Методика проведения занятий по настольному теннису
Приложение
к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО
НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ
Разработал:
Руководиль физ.воспитания
ГБПОУ КМК
Шихов В.В.
г. Кулебаки, Нижегородская область
Содержание
1
Пояснительная записка
3
2
Учебно-тематический план. .
7
2.1
Задачи 1-й год обучения (1 курс)
7
2.2
Задачи 2-й год обучения (2 курс)
10
2.3
Задачи 3-й год обучения (3 курс).
14
2.4
Задачи 4-й год обучения (4 курс)
14
2.5
Задачи 5-й год обучения (5 курс)
17
3
Методические пояснения по организации занятий
43
4
Условия проведения занятий..
44
5
Знания, умения и навыки обучающихся.
45
6
Механизм оценки полученных знаний.
47
Список использованной литературы..
48
Приложение 1. Тактика и техника игры...
63
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настольный теннис – массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта с разнообразнейшей техникой, богатый тактическими вариантами и требующий высокой общефизической, специальной и психологической подготовки от спортсмена.
Приобщение подрастающего поколения к физкультуре и спорту является наиболее важной проблемой в настоящее время. Настольный теннис наиболее доступный вид спорта, не требующий больших материальных затрат и его популяризация позволит привлечь к занятиям спортом большое количество подростков. Кроме того, занятия настольным теннисом имеют и прикладную направленность. Они развивают координацию движений, ловкость, быстроту мышления, что немаловажно при подготовке будущих специалистов для производства.
Поэтому целью занятий является привлечение подрастающего поколения к спорту, укрепление их здоровья, формирования нравственных качеств личности.
Программный материал предполагает решение следующих задач:
приобщение студентов колледжа к систематическим занятиям спортом;
овладение техническими навыками игры в настольный теннис;
развитие координации движений, ловкости, двигательной памяти и скорости мышления;
воспитание у подростков чувства ответственности перед коллективом, добросовестного отношения к своим обязанностям, уважения к старшим, привитие норм спортивной этики;
развитие морально-волевых качеств и психологической устойчивости обучающихся.
В программу обучения включены разделы:
введение, техника безопасности;
физическая культура и спорт в России, области, городе;
валеология;
основы техники и тактики игры;
психологическая подготовка;
методика обучения;
особенности инвентаря в настольном теннисе;
правила игры, соревнования, их организация, судейская практика, контроль подготовленности занимающихся, парные игры;
участие в соревнованиях;
индивидуальная работа;
разминка перед занятием;
контроль нормативов физического развития.
В основу программы положены методические разработки по настольному теннису отечественных тренеров, применяемые в последние годы для подготовки спортсменов: учебное пособие Л.К. Серовой «Умей владеть ракеткой»; Программа «Настольный теннис» Байгулов Ю.П., ГОУ ЦРСДОД Мин. образования Р.Ф., 2004г.
В содержание занятий включены «Правила игры, соревнования, их организация, судейская практика, контроль подготовленности занимающихся, парные игры» и «Участие в соревнованиях» с целью ознакомления обучающихся с обязанностями судей, системой проведения одиночных и командных встреч по различным системам соревнований, адаптации на соревнованиях, приобретения необходимой соревновательной практики, расширения своего кругозора и круга общения, повышения мотивации тренировочного процесса.
В методическую разработку включен раздел “Индивидуальная работа”, который предусматривает отработку игровых моментов с отдельными студентами с целью комплексного применения их во время игры. Это связано с этапом обучения, когда формируется свой стиль игры, проявляются индивидуальные особенности будущего спортсмена. Все это требует постоянного контроля со стороны преподавателя и его непосредственного участия в учебно-тренировочном процессе.
Данная методика рассчитана на 5 лет обучения.
1-ый год (1 курс) – 6 часов (3 час. – самостоятельная работа);
2-ой год (2 курс) - 4 часа (4 час. – самостоятельная работа);
3-й год (3 курс) - 6 часов (6 час. – самостоятельная работа);
4-ый год (4 курс) - 10 часов (10 час. – самостоятельная работа);
5-ый год (5 курс) - 8 часов (8 час. – самостоятельная работа).
Задачи 1-ого года обучения (1 курс):
обучение правилам игры, основам техники;
развитие специальной физической подготовки и
совершенствование психологических показателей;
3) повышение уровня дисциплины и культуры поведения на занятиях.
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ
Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка, техника безопасности на занятиях.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. История развития настольного тенниса.
Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на организм человека, безопасное поведение дома, в колледже, на улице.
Основы техники и тактики игры. Изучение базовых приемов игры настольного тенниса. Изучение технических приемов согласно приложению 1.
Краткое описание содержания практических занятий по разделу.
Изучение хватки ракетки; стойки у стола; перемещения у стола. Жонглирование мяча на ракетке. Плоский удар, накат, кач (срезка) в простых комбинациях («треугольник», «восьмерка»), атака с кача (срезки), подача без вращения, с верхним и нижним вращением, игра «один – против всех». Основная задача практических занятий – освоение основных элементов игры.
Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической, морально-волевой, технико-тактической подготовки. Определение ошибок в технике обучающихся, проведение работы над исправлением ошибок.
Правила игры. Ознакомление с правилами одиночных игр.
Участие в соревнованиях. Мини-соревнования в группе на занятиях. Участие в Первенстве колледжа по настольному теннису.
Индивидуальная работа. Отработка технических приемов настольного тенниса.
Разминка перед занятием. Занятия с универсальным силовым тренажером, свободная игра у стола, комплекс специальных физических упражнений.
Задачи 2-ого года обучения (2 курс):
повышение уровня технико-тактической подготовки;
изучение новых технических приемов и комбинаций;
формирование навыков самоконтроля и судейской практики.
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ
Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка, знакомство с программой работы объединения, техника безопасности на занятиях.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. Участие спортсменов города и области в региональных, областных, городских соревнованиях.
Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на организм человека, безопасное поведение дома, в колледже, на улице.
Основы техники и тактики игры. Совершенствование приемов игры, освоенных ранее. Изучение технических приемов согласно приложению 1.
Краткое описание содержания практических занятий по разделу.
Стабильная подача с различным вращением мяча, укороченная и длинная в различные точки стола. Техника игры накатом по диагонали и по прямой сериями (до 40 ударов). Техника игры качем (срезкой) по диагонали и по прямой сериями (до 40 ударов). Атакующий удар с кача (срезки) как средство завершения атакующих действий. Изучение технических приёмов: подрезки справа и слева, удара по свече накатом, контрудара, как средство перехвата инициативы в игре. Подраздел игры используется не только как способ обучения и усовершенствования техники, тактики, координации движения, «чувства мяча» физической подготовки, но и как интересный и полезный отдых для большой компании.
Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической, морально-волевой, технико-тактической подготовки. Определение ошибок в технике и тактике игры занимающихся, проведение работы над исправлением ошибок.
Правила игры. Закрепление правил соревнований в одиночных играх по круговой системе соревнований. Знакомство с олимпийской системой соревнований. Составление сетки соревнований. Судейская практика. Правила парных игр. Парные игры.
Участие в соревнованиях. Мини-соревнования в группе на занятиях. Участие в Первенстве колледжа по настольному теннису.
Индивидуальная работа. Отработка технических приемов настольного тенниса, анализ игровой ситуации.
Разминка перед занятием. Занятия с универсальным силовым тренажером, свободная игра у стола, комплекс специальных физических упражнений.
Задачи 3-его года обучения (3 курс):
совершенствование техники игры;
приобретение знаний о тактике игры понятия о тактике игры;
совершенствование психологических показателей;
приобретение первоначальных навыков анализа игры;
приобретение навыков судейской практики.
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ
Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка, техника безопасности на занятиях.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. Тенденции развития настольного тенниса в России, нашей области и городе.
Валеология. Безопасное поведение дома, в колледже.
Основы техники и тактики игры. Совершенствование приемов игры, освоенных ранее. Изучение технических приемов согласно приложению 1.
Краткое описание содержания практических занятий по разделу.
Стабильная подача с различным вращением мяча. Индивидуальная подача. Игра ударами «накат» по диагонали и по прямой сериями. Главная задача данного этапа подготовки – научить придавать мячу сильное вращение верхнее и нижнее. Для этого много внимания уделено техническому приему топ-спин и его отражению. Изучается его выполнение с наката (подставки) и кача (подрезки) сериями. На этом году обучения подробно изучается топ-спин справа, а топ-спин слева. Сильное нижнее вращение мяча достигается подрезкой справа и слева не только наката, но и не сильных атакующих ударов или топ-спинов. Изучаются основы игры против игроков нападающего и защитного плана.
Психологическая подготовка. Основы анализа поведения теннисиста во время встречи. Психологический настрой на встречу с соперником, и на отдельные технические приемы, такие как подача, завершающий удар, контрудар и другие. Психологическая установка на игру.
Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической, морально-волевой, технико-тактической подготовки. Определение ошибок в технике и тактике игры обучающихся, проведение работы над исправлением ошибок.
Правила игры. Закрепление правил одиночных и парных игр, тонкости правил. Проведение соревнований по круговой, олимпийской системам соревнований. Судейская практика в качестве судьи у стола.
Участие в соревнованиях. Мини-соревнования в группе на занятиях. Участие в Первенстве колледжа по настольному теннису. Участие в городских и областных соревнованиях по настольному теннису.
Индивидуальная работа. Совершенствование изученных видов ударов в разнообразных условиях. Правильная оценка игровой ситуации (развивать хорошее игровое мышление, способность быстро принимать решения). Психологический настрой на победу. Отработка игровых ситуаций и умение применять в игре заранее отработанные комбинации. Тренировка высокой скорости выполнения ударов, выносливости, мгновенной реакции.
Разминка перед занятием. Комплекс специальных физических упражнений по разминке мышц рук, ног, спины, шеи. Серьёзное отношение к разминке. Отличие разминки перед тренировкой и перед соревнованиями. Разминка во время длинного перерыва во время соревнований.
Задачи 4-ого года обучения (4 курс):
совершенствование техники игры;
развитие умения выбирать тактику игры в зависимости от ситуации;
совершенствование психологических показателей;
совершенствование физических возможностей;
развитие навыков судейской практики;
развитие вариативного мышления.
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ
Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка, техника безопасности на занятиях.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. Развитие настольного тенниса в России, области, городе.
Валеология. Безопасное поведение дома, в колледже. Последствия употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ, курения.
Основы техники и тактики игры. Совершенствование приемов игры, освоенных ранее. Изучение технических приемов согласно приложению 1.
Краткое описание содержания практических занятий по разделу.
Индивидуальная подача с сложными вращениями в труднодоступные для соперника зоны игровой площадки. Игра ударами «накат» справа и слева в различных направлениях сериями. Игра «подрезкой» справа и слева в различных направлениях. Главная задача данного этапа подготовки – научить самостоятельно комбинировать различные виды ударов с разным вращением нижним, верхним и боковым, подбирать набор технических приемов в соответствии с игровой ситуацией. Основным элементом завершения комбинации рассматривается топ-спин. Все остальные изучаемые технические приемы (особенно промежуточные) должны выполняться с минимальным количеством ошибок. Изучаются более подробно технические и тактические приемы игры нападающих и защитников.
Психологическая подготовка. Разновидности эмоционального напряжения во время встречи с соперником. Методы самоконтроля своего психологического состояния при игре на счет. Анализ и оценка психологического состояния соперника, а также подбор тактико-технических схем игры, исходя из результатов анализа, необходимый для достижения положительного результата. Психологический настрой на сет (партию), конкретный розыгрыш очка. Особенности психологии командных встреч. Методы психологического воздействия на теннисиста.
Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической, морально-волевой, технико-тактической подготовки. Определение ошибок в технике и тактике игры обучающихся, проведение работы над исправлением ошибок.
Правила игры. Полные правила одиночных и парных игр. Обязанности судей. Проведение соревнований по круговой, олимпийской системам соревнований. Судейская практика.
Участие в соревнованиях. Мини-соревнования в группе на занятиях. Участие в Первенстве колледжа по настольному теннису. Участие в городских и областных соревнованиях по настольному теннису.
Индивидуальная работа. Совершенствование технических приемов, свойственных стилю игры, выбранному студентом, в разнообразных условиях и ситуациях. Комплексная оценка игровой ситуации (развивать игровое мышление, способность быстро принимать решения). Отработка игровых ситуаций и умение применять в игре заранее отработанные комбинации, а также импровизировать. Тренировка высокой скорости выполнения ударов, выносливости, мгновенной реакции.
Разминка перед занятием. Комплекс специальных физических упражнений по разминке мышц рук, ног, спины, шеи. Разминка у стола – недостатки и преимущества.
Задачи 5-ого года обучения (5 курс):
совершенствование техники игры;
развитие умения выбирать тактику игры в зависимости от ситуации;
совершенствование физических возможностей;
совершенствование психологических показателей;
приобретение теоретических знаний, позволяющих полностью анализировать и оценивать игру теннисиста;
подготовка квалифицированных судей;
развитие вариативного мышления.
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ
Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка, техника безопасности на занятиях.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. Развитие настольного тенниса. Последние нововведения, правила и новости в мире настольного тенниса.
Валеология. Безопасное поведение дома, в колледже. Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения.
Основы техники и тактики игры. Совершенствование приемов игры, освоенных ранее. Изучение технических приемов согласно приложению 1.
Краткое описание содержания практических занятий по разделу.
Отработка индивидуальных подач с скрытым вращением сложных для приёма соперником. Игра ударами «накат» справа и слева в различных направлениях сериями. Игра «подрезкой» справа и слева в различных направлениях. Главная задача данного этапа подготовки – научить самостоятельно оценивать и анализировать ситуацию на игровой площадке и применять в зависимости от сложившейся обстановки все приобретенные навыки. Перед обучающимися ставится задача переосмысление материала пройденного в начале обучения; например, плоский удар может рассматриваться как мощная завершающая атака. Много внимания уделяется ударам, имеющим сильное вращение (топ-спин, подрезка), а также доигрыванию комбинаций и перехвату инициативы.
Психологическая подготовка. Изучение моделей поведения при игре на счет (с примерами на практике). Способы снятия высокого эмоционального напряжения во время встречи и после неё. Анализ и оценка ситуации на игровой площадке, и смена тактики в сложившейся обстановке для достижения положительного результата. Установка на игру с более сильным и равным соперником. Особенности психологии парных встреч.
Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической, морально-волевой, технико-тактической подготовки. Воспитанники, по окончании данного этапа обучения, должны обладать способностью обучать начинающих теннисистов основам тактики и техники игры, знать основные принципы и приемы обучения настольному теннису.
Правила игры. Полные правила одиночных и парных игр. Обязанности судей. Проведение соревнований по всем системам соревнований. Судейская практика.
Участие в соревнованиях. Мини-соревнования в группе на занятиях. Участие в Первенстве колледжа по настольному теннису. Участие в городских и областных соревнованиях по настольному теннису.
Индивидуальная работа. Разъяснить влияние индивидуальных качеств человека на выбор стиля игры и предпочтений в тактико-технических схемах игры. Совершенствование технических приемов, свойственных стилю игры, выбранному воспитанником, в разнообразных условиях и ситуациях. Комплексная оценка игровой ситуации (развивать игровое мышление, способность быстро принимать решения). Отработка игровых ситуаций и умение применять в игре заранее отработанные комбинации, а также импровизировать. Тренировка высокой скорости выполнения ударов, выносливости, мгновенной реакции.
Разминка перед занятием. Разминка не основных групп мышц, когда и зачем применяется. Отношение к разминке как к началу встречи с соперником. Физические нагрузки в свободное от спорта время (летние каникулы, длительные перерывы не связанные с болезнью). Упражнения на развитие игровых групп мышц.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ.
Основной формой организации учебного процесса является занятие. Оно проводится по традиционной схеме и состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.
В подготовительную часть входит разминка, ее цель – разогреть мышцы. Обучающиеся выполняют комплекс упражнений на гибкость и подвижность суставов, а также упражнения, непосредственно готовящие их к основной части. Разминке посвящается 10-20 мин.
Основная часть тренировки направлена на освоение техники и тактики игры, развитие специальных физических и морально-волевых качеств. Обучающиеся выполняют упражнения на столе, у стены, играют на счет.
Заключительный этап занятия включает подведение итогов, делаются соответствующие выводы и рекомендации.
Для проверки усвоения техники и тактики игры, знаний правил, уровня психологической подготовки регулярно проводятся соревнования.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Для проведения учебно-тренировочных занятий необходимо иметь:
столы для настольного тенниса;
сетки для настольного тенниса;
ракетки и мячи;
тренажер для отработки удара «накат» (колесо);
методические пособия по теории настольного тенниса, тактике и технике игры;
стенд по теории настольного тенниса в помощь обучающимся;
методические материалы в помощь преподавателю.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К концу 1-го года обучения (1 курс) обучающиеся
должны знать:
правила одиночных игр;
иметь представление об олимпийской системе соревнований;
технику выполнения основных ударов (плоский удар, подрезка, накат);
историю развития игры в России.
должны уметь:
выполнять основные технические приемы игры;
судить одиночные и парные игры;
выполнять сложные движения (перемещения у стола, удары) с определенной силой и скоростью.
К концу 2-го года обучения (2 курс) обучающиеся
должны знать:
технику выполнения основных нападающих и оборонительных технических приёмов;
круговую и олимпийскую системы соревнований;
технику выполнения несложных комбинаций ударов
должны уметь:
выполнять без ошибок основные технические приемы;
выполнять технические приемы и их сочетания;
судить одиночные и парные игры.
К концу 3-го года обучения (3 курс) обучающиеся
должны знать:
психологический настрой организма во время розыгрыша очка;
тенденции развития настольного тенниса в России, нашем регионе;
тактические варианты игры при игре против защиты и нападения.
должны уметь:
правильно выбирать тактику в зависимости от игры соперника и игровой ситуации;
серийно выполнять сложные элементы игры;
в совершенстве выполнять и комбинировать базовые элементы игры;
владеть навыками судьи.
К концу 4-го года обучения (4 курс) обучающиеся
должны знать:
все основные системы соревнований в настольном теннисе;
тактические варианты игры;
методы психологического воздействия на теннисиста.
должны уметь:
оценивать психологическое состояние свое и соперника;
обучать базовым и сложным элементам игры;
анализировать и корректировать свою игру;
использовать все изученные приемы игры;
организовывать и проводить соревнования в группе.
К концу 5-го года обучения (5 курс) обучающиеся
должны знать:
способы корректировки техники и тактики игры;
способы психологического давления на теннисиста.
должны уметь:
регулировать свое психологическое состояние по ходу встречи;
анализировать технику и тактику игры свою и соперника до встречи и во время неё;
проводить полный анализ игры соперника;
в совершенстве комбинировать сложные элементы игры;
организовывать и проводить соревнования в группе;
владеть навыками судьи.
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Формы контроля за знаниями, умениями и навыками осуществляются через:
зачеты по технике и тактике игры;
мини-соревнования в группе;
13PAGE 15
13PAGE 141315
Заголовок 1Заголовок 215