Организация и методика проведения занятий по обслуживающему труду.

Организация и методика проведения занятий
по технологии.
Важной особенностью технологии как общеобразовательной школьной дисциплины является интегра-тивный характер и практико-ориентированная направленность формируемых у учащихся знаний и умений. Овладение ими происходит в процессе изготовления конкретных изделий, поэтому такое большое значение имеет выбор объектов труда. Они должны соответствовать учебной программе и подбираться в зависимости от уровня знаний и умений школьников, учитывать их интересы и материальные возможности. Эти изделия могут быть различной конструкции, размера (предназначенные для себя или родственников), иметь разнообразную отделку (вышивку, аппликацию и др.). Все практические работы должны быть доступны и посильны учащимся, соответствовать материально-технической базе мастерской.
Планирование и подготовка каждого очередного занятия строятся на основе учебного плана. Исходя из содержания обучения, на каждом занятие конкретизирую учебную и воспитательную цели урока. Занятия по технологии носят, как правило, комбинированный характер. Особо можно выделить занятия по итоговой проверке знаний, лабораторно-практические работы, экскурсии.
При составлении плана занятия предусматриваю его вводную, основную и заключительную части. Делаю акцент на новые понятия и умения, особенности технологии изготовления изделий, которые должны освоить и практически применить учащиеся. К занятию готовлю соответствующее материально-техническое и наглядное обеспечение.
Изучение каждого раздела начинается с вводного занятия, задачей которого является ознакомление учащихся с целями предстоящей работы, содержанием нового материала, практическим заданием, технологической документацией, организацией рабочего места, правилами безопасной работы. Особое внимание уделяется показу трудовых приемов.
Ставлю перед собой задачу добиться осмысленного, освоения школьниками технологии изготовления швейного изделия. При этом важно формировать у учащихся определенные умения и навыки в процессе работы над изделием. Направляю, наблюдаю и корректирую практическую деятельность учащихся. С каждым годом обучения доля направляющей деятельности учителя уменьшается в пользу его корректирующей или консультационной деятельности. Начиная с 7-го класса школьник в состоянии самостоятельно (или вместе с товарищами) выполнить учебный проект. Задача итогового урока состоит в закреплении и контроле знаний и умений учащихся по данному разделу. Ее решают с помощью проверочных работ различного вида (заданий, вопросов, упражнений, тестов, кроссвордов и др.), а также в форме защиты учебного проекта.
Очень важным является умение учащегося осуществить выбор и самостоятельно разработать технологический процесс изготовления изделия.
Изготовление чертежа и выкройки швейного изделия происходит по специальным правилам, установленным ГОСТом. Чертеж рисунок, выполненный по снятым меркам в определенном масштабе на альбомном листе или миллиметровой бумаге с помощью чертежных инструментов и приспособлений: простого карандаша, линейки, угольника, циркуля, лекала, ластика. На чертежах применяют условные обозначения и знаки, также оговоренные в ГОСТе.
Чертеж швейного изделия выполняется на альбомном листе формата А4 простым карандашом с помощью чертежных инструментов.
По чертежу выполняют выкройку изделия в натуральную величину. После получения выкройки можно с помощью изменения ее формы (процесс моделирования) получить нужный фасон.

Фасон изделия внешние черты любого изделия, определяемые формой деталей, линиями, их соотношениями, отделкой.
При подготовке швейного изделия к раскрою на выкройку наносят фасонные линии, подписывают каждую деталь, отмечают направление долевой нити, указывают величину припусков на швы, вырезают детали выкройки.
Технологическим процессом называют ряд действий, в результате которых заготовка превращается в готовое изделие с помощью технологических машин, ручных инструментов и приспособлений.

В нашем случае заготовкой является швейный материал (ткань, нитки, кожа), который преобразуется человеком с помощью швейной машины и других инструментов и приспособлений в швейное изделие.
Чтобы изготовить любое изделие, необходимо проделать следующие операции: разделить материал на части определенных форм и размеров (т.е. произвести раскрой изделия), превратив его в детали; собрать детали в узлы (например, соединить рукав с манжетой); собрать узлы в единое целое готовый предмет.
В целом процесс изготовления швейного изделия (технология пошива) в условиях учебной мастерской или в домашних условиях можно представить себе следующим образом:
1. Снятие необходимых мерок:
с фигуры человека (если это одежда);
с какого-либо изделия (если это чехол и т.п.).
Изготовление чертежа и выкройки изделия или копирование этой выкройки в соответствии со снятыми мерками из журнала мод.
Раскрой изделия деление швейного материала (ткани, кожи и др.) на части соответствующих выкройке форм и размеров. Подготовка деталей кроя к обработке.
Пошив изделия, т.е. сборка отдельных деталей изделия в единое целое.
Придание изделию товарного вида: его отделка и влажно-тепловая обработка.
Для снятия необходимых мерок при пошиве какого-либо изделия необходимо воспользоваться специальным измерительным инструментом сантиметровой лентой.
Снятие мерок с фигуры человека происходит по специальным правилам:
Все мерки снимаются по правой стороне фигуры.
Талию предварительно опоясывают шнурком.
При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо.
При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
Для пошива какого-либо конкретного швейного изделия необходимо снять не все мерки с фигуры человека, а только часть из них.
Каждое швейное изделие выполняют из определенных видов швейных материалов. Поэтому, прежде чем сшить изделие, необходимо выбрать материал, отвечающий определенным требованиям и обладающий нужными свойствами. Важным при выборе материала для пошива изделия является также его цвет и фактура.
В связи с тем, что ткани и другие текстильные материалы достаточно дороги и выпускаются различной ширины (в зависимости от модели ткацкого станка), необходимо уметь правильно рассчитать количество ткани, необходимо для пошива изделия.
Расчет количества материала, необходимого для пошива изделия. Для пошива плечевого изделия (передника с притачным поясом, ночной сорочки, юбки и т.п.) требуется количество ткани, равное:
мерке Ди плюс 10 см при условии, что ширина ткани больше 2С6 плюс 10 см;
мерке 2Ди плюс 10 см при условии, что ширина ткани меньше 2С6.
Для пошива поясных изделий требуется:
для юбки «полусолнце»:
при ширине ткани > 140 см: Ди + 10 см на пояс; при ширине ткани < 140 см: 2Ди + 10 см на пояс;
для юбки в круговую складку:
при ширине ткани > 140 см: 2Ди + 10 см на пояс + 7 см на обработку верхнего и нижнего срезов; при ширине ткани 100-110 см: ЗДи + 10 см на пояс + 7 см на обработку верхнего и нижнего срезов; при ширине ткани 80-90 см: 4Ди + 10 см на пояс + 7 см на обработку верхнего и нижнего срезов;
для пошива брюк, шорт, прямой юбки требуется количество ткани, равное:
мерке Ди плюс 10 см при условии, что ширина ткани больше 2С6 плюс 10 см;
мерке 2Ди плюс 10 см при условии, что ширина ткани меньше 2С6.
Пример.
Расчет количества ткани для пошива прямой юбки с запахом
2С6 + 4 см на свободу облегания + 30 см на запах + 20 см на обработку краев боковых срезов (по 10 см с каждой стороны). Если 2С6 = 86 см: 86 + 4 + + 30 + 20=140 см, значит, можно брать одну длину изделия (Ди) при ширине ткани 140 см и более. При ширине ткани 80-90 см понадобятся две Ди.
Подготовка ткани к раскрою это проверка ее качества (наличие пятен и других дефектов), определение ее лицевой стороны и направления долевой нити, влажно-тепловая обработка, сложение ткани по долевой нити лицевой стороной внутрь.
Раскрой изделия производят в следующей последовательности:
Раскладка деталей выкройки на ткани с учетом направления долевой нити, характера рисунка и ворса, обнаруженных дефектов, величины припусков на обработку срезов, экономного расходования материала.
Прикалывание выкройки к ткани.
Обведение контуров деталей выкройки швейным мелом, обмылком или простым карандашом с учетом припусков.
Проверка правильности раскладки.
Вырезание деталей кроя по линиям припуска на обработку.
Перевод фасонных линий на парных или симметричных деталях кроя (выполняют с помощью копировальных стежков силков).
В готовых изделиях из фланели, хлопчатобумажной, ворсовых тканей и замши ворс должен лежать сверху вниз. На бархате детали раскладывают в направлении против ворса (цвет изделия будет более сочным). При раскладке ткани в клетку или с крупным, четко выраженным рисунком надо помнить о подборе рисунка в швах соединения.
Раскладку начинают с крупных деталей. Необходимо попробовать несколько вариантов раскладки деталей выкройки на ткани (для этого можно использовать компьютер), чтобы остатков получилось как можно меньше и сконцентрированы они были в одном месте. Это позволит сэкономить ткань и использовать ее для отделки, пошива детской одежды или другого изделия при комбинировании с другими тканями.
Подготовленные и обработанные детали кроя собирают в готовое изделие с помощью различных машинных швов. Примерный порядок сборки плечевых и поясных изделий с помощью различных ручных и машинных швов приведен на схемах 1, 2.
В 5 классе учащиеся изготовляют изделия, состоящие из одной или нескольких деталей прямоугольной формы и соединенные машинными швами вподгибку с открытым срезом, вподгибку с закрытым срезом, накладным и обтачным.
В 6 классе учащиеся изготовляют изделия на притачном поясе или на резинке с вытачками, складками, накладными и отделочными деталями, застежкой на пуговицах или с применением тесьмы-молнии
Учащиеся 7-го класса изготовляют плечевое изделие без рукавов или с цельнокроеными рукавами и без воротника с вытачками, складками, накладными и отделочными деталями, застежкой на пуговицах или с применением тесьмы-молнии.

Обработка деталей швейного изделия должна отвечать следующим требованиям:
Ручные стежки должны быть одинаковыми, иметь определенную длину.
Машинные строчки должны быть ровными и проходить на определенном расстоянии от среза или сгиба ткани, а уголки деталей тщательно выправлены.
Каждый шов, обработанный срез и готовая деталь должны подвергаться влажно-тепловой обработке.
Готовое изделие должно отвечать требованиям качества:
Внешний вид должен соответствовать модели.
Парные детали должны быть одинакового размера и симметрично расположены.
Изделие не должно иметь заминов, складок и морщин.
Расчет материальных затрат (стоимость материалов и электроэнергии) на изготовление изделия проводят до его пошива для того, чтобы выяснить, что выгоднее: сшить изделие или купить аналогичный товар. Пример.

Расчет стоимости материалов на изготовление швейного изделия

Наименование товара
Цена
за 1 единицу
материала
Расход
материала
Стоимость материала

1. Ткань
2. Нитки
3. Пуговицы
100 руб./м 10 руб ./катушка 5 руб ./шт.
1,5 м
0,5 катушки
5 шт
150 руб
5 руб
25 руб

Итого: 180руб.

Расчет стоимости затраченной электроэнергии
Мощность швейной машины с электрическим приводом 1 кВт и лампы 0,02 кВт.
Время, затраченное на пошив изделия, 20 ч. Расход кВт: (1 + 0,02) х 20 = 20,4 кВт.
Стоимость 1 кВт-ч = 1 руб.
Стоимость затраченной электроэнергии:
1 руб/кВт х20,4 кВт = 20,4 руб.
Общие материальные затраты: 180 руб. + 20,4 руб. = = 200,4 руб.
Стоимость аналогичного товара в магазине 300 руб.
Вывод: выгодно самому изготовить изделие.
В качестве общих примеров рассмотрим методику проведения тематических циклов в 5-7-м классах.

5-й класс
Изготовление изделий, состоящих из одной или нескольких деталей преимущественно прямоугольной формы и соединенных машинными швами вподгибку с открытым срезом, вподгибку с закрытым срезом, накладным и обтачным.
Цель: дать представление о технологическом процессе изготовления швейного изделия, строении и свойствах тканей из натуральных волокон, научить пользоваться ручными инструментами и швейной машиной с ручным приводом.
Оборудование: линейка, угольник, сантиметровая лента, карандаш, ножницы, игла, нитки катушечные, ткань из натуральных волокон, швейная машина.
Перед практической работой учащимся рассказываю о пользе умения шить, показываю различные швейные изделия, которые они смогут изготовить на уроках технологии. Школьникам демонстрирую инструменты, приспособления и швейные машины, которые им понадобятся для превращения текстильных материалов (тканей, искусственной кожи и замши и т.п.) в готовое швейное изделие. Знакомлю детей с правилами поведения в учебной мастерской, организацией учебных занятий, устройством школьного оборудования. Большое внимание уделяю соблюдению правил безопасной работы.
Учащимся показываю образцы изделий, состоящих из одной или нескольких деталей прямоугольной формы и соединенных машинными швами: вподгиб-ку с открытым срезом, вподгибку с закрытым срезом, накладным и обтачным. Чтобы изготовить подобное изделие, необходимо выполнить ряд действий: суметь прочитать графическое изображение изделия, узнать его размеры и в соответствии с ними построить чертеж, выбрать материал, оптимальный для данного изделия, построить выкройку, раскроить материал и соединить детали изделия в единое целое при помощи различных машинных швов.
Для качественного выполнения этой работы нужно знать основные свойства тканей, последовательность выполнения технологических операций, устройство, назначение ручных инструментов и приспособлений, функциональные особенности швейной машины.
Школьникам рассказываю о классификации текстильных волокон, сопровождая рассказ демонстрацией различных текстильных волокон натурального и искусственного происхождения. Дают представление об основных этапах получения тканей из текстильных волокон: прядении, ткачестве, отделке.
Школьникам говорю о том, что свойства тканей зависят не только от того, из каких волокон она состоит, но и от вида ткацкого переплетения. Знакомлю со свойствами тканей из натуральных волокон, даю некоторые представления об экологии и экономике, разумном взаимоотношении человека и природы.
Приступая к изготовлению швейного изделия, обращаю внимание на его графическое изображение в виде эскиза, чертежа, выкройки. Учащимся даю представление об этих изображениях и назначении каждой линии на них, отличии чертежей швейных изделий от технических чертежей.
Далее объясняю порядок выполнения швейного изделия, состоящего из одной или нескольких деталей прямоугольной формы. Показываю приемы выполнения отдельных технологических операций (снятие мерок с фигуры человека, соединение деталей с помощью машинных швов и т.д.) в заранее определенной последовательности, изложенной в маршрутной или операционной карте. Учащимся рассказываю о профессии технолога, возможных путях экономии материала и времени на выполнение работы. В процессе изготовления изделия внимание учащихся обращают на необходимость соблюдения порядка на рабочем месте, регулярного пооперационного контроля за процессом пошива изделия: соблюдением технологии и соответствием эстетическим требованиям.
Школьникам рассказываю о порядке соединения отдельных деталей и узлов швейного изделия в единое целое с помощью машинных швов: вподгибку с открытым срезом, вподгибку с закрытым срезом, накладным и обтачным. Им показываю образцы таких соединений и порядок их выполнения. Внимание учащихся обращаю на зависимость выбора номера иглы швейной машины от толщины материала, его вида, номера ниток.
Большое внимание уделяю отделке изделий. Учащимся рассказываю об отделке изделий с помощью аппликации и отделочной тесьмы, которые улучшают внешний вид изделия, объясняю порядок выполнения отделочных работ.


6-й класс
Изготовление изделия на притачном поясе или на резинке с вытачками, складками, накладными и отделочными деталями, застежкой на пуговицах или с применением тесьмы-молнии.
Цель: дать учащимся представление о строении и свойствах тканей из химических волокон; ознакомить со способами соединения деталей, способствующими повышению качества изделий; процессом изготовления изделия на притачном поясе; научить пользоваться швейной машиной с электрическим приводом.
Оборудование: линейка, угольник, сантиметровая лента, карандаш, ножницы, игла, нитки катушечные, ткани из натуральных и химических волокон, швейная машина.
Учащимся показываю образцы изделий для практических работ, говоря об их многообразии. Детали этих изделий соединяются настрочным, расстрочным и ранее изученными машинными швами.
Более подробно останавливаюсь на видах химических волокон и свойствах тканей, изготовленных из этих волокон. Вместе с детьми проводим сравнительный анализ свойств тканей, из натуральных и химических волокон, говорю об использовании этих свойств при изготовлении швейных изделий разного назначения.
Особое внимание уделяю видам складок и застежек (конструктивных и декоративных) в изделиях на притачном поясе, моделированию изделий на основе базовой выкройки.
Приступая к пошиву изделия на притачном поясе или на резинке с вытачками, складками, накладными и отделочными деталями, застежкой на пуговицах или с применением тесьмы-молнии, каждый учащийся с помощью учителя составляет план технологической обработки своего изделия после раскроя. Например, последовательность пошива прямой юбки такова:
Сметать вытачки и боковые швы.
Провести примерку и устранить недочеты посадки изделия на фигуре.
Стачать вытачки и боковые швы.
Обработать застежку.
Обработать верхний срез притачным поясом.
Обработать нижний срез.
Учащимся даю представление о таких профессиях, как конструктор, технолог, художник-модельер. Обращают внимание на личные качества людей, имеющих названные профессии.
Учащимся рассказываю об изготовлении швейных изделий в условиях производства, отличающемся от изготовления в школьной мастерской или дома. Это компьютерный раскрой, дающий максимально экономную раскладку деталей выкройки на ткани, использование лекал, разделение труда по сложности и видам работы (выполнение швеей-мотористкой какой-либо операции, например пришивание накладного кармана или втачивание рукавов в пройму).
Далее учащихся информирую о способах отделки швейного изделия на притачном поясе. К ранее изученным видам отделки швейных изделий (вышивка, аппликация) добавляется отделка изделий с помощью декоративных строчек, беек, кантов, защипов.


7-й класс
Изготовление плечевого изделия без рукавов или с цельнокроеными рукавами и без воротника с вытачками, складками, накладными и отделочными деталями, застежкой на пуговицах или с применением тесьмы-молнии.
Цель: дать учащимся представление о прядильном и ткацком производстве; показать возможные пути совершенствования технологических процессов; ознакомить с приемами работы по изготовлению плечевых изделий; научить пользоваться швейной машиной с ножным приводом.
Оборудование: линейка, угольник, сантиметровая лента, карандаш, ножницы, игла, нитки катушечные, ткань из натуральных волокон, швейная машина.
Учащимся показываю объекты для практической работы. Внимание школьников обращаю на многообразие плечевых изделий, особенности технологии их пошива: первую и вторую примерку. Более подробно останавливаюсь на процессе изготовления ткани. Учащимся даю представление о прядильном и ткацком производстве: основных операциях и процессах прядения и ткачества. Подробно останавливаюсь на таких вопросах, как отделка и окраска тканей, пути повышения износостойкости швейных изделий; свойства тканей из натуральных волокон; снятие с фигуры человека необходимых для пошива плечевых изделий мерок.
Перед практической работой провожу беседу о том, как можно уменьшить материальные затраты, упростить процесс изготовления изделий с целью снижения их себестоимости. Учащимся разъясняю такие понятия, как экономика, производительность труда, себестоимость продукции, нормирование труда.
Далее учащимся объясняю порядок изготовления плечевых изделий без рукавов или с цельнокроеными рукавами и без воротника с вытачками, складками, накладными и отделочными деталями, застежкой на пуговицах или с применением тесьмы-молнии. Это выбор модели изделия, снятие мерок, изготовление выкройки, раскрой, пошив (сметывание вытачек, складок, деталей изделия; первая примерка; стачивание деталей и узлов изделия, обработка застежки и горловины; вторая примерка; обработка нижнего среза изделия), влажно-тепловая обработка изделия.
Для соединения деталей и узлов плечевых изделий используют двойной, запошивочный и ранее известные школьникам машинные швы. Учащимся объясняю, что детали швейного изделия можно соединять друг с другом различными способами. Так, например, боковые срезы плечевого изделия могут быть обработаны машинными швами: стачными вразутюжку и взаутюжку, двойным и запо-шивочным.
Особое внимание обращаю на обработку вытачек, складок, горловины, застежки, а также на отделку изделия вышивкой или кружевами. Учащимся показываю образцы изделий, рассказываю о народных прикладных художественных работах, связанных с отделкой изделий из ткани; говорю о направлениях современной моды в области отделки швейных изделий, показываю приемы выполнения отделочных работ, предлагаю выбрать любую из них.