Конспект урока по обществознанию Мы — граждане России
Тема урока: мы – граждане России.
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с правами и обязанностями граждан России, уточнения знаний о том, почему человек должен соблюдать права и обязанности.
Планируемые результаты образования:Предметные: научатся объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.
Познавательные: называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; знать и объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен выполнять свои обязанности.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация Power Point;аудио запись гимна России; у учащихся: учебник, тетрадь на печатной основе.
Сценарий урока
I Мотивация учебной деятельности (подготовка класса к работе)
Послушайте стихотворение Н. Поляковой. О чём пойдёт сегодня разговор?
Что значит: Родина моя? Ты спросишь - я отвечу: Сначала тропочкой земля Бежит тебе навстречу. Потом тебе помашет сад Душистой веткой каждой, Потом увидишь стройный ряд Домов многоэтажных. Потом пшеничные поля От края и до края. Всё это - Родина твоя, Земля твоя родная. Чем старше станешь и сильней, Тем больше пред тобою Она заманчивых путей Доверчиво раскроет.
Что же такое Родина?
II Изучение нового материала.
Вы любите свою Родину? А за что вы её любите?.
Да, мы здесь родились и выросли, говорим на родном русском языке, любуемся красотой родного края в любое время года. Рассмотрите пейзажи русской природы (Презентация, показ репродукции).
Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас своими водами, защищает, как мать,
от опасности. И народ сложил много пословиц о Родине. Продолжите пословицы и скажите, как вы их понимаете.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
Я, ты, он, она, Вместе - целая страна. Вместе - дружная семья, В слове «мы» - сто тысяч «я»: Большеглазых, озорных, Чёрных, рыжих и льняных, Грустных и весёлых В городах и сёлах! Над тобою солнце светит, Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете, Родина моя!
Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела добавляют ему силы. Всякое дерево имеет корни, связывающие его с землёй. Это наша история, то, чем мы жили вчера. И сегодня на уроке мы заглянем в историю нашего государства. Рассмотрите политическую карту мира. Покажите на ней Россию (рассматривание карты).
Вот наша страна - Россия, одно из самых крупных государств мира. Столица, то есть главный город, - Москва. Необыкновенная страна Россия! Когда на Дальнем Востоке встаёт солнце и начинается утро, в других областях страны - глубокая ночь. Когда на севере уже выпал снег, наступили холода, на юге ещё плещутся люди в тёплом море, цветут растения.
Как называют жителей нашей страны? (Россияне.) В России живут люди разных национальностей - русские, чуваши, татары, украинцы и другие. Мы с вами - россияне, граждане.
Прослушивание гимна России
России. Каждый человек, живущий в каком-либо государстве, является его гражданином, и государство предоставляет своему гражданину права. Как вы понимаете это слово?
Права - правила поведения, установленные государством. Права граждан записаны в главном законе страны - конституции. В нашей стране это Конституция РФ.
Какие права имеют граждане России? Что значит право на образование? (В нашем государстве каждый имеет право учиться).
Что значит право на медицинское обслуживание? (В нашем государстве каждый имеет право на медицинскую помощь).
Что значит право на выбор профессии? (В нашем государстве каждый имеет право стать тем, кем хочет.)
Что значит право на отдых? (В нашем государстве каждый имеет право на оплачиваемый отпуск.)
Что значит право на жительство? (В нашем государстве каждый может жить там, где ему захочется).
Каждый ребёнок, как и взрослый, является гражданином своей страны, и государство защищает жизнь и здоровье ребёнка, оплачивает его лечение и обучение. Какие права имеет ребёнок? (Ребёнок имеет право носить фамилию родителей, жить в семье, обгцаться с родителями и с другими родственниками.)
III Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
Прочитайте в учебнике стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри». Как вы думаете, для чего нужно учиться?
В сказках часто встречаются ситуации, когда нарушаются права сказочных героев. Подумайте и скажите, в какой сказке были нарушены права на жительство? («Лиса и заяц», «Теремок».)
В какой сказке были нарушены права на свободу? («Чи- поллино», «Гуси-лебеди».)
Работа по тетради (выполнение заданий).
VI Итог урока.
Какие права граждан вы запомнили?
VII Рефлексия (контроль и оценка процесса и результатов деятельности учащимися)
- Что вам понравилось на уроке?
- Какие цели мы сегодня ставили?
- Удалось ли нам их достичь? Почему?
- Давайте оценим нашу работу на уроке.
Поставьте красный кружок в тетради, если у вас получилось красиво и аккуратно, синий – если вы считаете, что ваша работа получилась не так как вы хотелось, зеленый – если вы выполнили работу не до конца.
Список литературы:Окружающий мир: 2класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Ф Виноградова, С.В. Литвиненко, Т.В. Лихолат – М.: Вентана-Граф, 2011. (Начальная школа ХХI века).
Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф Виноградова, С.В. Литвиненко, Т.В. Лихолат – М.: Вентана-Граф, 2013 (Начальная школа ХХI века).
Окружающий мир 2 класс: система уроков по учебнику Н.Ф. Виноградовой / авт.-сост. Т.В. Бут, Н.В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2012