Сборник контрольных заданий по дисциплине ОБЖ


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Калужской области
«Калужский колледж питания и услуг»

СБОРНИК
контрольных заданий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Сборник предназначен для осуществления контроля знаний студентов при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».
При решении заданий, имеющих уровни сложности, выполнять их следует последовательно. Студенты, справившиеся с уровнем удовлетворительных знаний выполняют последующие задания.

Здоровый образ жизни и его составляющие.
1.Вместо точек вставьте пропущенные слова в определении иммунитета:
Иммунитет – это…, а так же агентам и веществам, обладающим чужеродными для организма, антигенными свойствами.
иммунитет
2. Вместо знаков вопроса в схеме укажите виды иммунитета:

???????
искусственный

приобретенный
???????

3.Каких периодов развития инфекционных заболеваний не существует:
а. профилактический;
б. инкубационный;
в. начало заболевания;
г. активное проявление болезни;
д. выздоровление;
е.приобретение иммунитета
4. Из перечисленного выберите составляющие здорового образа жизни:
а. действия по формированию и улучшению здоровья;
б. доброжелательные отношения в семье;
в. стремление избежать действия факторов, разрушающих здоровье;
г. высоконравственное поведение;
д. личная гигиена.
5. Продолжите фразу:
Неправильное сочетание пищевых продуктов и приема жидкостей приводит к перегрузке шлаками …___________________________.
6. Продолжите утверждение закона совместимости:
Врожденные качества супругов в совместимых парах должны быть _____________, а приобретенные качества – _________________.
7. Основные качества характера, обеспечивающие совместимость в отношениях:
а. способность критически относиться к себе;
б. _____________???_____________________;
в. доверие к другим.
8. Кто из перечисленных лиц не имеет права заключать брак?
а. лица моложе 18-ти летнего возраста;
б. лица старше 60-ти летнего возраста;
в. сводные брат и сестра
г. неполнородные братья и сестры.
9. Укажите недостающие составляющие здорового образа жизни:
а. рациональное питание;
б. ………..?........................;
в. закаливание и занятия спортом;
г. …………?........................................
10. Укажите в % значение факторов, влияющих на здоровье человека:
а. условия и образ жизни, питание – 50%;
б. генетика и наследственность - …….;
в. внешняя среда и природные условия – 20%;
г. здравоохранение - …..;
Эталоны ответов
невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям
естественный, врожденный
а,еб,г,д.
легких, носоглотки, кожи и других органов.
Контрастными; подобными, схожими.
7.терпимость к другим
г. неполнородные братья и сестры
искоренение вредных привычек; правильный режим труда и отдыха
б – 20%; г – 10%.
Автономное существование в природе
1 Косвенные признаки съедобных растений:
а) яркая окраска плодов;
б) птичий помет на ветках;
в) кора обглодана животными;
г) небольшая высота растений;
д) плоды поклеваны птицами;
е) засохшее растение;
ж) множество косточек у основания дерева;
з) плоды растения обнаружены в гнездах;
и) растение с неприятным запахом.
2.Стороны горизонта можно определить:
а) по наклону дерева;
б) по таянию снега на склонах оврага;
в) по пологой стороне муравейника;
г) по полярной звезде;
д) по грибам рядом с деревом;
е) по годичным кольцам на пнях;
ж) по течению реки;
з) по направлению звериной тропы;
3. Стрессоры выживания в автономии:
а) физическая боль;
б) травма;
в) обморожение;
г) укус змеи;
д) отравление пищей;
е) холод;
ж) переутомление;
з) одиночество;
и) голод;
к) инфекция
4. Экстремальная ситуация – это:
а) Ситуация, которая помогает найти выход из трудного положения;
б) Ситуация, когда человек испытывает чувство радости и веселья
в) Ситуация, которая содержит угрозу жизни, здоровью и имуществу человека.
5. Из перечисленных ниже, выберите причины вынужденного автономного существования в природных условиях:а) Потеря части продуктов питания;
б) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут;
в) невнимательность
г) потеря ориентировки на местности во время похода;
д) потеря компаса;
е) авария транспортных средств в условиях природной среды;
ж) крупный лесной пожар;
6. Как правильно развести костер? (Укажите последовательность дальнейших действий):
а) положить на почву растопку;
б) на растопку положить ветки;
в) поджечь костер двумя-тремя спичками;
г) приготовить растопку и дрова;
д) сверху веток положить поленья и дрова;
е) соблюдать правила пожарной безопасности;
7. Какие растения можно использовать, чтобы заварить чай:
а) иван-чай;
б) листья березы;
в) волчьи ягоды;
г) бузина;
д) полынь.
8. Для каких целей используется это простейшее устройство. Назовите его:
50см


50см



9.Определите стороны горизонта , если:

ЗЮ
ЗЗС
С

В

В
В
ЮЮС

а

в
б

10.Вставьте пропущенные слова в определение: Факторы риска – это факторы угрожающие….?.... в аварийной ситуации.
Эталоны ответов
б, в, д, ж,
б,в,г,еа: е, ж, з, и, к
в
в, г, д, е
г, а, в, б, д, е
а, б.
грунтовый насос, для фильтрации воды
в
жизни человека
Современные средства массового поражения
Контрольное тестовое задание №1
Уровень знаний «Удовлетворительно»
Чрезвычайные ситуации по природе возникновения бывают:
Укажите обозначенные знаком вопроса группы чрезвычайных ситуаций
Природные

???????????

Экологические

???????????

Военные

Поведение девушки (юноши), идущей (идущего) домой в темное время суток через пустырь (стройку) называется …………..?..............
Ядерное оружие – это оружие массового поражения, основанное на использовании …………………………
А. Слабых
Избыточное давление во фронте ударной волны от 50 до 30 кПа соответствует зоне разрушений:

Г. Полных
В. Сильных
Б. Средних


Закончите определение :
Ударная воздушная волна – это область резкого сжатия окружающей среды , распространяющейся во все стороны от эпицентра ………………………..?....................
Укажите, в каких единицах измеряется поглощенная доза
радиации:
А. Ньютон
Б. Джоуль
В. Рентген
Г. Грей
А. Фарада
7. Противогаз был изобретен :
А. Зелениным
Б. Менделеевым
В. Циолковским
Г. Зелинским
Д. Зеленцовым
8. Укажите виды индивидуальных средств защиты ?
А. ? …………………………(……)
Б. Средства защиты кожи (СЗК)
В. медицинские средства индивидуальной защиты(МСИЗ)
Уровень знаний «Хорошо»
1. Для групп из колонки №1 подберите соответствующие виды из колонки №2
№1 №2
Природные
Техногенные
Экологические
а. авария на Саяно-Шушенской ГЭС
б. пожары в тайге под Братском
в. загрязнение Мексиканского залива нефтью из скважины
г. выбросы отходов химического
производства в атмосферу
д. крушение поезда
е. сход лавин.
Ответ запишите в виде : 1а; 2д …
1.Геофизические опасные явления
2. Геологические опасные явления
3. Морские гидрологические опасные явления
4. Лесные пожары
5. Метеоопасные явления
2. Укажите, к какому виду природных ЧС относятся данные чрезвычайные ситуации
е
дг
в
б
а

ж


Ответ запишите в виде : 1а; 2д …
3. Составьте фразу. Ответ запишите в виде последовательности отдельных составных частей, на пример : 1-2-3-4-5
1. виктимность
2. в отношении него
3. на совершение преступления
4. склонность субъекта к поведению,
5. повышающему шансы
4. Какие поражающие факторы ядерного взрыва изображены на рисунках. Ответ запишите в виде : 1а; 2б…
в
а
б

1 .Осколочное поражение
2. Проникающая радиация
3. Радиоактивное заражение местности
4. Световое излучение
5. Ударная воздушная волна
5. Какова мощность ядерного взрыва, если период свечения огненного шара составляет 4 секунды ?
44 кТ 44 мТ 64 кТ 96 кТ
6. Для характерных признаков из колонки №1 подберите вид отравляющих веществ из колонки №2
№1 №2
Запах горького миндаля
Запах горчицы
Запах прелого сена
А. Зарин
Б. Иприт
В. Синильная кислота
Г. Фосген
Д. Хлор
7. Укажите для каких целей предназначены фитотоксиканты:
1.Гербициды …
2.Арборициды …
3.Альгициды …
4.Дефолианты …
8. Определите размер противогаза, если размер овала головы составляет 66,5см
9. Что из перечисленного относится к индивидуальным средствам защиты
Убежище
ГП - 5
АИ-2
ПРУВМП
Р-2
10. Укажите симптомы поражения при поглощенной дозе облучения более 5 Гр
Уровень знаний «Отлично»
1. Из перечисленных ниже выберите причины вынужденного автономного существования в природных условиях:а. потеря части продуктов питания;
б. несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут;
в. невнимательность;
г. потеря ориентировки на местности во время похода;
д. потеря компаса;
е. авария транспортных средств в условиях природной среды;
ж. крупный лесной пожар;
з. отсутствие средств связи;
2. Вместо знаков вопроса укажите вид доз излучения и соответствующие единицы измерения
а. Экспозиционная ????
б. ???? Грей
в. Эффективная ????
3. Назовите простейшее устройство и для чего оно применяется ?
Нитка, шпагат


Дерево


Сухой сучок

4. Определите вид отравляющего вещества по характерным признакам поражения

б
в
а

5. Для каких целей применяются данные средства индивидуальной1196340306070-51435306070 защиты
а

в
г
дб

6.Укажите, что из перечисленного не относится к средствам индивидуальной защиты
а. Противогаз ГП-5П
б.Противопыльная тканевая маска ПТМ-1
в.Убежище
г.Респиратор У-2К
д.Аптечка АИ-2
е.Противорадиационное укрытие
ж.Ватно-марлевая повязка
з.Общевойсковой защитный комплект ОЗК
7. Какие, из приведенных средства индивидуальной защиты, можно использовать при проведении аварийно-спасательных работ с большой концентрацией окиси углерода (угарного газа).
ГП-5
ГП-7
ГП-7 с дополнительным патроном ДПГ
ИП-5
У-2К

Эталоны ответов
удовлетворительно
1 2 3 4 5 6 7 8
техногенные
экологические виктимноевнутриядерной энергии в со сверхзвуковой скоростью г г Средства индивидуальной защиты органов дыхания (сизод)
хорошо
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1-б;е2-а;д3-в;г1-а;в2б;д3-г
4-е
5-ж 1-4-5-3-2 5а

4в 64кТ 1в

3г уничтожение растительности: 1- травянистой;
2- кустарниковой;
3- водной;
4- опадание листвы 2 2;3;5;6 через 15мин острое проявление симптомов; через 10 суток смерть.
отлично
1 2 3 4 5 6 7
в;г;е;жа- рентген;
б- поглощенная;
в- зиверт барометр, определение погоды а- зарин;
б- иприт;
в- фосген г, д- СИЗОД;
б- СЗК
а;в -МСИЗ
в;е3;4
Контрольное тестовое задание №2
Уровень знаний «Удовлетворительно»
1.Чрезвычайные ситуации в зависимости от природы возникновения могут быть:
а) техногенные
б) глобальные
в) социальные
г) региональные
2.Определите мощность ядерного взрыва, если огненный шар светился 5сек:
а) 10 кТ б) 27 кТ в) 64 кТ г) 36 кТ д) 125 кТ
3. Какому росту противогаза соответствует размер овала головы 67 см:
а) -1 б)- 2 в) –3 г) – 4
4.Нарушение функции вестибулярного аппарата, оцепенение, заторможенность речи, галлюцинации – признаки поражения при применении отравляющих веществ:
а) удушающего действия
б) нервнопаралитического действия
в) раздражающего действия
г) психохимического действия
5. Вы пришли домой, и обнаружили в своей квартире посторонних. Ваши действия:
а) предпримете попытку их задержать
б) зайдете в квартиру и позвоните в милицию
в) тихо и незаметно покинете квартиру, и от соседей вызовите милицию
6.Что из перечисленного вы бы не стали брать, отправляясь на митинг:
а) зонт б) паспорт в) сумку г) плащ
7. При укусе пчелой ранку необходимо продезинфицировать:
а) 2% раствора уксусной кислоты
б) 2% раствора питьевой соды
в) нашатырного спирта с водой
г) марганцовки
д) перекиси водорода
8.Основными признаками обморока являются
а) кратковременная потеря сознания
б) высокая температура
в) звон в ушах и потемнение в глазах
г) резкая слабость

9.Какие из перечисленных воинских званий относятся к группе старших офицеров:
а) старший лейтенант
б) майор
в) полковник
г) старший сержант
д) капитан
е) генерал-майор
10. Укажите период постановки юношей на первичный воинский учет
а) в течение года
б) с1 января до 1июня
в) с1января до 31 марта
г) с 1 января до 31 мая
Уровень знаний «Хорошо»
1.Составьте правильный ответ, соотнеся данные колонки 1 и колонки 2:
(например 1г,д; 2ж,е,а….)
колонка1 колонка2
1. природные ЧС а). Оползни
2. техногенные ЧС б). Оползни из-за выработки недр
3. экологические ЧС в). Сильный снегопад
г). Автокатастрофа
д). Засоление почвы
е). Авария нефтепровода
ж). Разлив нефти при аварии на
нефтепроводе2. Определите время свечения огненного шара при ядерном взрыве мощностью 64 кТ:
а) 2сек б) 2мин в) 3сек г) 4мин д) 4сек е) 5сек
3. Укажите какое избыточное давление во фронте ударной волны соответствует зоне средних разрушений:
а) 5 – 10 кПа б) 10 – 20 кПа в) 20 – 30 кПа г) 30 – 50 кПа
4. Светобоязнь, затруднение дыхания, боль в груди, миоз – симптомы при поражении отравляющими веществами:
а) кожно-нарывного действия
б) удушающего действия
в) обще ядовитого действия
г) психохимического действия
д) нервнопаралитического действия
5. Возвращаясь поздно вечером домой, вы почувствовали, что вас преследуют. Ваши действия:
а) броситесь бежать от преследователя
б) проходными дворами попытаетесь как можно быстрее добраться домой
в) убедитесь в том, что вас преследуют, развернувшись и перейдя на другую сторону улицы
6.Вы оказались в заложниках. Ваши действия:
а) будете требовать немедленного освобождения
б) будете умолять похитителей освободить вас, найдя для этого различные причины
в) будете вести себя спокойно наблюдая за окружающей обстановкой и при первой возможности совершите побег
7.При ожоге пострадавший просит пить. Вы ему дадите питьё:
а) с добавлением питьевой соды
б) с добавлением поваренной соли
в) с добавлением активированного угля
г) с добавлением марганцовки
8. Травматический шок возникает при:
а) при ушибах
б) при вывихах
в) при переломах
г) при плохой иммобилизации
9.Какие из приведенных воинских званий не относятся к младшим офицерам
а) лейтенант
б) майор
в) капитан
г)сержант
д) прапорщик
10.Великая Отечественная война закончилась:
а) 1сентября 1939г
б) 2сентября 1945г
в) 1мая 1945г
г) 9мая 1945г
д) 9 мая 1941г
Уровень знаний «Отлично»
1. Распределите указанные ЧС по группам и запишите их в колонке №1- ЧС природного характера, а в колонке №2- ЧС техногенного характера, например:№1 №2------ ------------ -------
Землетрясение, авиакатастрофа, пандемия, аварии водопровода, наводнение, забастовка на предприятии, диверсия на военном объекте
2. Какой из поражающих факторов ядерного взрыва приводит к возникновению пожаров на объектах экономики и ожогам у людей
Ударная воздушная волна
Проникающая радиация
Световое излучение
Радиоактивное заражение местности
Электромагнитный импульс
3.Дополните фразу: _____?_____ -это электромагнитные излучения в ультрафиолетовой, ___?____ и инфракрасной частях спектра
4. Какой из перечисленных приборов способен определить индивидуальную дозу облучения ?ДП-5А; ДКП -50 А; ВПХР; ДП- 63А
5.Дополните фразу: Однократная доза облучения – это доза, полученная за _________________?
6.Определите дозу облучения, полученную людьми в течение 1часа,находящимися в кирпичном доме с толщиной стен 12см, если дом находится в зоне опасного заражения ?
7. Укажите, какое избыточное давление соответствует зоне сильных разрушений при воздействии ударной воздушной волны?
а. 15Па; б.20 кПа; в.30 кПа; г.40 кПа; д.60 кПа; е.65 кПа8. Укажите, воздействию, какого отравляющего вещества был подвержен человек, если признаками поражения являются: общая слабость, нарушение функции вестибулярного аппарата, зрительные и слуховые галлюцинации.
9. Укажите маркировку испытательной трубки для определения отравляющих веществ нервнопаралитического действия?
10. Укажите группы отравляющих веществ для следующих типов:
Зарин
Хлорциан
Адамсит
Эталоны ответов
удовлетворительно
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а дб г в а;в;гв;да б;вв
хорошо
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1-а;в2-г;е3-б;д;ж дв дв в б в;га;вг
отлично
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
№1
землетрясение;
пандемия;
наводнение
№2
авиакатастрофа;
авария водопровода
световое излучение Световое излучение; видимойДКП – 50А Первые четверо суток 1,2Гр в;гВzкр. точка; кр кольцо НПД
ОЯД
РД
Первая помощь при травмах и поражениях
1. «Терминальные состояния» - это…
а. состояния человека, когда он спит.
б. состояния наркотического опьянения.
в. состояния человека, переходные от жизни к смерти.
г. состояния человека с повышенной температурой тела.
2. «Терминальные состояния» характеризуются:
а. прекращением работы сердца, потерей сознания, прекращением дыхания, расширением зрачков.
б. неразборчивостью речи, размахиванием руками, истеричными выкриками.
в. глубоким дыханием, частым желанием попить воды.
г. бормотаньем, призывами об оказании помощи, желанием увидеться с друзьями.
3. Основная цель реанимации:
а. восстановление работы мозга, то есть кровообращения.
б. восстановление двигательной активности человека.
в. восстановление аппетита.
г. восстановление речи пострадавшего.
4. Реанимацию необходимо начинать:
а. отсутствует сознание более 3-4 минут, нет реакции зрачков на свет и пульса на сонной артерии.
б. пострадавший доставлен в лечебное учреждение и собраны соответствующие врачи.
в. по приезду на место происшествия «скорой помощи».
г. пострадавший лежит на месте происшествия с закрытыми глазами.
5.Реанимацию заканчивают:
а. после 10 минут и более ее проведения.
б. после того, как пострадавший начнет разговаривать,
в .когда у пострадавшего начнет работать сердце, т.е. появится пульс.
г. когда поняли, что у пострадавшего произошел перелом ребер.
6.Основные ошибки при проведении ИВЛ:
а. неправильное положение рук на грудине, глубина прогибания грудины при надавливании на нее менее 3-4 см,б. надавливание на грудину на 2-3 см выше мечевидного отростка.в. нет герметичности прижатия к губам пострадавшего
г. с пострадавшего не сняты рубашка и майка.
7.У пострадавшего ожог второй степени необходимо
а. охладить обожженную поверхность.
б.смазать обожженную поверхность для смягчения маслом.
в. наложить влажную или сухую стерильную повязку.
г. обработать рану спиртом.
8. Определите вид поражения по способу транспортировки пострадавшего



в
б
а

9.Укажите какие виды ран схематично изображены :


в
б
а

10.В каких случаях проведение реанимации бессмысленно:
а. нет пульса на сонной артерии
б. деформация зрачка при осторожном сжатии глазного яблока пальцами
в. нет реакции зрачков на свет
г. высыхание роговицы глаза («селедочный» блеск)
д. отсутствует сознание
е. появление трупных пятен
Эталоны ответов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
в а а а в а;ва;ва – ранение груди
б – ранение брюшной полости
в – перелом костей таза а – резаная
б – огнестрельная сквозная
в - рваная б;г;еГражданская оборона
Средства коллективной защиты обеспечивают:
а. защиту сотрудников от задымления при пожаре;
б. защиту производственных зданий от оружия массового поражения;
в. защиту населения от оружия массового поражения и других современных средств нападения.
2. Каких убежищ не существует:
а. малой вместимости
б. большой вместимости
в. комбинированные
г. отдельно стоящие
д. ведомственные
3. Определите вместимость убежища, если объем помещения составляет 1800м³?
а. малой
б. средней
в. большой
Какое количество мест для сидения при двухъярусном расположении убежища должно быть предусмотрено, если его вместимость составляет 2000 человек.
5. какой запас воды на сутки предусматривается в противорадиационном укрытии на 150 человек при отсутствии водопровода:
а. 200л б. 300л в. 400л г. 500л
6. Какие медицинские средства в аптечке АИ-2 не предусмотрены:
а. противобактериальные
б. противоболевые
в. радиозащитные
г. противоожоговые
д.противорвотные
Противогаз ГП-7 сохраняет защитные свойства от ОВ нервнопаралитического действия при температуре +30°С в течение:
а. 2 часов
б. 4 часов
в. 6 часов
г. 7часов
д. 8 часов
Определите уровень радиации на открытой местности через 7 часов после ядерного взрыва, если на момент взрыва он составлял 8ГР\ч ?Каких видов противогазов не существует:
а. гражданские
б. общевойсковые
в. детские
г. взрослые
д. промышленные
е. лабораторные
ж. экспериментальные
9. Какие из перечисленных помещений убежища не относятся к основным:
а. отсеки для размещения людей
б. медпункт
в. дизельная
г. помещения санузлов
д. фильтровентиляционные камеры
10.Что, из перечисленного, не относится к средствам коллективной защиты:
а. убежища
б. противорадиационные укрытия
в. простейшие укрытия
г.общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
д. ИПП-8
Эталоны ответов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
в в;дб 1600 б в 0,8Гр\ч г;е;жв;г;дг;дОсновы военной службы
1.Назовите автора афоризма и его произведение: «Тяжело в учении, легко в бою.»а. Г.К.Жуков, «Воспоминания и размышления».
б. К.К. Рокоссовский, «Маршальский жезл»
в. А.В. Суворов, «Наука побеждать»
г. Л.И. Брежнев, «Малая земля».
Наиболее известными военными реформами являются:
а. ИванаIIIб. Ивана IV
в. ПетраIг. 1860-1870гг.
д. 1905-1912гг.
3. Военная деятельность каких полководцев неразрывно связана со штурмом крепости Измаил?
г
дв
б
а

4.Назовите дату образования Вооруженных Сил Российской
Федерации:
а. 23 февраля 1918года
б. 9 мая 1945года
в. 7 мая 1992года
г. 4 октября 1932года
Назовите где и когда в России были построены первые судоверфи?
а. 1703г. на р. Неве адмиралтейские судоверфи
б. 1848г на р. Волга Сормовская судоверфь
в. 1696г на р. Воронеж Воронежские судоверфи
6. Назовите полных Георгиевских кавалеров
а. А.Суворов
б. М. Кутузов
в. М. Барклай-де-Толли
г. П. Румянцев
д. И. Паскевич
е. И. Дибич
7.Назовите полководца, принимавшего от имени Верховного
главнокомандования СССР капитуляцию фашистской Германии:
а. И. Конев
б. К Рокоссовский
в. Г. Жуков
г. Р. Малиновский
8.Закончите фразу:
_____________ называется вооруженный караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему _________.
9.Какие из приведенных государственных наград относятся к периоду
Великой Отечественной войны 1941-45гг.
а. орден «Победа»
б. медаль «Золотая Звезда»
в. орден «Суворова»
г. орден «Владимира»
д. орден Славы
10. Закончите фразу:
____________________ - это торжественные церемонии, совершаемые в повседневных условиях, во время праздничных торжеств и других случаях.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
в б;в;г;да;гв в б;в;д;ев Часовым;
поста а;в;дВоинские ритуалы
Литература:
1. Латчук В.Н, Марков В.В, Миронов С.К, Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10кл.: О-75 учеб. для общеобразоват. учреждений. – 13-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2013. – 302, [2] с.:ил.
Смирнов А.Т, Хренников Б.О; под общ. ред. Смирнова А.Т; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009. -304 с.: ил.
3. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: Учеб. пособие/ Р.И. Айзман, Н.С. Шуленина, В.М. Ширшова. –Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. -247с. –(Университетская серия)
4. Проведение занятий по гражданской обороне: Метод. пособие.: Семенов С.Н, Лысенко В.П.-М.: Высш. шк.,1990._96 с.: ил.