Краткосрочный план урока географии на тему: Внутренние воды Африки (7 класс).
Дата: Предмет: география материков и океанов Класс 7
Тема урока: Урок №20. Внутренние воды Африки.
Цель урока: Познакомить с внутренними водами Африки.
Задачи: Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки.
Вспомнить уже известные термины и понятия по теме.
Познакомить с крупнейшими объектами внутренних вод Африки – реками, озерами.
Определить основные характеристики рек и озер материка (характер течсения, режим питания и др.), особенности распространения рек и озер по территории Африки.
Продолжить формирование умений работать с географическими картами и другими источниками информации.
Содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности при выполнении заданий.
Содействовать в ходе урока развитию культуры речи.
Развивать коммуникативные навыки при работе в группах.
Ожидаемый результат: -называют и показывают на географической карте крупные реки и озера Африки;
-знают термины по теме;
-знают основные характеристики рек и озер и особенности их распространения на материке;
-учатся работать с различными географическими источниками – учебником, картами атласа;
-умеют грамотно выражать свои мысли;
-учатся работать в группе.
Основные идеи: Внутренние воды Африки – реки, озера, ледники, подземные воды- и особенности их распространения на материке.
Методы обучения: Репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Ресурсы: Видео «Настоящая командная работа», презентация «Внутренние воды Африки»,»Физическая карта мира», карточки для деления на группы, раздаточный материал – карточки с терминами по теме: «Реки и озера», контурная карта Африки, карточки с заданиями группам, проверочная работа по теме: «Климатические пояса Африки»,карточки с кластерами, конверты с раздаточным материалом для стратегии «Печворк», листы А3, клей, стикеры.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащегося
I.Этап вызова 10 м.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Психологический настрой.
Деление на группы. Приветствие класса.
Проверка готовности к уроку.
Просмотр видео «Командная работа».
Учитель: Как Вы думаете, какое отношение имеет сюжет видео к нашему уроку?
Деление на группы по карточкам с названиями рек и озер Африки – Нил, Конго, Замбези, Нигер.
Учитель напоминает о правилах работы в группах.
Учитель предлагает распределить роли в группе (спикер, секретарь, оценщик, таймер и др.).
1)Географическая разминка.
Показать на физической карте Африки:
-географические объекты береговой линии материка;
-крупные формы рельефа материка.
2)Проверка домашнего задания:
-выполнение заданий по теме «Климатические пояса Африки»;
-проверка с комментариями.
3)Актуализация знаний учащихся.
Учитель показывает слайд, на котором расположены термины:
исток, устье, речная система, дельта, питание рек, бассейн реки, бассейн океана, режим реки, межень, половодье, происхождение озер, сточные и бессточные озера, пороги и водопады, подземные воды, болота, ледники.Учитель раздает в группы карточки с терминами и предлагает обсудить в группе, и объяснить значение терминов.
Во время выступлений учащихся от групп, учитель показывает слайды.
4)Учитель: Как Вы думаете, почему я предложила вспомнить Вам эти термины?
Выход на тему. Приветствие учителя.
Готовность к уроку.
Учащиеся смотрят видео «Командная работа» и делают выводы.
Учащиеся формируют группы в соответствии с карточками и занимают места за столами.
Учащиеся предлагают по 2 правила работы в команде от группы.
Учащиеся распределяют роли в группе.
Учащиеся выходят к «Физической карте Африки», показывают и называют географические объекты материка.
Учащиеся выполняют письменно проверочное задание. При проверке учащиеся комментируют свои ответы. Подсчитывают количество баллов и выставляют оценку.
Учащиеся знакомятся с терминами на карточке, обсуждают в группе и объясняют их значение.
Ответы учащихся. Учащиеся знакомятся с иллюстративным изображением терминологии.
Ответы учащихся.
Выход на тему. Постановка целей урока.
III.Этап осмысления (30 мин.).
Формирование новых знаний.
Закрепление.
Проверка усвоения новых знаний.
1.Работа учащихся с текстом параграфа 48.
1-2 группы.
Задание:
1)Прочитать текст параграфа 48 стр.171-172, стр.172-173 «Река Нил».
Обратите внимание на самые главные характеристики реки.
2)Обсудите в группе и составьте описание реки Нил по плану.
3-4 группы.
Задание:
1)Прочитать текст параграфа 48 стр.171-172, стр.173 «Река Конго».
Обратите внимание на самые главные характеристики реки.
2)Обсудите в группе и составьте описание реки Конго по плану.
5 группа.
Задание:
1)Прочитать текст параграфа 48 стр.174 «Озера».
Обратите внимание на самые главные характеристики озер.
2)Обсудите в группе и составьте описание озер Африки.
2.Презентация от групп. Описание рек по плану, озер.
3.Проблемный вопрос: Что влияет на распространение речной сети и озер на материке?
Ответы учащихся (климат, рельеф).
4.Стратегия «Кластер»:
1-2 группы
1)Определите, как и в чем проявляется влияние климата на распространение рек и озер на материке.
Приведите примеры влияния климата на распространение рек и озер Африки.
3-4 группы
1)Определите, как и в чем проявляется влияние рельефа Африки на реки и озера материка.
Приведите примеры влияния рельефа на распространение рек и озер Африки.
5 группа
1)Заполнение схемы особенности озер Африки.
Учитель предлагает зачитать примеры от разных групп по очереди (по принципу карусели).
5.Стратегия «Печворк».
1)Из конверта с раздаточным материалом выберите только те характеристики, которые относятся к Вашему географическому объекту – Нил (Конго). На пустых полосках допишите характеристики, которых не было в раздаточном материале и приклейте на лист А3.
2)Взаимопроверка между группами.
6.Работа с контурной картой Африки:
1)нанести на контурную карту Африки названия крупнейших рек и озер Африки;
2)учитель предлагает обменяться между группами и проверить правильность выполнения задания.
7.Игра «Эрудит».
Учитель предлагает рассказать о реках и озерах Африки.
8.Подведение итогов.
Учитель: Как Вы думаете, пригодятся ли Вам знания, полученные сегодня на уроке в Вашей жизни?
Учащиеся читают текст параграфа о своем географическом объекте и выделяют самые главные его характеристики.
Обсуждение в группе учебного материала и составление описания географического объекта по плану.
Выступления учащихся от групп: одна группа отвечает, другая дополняет, исправляет.
Ответы учащихся.
Учащиеся заполняют кластер, в котором показывают примеры влияния рельефа и климата на реки и озера Африки.
Учащиеся приводят примеры влияния климата и рельефа на реки и озера Африки (от групп по принципу карусели).
Учащиеся 5-й группы приводят примеры особнностей озер Африки.
Из конверта с раздаточным материалом учащиеся выбирают только те характеристики, которые относятся к их географическому объекту и наклеивают на лист А3. Затем дописывают на пустых полосках те характеристики, которых не было в раздаточном материале.
Взаимопроверка между группами.
Учащиеся в группах наносят названия рек и озер на контурную карту Африки.
Взаимопроверка между группами.
Учащиеся говорят по одному предложению о реках и озерах Африки, начиная фразу: «Я знаю, что...». Выступления с интервалом не более 3 секунд по очереди от групп.
Учащиеся высказывают свою точку зрения.
IV.Рефлексия 5 мин.
Домашнее задание:
Рефлексия:
Подведение итогов: Лист оценивания. Выставление и озвучивание оценок.
Домашнее задание: параграф 48.
Подготовить сообщение о реках – Нигер, Замбези, Оранжевая, Лимпопо по плану.
Стратегия «Две звезды, одно пожелание». Оцещики выставляют оценки учащимся.
Учащиеся записывают домашнее задание.
На стикерах учащиеся пишут, что им понравилось на уроке, что не понравилось.
Используемый подход: КМ, ВО, НП, ТиО, ЛиУ, ОДО