Программа Речевые упражнения как средство развития коммуникативных действий одаренных детей
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска
«Гимназия № 117»
Программа утверждена 15 ноября 2014 года
С.В. Бойковой
Речевые упражнения как средство развития коммуникативных действий одаренных детей
Программа рассчитана на детей в возрасте 6-8 лет
Сроки реализации программы: учебный год 2014-2015
Программу составили: Богунова О.С., Беляева Н.В.
Программа реализуется в г. Омске
Пояснительная записка
Программа направлена на развитие речевых возможностей детей с признаками интеллектуальной одаренности.
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающих сверстников, с признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы. Нас заинтересовал вопрос развития речи, творческого воображения одарённых детей, их литературного творчества. От развития речевой деятельности зависит общая и специальная (научная, техническая, эстетическая) культура человека. Недостаточное развитие речевой деятельности является показателем для дальнейшего усовершенствования.Наша задача помочь ребенку стать успешным, создать ему психологический комфорт.
Цель программы: развитие речевых возможностей для активизации коммуникативной и познавательной деятельности детей с признаками интеллектуальной одаренности.
Речевые упражнения
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, на уроках обучения грамоте, письма (а так же и других предметах), чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 2-3 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно убрать, функции контроля возьмут на себя его собственные ощущения.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Упражнения для губ (статические)
1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.
6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для губ (динамические)
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
Упражнения для губ в комплексе
Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.Потянули - перестали. И нисколько не устали!
Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону -Губы хоботом тяну.А теперь их отпускаюИ на место возвращаю.
Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...
Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...
Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.Язык иголочкой потом и потянем остриём.
Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.
Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.Скатываются зубки с горочки.
Организация и проведение речевого дыхания
Задачи развития речевого дыхания:
Следует тренировать длинный выдох, а вовсе не умение вдыхать большое количество воздуха.
Необходимо тренировать умение рационально и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи.
Техника выполнения упражнений для развития речевого дыхания:
воздух набирать через нос,
плечи не поднимать,
вдох должен быть мягким и коротким, выдох – длительным, спокойным и плавным,
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками),
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений:
Упражнения для развития речевого дыхания
“Разминка”
вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям
"Футбол".
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
"Ветряная мельница".
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
"Снегопад".
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
"Листопад".
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
- Положите листочки на ладошку. Сделали вдох носиком, выдох ротиком.
(дети начинают дуть на листики спокойно, продолжительно под музыку)
"Бабочка".
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
"Кораблик".
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
"Одуванчик".
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
"Шторм в стакане".
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
Комплексы традиционных и вариативных игр
Условия для проведения игр и упражнений на дыхание
Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
Не заниматься после еды ( только через 1,5 – 2 часа)
Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
Дозировать количество и темп проведения упражнений.
Формирование неречевого дыхания
1. Игра “Султанчик” (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу).
Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
2. Игра “Шарик”
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
3. Игра “Перышко”
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.
4. Игра “Занавесочка”
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги.
5. Игра “Кулиска”.
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Оборудование: цветные перышки нанизанные на ниточки, закрепленные
на рамке в виде кулис; набор мелких игрушек (сюжеты настольного театра, фотографии, сюрприз) расположенных за “Кулисами”.
Взрослый побуждает ребенка узнать, что находится за “кулисами”, провоцируя на продолжительный ротовой выдох.
6. Игра “Ветерок”
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек. Дунь-подунь, наш ветерочек.Ветерочек, ветерок,Дунь-подунь, наш ветерок.
7. Игра “Бабочка лети”
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:
Бабочка летала,Над (Вовочкой) порхала.(Вова) не боится –Бабочка садится.
Взрослый “сажает” бабочку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее.
8. Игра “Горячий чай”
Задача: учить ребенка продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл.
(Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой и прикрепляется к чашке с помощью пружинки).
Ребенок дует а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки.
Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.
9. Игра “Кораблик”
Задача: формировать длительный носовой выдох.
Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.
10. Упражнение “Загони мяч в ворота”
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) “мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.
11. Игра “Задуй свечу”
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.
12. Игра “Волейбол”
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Оборудование: воздушный шарик.
Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый дует на шарик, который летит к ребенку, а ребенок в свою очередь тоже дует на шар (шар летает от взрослого к ребенку и наоборот).
13. Игра “Чей паровоз громче гудит”
Задача: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).
Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).
Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2-3 предъявленных пузырьков гудел (свистел) громче.
14. Игра “Погреем руки”
Задача: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.
Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).
Усложнение: “греем ручки” с одновременным длительным произнесением гласных звуков “ А, У, О ”.
15. Игра “Зайка”
Задача: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха.
Взрослый читает стихотворный текст:
“Зайке холодно сидеть
Надо лапоньки погреть. (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).
Лапку заинька обжег.
На нее подуй дружок. (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха).
Затем предлагается ребенку также подуть.
16. Игра “Ароматные коробочки”
Задача: формировать носовой вдох.
Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки …).
Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей.
17. Игра “Отгадай по запаху”
Задача: формировать носовой вдох.
Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.
А. “Парные коробочки”: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.
Б. “Поставь по порядку”: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”.
Усложнение: за счет увеличения количества коробочка.
18. Игра “Пузырьки”
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).
Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).
19. Игра “Мотыльки”
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох), учить регулировать силу воздушной струи.
На уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета (или величины). Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть на мотылька определенного цвета или величины.
На зеленом, на лугуМотыльки летают.
Красный мотылек взлетел …и т.п.
20. Игра “Воздушные шары”
Задача: формировать предпосылки целенаправленного комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.
Ребенку предлагается подуть на воздушный шарик, который находится на уровне лица ребенка. Подуть на шарик так, чтобы он отлетел к мишке, кукле, зайке.
21. Упражнение “Трубочка”
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.
Ребенок дует через трубочку свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе.
22. Игра на музыкальном инструменте “Дудочка”
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, стимулировать мышцы гортани.
Проводится в форме обучения игре на дудочке с предварительным показом носового вдоха и активного ротового выдоха в медленном темпе.
23. Игра “Мыльные пузыри”
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Проводится с готовой игрушкой (не рекомендуется испытать самодельные мыльные пузыри).
Взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.
24. Игра “Капелька”
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Оборудование: соломинка для коктейля, акварельные краски, лист бумаги.
Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька “бежит” и оставляет за собой след.
25. Игра “Мой сад” или “Тихий ветерок”
Задача: учить контролировать силу воздушной струи.
Взрослый дает образец длительного ротового выдоха, сопровождая показ двустишьем: “Тише дуй, ветерок. Тише дуй на мой садок.” Контролировать силу воздушной струи, можно использовать “цветочное поле” (в зеленый картон ввинчиваются пружинки с бумажными цветочками). От воздушной струи цветы качаются.
26. Упражнение “Огонечек пляшет”
Задача: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой).
Взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха (перед горящей свечёй), затем побуждает ребенка сделать так же.
27. Упражнение “Мячик в корзине”
Задача: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой).
Взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха.
Мячик сделан из ваты или пищевой фольги. Корзина изготовлена из ? части коробочки большого киндер-сюрприза, в которую вставлена соломинка для коктейля. Ребенок дует через соломинку, стараясь удержать воздушной струей мяч в корзине.
Формирование речевого дыхания
1. Упражнения: “Отгадай, кто позвал”
Задача: формирование длительного фонационного выдоха.
Оборудование: картинки с изображением животных (можно игрушки).
Взрослый заранее обговаривает с детьми какому предмету какой звук принадлежит. Дети закрывают глаза, один ребенок длительно на плавном выдохе произносит звук соответствующий какому-либо предмету, а остальные дети отгадывают какой предмет их “позвал”.
2. Игра “У кого длиннее звук (слог)?”
Задача: формирование речевого выдоха.
Дети произносят на одном выдохе звук (слог).
3. Игры “Назови картинки”
“Повтори слова”
Задача: формирование речевого выдоха.
Оборудование: 5 предметных картинок.
А. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.
Б. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе, затем убирает их и просит ребенка назвать картинки по памяти на одном выдохе.
В. Взрослый называет 3-5 слов и просит ребенка повторить слова на одном выдохе.
4. Игры “Повтори предложение”
“Повтори пословицу (поговорку)”
Задача: формирование плавной слитной речи.
Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку), ребенок на одном выдохе.
5. Игры “Мой веселый звонкий мяч”
“Кто больше скажет без передышки”
Задача: формирование плавной слитной речи.
Ребенок рассказывает любое стихотворение или рассказ и в конце каждой фразы ударяет мячом о пол.
Правильно сформированное диафрагмальное дыхание, которое является базой для формирования речевого дыхания, позволит в дальнейшем перейти к его развитию.
Пальчиковая зарядка
Одновременно ведется работа по развитию мелкой моторики рук.
Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук в процессе их движения. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого – развитию моторной функции речи. Помимо специальных упражнений это могут быть настольные игры “Мозаика”, “Конструктор”, выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками.
В период обучения грамоте включаются различные виды упражнений на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а так же различные массажи. Я предлагаю интересный массаж для пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Массаж пальцев
Дети растирают каждый палец левой руки указательным и средним пальцами правой, сопровождая манипуляции словами:
Без пальто гулял глупышка,И замерз он как ледышка.Чтобы пальчик отогреть,Будем мы его тереть.
Затем тоже самое проделывают с пальцами правой руки со словами:
Жил на свете Аладдин,У него был в лампе джинн.Чтоб позвать наружу джинна,Трем мы лампу Аладдина.
Гимнастика для пальцев с использованием карандашей.
Дети перекатывают между двух ладоней два карандаша, сопровождая действия словами:
Карандаш в руке катаю,Между пальчиков верчу.Непременно каждый пальчикБыть послушным научу.
“Ладонь – кулак”
Руки положить на стол:
а) ладони прижаты к столу;б) одновременно сжать оба кулачка (позиция “кулак – кулак”);в) разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция “ладонь – кулак”).
Хочешь? Тоже делай так:То ладонь, то кулак.
“Колечко”
Большой палец правой руки поочередно соединяются в кольцо с каждым пальцем. Затем то же левой рукой. Затем одновременно обеими руками.
Выйду на крылечко,Вынесу колечко.Я его вместо игрушкиПодарить хочу Валюшке.
Такой массаж стимулирует речевое развитие ребенка, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат кровоснабжение пальцев рук.
Речевая разминка на уроках способствует как подготовке учащихся к говорению, так и совершенствованию их навыков владения своим речевым аппаратом.
Упражнения по технике речи необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.
И надо помнить, что на первом году обучения подготавливается почва для формирования языковой компетенции ребенка, и как мы эту почву подготовим, то потом на ней и вырастет.
Структура программы
Раздел,
упражнения Урок Место в уроке Периодичность использования
Артикуляционная гимнастика (стр. 3)
20 упражнений Русский язык (обучение грамоте, письмо), литературное чтение (обучение грамоте,чтение) На этапе самоопределения к деятельности Ежедневно 2-3 раза в день по 5 минут
Развитие речевого дыхания (стр. 9) Русский язык (обучение грамоте, письмо), литературное чтение (обучение грамоте,чтение) На этапе самоопределения к деятельности 3 раза в неделю на уроке по выбору учителя в течении 5 минут
- 10 упражнений
- 32 игры
Динамическая пауза, физминутка 2 раза в неделю только на уроках литературного чтения после упражнения на развитие речевого дыхания
Пальчиковая гимнастика (стр. 20)
4 упражнения Русский язык (обучение грамоте, письмо), литературное чтение (обучение грамоте, чтение, математика ) Динамическая пауза, физминутка Ежедневно на перечисленных уроках
Положительные эффекты Показатели наличия у детей речевых возможностей
Использование речи с отсутствием нарушений звукопроизношений
Чистое произношение звуков
Увеличение частотности применения в устных высказываниях распространенных предложений Применение распространенных и нераспространенных предложений
Появление уверенности при устных ответах на уроках Полный ответ на вопрос
Возникновение инициативности в организации беседы Умение вести беседу
Появление догадок, проблемных и исследовательских вопросов Лексико-грамматический строй