Статья Организация работы с одарёнными детьми на уроках английского языка


Организация работы с одарёнными детьми на уроках английского языка.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. 
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский 
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Федеральные стандарты второго поколения  делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Условно можно выделить три категории одаренных детей: 1.      Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития.
2.      Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки.3.      Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности: 
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов. 
Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха, которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников. На протяжении моей работы в школе, я пытаюсь достичь этого. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий. 
Поведение учителя для одаренных детей в классе в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:
- создает теплую эмоционально безопасную атмосферу в классе;
- предоставляет учащимся обратную связь;
- использует различные стратегии обучения;
- уважает личность;
- способствует формированию положительной самооценки ученика;
- уважает его ценности;
- поощряет творчество и работу воображения;
- стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
- проявляет уважение к индивидуальности ученика.
Формы работы с одаренными детьми
В процессе обучения одаренных детей значимым является поиск наиболее эффективных форм занятий. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться. Работа с такими учащимися распадается на две формы: урочную и внеурочную
Урок - основа для работы с одаренными детьми. Существует   четыре основных подхода в работе с одаренными детьми:
ускорение
углубление
обогащение
проблематизация Одаренные дети быстро утрачивают интерес к ежедневным однообразным занятиям. Существует много приемов и методов развития творческих способностей одаренных детей, которые я стараюсь применять на занятиях английского языка. Это и технологии критического мышления, использование ролевых игр, творческие задания, эмоциональные, игровые приемы, которые являются необходимыми элементами в решении познавательных и воспитательных задач в современном образовательном процессе. Широкое применение на уроках нашли информационные технологии: электронные презентации, которые готовит не только учитель, но и учащиеся, используя Интернет-ресурсы. Моя задача как учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество. Успешность работы с одаренными детьми зависит от умения дифференцированно подойти к каждому и помочь в их продвижении в интеллектуальном развитии.
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.  Главное выбрать ту форму работы, которая в большей степени раскроет способности талантливых учащихся, создаст ситуацию успеха и атмосферу радости общения. Такой формой работы на моих занятиях является метод проектов. Преимущества данного метода таковы:
- реализация дифференцированного подхода к обучению;
возможность сочетать индивидуальные, парные и групповые формы -- многообразие форм реализации проекта и оформления конечного результата, например: экскурсия, игры-путешествия, конференции по проблемам исследований, выпуски альбома, систематизация справочного материала и т.п;
- реализация творческого потенциала учащихся и учителя, создание позитивного настроя (ситуации успеха), стимула для дальнейшего творчества;
- повышение самооценки;
- создание позитивной модели социального взаимодействия и сотрудничества в рамках сферы учебной и исследовательской деятельности;
- использование иностранного языка как инструмента познания и средства общения.
Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. 
Мотивация к изучению иностранного языка сегодня резко возросла. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком, особенно в общеобразовательной школе, и формирования гуманитарной культуры учащегося не убавилось. По-прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроках английского языка является проектная методика. Перспективность этой методики объясняется, прежде всего, тем, что проектное задание непосредственно связывает процесс овладения определенным предметным знанием с реальным использованием этого знания. Существует несколько типов проектов: 
творческие;
ролевые;
игровые;
информационные;
прикладные.
Все перечисленные методы, приемы и формы работы с одаренными детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка, развития его интеллектуальной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы. Большинству одаренных детей свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Внеклассная работа.
Интерес формируется как на уроках, так и через внеклассные занятия. Традиционные предметные олимпиады, конкурсы, турниры, марафоны в классе и школе, помогают одаренным детям проявить свои способности.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии, а также тесного сотрудничества другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».