Организация исследовательской работы с одарёнными детьми по немецкому языку на уроках и во внеурочное время
Организация исследовательской работы с одарёнными детьми по немецкому языку на уроках и во внеурочное время
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей. Статистика гласит, что всего лишь 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определенными способностями, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития личности ребенка, стимулировать творческую деятельность одаренных и способных детей. Именно поэтому я пытаюсь на уроках немецкого языка строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитать в них стремление к постижению и открытию нового. Психолог Теплов Б.М. понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризуют личность. Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию.. Одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность. Отсюда вытекает необходимость создания условий работы с одаренными детьми:
Сохранение индивидуальности;
Поддержка собственной познавательной потребности;
Знание психологических особенностей «одаренных».
В работе с одаренными детьми придерживаюсь следующих принципов:
- Принцип дифференциации и индивидуализации обучения;
- Принцип максимального разнообразия предоставляемых заданий;
- Принцип максимального разнообразия предоставляемых заданий;
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся;
Из их многообразия я на своих уроках использую творческие задания и проекты. Творческие задания – это такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизведения информации, а творчества, т.е. содержат элементы неизвестности и имеют несколько правильных ответов. Творческие задания составляют основу любого интерактивного занятия. Они придают смысл обучению, мотивируют учащихся, Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное правильное решение, основанное на своем личном опыте и опыте своего друга, дают возможность для развития сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Требования к творческим заданиям:
Развивать познавательный интерес к предмету;
Будить творческую инициативу;
Не иметь однозначного решения;
Стимулировать творческое мышление;
Развивать исследовательскую активность;
Совершенствовать коммуникативные возможности;
Максимально служить целям обучения.
Виды творческих заданий:
Подготовка докладов;
Написание эссе;
Подготовка презентаций;
Написание реферата;
Литературные переводы;
Создание стихотворений по образцу
Иллюстрации текстов или стихотворений;
Создание открыток к праздникам;
Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательской деятельности. Исследование можно рассматривать как творческий процесс познания мира. Сегодня под исследовательской деятельностью учащихся понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным им результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Исследовательская работа — средство формирования познавательной самостоятельности школьников, которое позволяет каждому подростку испытать, испробовать, выявить и сделать ведущими хотя бы некоторые из своих дарований. Следовательно, применение методов исследования в школе позволит решить проблему воспитания самостоятельно мыслящей, инициативной личности. Кроме того, совместная исследовательская работа со школьным учителем делает ученика на уроке его сотрудником. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность за своих товарищей. Вместе с тем такая форма работы позволяет избежать ранней специализации и обеспечивает более универсальное образование детей.
На протяжении последних семи лет стараюсь организовывать исследовательскую деятельность своих учеников. Можно выделить 3 направления этой работы:
Подготовка участников школьных и муниципальных олимпиад по немецкому языку;
Подготовка исследований для представления работ на школьной, муниципальной и областной учебно-исследовательских конференциях;
Организация учебных исследований на уроках.
Основными традиционными формами работы с одаренными детьми для меня были и остаются:
Конкурсы
Фестивали
Конференции
В своей работе, я уже не первый год, участвую с обучающимися в различных конференциях. Участие происходит поэтапна:
Участие в школьной конференции научного общества «Эврика»;
Участие в районной конференции «Элита Верхнекетья»;
Участие в областной конференции «Мир науки глазами детей».
В своей работе «школьный» процесс работы с одаренными детьми разбиваю на три этапа:
1 этап – мотивационный (2-4 класс) На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету, выявляется группа лидеров. Дети привлекаются к участию в классных и школьных концертах (чтение стихов и исполнение песен на изучаемом языке), выполняют самые простые творческие задания (изготовление открыток и приглашений). При проектировании видов деятельности на данном этапе необходимо опираться на принцип успешности: обучение будет эффективным в том случае, если учащиеся получат радость от того, что они делают.
2 этап – формирующий (5-7класс),на этом этапе происходит формирование творческой деятельности и основ исследовательской деятельности. На уроках учащиеся знакомятся с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка (сказки братьев Гримм) и последующей постановкой на сцене отрывков или целых спектаклей, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают учащимся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Это достигается и на уроках и во внеурочное время через использование проблемных ситуаций, видео-экскурсий, презентаций, сообщений о культуре, спорте, об известных людях страны изучаемого языка.
3 этап – развивающий (8-11класс) На этом этапе происходит активное вовлечение учащихся в реферативную, исследовательскую, проектную деятельность, а также деятельность, связанную с личным социальным развитием. Развитие осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а с одаренными и способными детьми на спецкурсах и профильных предметах.
Этапы организации исследовательской деятельности.
Первый этап. В зависимости от внутренних потребностей и способностей обучавшегося необходимость выбрать направления интересов. Для этого обучающимся предлагается заполнить анкету, которая содержит простые вопросы, которые не имеют никого отношения к исследованию. Здесь учитель фиксирует предпочтительные виды деятельности, формы работы, интересы и темы. (Приложение №1)
Второй этап. На данном этапе рассматривается конечный результат. Что хочет ребенок получить в конце? Какой итог работы? Что узнать ? Чему научится? (Приложение №2)
Третий этап. Создание совместно с учителей плана действий, которые стоят перед учеником. Здесь ученик отрабатывает тематику, свои действия. (Приложение №3)
Четвертый этап. Создание чёткого плана, с промежуточными срезами. (Приложение №4)
Пятый этап. Получение обучающимся знаний. Собственная деятельность.
Шестой этап – демонстрация личных образовательных продуктов учеников и рефлексия. Показатель достижение результатов (Приложение №5,6).
Для более продуктивной работы я создала для каждого одаренного обучающегося –индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальная образовательная траектория, а также маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Создание индивидуальной траектории позволяет учителю увидеть истинный потенциал ученика и дать возможность раскрыться способностям ребенка. Маршрут разрабатывается на учебный год, в котором можно увидеть все этапы развития обучающегося. Это своего рода карта или план , который обучающейся проходит, вносит изменения и дополняет и корректирует. Главным в создании индивидуальной траектории развития ученика является помощь ученику реализовать себя, двигаться по этой образовательной траектории, оценивая и сравнивая до и после относительно собственных продвижений. В ходе такой работы очень важно научиться замечать каждую мелочь, каждый шаг в развитии личных достижений ученика. Учитель должен учитывать и то что «рост» ученика может быть быстрым, активным, наглядным, а возможно – медленным, менее заметным.
Прогнозируемый результат работы с одаренными обучающимися.
Развитие успешной и сам достаточной личности;
Успешное освоение навыков исследовательской деятельности;
Овладение навыками самостоятельной деятельности;
Развитие самоконтроля;
Развитие ответственности за правильный выбор.
Формы подведения итогов
Форма подведения результатов будут занесены в индивидуальную карту достижений. (Приложение №7).
Говоря в целом о работе с одаренными детьми, нужно отметить три основных момента:
эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие, не подавляя его индивидуальность;
педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть профессионально готовы к тому, что уровень способностей детей может быть выше, чем у учителя;
сверхзадачей педагога в данном случае вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных наук.
ЛИТЕРАТУРА
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух – М., 1991.
Башмаков М.И. Индивидуальная образовательная программа средней школы. «Концепции и модели», 2008 г.
Логинова О.Н. Индивидуальный учебный план на старшей ступени обучения. «Проблемы просвещения», 2007 г.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности / А.М. Матюшкин – М., 1992.
Осипова Г.И. Организация исследовательской деятельности: «Малая Академия наук»/авт.-сост. –Волгоград:Учитель,2007.