Особенности организации и система работы с детьми с пониженной мотивацией и трудностями в обучении


Особенности организации и система работы с детьми с пониженной мотивацией и трудностями в обучении
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели.
Учителя математики основной и старшей школы часто сталкиваются с проблемой слабой успеваемости по предмету из-за недостаточной сформированности у учащихся образовательной культуры. Большую роль в её воспитании может сыграть совместная деятельность учителей, школьников и родителей.
Успешное обучение без мотивации невозможно.
Принимая во внимание тот факт, что учебная мотивация – основополагающий компонент учебного процесса, я считаю, что ее уровень в значительной степени зависит от уровня доверия к учителю. Доверие между учителем и учеником – необходимое условие качественного образования. Чаще всего ребенку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему не хватает как в школе, так и дома.
Действительно, каждый ребенок имеет индивидуальные способности и склонности, симпатии и антипатии к каким-либо наукам. Поэтому каждому взрослому, а тем более педагогу, важно не ломать их индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие.
Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне.
Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников (потеря интереса к математике, порождение безответственности, нежелание учиться и др). Усвоение некоторого материала проходит формально, мотивация к предмету теряется из-за непонимания, и потому количество слабоуспевающих учащихся увеличивается. Зачастую детям непонятно, зачем нужно учиться решать задачи и запоминать большое количество формул, которые, по их мнению, не пригодятся в жизни. Решать данную проблему лучше сразу, с первых занятий. При знакомстве с классом необходимо провести беседу о целях изучения образовательной области «математика», а в процессе изучения нового материала стараться больше приводить примеров из реальной жизни, задач, имеющих практическое значение.
Последнее время учителю математики приходится сталкиваться с полным отсутствием мотивации к изучению предмета и пассивным поведением на уроке у некоторых учащихся, что зачастую связано с присвоением кем-либо или самоприсвоением им таких ярлыков, как «глупый»; «безнадежный по математике»; «не разбирающийся в предмете»; «неспособный»; «не соображающий по математике» и т. п.
Главное в данной ситуации - в процессе общения показать ученику, что это не так, и объяснить, как можно преодолеть трудности, возникающие при изучении предмета, или составить совместно с ним план работы по устранению основных затруднений. Поэтому начинать работу надо с установления контакта и доверия: престать его «пилить», т.е. читать нотации; отказаться наказаний. После того как доверие достигнуто, можно начать разбираться в причинах возникшего нежелания учиться. Основной причиной может быть наличие дефектов или несформированность учебной деятельности.
Основной вывод из всего сказанного заключается в том, что повышение успеваемости и качества знаний, преодоление отставания школьников в учебе требует решения двух проблем:
-с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся.
-С другой, умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей.
Так возникла необходимость создания системы работы в школе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. Был определен комплекс мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников:
1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:
– в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;
– в средних классах, развивая указанные для младших школьников навыки, сделать акцент на формировании сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению;
– особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный и внимательный подход к учащимся, учитывать интересы школьников;
– в старших классах сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения;
– на всех ступенях необходимо обеспечить дифференцированный подход.
Основная задача учителя математики - объяснить необходимость изучения предмета, сформировать представление о математике, попытаться выстроить коррекционную работу так, чтобы по ходу педагогического процесса исключать все сложности, возникающие у детей в процессе обучения. Обучение обязательно должно быть успешным для всех учащихся. Учитель должен помочь каждому учащемуся учиться, т.к. он сам выбрал профессию учителя. Долг учителя – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.
2. Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения:
личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовывать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятиях применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала, направленные на устранение ошибок: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
Давайте посмотрим ещё раз на особенности неуспевающих учащихся
Особенности неуспевающих учащихся
•низкий уровень знаний, как следствие этого - низкий уровень интеллектуального развития;
•отсутствие познавательного интереса;
•не сформированы элементарные организационные навыки;
• учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;
•нет опоры на родителей как союзников учителя — предметника;
•дети, в основном, из асоциальных семей;
•отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся ;•частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и ,как следствие этого,- низкий уровень интеллекта.
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы , организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока.
Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» мы не найдем ни в одном учебнике. Мы сами должны сконструировать ту схему, которая подходит именно нашему предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков:
- урок-практикум,
- урок-путешествие,
- урок-экскурсия,
- урок-ролевая игра,
- урок-игра,
- урок-аукцион,
- урок-сказка,
- интегрированный урок.
В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще.
Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение.
Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся, что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися . При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследова-тельская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.
Многие двоечники проводят всё свободное время, а часто и учебное, за компьютером, считают себя компьютерными гениями.. Так почему бы нам этим не воспользоваться : обратить это их увлечение в нужное русло и предложить освоить новую компьютерную программу , сделать презентацию одной из тем школьной программы.
Также учителю математики, приглашая слабоуспевающих учащихся на дополнительные занятия, необходимо учитывать причины неуспешности каждого из этих учащихся . Залогом результативности таких занятий при объяснении и контроле учителя все-таки является самостоятельная работа учащихся, выполнение специальных , небольших по объему, закрепляющих домашних заданий и, естественно, введение в курс проводимой дополнительной работы родителей учащихся.
На данный момент основной проблемой учителя математики является подготовка слабоуспевающих учащихся к ГИА и ЕГЭ. Данное направление подразумевает работу с группой неуспевающих, иначе учителю будет очень трудно дифференцировать подготовку к решению задач различных уровней, если на дополнительных занятиях одновременно будет присутствовать весь класс. При подготовке к ГИА и ЕГЭ по математике учащихся, затрудняющихся в изучении предмета, необходимо уделять особое внимание:
•восполнению пробелов базовых знаний;
•формированию индивидуального справочника учащегося;
•запоминанию основного перечня формул;
•отработке основных типов заданий по разделам и темам;
•отработке основных алгоритмов при решении задач базового уровня;
•рассмотрению комплексных заданий;
•отработке навыков анализа и интерпретации условия задачи;
•отработке навыков самостоятельного решения элементарных базовых задач;
•достижению базового уровня знаний согласно требованиям контрольных измерительных материалов.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику.
С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система должна включать следующие виды деятельности:
1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий. Активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним заниматься. При большой запущенности программного материала учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
•Карточки для индивидуальной работы.
•Задания с выбором ответа.
•Деформированные задания.
•“Разрезные” теоремы.
•Перфокарты.
•Карточки - тренажеры.
•Творческие задания.
•Карточки-информаторы,
•Карточки-с образцами решения,
• Карточки-конспекты.
Примечание: очень важно, чтобы учителя, составляя карточки-консультации, таблицы советов, памятки, другие виды помощи, помнили: задание и оказываемая помощь должны быть подобраны так, чтобы даже слабоуспевающие учащиеся проявляли максимум самостоятельности и имели реальную возможность развития.
10 правил работы со «слабоуспевающими»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
3. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
4. Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.
5. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
6. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
10. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения- это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования. Я перечислила сегодня общие правила обучения, способствующие росту внутренней мотивации
Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:
1.Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
2.Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
3.Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у них внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Развитие мотивации учения математике относится к числу наиболее актуальных проблем теории и методологии обучения и требует новых подходов к дальнейшему совершенствованию форм и методов.
Использованная литература:
1.Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М., 1992.
2.Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [текст]: пособие для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96
3.ЮО.Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.
4.Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986.
5.Якосбон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966.