Презентация к уроку литературы на тему «Литература 18 века. Русский классицизм».
Презентацию подготовила учитель русского языкаи литературы ГБОУ СОШ № 603 имени Героя СоветскогоСоюза разведчика Кузнецова Н.И. Попрыгина И.В.Москва, 2014 г. дать основные представления о литературе 18 века,познакомить с системой жанров этого периода,ввести понятие «классицизм»,познакомить учащихся с тремя периодами русского классицизма,повторение ранее изученного. по указу Петра I неожиданно для всех было отпраздновано наступление «нового года и нового века». При активной поддержке Петра создавалась и новая светская литература. Время требовало дел. Каждый обязан был трудиться на благо государства и общества. Словесность могла быть полезна , когда она прославляла успехи государства, разъясняла политику правительства. Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич Рома́нов; 30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года[1]. С юных лет проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни.Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697—1698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи.В исторической науке и в общественном мнении с конца XVIII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и другие, высказывали резко критические оценки. Какими предстают выдающиеся политические деятели 18 столетия Петр Первый и Екатерина Вторая в произведениях А.С.Пушкина «Медный всадник» и «Капитанская дочка»?Воплощением какой господствующей идеи они являются? Радищев назвал 18 столетие, с одной стороны, безумным, с другой – мудрым.Назовите известных вам деятелей литературы 18 века. В «Медном всаднике» черты мощи и самовластия в образе Петра доведены до предела. Во вступлении царь изображается как дальновидный государственный деятель: Пушкин приводит рассуждения Петра, зачем должна быть построена новая столица. Это и военные цели («Отсель грозить мы будем шведу»), и государственные политические соображения («В Европу прорубить окно»), и торговые интересы («Все флаги в гости будут к нам»). При этом Пётр вроде бы и не обращает внимание на то, что по реке плывёт в челне рыбак, что «здесь и там» чернеют бедные избы; для него берега Невы всё равно пустынны, он увлечён великой мечтой и не видит «маленьких людей». Далее во вступлении следует описание прекрасного города, который был построен на топких болотах, на низких невских берегах и стал красой и гордостью России, символом могущества страны, которой покоряется даже природа. Итак, Пётр во вступлении представлен как истинный творческий гений, который «создаёт «создает всё из ничего» (Ж.-Ж.Руссо). Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей» , которой любила казаться в последние годы жизни. Напомним, что именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в своей великой «повести о чести» «Капитанской дочке» ""На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит» . И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке напротив памятника. Образ Екатерины II понадобился автору прежде всего из цензурных соображений: надо было противопоставить привлекательному образу Пугачева образ другого действующего лица, не меньшего масштаба, из правительственного лагеря, при этом дать его в положительном освещении. Ломоносов Державин Фонвизин Радищев Екатерина II ЛОМОНОСОВ - первый из деятелей русской культуры завоевавший мировую известность, один из выдающихся прсветителей и самый просвещенный человек своего времени, один из крупнейших ученых 18 века, замечательный поэт. "Ода на день....."написана "высоким штилем" и прославляет дочь Петра 1. Отдав должное добродетелям императрицы, ее "кроткому гласу","доброму и прекрасному лику", стремлению "расширять науки", поэт заводит речь о ее отце, кот. наз. "человеком, каков неслыхан был от века". Петр 1 - идеал просвещенного монарха, кот. все силы отдает своему народу и гос-ву.В оде Ломоносова дается образ России с ее необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема Родины и служения ей - ведущая в тв-ве Ломоносова.С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в "Оде 1747 года" нашли выражение просветительские идеалы поэта. ФОНВИЗИН Комедия "Недоросль" справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии 18 века. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением. Чем же комедия"Недоросль" соотв. положениям русского классицизма? Прежде всего автор сохраняет все признаки "низкого" жанра. А.Н.РАДИЩЕВ - Ещё в юности Радищев определил главной целью своей жизни служение на благо Отечества. В эпиграфе к "Путешествию из Петербурга в Москву" - "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй" - Радищев определяет главного врага, главную беду России и русского народа - самодержавие и связанное с ним крепостничество. Большинство глав этого пр- ия посвящено разоблачению сущности этого "чудища", его жестокости и бесчеловечности, развращающих души людей, разоряющих страну. Писатель рисует картины беззакония и неимоверной эксплуатации, кот. подвергаются крестьяне. "Истинное лицо" самодержавия Радищев выявляет в сатирическом "сне"(глава "Спасская Полесть"), показывая противозаконность и антинародность любой монархии. Гаврии́л (Гаври́ла) Рома́нович Держа́вин (3 [14] июля 1743, село Сокуры, Казанская губерния — 8 [20] июля 1816, имение Званка, Новгородская губерния) — русский поэт и драматург эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник. Основным литературным направлением 18 века стал классицизм. Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в культуре 17 – начала 19 века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как универсальному эталону. Классицизм связан со временем утверждения централизованного государства – абсолютной монархии. Главная задача классицизма – создание значительного монументального искусства, одушевленного идеей сплочения нации. Частный интерес подчинен в классицизме чувству долга.Подобно тому, как общество делится на сословия , жанры произведения должны делиться на «высокие» и «низкие».Высокие изображают великие исторические события и великих деятелей: королей, полководцев, вельмож.«Высокие» – трагедия, эпическая поэма, ода.«Низкие» развивают темы личной жизни. Их герои – буржуа, торговцы, ремесленники.«Низкие» жанры – комедия, роман, лирическое стихотворение.Понятие «прекрасного» в искусстве классицизма связано с гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств считалось неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. В драматургии господствовало требование 3 единств:места ( одно место действия)времени ( действие разворачивается в течение 24 часов)действия ( одна сюжетная линия) 1)30-50 годы 18 века. Усилия писателей направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и литературного языка. Эта задача будет решена в творчестве Пушкина.2) 60 годы – конец 18 века. На первый план выдвигаются задачи воспитания человека-гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государству. 3) Конец 18 – начало 19 века.Спад классицизма. УсиливаютсяНациональные мотивы.Писателей интересует тип русского идеального дворянина.Таким образом, русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность. Классицизм оставил заметный след в культуре наших дней как в области литературы ( произведения Ломоносова, Фонвизина, Крылова, Мольера), так и в других сферах искусства. В Москве целые усадебные ансамбли : Кусково, Останкино, Архангельское.Культуре классицизма принадлежит живопись Левицкого, Рокотова.