Урок познания мира на тему Большие и малые реки Казахстана (3 класс)
Урок по познанию мира для 3 класса «Большие и малые реки Казахстана»
ТЕМА
Большие и малые реки.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ
Формировать начальные понятия о реках и озерах Казахстана. Дать понятие о частях реки и использовании водных ресурсов Земли человеком.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
-части составляющие реку.
-использование водных ресурсов Земли
ОСНОВНАЯ (ключевая)ИДЕЯ УРОКА
Групповая форма работы поможет закрепить знания учащихся о больших и малых реках Казахстана. Региональный компонент река Уба.
РЕСУРСЫ
Тесты «Части реки». Карточки «Зонтик». Видеоролик «Река Уба» Лодочки, рисунок реки.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
Орг.момент 2мин
Звенит звонок
Проверь дружок
Готов ли ты начать урок!
Повернитесь к соседу и соедините ладошки, предайте тепло своего сердца. Пусть ваша поддержка друг другу поможет работать активно и творчески на нашем уроке.
Улыбнулись друг другу.
Целеполагание
5 мин
Сегодня урок мы проведем в необычной форме-форме путешествия. И поможет нам Капитан Врунгель. А говорить мы будем вот о чем.
Отгадайте:
Сквозь поля и сквозь леса
Вьется синяя коса
Вся родная сторона
В эту косу вплетена. (Река).
-Как называется природное углубление, впадина на поверхности земли, заполненное водой? (Озеро).
-Как называется наше государство, в котором мы живем? (Казахстан).
Введение в тему урока
– Как вы уже поняли, тема нашего урока «Реки и озёра Казахстана и ВКО». Давайте определим, что мы уже знаем о реках и озёрах, а что мы хотим узнать. (Беседа по вопросам таблицы).
Что мы знаем? Что хотим узнать?
1. Какие реки и озёра РК вам известны? 1. Какие реки и озёра есть в РК и ВКО?
2. Как они изображены на карте? 2. Где находятся?
3. Что общего у всех рек? 3. Значение рек и озёр РК и ВКО.
Отгадывание загадок.
Работа с таблицей.
Актуализация опорных знаний, умений и навыков
(5мин).
– На предыдущих уроках мы узнали много интересного и полезного о воде. А вот сегодня капитан Врунгель, бывалый моряк и знаток морских просторов, приготовил для вас много интересных вопросов, на которые вы должны ответить и доказать что вы тоже кое-что знаете и не привыкли отступать. Итак, вперёд!
Работа в группах
А) 1-й вопрос Капитана: 1группа
– Путешествие по морским просторам невозможно без прогноза погоды. (Характеристика погоды)
2-й вопрос: 2 группа
– Много ли воды в мировом океане и какая она на вкус? (Если бы поверхность земли была ровной, то равномерный слой всех рек, морей, океанов имел бы толщину 9 метров. Солёная и пресная вода).
– Если высота одного этажа дома – 3 м, то сколько этажей в 9 метрах? (3 эт.).
– Значит, толщина слоя мирового океана равна высоте трехэтажного дома.
3-й вопрос:3 группа
– Зачем нам с вами столько воды? Какую роль играет Мировой океан? (Поит, кормит, даёт эл. энергию, является дорогой).
– Какую площадь занимает мировой океан на нашей планете? (3/4 – вода. 1/2 – суша).
4 группа
– Почему объём воды в морях , реках, озёрах не изменяется, за исключением некоторых случаев.
(Происходит круговорот воды в природе).
- дополнительный материал (опережающее задание)
Кумулятивная беседа
Круговорот воды в природе: океанская вода, составляющая 93% гидросферы, совершает полный оборот за 2600 лет; вода рек и озер (5,4% гидросферы) – за 3,3 года; почвенная влага (1,6% гидросферы) – за 0,9 года.
Изучал эти процессы, происходящие в природе – Владимир Иванович Вернадский. Труды В. И. Вернадского: "Минералогия" (издание 1910 г.) и "Биосфера" (издания 1926 и 2000 гг.)
Работа над новым материалом
15 мин
1группа.Дождик начинается,
Зонтик открывается.
Этот зонтик не простой,
Этот зонтик расписной.
Семь цветов на нем, смотри-
На свойства воды указывают они.
Задание: Закрась цветными карандашами все свойства воды, которые найдешь на зонтике.
Задание №2:(2 группа) отгадать загадки нарисовать отгадки
Два братца через мать
Друг на друга глядят (берега)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике
А широкий в море (Река)
К маме речке я бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной(Ручей)
Задание №3 группа №3
Работа с текстом учебника –с54-55, прочитать 1-2 абзац. Определить части реки и составить цепочку.
Группа №4 опережающее задание
-Вот с неё мы и начнем наше путешествие! (детям давалось опережающее задание)
1 уч.-Ертис (русский вариант Иртыш, от тюркского: артыш-перевал, переваливать). Эта река берет начало на склонах Монгольского Алтая, где её называют Кара Ертыс. Его длина-больше 4тыс. км, из них 1400км протекает по территории Казахстана. На Иртыше построены крупнейшие электростанции: Усть-Каменогорская ГЭС, Бухтарминская ГЭС, Шульбинская ГЭС и сооружены крупные водохранилища. Вдоль реки Иртыш расположены такие крупные города, как Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар.
1уч-ся: (слайд №6,стих-ие об Усть-Каменогорске).
Наш город Усть-Каменогорск
Прекрасен и велик
И скоро будет 300 лет
Как он у рек стоит.
Его проспекты широки,
И парки зелены,
А люди, что у нас живут,
Прекрасны и добры
Река Ульба, Седой Иртыш
Поят его водой.
Наш город любим мы тебя,
Будь вечно молодой!
2уч-ся: (слайд №7,где ученик показывает реку Урал. Далее слайд № 8).
-Вторая по величине река Казахстана-Урал (Жайык). Кстати, до 1775года её называли Яик. Река берет свое начало со склонов Южного Урала и впадает в Каспийское море. Это судоходная река. В ней водится много рыбы, в том числе очень ценной породы-Осетровой.
3 уч-ся: (слайд №9,где ученик показывает реку Сырдарью. Далее слайд № 10).
-В два раза меньше Иртыша – Сырдарья. Она берет свое начало в Тянь-Шанских горах. Сырдарья протекает по глинистой и песчаной равнине и легко размывает берега, состоящие их рыхлых горных пород. Поэтому, вода в ней очень мутная. На берегах этой реки когда-то стояло множество древних городов и поселений. Сырдарья впадает в Аральское море.
4 уч-ся: (слайд №11,где ученик показывает реку Или).
-Река Или по своей длине не намного уступает Сырдарье. Она начинается от слияния двух горных рек-Текеса и Кунгеса. От реки. Или зависит «здоровье» озера Балхаш. Она его главная кормилица, вернее поилица. У некоторых рек не хватает сил добраться до другой, более крупной реки, и они просто теряются в песках. Такова судьба рек, Чу, Талас, Сарысу и многих других.
Учитель: - Ребята, не менее важны озёра. В мире свыше миллиона озер. В Казахстане озер меньше, чем рек-почти 5000.Среди них самые большие, которые называются морями. Озера бывают разные. В одних вода горячая, другие постоянно скованы льдами. Озера бывают сточными (вытекает река) и бессточными (не вытекает река) (слайд №11).Самыми крупными озерами в Казахстане является Каспийское море, Аральское море, озеро Балхаш.
5 уч-ся: (слайд №12,где ученик показывает Каспийское море. Далее слайд № 13).
-Каспийское море-самое большое бессточное озеро земного шара-расположено между Европой и Азией. Из-за величины считают морем. Название получило от племен «Каспи», живших в Закавказье в середине 16 века. В последние годы территория Каспийского моря считается важным регионом по добыче нефти и газа.
6 уч-ся: (слайд №14,где ученик показывает Аральское море).
-Аральское море- это тоже озеро, бессточное и соленое. Глубина его когда-то достигала 67м. В Аральское море впадают реки Сырдарья и Амударья. На берегу озера построен город Аральск. Еще несколько лет назад по озеру ходили промысловые суда, велся промышленный лов рыбы. Но в последние годы озеро сильно обмелело.
7 уч-ся:( слайд №14,где ученик показывает озеро Балхаш. Далее слайд № 15).
Балхаш-третье крупное озеро Казахстана после Каспийского и Аральского морей. Его протяженность с запада на восток 600км. Особенностью этого озера является то, что в западной его части вода пресная, а восточной - соленая. На Балхаше хорошо развит рыбный промысел.
Учитель: - Как называется наш район, в котором мы проживаем?(Шемонаихинский) (слайд №16).
Учитель: - Как называется река, протекающая по территории района? (Уба)
Учитель: - Шемонаихинский район расположен в бассейне реки Убы.
2 уч-ся: (слайд №16,где ученик показывает реку Убу).
Уба берет свое начало при слиянии Белой и Черной Убы, которые стремительно, с шумом бегут с высокогорного плато, длина 276км. Большую часть пути Уба протекает по горной местности. Берега её обрывисты, имеется много порогов и перекатов. После дождей река катит по дну крупные валуны и многопудовые камни. На своем пути Уба принимает ряд шумных таежных речек, берущих начало с Тигрецкого и Убинского хребтов.
_Учитель: - Посмотрите небольшой фильм о реке (слайд №17).
-Вот наша красавица Шемонаиха, которая расположилась на берегу Убы. (слайд №18)
1 гр. Задание для учащихся с низкими учебными возможностями.
2. 2гр. Задание для учащихся со средними учебными возможностями.
3гр. Задания для учащихся со средними учебными возможностями
4гр .задания для учащихся с высокими учебными возможностями
Вербальное оценивание групп.
Закрепление изученного
5 мин
Итог урока
3мин
Рефлексия .
2-3 мин
Мини-тесты «Части реки. Работа в парах
Подпиши на схеме название частей реки:
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
5._____________________________
6._____________________________
Вазимопроверка в малых группах
Подводя итог, мне бы хотелось сказать, что у каждого из нас есть своя малая Родина. С особым обликом, со своей скромной и непритязательной красотой. Именно из этой любви к отчему краю и вырастает настоящая глубокая любовь к Родине.
Оценки за урок.
Подведём итог урока с помощью синквейна
1) Понятие. (Реки, озёра).
2) 2 прилагательных. (Горные, равнинные).
3) 3 глагола. (Текут, кормят, поют).
4) Фраза о реке. (Глаза голубые земли).
5) Вывод, обобщение.
Итоговые оценки за урок
Кому сегодня понравился урок и кто хочет продолжать дальше работать с нами так же творчески, активно может пустить свой кораблик по реке, а кому что-то было непонятно, то свои кораблик можете оставить у берега.
Взаимопроверка в в малых группах (ответы на слайде)
Оценка
Рисунок 2C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\My Scans\2009-06 (июн)\ScannedImage-48.jpg15