Рабочая программа внеурочной деятельности гражданско — патриотического направления «Край Подгоренский»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов
Протокол № _____
«_____»___________2013 г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
МКОУ Подгоренской СОШ № 1
___________/Бурьян Л.М
«_____»______________2013 г.
Утверждено:
Директор МКОУ
Подгоренской СОШ № 1
__________/Гриценко Т.С.
Приказ №_____
«_____»_____________2013 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
гражданско - патриотического направления
«Край Подгоренский»
2 «В» класс
34 часа
Программу составила:
Лымарь Елена Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Программа курса «Край Подгоренский» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Программа модифицирована на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Программа внеурочной деятельности «Край Подгоренский» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Кружок «Край Подгоренский» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.
Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
научить видеть и понимать красоту живой природы;
сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
развивать потребности общения с природой;
развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Программа «Край Подгоренский» является комплексным и интегративным курсом внеурочной деятельности. Объём содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учётом принципа преемственности с дошкольным периодом и средней школой.
В рамках этой программы для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования целостной картины образа малой родины.
Образовательно-воспитательный процесс основан на сотрудничестве и взаимодействии, ориентирован на культурологическую направленность содержания образования.
Программа помогает с юных лет прививать учащимся навыки бережного отношения к истории родного края, позволяет углубить и расширить познавательные интересы детей.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися.
Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Объекты изучения:
История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.
Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей. Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.
Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;
Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
Описание места данной программы во внеурочной деятельности.
На курс «Край Подгоренский» отводится 1 час в неделю. Программа курса рассчитана на 34 часа (2 классы). Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление – краеведческое.
Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности
Универсальные действия
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретение способности развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
-развитие основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Подгоренского края, чувства сопричастности и гордости за свой посёлок.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;
- формирование эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Воронежского края
- развитие чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;
Регулятивные действия:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику края, поселка;
описывать достопримечательности своего посёлка;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Воронежского края и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой край и город;
- устанавливать причинноследственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии; самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
- готовить и выступать с сообщениями.
Содержание программы
Курс второго года обучения имеет историческое направление и целенаправленность на расширение знаний ребенка о Подгоренском крае. Дети продолжают знакомиться с символикой края, с этапами его становления, с историческими событиями, повлиявшими на становление края, продолжат знакомство с животным и растительным миром. Во втором классе
·более углубленно изучается рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы нашего края.
Раздел 1. «Наш поселок» (8 часов)
История возникновения Подгоренского района. Главные исторические и культурные памятники. Достопримечательности нашего района. Главные исторические и культурные памятники. Архитектура посёлка. Предприятия района, их значение для края и страны. Продукция главных предприятий района.
Практическая работа: картинные описания – устное изложение материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города.
Викторина «Почемучек»
Раздел 2. «Наш край» (18 часов)
Географическое положение Подгоренского края. Наш край на карте мира. Символика края (флаг, гимн, герб). Подгоренский край в древности. История создания и исследования земли Подгоренской. Национальный состав Подгоренского края. Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества. Районный краеведческий музей. Водные ресурсы. Реки Подгоренского края на карте России. Реки Подгоренского края - откуда берут начало и где заканчиваются. Озера Подгоренского края. Флора и фауна. Рельеф. Уникальность Подгоренского края. Растительность. Растительный мир нашего края. Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу». Животный мир. Животный мир Подгоренского края. Птицы нашего края- перелетные и зимующие. Насекомые нашего края. Охрана и значение животного мира. Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае.
Практическая работа с контурной картой: обозначить Подгоренский на карте Воронежской области, наших соседей. Сравнить Подгоренские землю в древности и до наших дней.
Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды. Экскурсия в краеведческий музей. Извлечение (по заданию учителя) необходимую информацию из словарей, хрестоматий, справочников об уникальности Подгоренского края. Игра «Цветик - семицветик».
Раздел 3. «Люди нашего края» (5 часов)
Знаменитые люди нашего района. Герои – подгоренцы в годы Великой Отечественной войны. Герои чеченской войны. Поэты, писатели Подгоренского края. Художники нашего края.
Практическая работа: конкурс стихов поэтов – земляков. Собрать и оформить информацию из разных источников о художниках Подгоренского края
Итоговые занятия. (3 часа)
Игра – викторина «Это было интересно». «Город будущего». Организация исследовательской работы. Выставки и защита проекта «Посёлок будущего».
Учебно- тематический план
№
Тема
Количество часов
практики
теории
всего
1.
Наш поселок
2
6
8
Подгоренский
1
Из истории возникновения посёлка
1
Главные исторические и культурные памятники
1
Достопримечательности нашего района
1
Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по посёлку.
1
Район, в котором я живу.
1
Предприятия района. Значение для края и страны
1
Игра – викторина
1
2.
Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).
7
11
18
Географическое положение Подгоренского края. Наш край на карте мира. Символика края (флаг, гимн, герб)
1
Подгоренский край в древности
1
История создания и исследования Земли Подгоренской
1
Национальный состав Подгоренского края
1
Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества
1
Экскурсия в краеведческий музей
1
Посёлок Подгоренский. История возникновения.
1
Водные ресурсы. Реки Подгоренского края на карте России.
1
Водные ресурсы. Реки Подгоренского края и море. Откуда берут начало и где заканчиваются
1
Водные ресурсы. Озера Подгоренского края. Флора и фауна
1
Рельеф. Уникальность Подгоренского края
1
Растительность. Растительный мир нашего края.
1
Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу»
1
Животный мир. Животный мир Подгоренского края. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие.
1
Животный мир. Насекомые нашего края. Охрана и значение животного мира
1
Экскурсия в краеведческий музей.
1
Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае.
1
Игра «Цветик - семицветик»
1
3.
Люди нашего края
3
2
5
Знаменитые люди нашего района.
1
Герои – подгоренцы в годы Великой Отечественной войны
1
Герои–подгоренцы. Герои чеченской войны.
1
Поэты, писатели Подгоренского края
1
Художники нашего края
1
4.
Итоговое занятие
2
1
3
Игра – викторина «Это было интересно»
1
«Город будущего». Организация исследовательской работы
1
Выставки и защита проекта «Посёлок будущего»
1
Итого
34
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во часов
Характеристика видов деятельности учащихся
Наш поселок (8 часов)
1.
Подгоренский
1
- узнавать символику края, поселка;
описывать достопримечательности своего посёлка;
- устанавливать аналогии; самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах.
2.
Из истории возникновения посёлка
1
3.
Главные исторические и культурные памятники
1
4.
Достопримечательности нашего района
1
5.
Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по посёлку.
1
6.
Район, в котором я живу.
1
7.
Предприятия района. Значение для края и страны
1
8.
Игра – викторина
1
Наша область (18 ч)
9.
Географическое положение Подгоренского края. Наш край на карте мира. Символика края (флаг, гимн, герб)
1
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- формирование эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Воронежского края
- развитие чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;
- ориентация в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее.
10.
Подгоренский край в древности
1
11.
История создания и исследования Земли Подгоренской
1
12.
Национальный состав Подгоренского края
1
13.
Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества
1
14.
Экскурсия в краеведческий музей
1
15.
Посёлок Подгоренский. История возникновения.
1
16.
Водные ресурсы. Реки Подгоренского края на карте России.
1
17.
Водные ресурсы. Реки Подгоренского края и море. Откуда берут начало и где заканчиваются
1
18.
Водные ресурсы. Озера Подгоренского края. Флора и фауна
1
19.
Рельеф. Уникальность Подгоренского края
1
20.
Растительность. Растительный мир нашего края.
1
21.
Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу»
1
22.
Животный мир. Животный мир Подгоренского края. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие.
1
23.
Животный мир. Насекомые нашего края. Охрана и значение животного мира
1
24.
Экскурсия в краеведческий музей.
1
25.
Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае.
1
26.
Игра «Цветик - семицветик»
1
Люди нашего края (5 ч)
27.
Знаменитые люди нашего района.
1
- развитие чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
- готовить и выступать с сообщениями.
28.
Герои – подгоренцы в годы Великой Отечественной войны
1
29
Герои–подгоренцы.
Герои чеченской войны.
1
30.
Поэты, писатели Подгоренского края
1
31.
Художники нашего края
1
Итоговые занятия (3 ч)
32.
Игра – викторина «Это было интересно»
1
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции
33.
«Город будущего». Организация исследовательской работы
1
34
Выставки и защита проекта «Посёлок будущего»
1
Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся:
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности кружка «Край Подгоренский» для учащихся 2 класса распределяются по трем уровням.
Результаты первого уровня:
-приобретение учащимися знаний о:
названии страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
символике страны, края, города, школы;
традициях русского народа и семьи,
-приобретение школьниками знаний о:
правилах экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
условиях жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
существующей в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
-получение сведений о:
технологии изготовления поделок из природного материала.
правилах ТБ в кружке.
окружающем растительном мире, роли растений в жизни людей, разнообразии цветочно-декоративных растений, занесенных в Красную книгу;
Результаты 2 уровня:
- развитие ценностного отношения школьников к окружающей среде и людям, воспитание чувства сопереживания к товарищам;
- видеть и понимать красоту живой природы;
- развитие навыков вести простейшие наблюдения в природе;
- развитие навыков распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
- развитие навыков сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
Результаты 3 уровня:
- приобретение опыта бесконфликтного общения;
- приобретение умения переносить культуру поведения и общения на межличностное общение в повседневной жизни;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- приобретение опыта самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
- приобретение опыта составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
- воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- проводить самостоятельно наблюдения в природе.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Поэтому обязательными для выполнения должны быть следующие требования:
оцениваются достижения, отрицательные оценки исключены;
основным критерием количественной оценки (отметки) являются, прежде всего, затраты усилий, вложенных учащимся в свой учебный труд, положительная динамика его результатов относительно себя.
Качественные оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай ещё!», и т.д.
Формы учета знаний, умений:
- педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- тематический опрос;
- рисуночные тесты («Мой класс», «В школе»);
- методика «Ступеньки», «Волшебный день»;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
- анкетирование учеников и родителей «Удовлетворённость классом и школой».
Список литературы:
Аббасов А.М., Остапенко В.С. Загадки и тайны Воронежского края. Воронеж, 1992.
Веденеева Г.И. Азбука родного края. Пособие по краеведению Воронеж 1995 г.
Воронежская область Википедия
Газета «Подгоренец».
Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee//
Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. Воронеж, 1989.
Красная книга Воронежской области.
Панова В.И. История Воронежского края. Воронеж, 2001.
Подгоренский район. Издательство «Квартал» 2007 год, г. Воронеж
Интернет ресурсы:
Каталог детских ресурсов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Российский образовательный портал; http://edu.1september.ru/ Педагогический университет «Первое сентября»;
Сайт «Все о детях и семье» http://www.7ya.ru/
http://festival.lseptember.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;
http://lit.lseptember.ru/index.php. Газета «Начальная школа» (Издательский дом «Первое сентября»);
http://mega.km.ru «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
http://rus.lseptember.ru.«Начальная школа » (Издательский дом «Первое сентября»);
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://www.researcher.ru/index.html Исследовательская деятельность школьников»;
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115
15