Общие принципы занятий физической культурой и спортом


ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Физиология физического воспитания и спорта»
По теме:
«Общие принципы занятий физической культурой и спортом»
Исполнитель:
Уванзай Айлана Александровна
Москва 2016 год
Содержание
Введение с. 3
Социальные принципы с. 4
Специфические принципы с. 5
Методические принципы в физической культуре с. 6
Заключение с. 13
Список литературы с. 14Введение
Физическое воспитание  – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
Физическое воспитание учащихся строится исходя из направленности, общих принципов и задач системы физического воспитания с учетом возрастных особенностей, и характера их основной деятельности.
Принцип – это основная идея, следование которой помогает наилучшим образом достигать поставленной цели. Под термином принципы в педагогике понимают наиболее важные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога и занимающегося к намеченной цели с наименьшими затратами сил и времени. Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок.
Целью данной работы является раскрытие общих принципов занятий физической культурой и спортом, наиболее полно раскрыть методические принципы физической культуры.
Применительно к физическому воспитанию понятие принцип означает основные правила, исходные положения при занятиях физическими упражнениями. Знание спортивным педагогом принципов обучения в физическом воспитании позволяет успешно решать поставленные задачи, правильно распределять нагрузку с учетом возрастных особенностей занимающихся, реализовывать поставленные задачи в уроке и т.п.
Различают социальные, методические и специфические принципы.
Социальные принципы в физической культуре
Общие социальные принципы в физической культуре гарантируют единство всех сторон воспитания (умственного, эстетического, трудового, физического); обеспечивают оздоровительный эффект, укрепление здоровья, поддержание работоспособности.
Основными социальными принципами физической культуры являются:
Принцип оздоровительной направленности. Этот принцип предполагает: а) при выборе средств и методов физической культуры руководствоваться прежде всего их оздоровительной ценностью; б) соответствие физических нагрузок возможностям занимающихся; в) осуществление систематического врачебно-педагогического контроля.
Принцип всестороннего гармоничного развития личности. Данный принцип предполагает: а) связь физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.); б) согласованное и соразмерное развитие физических способностей, формирование разносторонних двигательных умений и навыков и освоение социальных знаний.
Принцип связи с практической общественно-значимой деятельностью. Этот принцип предполагает: а) нацеленность на первоочередное формирование жизненно важных двигательных умений и навыков; б) формирование способностей действовать полезно и эффективно в условиях трудовой деятельности.
Специфические принципы в физической культуре
Специфическими принципами, отражающими закономерности построения занятий физическими упражнениями (в сфере физического воспитания, спортивной тренировки и физической рекреации), являются принципы непрерывности, прогрессирования педагогических воздействий, цикличности и возрастной адекватности воздействия.
Принцип непрерывности является одним из важнейших принципов построения занятий физическим упражнениями. Это недопустимость слишком больших и педагогически неоправданных перерывов между занятиями, которые приводят к снижению достигнутого уровня физической подготовленности. Необходимо, чтобы эффект каждого последующего занятия должен закреплять и углублять предыдущего.
Принцип прогрессирования воздействий предусматривает целенаправленное повышение требований к проявлению психических функций и двигательной активности от одного качественного уровня на более высокий, рост тренированности, повышение функциональных возможностей организма и физических способностей.
Принцип цикличности определяет упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и серий (циклов). Серии занятий должны обеспечивать оптимальное соотношение нагрузки и отдыха при достижении кумулятивного эффекта.
Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия обязывает целенаправленно и последовательно регулировать меры воспитательного воздействия в соответствии с возрастными этапами развития организма (дошкольный, школьный, зрелый, пожилой).
3. Методические принципы
Методические принципы - это основные положения, которые необходимо пользоваться преподавателю физической культуры (тренеру), решая комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. К методическим принципам относятся: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности.
Принцип сознательности и активности
Говоря о принципе сознательности и активности в обучении, имеют в виду формирование:
а) сознательного отношения к целям физического воспитания и к своему учебному труду;
б) сознательного и активного участия в самой учебно-тренировочной деятельности;
в) самостоятельности в контроле и оценке своих двигательных действий и достигнутых результатов.
Не всегда все три фактора в процессе обучения выступают одновременно. Иногда занимающиеся отдают себе отчет в том, зачем они тренируются, но не осмысливают значения отдельных учебных заданий; иногда сознательно и активно учатся, но не контролирует и не оценивают результатов занятий. Роль педагога заключается в такой организации учебно-тренировочного процесса, которая стимулировало бы сознательное отношение занимающихся к своим действиям и воспитывала бы у них самостоятельность и способность самооценке. Основой сознательного отношения к учебному труду должно быть понимание цели физического воспитания и смысл выполняемой работы, осознание ее полезности для себя и для общества. Требуется еще определенный опыт, известные условия деятельности, при которых учебно-тренировочные занятия становятся жизненно необходимой потребностью.
В повышении активности обучаемых немалую роль играет и личность самого педагога. Преподаватель в своей деятельности должен руководствоваться следующими правилами, вытекающими из принципа сознательности и активности:
объяснять цель каждого нового учебно-тренировочного задания и значение способов его выполнения;
учить самостоятельно находить причины ошибок;
отмечать и объективно оценивать успехи занимающихся;
практиковать задания для самостоятельного их выполнения (на занятиях и вне занятий).
Принцип наглядности
Всякая учебно-познавательная деятельность на определенных этапах связана с активным восприятием конкретных предметов, явлений или их верных изображений нашими органами чувств. При согласованной работе нескольких анализаторов (зрительного, слухового, осязательного и др.) обучаемый более точно воспринимает учебный материал. Поэтому наглядность как дидактический принцип следует понимать не дословно (от глагола «глядеть»), а толковать его шире, т. е. как положение, обязывающее строить процесс обучения так, чтобы в восприятии участвовало, возможно, большее число органов чувств.
Наглядное восприятие большей частью является начальным звеном в процессе обучения. На этапе ознакомления с физическими упражнениями основная задача наглядности - создание яркого образа движения, четкого его представления. Эта задача решается посредством живого показа, изобразительной наглядности (фото, рисунки, кинограммы) и современными техническими средствами (учебные фильмы, кинокольцовки). Кроме представления о пространственных характеристиках движения формируются представления о временных характеристиках (темпе и ритме движений). Для этого используются звуковые раздражители (подсчеты, хлопки, звуколидеры, музыкальное сопровождение).
На этапе практического разучивания движений с целью регулирования их нередко обращаются к дополнительным внешним ориентирам (достать рукой подвешенный мяч, коснуться коленом маховой ноги какого-либо предмета при прыжке в длину с разбега и т. п.). Такими ориентирами могут быть не только внешние предметы, но и части собственного тела.
Средством обеспечения наглядности может быть и слово. Но в этом случае оно должно быть образным, т. е. вызывающим соответствующее зрительно-двигательное представление. Образное объяснение приобретает значение средства наглядности, когда оно находит опору в жизненном опыте занимающихся, когда из зрительной и двигательной памяти могут быть извлечены по слову нужные сходные представления.
Различные средства обеспечения наглядности выполняют различные функции. Поэтому, прибегая к этим средствам, следует определять их точное педагогическое значение. В физическом воспитании они применяются довольно широко, однако нельзя их переоценивать.
Обеспечивая наглядность в обучении и воспитании, необходимо руководствоваться следующими правилами:
определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности;
ориентировать занимающихся на всестороннее восприятие движений с помощью разных органов чувств;
использовать средства наглядности в меру необходимости, не превращая наглядность в самоцель;
учитывать возрастные особенности и общую подготовленность занимающихся: чем меньше возраст и слабее подготовка, тем шире применять средства наглядности.
Принцип систематичности
Осуществлять принцип систематичности в учебно-тренировочном процессе - значит, соблюдать рациональную последовательность в применении средств и методов физического воспитания и в проведении занятий.
Основным условием для соблюдения этой последовательности являются задания постепенно нарастающей трудности, определенная система в разучивании физических упражнений. При планировании занятий упражнения необходимо распределять так, чтобы новые задания опирались на ранее усвоенный материал и вместе с тем закрепляли, и улучшали предыдущие результаты.
Нарастание трудности не должно быть чрезмерно медленным. Соблюдая принцип последовательности при планировании занятия, следует учитывать не только усвоение отдельных движений, но и систему упражнений в целом (например, систему гимнастических упражнений для учащихся 8-х классов или систему упражнений для 1 гимнастов II и I разрядов). В этом случае планируются не все элементы определенной трудности, а лишь те, не овладев которыми нельзя овладеть основным учебным материалом программы. Критерием оценки трудности в упражнениях следует считать такую последовательность двигательных задач, при которой решение их обеспечивало бы занимающимся больше успехов, чем неудач.
Чтобы обеспечить систематичность в обучении, следует придерживаться следующих правил:
всю учебно-тренировочную работу планировать заранее, устанавливая заблаговременно последовательность упражнений;
регулярно учитывать результаты учебно-тренировочной работы;
обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправданных перерывов;
правильно распределять упражнения во времени;
наряду с повторением упражнений целесообразно разнообразить средства воздействия (упражнения, методы, внешние условия).
Принцип доступности
Доступными должны быть все элементы обучения: показ, объяснение, сам учебный материал, общая физическая нагрузка и др. В физическом воспитании это требование обеспечивается, во-первых, отбором соответствующих и распределенных по степени трудности физических упражнений и, во-вторых, учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей обучающихся.
Понятия «доступность материала» и «легкость освоения материала» не идентичны. Очень легкое задание будет, конечно, посильным для занимающихся, но мало рациональным. Кроме того, оно может вызвать у занимающихся отрицательную реакцию в виде снижения активности и интереса к работе, так как не будет соответствовать уровню их притязания. Упражнения не должны быть чрезмерно трудными и чрезмерно легкими. Учебный материал должен быть подобран с таким расчетом, чтобы для овладения им занимающиеся при соответствующей помощи преподавателя вынуждены были бы приложить определенные усилия.
Сравнительно легко распределить по степени трудности упражнения, в которых педагогические правила «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному» реализуются посредством ступенчатого прохождения достаточно хорошо систематизированного программного материала (например, гимнастические упражнения). В тех случаях, когда это невозможно, в процессе обучения прибегают либо к расчленению упражнения, либо к подводящим упражнениям.
Правильная реализация принципа доступности требует учета уровня предварительной подготовленности, половых и возрастных особенностей занимающихся, а также индивидуальных различий в их психомоторике.
Индивидуальные особенности занимающихся следует изучать как на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях, так и (особенно) в условиях относительно свободной деятельности - в игре, во время туристских походов. Учет индивидуальных особенностей воспитуемых дает преподавателю возможность предъявлять повышенные требования к сильным учащимся, поощрять даже небольшие достижения слабых, находить наиболее целесообразную технику для конкретного спортсмена и т. п. Индивидуальный подход вполне осуществим и при групповых занятиях.
Принцип доступности требует соблюдения следующих правил:
руководствоваться учебными программами и нормативными требованиями;
знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
соблюдать правила «от известного к неизвестному», «от легкого к трудному», «от простого к сложному».
Принцип прочности
Осуществлять принцип прочности в физическом воспитании - значит, обеспечивать сохранение освоенного навыка и приобретенной работоспособности на протяжении возможно более длительного или заданного времени.
Большое значение принцип прочности приобретает в тех случаях, когда целью обучения является образование таких жизненно необходимых навыков, как, скажем, бег, прыжки, плавание, передвижение на лыжах.
Для соблюдения принципа прочности в педагогическом процессе следует руководствоваться следующими правилами:
не спешить с переходом к изучению новых упражнений;
не перегружать занятие новыми упражнениями;
включать в занятие ранее изученные и прочно усвоенные элементы в новых сочетаниях и вариантах;
повышать интенсивность и длительность выполнения упражнений.


Заключение
Непосредственной целью физического воспитания в школе является содействие гармоническому развитию растущего организма, укрепление здоровья и всесторонняя двигательная подготовка учащихся.
Без физического воспитания ни одна система воспитания человека не может рассматриваться как полноценная.
Каждый из принципов обучения был рассмотрен отдельно только для удобства изложения. В реальном же процессе обучения принципы дидактики, примененные отдельно друг от друга, своего назначения не оправдывают, так как процесс обучения определяется многими взаимосвязанными закономерностями. Так, сознательность обучения обязательно предполагает активность занимающихся. Доступность в обучении обеспечивается наглядностью и систематичностью. Систематичность прохождения учебного материала содействует его прочному усвоению.
Список использованной литературы
Введение в теорию физической культуры/ под ред. Л. П. Матвеева.- М.: Физкультура и спорт, 1983. - 65 с.
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Советский спорт, 2010. - 320 с.
Физическая культура/ под ред. Б.И. Загорский, И.Л. Залеталь - М.: Высшая школа, 1984. - 157 с.