Самоанализ урока-реквиема по литературе в 11 классе Поэзия Великой Отечественной войны- поэзия подвига
Самоанализ
Урока – реквиема
«Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия подвига»
Тема урока «Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия подвига» является одной из составляющих в разделе «Литература военного периода».
Одиннадцатиклассники уже изучили прозу, познакомились с драматургией военных лет. Этот урок- реквием я задумала как проблемный и построила его в форме дискуссии.
Работая над подбором материала к уроку, сделала основной упор на творчество поэтов, объединенных общими темами- темой подвига народа в годы войны, любви к Родине и ненависти к врагу, темой скорби и памяти.
Цели и задачи урока таковы:
Раскрыть роль и значение поэзии в годы Великой Отечественной войны;
Помочь учащимся разобраться в проблемах, поставленных в стихах поэтов- фронтовиков. Раскрыть главный конфликт – между духовной жизнью и физической смертью.
Развить умение самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщения;
Воспитывать духовную сферу школьников, побудить их пересмотреть свои цели и ценности.
Для достижения поставленных задач я использовала триединство средств: художественное слово, музыка, наглядность, что позволило добиться целостного устойчивого эмоционального внимания класса. Применила технологии микромодулей: событийно- практического микромодуля и микромодуля сопереживания идеалам культуры.
Вначале урока я попыталась создать эмоциональный настрой класса и поэтому ввела символический образ времени, в основе которого лежит пока еще не развитый конфликт (жизнь- смерть). И здесь в триединстве средств (музыка, фотодокументы, слово) доминирует последнее: это сообщение Левитана о вероломном нападении на страну, вступительное слово учителя о связи страны, времени, поэзии.
Основная часть урока была посвящена размышлению над проблемами, поднятыми в прозвучавших стихотворениях. На уроке использован национально –региональный компонент: были названы наши поэты- земляки участники войны, прозвучали стихи Д. Кугультинова. Во время чтения отдельных стихотворений звучали мелодии песен военных лет, демонстрировались фотодокументы, кадр из кинофильма о войне и произведения живописи.
Постановка проблемных вопросов способствовала возникновению дискуссии на уроке, активизации познавательной и мыслительной деятельности, выводила ребят на смысловой анализ, то есть двигаться от образа к поступку персонажей стихотворений, к мыслям и чувствам лирического героя, давая собственную эмоциональную оценку явлениям. Так постепенно ребята были подведены к последнему этапу урока – его кульминации, - к разрешению главного конфликта: вечная слава – мгновенная смерть.
Чтение мной «Реквиема» Рождественского было сконцентрировано на самопереживании ( чтение как бы себе), доминировала музыка Моцарта. Звучала одна из частей его «Реквиема» - Лакриоза. Так удалось осуществить диалог культур - русской и немецкой, вывести ребят на уровень сопереживания и рефлексии.
К уроку была подготовлена тематическая выставка книг, подобраны эпиграфы, использованы компьютерные технологии.
Давая задание на дом, я прибегла к репродуктивному методу – ребята должны заполнить таблицу «Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия подвига».Заполнить таблицу можно было бы и на уроке. Но в этом случае снизился бы эмоциональный тонус урока. Активность класса__________________________________________
Благодарность учителю, работающему в этом классе.
15