Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классе на профильном уровне по Полякову К.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №5г.о. Железнодорожный
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 5
___________________Яньшина Л.Б.
Приказ №_____________________
«____»_______________2015 г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 7 с УИОП
__________________Ченцова Г. Б.
Приказ №_____________________
от «___»_________________2013 г.
147955080645РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По информатике и ИКТ
(физико – математический профиль
10А класс
Составитель:
Скрябина Галина Нафанаиловна,
учитель информатики
первой квалификационной категории

00РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По информатике и ИКТ
(физико – математический профиль
10А класс
Составитель:
Скрябина Галина Нафанаиловна,
учитель информатики
первой квалификационной категории


Составитель:
Скрябина Галина Нафанаиловна,
учитель информатики первой квалификационной категории
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для физико-математического профиля составлена на основе авторской программы К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина на профильном уровне изданной в книге «Информатика. Программа для старшей школы 10 -11 классы. Углубленный уровень. / К.Ю. Полякова, Е.А. Еремин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014», с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Выбор данного УМК был обусловлен тем, что учебники разработаны в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования; с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); с основными идеями и положениями программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для среднего (полного) общего образования. В них соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на старшей ступени среднего (полного) общего образования.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на изучение информатики и ИКТ учащимися 10-го класса физико-математического профиля в течение 35 учебных недель в году общим объемом 140 учебных часов (из расчета 4 часа в неделю). Поскольку в учебном плане школы 34 учебные недели, то планирование курса откорректировано на 136 учебных часов (4 часа в неделю).
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
воспитание культуры учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;
обеспечить возможность подготовки учащихся к сдачи ЕГЭ;
подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.
Преподавание предмета «Информатика» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Федеральный уровень
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
Методические рекомендации
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8–11 классов / http://ipk74.ru/news.
Рабочая программа отражает особенности построения и деятельности системы образования Московской области (см. Региональный базисный учебный план на 2015-2016 учебный год, с 2-3):
Поддержку интегративного освоения и использования ИКТ обучения;
Создание условий обучения и воспитания обучающихся, при которых лидирующую позицию занимают направления деятельности, ориентированные на раскрытие интеллектуального, творческого, духовного и физического потенциала обучающихся, их индивидуальных способностей, интересов, возможностей.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне. Это означает, что её целевая аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу.
Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:
Основы информатики
Алгоритмы и программирование
Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Место изучаемого предмета в учебном плане
Для более полного освоения программы углубленного уровня изучение предмета «Информатика» ведётся по 4 часа в неделю (всего 136 часов в 10 классе).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года.
Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.
В авторскую программу и тематическое планирование внесены следующие изменения:
Так как программа рассчитана на изучение информатики и ИКТ учащимися
10-го класса физико-математического профиля в течение 35 учебных недель в году общим объемом 140 учебных часов (из расчета 4 часа в неделю), а в учебном плане школы 34 учебные недели, то в добавленную тему «Проектно-исследовательская деятельность» был добавлен 1 час из темы «Компьютерные сети». Это обусловлено тем, что, во-первых, данная тема рассматривалась в 9-м классе, а во вторых, современные учащиеся хорошо знакомы с работой в сети Интернет и ее службами. Таким образом, в теме «Проектно-исследовательской деятельности» вместо 7 часов стало 8 часов.
2) Из темы «Программное обеспечение» было взято 2 часа и добавлено по 1 часу на темы «Системы счисления» и «Логические основы компьютеров» с целью больше решать разнообразных заданий и лучше подготовиться к контрольным работам. Это обусловлено тем, что задания этих разделов очень разнообразны и включены в задания ЕГЭ. Тогда как тема «Программное обеспечение» носит больше теоретический характер и частично рассматривалась в 8 классе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс
Информация и информационные процессы – 5 часов.
Информатика. Информация. Получение информации. Формы представления информации. Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике. Свойства информации. Носитель информации. Информационные процессы.
Измерение информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Бит.
Структура информации. Структурирование. Множество. Линейный список. Иерархия (дерево). Графы.
Практические работы к главе:
Работа №1 «Оформление документа».
Работа №2 «Структуризация информации (таблица, списки)».
Работа №3 «Структуризация информации (деревья)».
Работа №4 «Графы».
Кодирование информации - 15 часов.
Язык и алфавит. Мощность алфавита. Естественные и формальные языки.
Кодирование. Код Морзе. Двоичное кодирование. Декодирование. Условия Фано.
Дискретность. Аналоговые и дискретные сигналы. дискретизация.
Алфавитный подход к определению количества информации.
Кодирование числовой информации. Системы счисления. Непозиционные системы счисления. Позиционные системы счисления. Переводы чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Кодирование символов. Виды кодировок.
Кодирование графической информации. Пиксель. Разрешение. Кодирование цвета. Глубина цвета. Растровое и векторное кодирование.
Кодирование звуковой и видеоинформации.
Практические работы к главе:
Работа №5 «Декодирование».
Работа №5 «Необычные системы счисления».
Контроль знаний и умений:
Контрольная работа по теме «Системы счисления».
Контрольная работа по теме «Кодирование информации
Логические основы компьютеров – 11 часов.
Логика. логическое высказывание.
Алгебра логики. Логические операции: "НЕ", "И", "ИЛИ", "исключающее ИЛИ", "Импликация", "Эквивалентность". Штрих Шеффера. Стрелка Пирса. Логические выражения. Формализация. Диаграммы Вена. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические уравнения. Синтез логических выражений. Предикаты и кванторы.
Логические элементы компьютера. Базовые логические элементы. Триггер. Сумматор двоичных чисел.
Логические задачи.
Практические работы к главе:
Работа №7 «Тренажер "Логика"».
Работа №8 «Исследование запросов для поисковых систем».
Контроль знаний и умений:
Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров».
Компьютерная арифметика - 6 часов.
Особенности представления чисел в компьютере. Предельные значения чисел. Переполнение разрядной сетки.
Целые и вещественные числа. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Операции с целыми числами. Представление чисел в формате с плавающей запятой. Операции с вещественными числами.
Практические работы к главе:
Работа №9 «Целые числа в памяти».
Работа №10 «Арифметические операции».
Работа №11 «Логические операции и сдвиги».
Устройство компьютера -9 часов.
Компьютер. История развития вычислительной техники.
Принципы устройства компьютеров. Принципы фон Неймана. Архитектура компьютера. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор и оперативная память. Внешняя (долговременная) память. Устройства ввода и вывода.
Практические работы к главе:
Работа №12 «Моделирование работы процессора».
Работа №13 «Процессор и устройства вывода».
Программное обеспечение – 11 часов.
Программное обеспечение.
Прикладные программы. Текстовые редакторы. Офисные пакеты. Текстовые процессоры. Табличные процессоры. Компьютерная презентация. Онлайн - офис. Растровые и векторные графические редакторы. Настольные издательские системы. Редакторы звука и видео. ПО для работы в Интернете.
Системное программное обеспечение. Назначение и состав операционной системы. Загрузка операционной системы. Драйверы устройств. Утилиты. Файловые системы.
Системы программирования. Языки программирования. Транслятор. Компилятор.
Байт -код. Состав системы программирования.
Инсталляция программ.
Правовая охрана программ и данных. Авторские права. Типы лицензий на использование ПО.
Практические работы к главе:
Работа №14 «Использование возможностей текстовых процессоров».
Работа №15 «Использование возможностей текстовых процессоров».
Работа №16 «Оформление рефератов».
Работа №17 «Оформление математических текстов».
Работа №18 «Знакомство с настольной издательской системой Scribus».
Работа №19 «Знакомство с аудиоредактором Audacity».
Работа №20 «Знакомство с видеоредактором».
Работа №21 «Сканирование и распознавания текста».
Работа №22 «Инсталляция программ».
Алгоритмизация и программирование – 44 часа.
Алгоритм . Свойства алгоритма и его исполнители. Способы записи алгоритмов.
Программа. Основные понятия школьного алгоритмического языка и языка программирования Pascal. Переменные: тип, имя, значение. Типы данных. Датчик случайных чисел. Константы.
Арифметические, строковые и логические выражения. Основы школьного алгоритмического языка и алгоритмического программирования Pascal. Стандартные процедуры и функции.
Ветвления. Сложные условия. Множественный выбор.
Циклические алгоритмы. Вложенные циклы.
Процедуры и функции. Рекурсия. Стек.
Массивы. Заполнение массивов. Алгоритмы обработки массивов. Реверс массива. Сдвиг элементов массива. Сортировки числовых массивов. Двоичный поиск.
Символьные строки. Строковые процедуры и функции. Сравнение и сортировка строк.
Матрицы.
Файлы. Работа с файлами.
Практические работы к главе:
Работа №25 «Простые вычисления».
Работа №26 «Ветвления».
Работа №27 «Сложные условия».
Работа №28 «Множественный выбор».
Работа №29 «Задачи на ветвления».
Работа №30 «Циклы с условием».
Работа №31 «Циклы с условием».
Работа №32 «Циклы с переменной».
Работа №33 «Вложенные циклы».
Работа №34 «Процедуры».
Работа №35 «Процедуры с изменяемыми параметрами».
Работа №36 «Функции».
Работа №37 «Логические функции».
Работа №38 «Рекурсия».
Работа №39 «Стек».
Работа №40 «Перебор элементов массива».
Работа №41 «Линейный поиск».
Работа №42 «Поиск максимального элемента массива».
Работа №43 «Алгоритмы обработки массивов».
Работа №44 «Отбор элементов массива по условию».
Работа №45 «Метод пузырька».
Работа №46 «Метод выбора».
Работа №47 «Быстрая сортировка».
Работа №48 «Двоичный поиск».
Работа №49 «Посимвольная обработка строк».
Работа №50 «Функции для работы со строками».
Работа №51 «Преобразования "строка-число"».
Работа №52 «Строки в процедурах и функциях».
Работа №53 «Рекурсивный перебор».
Работа №54 «Сравнение и сортировка строк».
Работа №55 «Обработка символьных строк : сложные задачи».
Работа №56 «Матрицы».
Работа №57 «Обработка блоков матрицы».
Работа №58 «Файловый ввод и вывод».
Работа №59 «Обработка массивов из файла».
Работа №60 «Обработка строк из файла».
Работа №61 «Обработка смешанных данных из файлов».
Контроль знаний и умений:
Контрольная работа «Ветвления».
Контрольная работа «Циклы».
Контрольная работа «Процедуры и функции».
Контрольная работа «Массивы».
Контрольная работа «Символьные строки».
Контрольная работа «Файлы».
Решение вычислительных задач – 12 часов.
Точность вычислений. Погрешность измерений и вычислений. Решение уравнений. Приближенные методы. Метод перебора. Метод деления отрезка пополам. Использование табличных процессоров.
Дискретизация. Вычисление длины кривой. Вычисление площадей фигур.
Оптимизация. Локальные и глобальный минимумы. Метод дихотомии. Использование табличных процессоров.
Статистические расчеты. Условные вычисления.
Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов. Восстановление зависимостей. Прогнозирование.
Практические работы к главе:
Работа №62 «Решение уравнений методом перебора».
Работа №63 «Решение уравнений методом деление отрезка пополам».
Работа №64 «Решение уравнений в табличных процессорах».
Работа №65 «Вычисление длины кривой».
Работа №66 «Вычисление площади фигуры».
Работа №67 «Оптимизация. Метод дихотомии».
Работа №68 «Оптимизация с помощью табличных процессоров».
Работа №69 «Статистические расчеты».
Работа №70 «Условные вычисления».
Работа №71 «Метод наименьших квадратов».
Работа №72 «Линии тренда».
Информационная безопасность – 6 часов
Информационная безопасность. Защита информации. Компьютерные вирусы. Вредоносные программы. Типы вредоносных программ. Защита информации от вредоносных программ. Антивирусные программы.
Шифрование. Криптография. Хэширование и пароли. Современные алгоритмы шифрования. Стеганография.
Безопасность в Интернете.
Практические работы к главе:
Работа №73 «Использование антивирусных программ».
Работа №74 «Простые алгоритмы шифрования данных».
Работа №75 «Современные алгоритмы шифрования и хэширования».
Работа №76 «Использование стеганографии».
Компьютерные сети – 8 часов.
Компьютерная сеть. Виды сетей. Серверы и клиенты. Обмен данными. Структура
(топология) сети. Локальные сети. Типы локальных сетей.
Сеть Интернет. Протоколы. Адреса в Интернете. Доменные имена. Всемирная паутина. Гипертекст. Сайт. Поиск информации в Интернете. Электронная почта. Другие службы Интернета. Обмен файлами. Форумы. Общение в реальном времени. Информационные системы. Электронная коммерция.
Право и этика в Интернете. Нетикет.
Практические работы к главе:
Работа №23 «Тестирование сети».
Работа №24 «Сравнение поисковых систем».
Учебно-тематический план
№ темы Разделы, темы Количество часов
На изучение всего материала Из них:
Практические и лабораторные работы Контрольные работы
1 Информация и информационные процессы 6 4 2 Кодирование информации 15 2 2
3 Логические основы компьютеров 11 2 1
4 Компьютерная арифметика 6 3 5 Устройство компьютера 9 2 6 Программное обеспечение 11 9 7 Алгоритмизация и программирование 44 37 6
8 Решение вычислительных задач 12 11 9 Информационная безопасность 6 4 10 Компьютерные сети 8 2 11 Проектно-исследовательская деятельность 8 8 Итого: 136 76 9
Календарно-тематическое планирование в 10 классе (профиль)

урока Тема урока Количество часов Дата проведения Примечание
план факт Информация и информационные процессы – 6 часов
1 Техника безопасности. Организация рабочего места. Введение в курс 1 02-06.09 2 Информатика и информация. Информационные процессы. 1 02-06.09 3 Измерение информации. 1 02-06.09 4 Структура информации (простые структуры). 1 02-06.09 5 Практическая работа №3 1 08-13.09 6 Практическая работа №4 1 08-13.09 Кодирование информации – 15 часов
7 Язык и алфавит 1 08-13.09 8 Кодирование. Декодирование 1 08-13.09 9 Дискретность. 1 15-20.09 10 Алфавитный подход к измерению количества информации. 1 15-20.09 11 Системы счисления. 1 15-20.09 12 Позиционные системы счисления. 1 15-20.09 13 Двоичная система счисления. 1 22.-27.09 14 Восьмеричная система счисления. 1 22.-27.09 15 Шестнадцатеричная система счисления. 1 22.-27.09 16 Другие системы счисления. 1 22.-27.09 17 Контрольная работа по теме «Системы счисления». 1 29-04.10 18 Кодирование символов. 1 29-04.10 19 Кодирование графической информации. 1 29-04.10 20 Кодирование звуковой и видеоинформации информации 1 29-04.10 21 Контрольная работа по теме «Кодирование информации». 1 06-11.10 Логические основы компьютеров – 11 часов
22 Логика и компьютер. Логические операции. 1 06-11.10 23 Логические операции. 1 06-11.10 24 Практикум: задачи на использование логических операций и таблицы истинности. 1 06-11.10 25 Диаграммы Эйлера-Венна. 1 12-17.10 26 Упрощение логических выражений. 1 12-17.10 27 Синтез логических выражений. 1 12-17.10 28 Предикаты и кванторы. 1 12-17.10 29 Логические элементы компьютера. 1 19-24.10 30 Логические задачи. 1 19-24.10 31 Практическая работа №8 «Исследование запросов для поисковых систем» 1 19-24.10 32 Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров». 1 19-24.10 Компьютерная арифметика – 6 часов
33 Особенности представления чисел в компьютере 1 26-30.10 34 Хранение в памяти целых чисел. 1 26-30.10 35 Операции с целыми числами 1 26-30.10 36 Хранение в памяти вещественных чисел. 1 26-30.10 37 Операций с вещественными числами. 1 9-14.11 38 Практическая работа №11 «Логические операции и сдвиги» 1 9-14.11 Устройство компьютера – 9 часов
39 История развития вычислительной техники. 1 9-14.11 40 Принципы устройства компьютера 1 9-14.11 41 Магистрально-модульная организация компьютера 1 16-21.11 42 Процессор. 1 16-21.11 43 Моделирование работы процессора. 1 16-21.11 44 Память. 1 16-21.11 45 Устройства ввода. 1 23-28.11 46 Устройства вывода. 1 23-28.11 47 Практическая работа №12 «Моделирование работы процессора» 1 23-28.11 Программное обеспечение - - 11 часов
48 Что такое программное обеспечение? Прикладные программы. 1 23-28.11 49 Практикум: использование возможностей текстовых процессорах (резюме). 1 30.11-05.12 50 Практикум: использование возможностей текстовых процессоров (проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски). 1 30.11-05.12 51 Практикум: коллективная работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников. 1 30.11-05.12 52 Практикум: набор и оформление математических текстов. 1 30.11-05.12 53 Практикум: знакомство с настольно-издательскими системами. 1 07-12.12 54 Системное программное обеспечение. 1 07-12.12 55 Практикум: сканирование и распознавание текста 1 07-12.12 56 Системы программирования 1 07-12.12 57 Инсталляция программ 1 14-19.12 58 Правовая охрана программ и данных 1 14-19.12 Алгоритмизация и программирование – 44 часа
59 Алгоритм и его свойства 1 14-19.12 60 Простейшие программы 1 14-19.12 61 Вычисления 1 21-26.12 62 Ветвления 1 21-26.12 63 Условный оператор. 1 21-26.12 64 Сложные условия. 1 21-26.12 65 Множественный выбор. 1 11-16.01 66 Практикум: использование ветвлений. 1 11-16.01 67 Контрольная работа «Ветвления». 1 11-16.01 68 Цикл с условием. 1 11-16.01 69 Цикл с условием. 1 18-23.01 70 Цикл с переменной. 1 18-23.01 71 Вложенные циклы. 1 18-23.01 72 Контрольная работа «Циклы». 1 18-23.01 73 Процедуры. 1 25-30.01 74 Изменяемые параметры в процедурах. 1 25-30.01 75 Функции. 1 25-30.01 76 Логические функции. 1 25-30.01 77 Рекурсия. 1 01-06.02 78 Контрольная работа «Процедуры и функции». 1 01-06.02 79 Массивы. Перебор элементов массива. 1 01-06.02 80 Линейный поиск в массиве. 1 01-06.02 81 Поиск максимального элемента в массиве. 1 08-13.02 82 Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг). 1 08-13.02 83 Отбор элементов массива по условию. 1 08-13.02 84 Сортировка массивов. Метод пузырька. 1 85 Сортировка массивов. Метод выбора. 1 08-13.02 86 Двоичный поиск в массиве. 1 15-20.02 87 Контрольная работа «Массивы». 1 15-21.02 88 Символьные строки. 1 15-21.02 89 Функции для работы с символьными строками. 1 15-21.02 90 Преобразования «строка-число». 1 22-27.02 91 Строки в процедурах и функциях. 1 22-27.02 92 Рекурсивный перебор. 1 22-27.02 93 Сравнение и сортировка строк. 1 22-27.02 94 Практикум: обработка символьных строк. 1 29.02 -05.03 95 Контрольная работа «Символьные строки». 1 29.02 -05.03 96 Матрицы. 1 29.02 -05.03 97 Матрицы. Решение задач 1 29.02 -05.03 98 Обработка блоков матрицы 1 07-12.03 99 Файловый ввод и вывод 1 07-12.03 100 Обработка массивов, записанных в файле. 1 07-12.03 101 Обработка смешанных данных, записанных в файле. 1 07-12.03 102 Контрольная работа «Файлы». 1 14-19.03 103 Точность вычислений. 1 14-19.03 104 Решение уравнений. Метод перебора. 1 14-19.03 105 Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам. 1 14-19.03 106 Решение уравнений в табличных процессорах. 1 28.03-02.04 107 Дискретизация. Вычисление длины кривой. 1 28.03-02.04 108 Дискретизация. Вычисление площадей фигур. 1 28.03-02.04 109 Оптимизация. Метод дихотомии. 1 28.03-02.04 110 Оптимизация с помощью табличных процессоров. 1 04-09.04 111 Статистические расчеты. 1 04-09.04 112 Обработка результатов эксперимента. Условные вычисления 1 04-09.04 113 Практикум «Метод наименьших квадратов» 1 04-09.04 114 Практикум «Линии тренда» 1 11-16.04 Компьютерные сети – 8 часов
115 Компьютерные сети. Основные понятия 1 11-16.04 116 Структура (топология) сети. Локальные сети. 1 11-16.04 117 Сеть Интернет. 1 11-16.04 118 Адреса в Интернете. 1 18-23.04 119 Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете. 1 18-23.04 120 Электронная почта. Другие службы Интернета. 1 18-23.04 121 Электронная коммерция. 1 18-23.04 122 Интернет и право. Нетикет. 1 25-30.04 Информационная безопасность – 7 часов
123 Основные понятия. Вредоносные программы. 1 25-30.04 124 Защита от вредоносных программ. 1 25-30.04 125 Что такое шифрование? Хэширование и пароли. 1 25-30.04 126 Современные алгоритмы шифрования. 1 02-07.05 127 Стеганография. 1 02-07.05 128 Безопасность в Интернете. 1 02-07.05 Проектно-исследовательская деятельность – 8 часов
129-132 Работа над проектом 4 02-14.05 130-135 Защита проекта 3 09-21.05 136 Итоговая контрольная работа за курс 10 класса 1 16-21.05 Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Информатика. Программа старшей школы: 10– 11 классы. Углубленный уровень / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;
Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы. Углубленный уровень. Методическое пособие для учителя. / Автор-составитель: М.Н.Бородин.-Эл. изд. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013; (http://metodist.lbz.ru)
Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч.К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2016 года по информатике и ИКТ;
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ;
Комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
Сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/. ;
Компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm ;
Материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ,
размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm.
дополнительная литература:
Информатика. Пособие для подготовки к ЕГЭ./Е.Т.Вовк и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.;
Информатика. ЕГЭ шаг за шагом: учебно-методическое пособие/ М.Э.Абрамян и др. –М.: НИИ школьных технологий, 2010 г.;
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2т. И74 Т.1/Л.А.Загалова [и др.]; под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера-3-е изд.- М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.;
Turbo Pascal в задачах и примерах.- Культин Н.Б. СПб.: БХВ- Петербург, 2010г.;
Основы программирования / Окулов С.М.-5-е изд., испр.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.;
Демоварианты ЕГЭ: http://www.fipi.ru.
Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Тесты, приложение к учебнику. http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/tests.htm.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютеры (минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:
процессор – не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
оперативная память – не менее 256 Мб;
жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
жёсткий диск – не менее 80 Гб;
устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки)).
проектор на рабочем месте учителя;
принтер на рабочем месте учителя;
сканер на рабочем месте учителя;
модем;
устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Программные средства
операционная система Windows;
пакет офисных приложений OpenOffice (текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы);
графический редактор Gimp (http://gimp.org);
редактор звуковой информации Audacity (http://audacity.sourceforge.net);
среда программирования КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/);
среда программирования PascalАВС (http://www.pascal.org/);
файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
Антивирусная программа;
Программа-архиватор.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями к курсу «Информатика». В состав УМК, кроме учебников для 10 класса, также входят:
данная программа по информатике;
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
методическое пособие для учителя;
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Практикум для учащихся, представляемый в электронном виде, позволяет расширить используемый теоретический, задачный и проектный материал.
Для подготовки к итоговой аттестации по информатике предлагается использовать материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm.
Для реализации учебного курса «Информатика» необходимо наличие компьютерного класса в соответствующей комплектации:
Требования к комплектации компьютерного класса
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей в школе является установка в компьютерном классе 13–15 компьютеров (рабочих мест) для школьников и одного компьютера (рабочего места) для педагога.
Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.
Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:
процессор – не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
оперативная память – не менее 256 Мб;
жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
жёсткий диск – не менее 80 Гб;
клавиатура;
мышь;
устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки).
Кроме того в кабинете информатики должны быть:
принтер на рабочем месте учителя;
проектор на рабочем месте учителя;
сканер на рабочем месте учителя
Требования к программному обеспечению компьютеров
На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики, должна быть установлена операционная система Windows или Linux, а также необходимое программное обеспечение:
текстовый редактор (Блокнот или Gedit) и текстовый процессор (Word или OpenOffice.org Writer);
табличный процессор (Excel или OpenOffice.org Calc);
средства для работы с баз данных (Access или OpenOffice.org Base);
графический редактор Gimp (http://gimp.org);
редактор звуковой информации Audacity (http://audacity.sourceforge.net);
среда программирования КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/);
среда программирования PascalАВС (http://www.pascalАВС.org/);
и другие программные средства.
Программное и учебно-методическое обеспечение учебного плана
Класс Количество часов в неделю согласно учебному плану Реквизиты программы УМК обучающихся УМК учителя
Федеральный компонент Региональный компонент Школьный компонент 10А 4 Информатика. Программа старшей школы: 10– 11 классы. Углубленный уровень / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;
Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы. Углубленный уровень. Методическое пособие для учителя. / Автор-составитель: М.Н.Бородин.-Эл. изд. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013; (http://metodist.lbz.ru)
Рассмотрено
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
____________ Г.Н. Скрябина
Протокол №1
«28.08.» 2015г
Согласовано
Заместитель директора по УВР
______________ Е.А. Васильева
«_____»______________2015г.
.