времени и пространстве»
(по рассказу И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)
Оформление аудитории: парты поставлены «лицом» друг к другу. На партах текст задачи, фломастеры, набор контурных карт, лист ватмана, таблички с названием команды (участвуют 5 команд: обучающиеся 10 А,Б классов, 11 А,Б классов, команда педагогов). Название команды придумывается заранее, таблички устанавливаются на партах до начала конкурса. Экран, проектор, компьютер. Специальные места для жюри, которому даны бланки с правильными ответами и количеством баллов за ответы. Жюри подводит итоги после окончания основного мероприятия.
Вступительное слово ведущего, объявление целей и задач мероприятия, представление участников. Слайд №1
Начало работы. Разминка. Ведущий читает текст задания. Слайд №2
Группы работают над заданием, отвечают на поставленный вопрос.
Участники групп знакомятся с текстом задачи.
Текст задачи.
Господин из Сан-Франциско – имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил – ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения. Люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет.
Был конец ноября, до самого Гибралтара пришлось плыть то в ледяной мгле, то среди бури с мокрым снегом; но плыли вполне благополучно. Пассажиров было много. Пароход – знаменитая «Атлантида» - был похож на громадный отель со всеми удобствами, и жизнь в нём протекала весьма размеренно.
Господин из Сан-Франциско был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждали его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой, таскали его вещи, звали для него носильщиков, доставляли его сундуки в гостиницы.
Однако декабрь «выдался» не совсем удачный: портье, когда с ним говорили о погоде, только виновато поднимал плечи, бормоча, что такого года они и не запомнят. Все уверяли, что совсем не то в Сорренто, на Капри – там и теплей, и солнечней, и лимоны цветут, и нравы честней, и вино натуральнее. И вот семья из Сан-Франциско решила отправиться со всеми своими сундуками на Капри, с тем чтобы осмотрев его, походив по камням на месте дворцов Тиверия, побывав в сказочных пещерах Лазурного грота и послушав абруццких волынщиков, целый месяц бродящих перед Рождеством по острову и поющих хвалы деве Марии, поселиться в Сорренто.
V. Ведущий сообщает текст задачи 2, задание 1. Слайд №3
Кто автор рассказа «Господин из Сан-Франциско»?
Работа в группах, ответы. Слайд №4
Ведущий сообщает текст задания 2. Слайд №5,6
ЗАДАНИЕ 2.
В первом издании рассказ имел эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Затем автор снял его. В какой великой книге рассказывается о Вавилоне? Какой сквозной мотив рассказа был задан в эпиграфе? Ответ обоснуйте.
VII. Работа в группах, ответы. Слайд №7,8
VIII. Ведущий сообщает текст задания 3. Слайд №9
ЗАДАНИЕ 3.
Главный герой рассказа едет из Нового Света в Старый Свет. Отметьте на карте мира по три страны каждой части света, объясните, почему эти части света так названы (страны Нового Света обведите синей пастой; Старого – красной).
IX. Работа в группах, ответы. Слайд №10
X. Ведущий сообщает текст задания 4. Слайд №11
ЗАДАНИЕ 4.
Закрасьте зелёной пастой страну, в которой находится остров Капри. Чем сегодня знаменита эта страна (отметьте не менее трёх особенностей).
XI. Работа в группах, ответы. Слайд №12
XII. Ведущий сообщает текст задания 5. Слайд №13,14
ЗАДАНИЕ 5.
Атлантида (греч.
·
·
·
·
·
·
·
·) легендарная земля (остров, архипелаг или даже континент), опустившаяся на морское дно в результате землетрясения либо другого катаклизма, вместе со своими жителями атлантами.
Люди спокойно продолжали заниматься своими делами, никому и в голову не могло прийти, что они - накануне страшной катастрофы. Кто-то варил еду, кто-то посещал храм, кто-то затевал строительство дома, кто-то был в бане или на ипподроме. На улицах перенаселенных городов стоял гомон, шла торговля, сияли золотом и серебром роскошные храмы. Вдруг земля задрожала, странный гул повис между небом и землей. Никто ничего не мог понять, пока не разверзлась земля и не потекла горящая лава, сметая все на своем пути, не почернело небо от сплошных хлопьев пепла. Крики, грохот и стоны заглушили плеск воды, пожиравшей континент со всех сторон. Пространство земли становилось все уже и уже, пока кошмарная, смертельная воронка не затянула последний клочок суши, унося в неведомую глубину тысячи жизней и все то, что представляло собой удивительную процветающую цивилизацию, одну из самых прекрасных на земле.
Пароход, на котором плывёт главный герой рассказа, называется «Атлантида». Как вы думаете, почему автор так назвал этот пароход? Опираясь на приведённый материал, обоснуйте свой ответ. Какие ещё исторические ассоциации вызывает у вас этот пароход?
XIII. Работа в группах, ответы. Слайд №15
XIV. Ведущий сообщает текст задания 6. Слайд №16
ЗАДАНИЕ 6.
Господин из Сан-Франциско едет в Европу под Рождество. Что вы знаете об этом празднике? Какие обычаи и традиции с ним связаны. Назовите не менее трёх.
XV. Работа в группах, ответы.
XVI. Подведение итогов, рефлексия работы групп, выступление жюри, награждение (по выбору того, кто проводит занятие: сертификаты, дипломы, грамоты, призы). Слайд №17
Список литературы:
Атлас мира – любое издание.
Бунин И.А. «Господин из Сан-Франциско» - любое издание.
Универсальный энциклопедический словарь. М., «Большая российская энциклопедия», 1999.
Энциклопедия для детей «Аванта+», том «Литература» - М., 2000.
Яблоков А. Структурные мотивы рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Литература №15, 1999.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (ЦОР)
Приложение 1.
КЛЮЧ К ОЦЕНКЕ ОТВЕТОВ.
За каждое выполненное задание обучающийся может получить оценку:
ЗАДАНИЕ 1.
0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно.
1 балл – назван правильно автор рассказа
ЗАДАНИЕ 2.
0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно.
1 балл – названа книга, в которой говорится о Вавилоне.
2 балла – названа книга и сквозной мотив.
3 балла – дан полный, аргументированный ответ на вопрос.
ЗАДАНИЕ 3.
0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно.
1 балл – объяснено название частей света.
2 балла – закрашено по одной стране Старого и Нового света, объяснено
название частей света.
3 балла - закрашено по две страны Старого и Нового света, объяснено
название частей света.
4 балла - закрашено по три страны Старого и Нового света, объяснено
название частей света.
ЗАДАНИЕ 4.
0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно.
1 балл – правильно найдена страна.
2 балла – правильно найдена страна и названа одна достопримечательность.
3 балла – правильно найдена страна и названы две достопримечательности.
4балла – правильно найдена страна и названы три достопримечательности.
ЗАДАНИЕ 5.
0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно.
1 балл – объяснено название парохода.
2балла – в ответе присутствует полная аргументация, объяснение названия
парохода.
3 балла - в ответе присутствует полная аргументация, объяснение названия
парохода, приведены исторические ассоциации.
ЗАДАНИЕ 6.
0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно.
1 балл – объяснено название праздника.
2 балла – объяснено название праздника, названа одна традиция.
3 балла – объяснено название праздника, названы две традиции.
4 балла – объяснено название праздника, названы три традиции.
ВСЕГО МОЖНО НАБРАТЬ 19 БАЛЛОВ.
Приложение 2.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ.
ЗАДАНИЕ 1.
Иван Алексеевич Бунин.
ЗАДАНИЕ 2.
О городе Вавилоне рассказывается в Библии. Согласно Откровению Иоанна
Богослова, Вавилон, «великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем великому нечистому духу горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий, ибо в один час пришёл суд твой». Уже с эпиграфа начинается сквозной мотив рассказа – мотив гибели, смерти.
ЗАДАНИЕ 3.
Страны Нового и Старого Света названы так после открытия Америки. Старый Свет – Европа; Новый Свет – Америка. Страны Европы: Германия, Франция, Польша и т.д. Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика.
ЗАДАНИЕ 4.
Нужно закрасить Италию (она хорошо видна на карте). Достопримечательности этой страны: Колизей; государство в государстве Ватикан; макароны, художник Микеланджело Буонарроти, оперный театр «Ла Скала», столица Рим, римские цифры, Венеция и т.д.
ЗАДАНИЕ 5.
Гигантский корабль, на котором плывёт господин, называется «Атлантида», потому что он, как и материк, обречён на гибель. Пароход символизирует новую цивилизацию, где власть определяется богатством и гордыней, то есть тем, от чего погиб Вавилон. Поэтому корабль, да ещё с таким названием, должен утонуть. У этого парохода есть реальный исторический прототип – известный своей печальной судьбой знаменитый «Титаник».
ЗАДАНИЕ 6.
Рождество Христово празднуется 25 декабря у католиков, 7 января – у православных. Один из главных христианских праздников установлен в честь рождения Иисуса Христа. На Рождество принято наряжать ёлку, дарить подарки, гадать, посещать церковь, перед Рождеством – Рождественский пост.
Анализ проведённого мероприятия.
Данное мероприятие, командный конкурс «Компетентное решение» по теме «Путешествие во времени и пространстве» (по рассказу И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»), был проведён в рамках декады методического объединения гуманитарных наук. Методическая тема школы была связана с компетентностным подходом в образовании, и поэтому для проведения мероприятия была выбрана данная тема. Это был первый опыт составления такой задачи в нашей школе. Организатором мероприятия была выбрана групповая форма работы. Было создано 5 групп из обучающихся 10, 11 классов (по пять человек от класса) и группа из пяти педагогов, желающих проверить свои знания, полученные в школе. Длительность мероприятия – 45 минут.
Задачами в данном мероприятии являлись следующие:
Расширять общекультурный кругозор обучающихся и педагогов.
Закреплять межпредметные знания, которые можно извлекать из литературного текста.
Учить совмещать информацию из разных текстов.
Совершенствовать творческую активность обучающихся, умение работать в группе, взаимодействие обучающихся с педагогами.
Воспитывать художественный вкус с помощью слова.
Участникам мероприятия заранее не было предложено никаких заданий. Нужно было только выбрать команду участников и придумать соответствующее название. Материал, который предлагался на конкурсе, не был знаком ни одной из групп. Все знали, что будет предложен материал, связанный с литературой, историей, географией. Обучающиеся и педагоги очень серьёзно отнеслись к данному мероприятию, активно участвовали в подготовке (члены команды, капитан, название). Были приглашены болельщики каждой команды. Членами жюри выступали директор школы и его заместители. Все педагоги и члены жюри не входили в методическое объединение гуманитарных наук.
Во время проведения конкурса в аудитории царила оживлённая атмосфера, участники обсуждали ответы на вопросы, переживали за своих одноклассников.
Обучающимся и их педагогам были предложены разнообразные задания. Разминка показала нестандартность мышления учеников и учителей. Оказывается, газета – почти универсальный предмет, который можно использовать в разных ситуациях. Фантазии участников не было предела! Другие задания, которые были сложнее и требовали самостоятельности мышления, логики, культурно-исторического комментария, вызвали не меньший интерес. Ребята и учителя работали с контурными картами, рисовали на листе ватмана, защищали свои ответы перед аудиторией. Повторили историю, географию, литературу.
Все старались дать наиболее полный ответ, получить наибольшее количество баллов. Команда педагогов очень старалась выглядеть не хуже своих учеников, и это им удалось. По итогам конкурса педагоги заняли первое место.
Такая совместная работа объединяет учителя с учениками, делает их общение более доверительным, близким духовно. А работа в группах помогает участникам лучше узнать друг друга, учит взаимопомощи, взаимопониманию, умению принимать решение.
Болельщики и члены жюри принимали в происходящем живое участие. Переживали за «своих», но не радовались неудачам «чужих». Жюри очень хотелось, чтобы все участники стали победителями. Но победитель был один, остальные участники получили сертификаты.
Данное мероприятие было освещено в школьной газете «Эксперт».
Организатору мероприятия хотелось бы, чтобы такой конкурс стал традиционным в школе и в районе.
1
2
4
5
6
7
3
15
16
14
13
12
11
10
9
8
17
15