«Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов»
МБС(К)ОУ “С(К)ОШ V вида”
Программа:
«Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов»
Исполнитель: Хворова О. В.
Педагог-психолог
Березники 2013
Пояснительная записка
Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности (связанные с ОВЗ) и способы поведения обучающихся укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений со сверстниками, не обладающими навыками эффективного общения. Многие обучающиеся позволяют себе агрессивные выпады в адрес одноклассников, унижение личностного достоинства в ответ на асоциальное поведение ребенка, чем усугубляют ситуацию: обоюдная конфронтация, непрекращающиеся конфликты и эмоциональная неприязнь вызывает вербальную, косвенную и физическую агрессию на своих сверстников.
Поэтому программа разделена 5 на блоков:
Я и мои эмоции.
Какой я?
Как справиться с гневом?
Я и другие.
«Я стану добрее».
Цель коррекционной программы: Снижение уровня агрессивности, развивать умение обучающимися понимать свои эмоции и эмоции окружающих.
Задачи коррекционной программы:
– снижение тревожности и повышение уровня уверенности в себе у детей за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии.
– переосмысление роли и позиции учителя, родителя и ребенка;
– выработка взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
Предполагаемый результат: снизится уровень агрессии, выработается умение понимать эмоции.
Учебно - тематический план
№ п/п Тема Кол-во часов.
Теор Пр
Я и мои эмоции 7
1 Распознавание эмоционального состояния людей на пиктограммах. 0,5 0,5
2 Тренинг выразительной мимики. 1
3 Эмоции и мимика 1
4 Мои эмоции. 0,5 0,5
5 Рисуем эмоции. 1
6 Музыка и эмоции. 0,5 0,5
7 Способы повышения настроения. 0,5 0,5
Какой я? 3
8 Психологический автопортрет. 1 9 Кто я? 1
10 Рисуем себя. 1
Как справиться с гневом? 6
11 В каких ситуациях мы испытываем гнев. 0,5 0,5
12 Способы выражения гнева. 1 13 Гнев и движения. 0,5 0,5
14 Рисование собственного гнева. 0,5 0,5
15 Осознание гнева через сенсорные каналы. 1 16 Управление собственным гневом. 1 Я и другие 7
17 Биография по фото. 1 18 Беседа «Кого мы называем добрым?» 1 19 Беседа «Кого мы называем вежливым?» 0,5 0,5
20 Я и моя семья 1 21 Конфликтные ситуации в семье 1
22 Я и мои одноклассники 1
23 Ролевая игра «Агрессор и жертва» 1
«Я стану добрее» 5
24 Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания 1
25 Игра «Мне в тебе нравится» 1
26 Игра «Кто симпатичнее» 1
27 Игра «Остров забияк» 1
28 Игра «Поссорились и помирились» 1
29 Итоговое занятие 0,5 0,5
Итого 29 часов
Программа рассчитана на 29 часов, 1 час в неделю. Занятия целесообразно проводить со всем классом, чтобы дети видели как положительный, так и отрицательный примеры.
Содержание программы
Раздел «Я и мои эмоции»
Цель: формирование представлений о эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике.
Распознавание эмоционального состояния людей на пиктограммах
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, сообщение цели занятия, знакомство с картами-пиктограммами, упражнение в распознавании эмоций, работа с дневником настроений, итог занятия, релаксационное упражнение, ритуал прощания.
Тренинг выразительной мимики
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работу с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Апельсин», игра «Мимическая гимнастика», итог занятия, релаксационное упражнение, ритуал прощания.
Эмоции и мимика
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Апельсин», игра «Угадай-ка!», итог занятия, релаксационное упражнение, ритуал прощания.
Мои эмоции
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Апельсин», игра «Волшебный мешок», итог занятия, релаксационное упражнение, ритуал прощания.
Рисуем эмоции
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Сдвинь камень», выполнение рисунка, итог занятия, ритуал прощания.
Музыка и эмоции
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Сдвинь камень», прослушивание, описание настроения музыки, рисуем настроение музыки, итог занятия, ритуал прощания.
Способы повышения настроения
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Черепаха», беседа «Способы повышения настроения», итог занятия, релаксационное упражнение, ритуал прощания.
Раздел «Какой я?»
Цель: Оказание помощи в изучении собственного «Я»
Психологический автопортрет
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение «Черепаха», упражнение «Психологический автопортрет», итог занятия, ритуал прощания.
«Кто я?»
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационный тренинг (упражнение «Расслабление в позе «морской звезды»), упражнение «Кто я?», итог занятия, ритуал прощания.
«Рисуем себя»
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение «Рисуем себя», итог занятия, ритуал прощания.
Раздел «Как справиться с гневом?»
Цель: Ознакомление детей с понятием гнев
В каких ситуациях мы испытываем гнев
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение на релаксацию «Олени», беседа «В каких ситуациях вы сердитесь?», итог занятия, ритуал прощания.
Способы выражения гнев
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, развивающее упражнение «Скульптура» упражнения на разрядку гнева безопасным способом, итог занятия, ритуал прощания.
Гнев и движения
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение «Пружинки», упражнение на отреагирование гнева через движение, итог занятия, ритуал прощания.
Рисование собственного гнева
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, лепка гнева из пластилина, итог занятия, ритуал прощания.
Осознание гнева через сенсорные каналы
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение на релаксацию «Волшебный сон », упражнения на осознание гнева через сенсорные каналы, итог занятия, итуал прощания.
Управление собственным гневом
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, ролевая игра «СТОП», итог занятия, ритуал прощания.
Раздел «Я и другие»
Цель: Научить понимать настроение и эмоции окружающих людей
Биография по фото
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, игра «Передай мяч», упражнение «Биография по фото», итог занятия, ритуал прощания.
Беседа «Кого мы называем добрым?»
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Кулачки», беседа «Кого мы называем добрым?», итог занятия, ритуал прощания.
Беседа «Кого мы называем вежливым?»
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, беседа «Кого мы называем вежливым?», сюжетно - ролевая игра «Больница», итог занятия, ритуал прощания.
Я и моя семья
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, беседа «Что значит любить родителей», итог занятия, ритуал прощания.
Конфликтные ситуации в семье
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, проигрывание ситуаций «взрослый-ребенок», итог занятия, ритуал прощания.
Я и мои одноклассники
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, проигрывание ситуаций «ребенок-ребенок», ритуал прощания.
Ролевая игра «Агрессор и жертва»
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Кулачки», ролевая игра «Агрессор и жертва», итог занятия, ритуал прощания.
Раздел «Я стану добрее»
Цель: Разрядка агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения
Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания.
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, мимическая гимнастика, упражнение «Горячий» стул», итог занятия, ритуал прощания.
Игра «Мне в тебе нравится..»
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Апельсин», игра «Мне в тебе нравится...», итог занятия, ритуал прощания.
Игра «Кто симпатичнее?»
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Сдвинь камень», игра «Кто симпатичнее?», итог занятия, ритуал прощания.
Игра «Остров забияк»
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение «Нехочуха», игра «Остров забияк», итог занятия, ритуал прощания.
Игра «Поссорились и помирились»
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение «Конкурс хвастунов», игра «Поссорились и помирились», итог занятия, ритуал прощания.
Раздел. Итоговое занятие
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, групповой рисунок «Мир вокруг нас», ритуал прощания.
Ожидаемые результаты
Данная программа «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья» позволит снизить уровень тревожности и повысить чувство уверенности в себе, за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии. Программа закрепляет и дополняет знания обучающихся с ОВЗ о эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике, в изучении собственного «Я», понимании настроения и эмоций окружающих людей, в разрядке агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Программа ориентирована на подготовку соблюдения норм общественного поведения, овладение коммуникативными навыками, умение контролировать своё поведение в конфликтных и других напряженных ситуациях.
Целенаправленная работа по данной программе дает возможность получить положительные результаты в коррекции нарушений поведения детей.
Список литературы
Бережкова Е.И. Агрессия. Причины, последствия и контроль.\ СПб.:Прайм-Еврознак, 2001
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.Р. Битянова – М.: Совершенство, 1998
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. М.Р. Битянова – СПб.: Питер, 2009
Дубровина И.В. Руководство практического психолога.\ И.В. Дубровина – М.: Академия, 1998
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе./ Р.В. Овчарова – М.: Сфера 1996