Конспект урока литературы в 4 классе по теме Гавриил Николаевич Троепольский «Прощание с другом»


Байгазакова Роза Турсынбаевна,средняя школа имени М.Горького с ДМЦ, республика Казахстан, Алматинская область, Каратальский район, село Бастобе, учитель начальных классов.
Конспект урока литературы в 4 классе по теме
Гавриил Николаевич Троепольский «Прощание с другом»
Тип урока: Закрепление изученного материалаЦель: Формирование навыков литературоведческого анализа текста «Прощание с другом».Ожидаемые результаты (критерии успеха): А) умеет определять основную мысль текста. Умеет поддерживать кумулятивную беседу, понимает смысл художественного произведенияВ) умеет организовать беседу , оценивает свою работу.С) умеет анализировать, формулировать свою точку зрения. Отвечать на вопросы высокого порядка. Оценивать свою работу.
Содержание урокаЭтап вызоваЭмоциональный настрой - Добрый день, дети. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Формирование групп.(учащимся раздаются сердечки разного цвета, дети делятся на группы по цвету сердечка , пять групп по пять человек)Распределение ролей в группе (Спикер, секретарь, эксперт, корреспонденты)-На протяжении всего урока вы будете оценивать свою деятельность в листе успеха. Если вы справились с заданием оцените свою работу +, не справились « –«Задание 1. Сравнение героев 2. Вопросы. 3. Пословицы. 4. Синквейн. - Послушайте стихотворение и определите его тему: (учитель читает стихотворение на фоне музыки «Мой ласковый и нежный зверь»)ВЕРНОСТЬХолодно, осень и дождик идет, Преданно псина хозяина ждет. Промокнув, сидит на асфальте она. Где же хозяин? Она же верна. Ни ест и не пьет, вот уж сутки прошли. Может мелькнет мой хозяин в дали? Но время проходит, хозяина нет Смыл уж и дождик хозяина след. " Милый, любимый хозяин вернись, С ласковым взором ко мне наклонись. Видишь, замерзла и голодна, В чем провинилась я, в чем же вина?" Неделя проходит, вторая бежит, Бедная псина всё там же сидит. Надежда уходит, хозяина нет, Как же найти ей хозяина след? Силы уходят и жизнь утекла... Верность свою, как могла, сберегла. Хозяин в больнице, он в коме лежит, За жизнь его борятся, время бежит. В то время, как псина ушла в небеса Хозяин очнулся, открылись глаза. И вот одиноко скатилась слеза, А губы шепнули: "Родная...моя!"- О чём это стихотворение?- Подумайте, к какому из изученных нами произведений можно отнести это стихотворение? Почему?«Ер-Таргын», «Или и Каратал», «Ёж Есена», «Прощание с другом», «Тюе –Тас».-Над каким произведением будем продолжать работать?-Сегодня мы поговорим судьбе Бима, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле. - Какую цель поставим? Расскажите друг другу.Расскажите классу.Этап осмысления«Свободный микрофон»-Дома вы повторно читали текст.- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о прочитанном. Для ответов можете воспользоваться «словами-помощниками»:- «Впечатление произвел…»;- «Запало в душу…»;- «Был поражен…».Выборочное чтение- Зачитайте отрывок, который запал вам в душу, объясните почему.-Просмотрите фрагмент фильма «Белый Бим, «Чёрноё ухо»? (отрывок,где Иван Иванович находит Бима мёртвым)- Какие чувства возникли после просмотра этого фрагмента?-Какие чувства испытал Иван Иванович?Заполнение дискуссионной карты: -"Прав ли был Иван Иванович, не сказав ребятам о смерти Бима?" (заполняют индивидуально, затем в группах приходят к единому мнению) Работа над характерами героев.Составление "Диаграммы Венна"- Сопоставьте в "Диаграмме Венна" образы Бима и Ивана Ивановича.Защита групп у доски.-Что вы можете сказать о характере героев? - Почему они так похожи между собой человек и собака?Приём «Карусель»(У каждой группы свой вопрос, записанный на ватмане. Учащиеся отвечают на него. Затем по сигналу учителя переходят в другую группу по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.)Вопросы:1. В каких поступках проявлялись эти черты характера?2. Какие чувства главные герои испытывали друг к другу?3.Как складывается жизнь Бима после того, как заболел хозяин?4. Какие слова говорят о чувстве любви и тревоги Бима за хозяина?5.Почему писатель закончил повесть трагически?- Какого уровня были вопросы?-Оцените свою работу.-Аплодисменты всем группам.Работа с пословицами.- Выберите пословицы, которые можно отнести к тексту?(работа в группах)1. Дружба без документов дружба.2. Предатель опаснее врага.3. Верный друг люби до смерти.4. Не друга так ищи, а найдёшь береги.5. Собака- друг человека.- Почему вы выбрали именно эту пословицу?Этап рефлексииСоставление синквейна "Бим" (в группах)Защита групп.Оценивание.-Какой след оставил Бим в вашем сердце?Вывод: Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.- У каждого из вас лежит сердечко, напишите на них, как люди должны относиться к животным и прикрепите свои пожелания на плакате с изображением Бима. Оценивание-Посмотрите на оценочные листы. - У кого все плюсы, встаньте? Поаплодируем им.- У кого и плюсы и минусы? Вы тоже неплохо поработали.- У кого все минусы? Вам надо ещё раз прочитать текст, ответить на вопросы.Домашнее задание (по выбору)1. Пересказ текста.2. Написать эссе "Были ли в вашей жизни похожие случаи?"3. Написать письмо Ивану Ивановичу.4. Нарисовать иллюстрацию к рассказу